Рабочая программа по внеурочной деятельности Театр плюс Риторика (6 класс)

Раздел Дополнительное образование
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Основная общеобразовательная школа № 36»



Рассмотрено

руководитель МО

Еремеева О.А./_____/

Протокол № 1от « 28.08.»

2015г.

Принято на заседании педагогического совета

Протокол№_

от «______»

2015г.

.

Утверждаю

директор МБОУ «ООШ №36 »

_Весёлкина Е.Г._____/

Приказ №350 от «31.08.»2015г.


.



Рабочая программа

по внеурочной деятельности

общекультурного направления

« Театр плюс Риторика»

классы - 6

количество часов в год - 35



Автор- составитель:

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Шамаева Е.А.







Анжеро- Судженск

2015г.



Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Планируемые результаты

  3. Содержание программы

  4. Список литературы

















































ПРОГРАММА « Театр + Риторика»

(для учащихся 6 класса )

на 2015-2016 учебный год.

Пояснительная записка

Программа театрального кружка « Театр плюс Риторика» составлена на основе образовательной программы « Основы театрального искусства» под редакцией А.А. Похмельных, программы И.А. Генераловой « Театр»,2011

Программа «Театр + Риторика» является программой общекультурной направленности. С театральным искусством школьники знакомятся различными путями: на занятиях театрального кружка, при просмотре школьных инсценировок, читая книги, слушая беседы и доклады.

Новизна программы состоит в том, что в процессе занятий учащиеся получают знания о выразительности речи, знакомятся с основными положениями реалистической игры на сцене и элементами сценической грамоты.

В связи с отдалением современных детей от чтения книг и с возникающими отсюда проблемами (оскудение словарного запаса современных школьников, неумение связывать отдельные единицы речи в текст, неумение грамотно и связно выражать свои мысли и, как следствие, боязнь говорить на аудиторию (класс), уход в себя, замкнутость, сложности в общении), большое значение приобрела проблема развития речи у детей, чему и будут способствовать лингвистические, речевые, интонационные практикумы, предусмотренные программой данного курса. . Причины введения данного курса обусловлены необходимостью компенсировать недостаточное количество часов на лингвистические, культурологические и творческие практикумы базисной программы.

Актуальность программы обусловлена и тем, что занятия театральным искусством, разнообразные по содержанию и форме, воспитывают у школьников эстетическое отношение к тому, что является прекрасным в быту, в природе и искусстве. Театральные игры и школьные инсценировки положительно влияют на развитие мышления и творческой фантазии учеников.



Основная цель программы :

Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности, развитие эстетической отзывчивости.

Поставленная цель раскрывается в следующих задачах:

воспитательные - формирование положительных эмоций, активизировать познавательный интерес и образное мышление;

художественно-творческие - развитие творческих способностей, воображения и образного мышления, навыков вежливого обращения с партнёрами по сцене;

технические - освоение технических приёмов владения своим телом, совершенствовать гибкость и выносливость.

На занятиях внеурочной деятельности учащиеся поэтапно, соответственно возрасту, учатся создавать сценические образы. Каждый последующий этап предусматривает усложнение характера сценического героя, его места в спектакле, увеличение объёма речи.

Изучение данного курса тесно связано с дисциплинами гуманитарного профиля. Отличительной чертой данной программы от традиционных уроков являются формы проведения занятий: имитация ситуации, озвучивание и пантомима, импровизация на заданную тему, творческие экспромты, упражнения на релаксацию, упражнения на разогрев, тренинги на постановку голоса (тональность, громкость, эмоциональность), создание мини сценариев на материале образцов, тематические сценарии, их защита, режиссура, актёрское мастерство. Данные формы дадут возможность каждому учащемуся реализовать себя.

Отличительные особенности данной программы заключаются и в том, что занятия предусматривают индивидуальную направленность овладения основами сценического искусства каждым ребёнком. Процесс обучения строится на интересных сюжетах из школьной жизни и быта.

Возраст детей: учащиеся 6 классов. Дети этого возраста способны к заучиванию определённой информации о предстоящей роли.

.Срок реализации данной программы рассчитан на 1 год обучения. В структуру программы входит несколько разделов, которые делятся на темы.



Программа предусматривает использование следующие формы занятия

- игра

- беседа

- иллюстрирование

- изучение основ сценического мастерства

- мастерская образа

- мастерская костюма, декораций

- инсценирование прочитанного произведения

-постановка спектакля

-посещение спектакля

-работа в малых группах

-актёрский тренинг

-экскурсия

-выступление

Принцип работы программы предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Методы работы на занятиях.

Сценическое искусство включает множество методов самовыражения личности:

- ролевая игра ( исполнение роли учит детей ориентироваться на сцене, строить диалог с партнёром, запоминать слова героев инсценировки, развивать зрительную память, наблюдательность, фантазию);

- культура речи (на данном этапе развивается чёткая дикция, разнообразная интонация, творческая фантазия, пополняется словарный запас);

- ритмопластика (данный метод позволяет детям учить и запоминать нужные позы, учит создавать различные образы, развивает координацию движений).

2.Планируемые результаты

Результаты первого уровня - приобретение школьниками социальных знаний

О ситуации межличностного взаимодействия; усвоение представлений о самопрезентации, понимание партнёра.

Результаты второго уровня- получение ребенка опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов, уважительного отношения к иному мнению и культуре других народов.

Результаты третьего уровня- получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия. Овладение инструментами межличностного взаимодействия: ведение переговоров, исследование зрительного интереса, использование различных способов информирования.

Личностные и метапредметные результаты

Личностные (умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей и отвечать за этот выбор)

Регулятивные универсальные учебные действия (умения организовывать свою деятельность)

Познавательные УУД ( умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире)

Коммуникативные УУД ( умение общаться, взаимодействовать с людьми)

Оценивать ситуации и поступки

( ценностные установки, нравственная ориентация)

Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей( личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе)

Определять и формулировать цель деятельности

( понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно). Составлять план действий по решению проблемы(задачи), осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут.

Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания( энциклопедия, словари, справочники, СМИ, интернет- ресурсы и пр.) добывать новые знания

( информацию ) из различных источников и разными способами( наблюдение, чтение,

слушание). Перерабатывать информацию ( анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия для получения необходимого результата- в том числе и для создания нового продукта. Работая с информацией, уметь передавать её в сжатом или развернутом виде.

Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи. Понимать другие позиции( взгляды, интересы)

Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды.

Самоопределяться в жизненных ценностях ( на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки(личностная позиция, российская и гражданская идентичность)

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.





Формы подведения итогов:

- просмотр инсценировок, подготовленными учащимися;

- участие в тематических праздничных программах в школе

Оценка реализации программы:

  1. Анкетирование

  2. Включение педагогического наблюдения

  3. Рефлексия

  4. Анализ инсценировок

  5. Творческие достижения в конкурсах, играх, концертах

Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:

1.театральные постановки

2. игры

3.открытые занятия

4.концерты

5.анкеты

6.тесты

Диагностика :

Фамилия , имя

Организация театральной деятельности



Техника и выразительность речи

Пластика и движение

Импровизация

Участие в инсценировке сказок

3.Тематический план

Тема занятий

Всего

часов

Тео-рия

(час)

Практи-ка

(час)

Приме-

чание

1.

Вводное занятие.

Задачи кружка. Театр как форма развития речи. История возникновения театра.

1

1




Раздел 1. Игровая театральная педагогика.

3

1

2


2

Ситуативно-массовая сценка "На вокзале".



1


3

Творческое взаимодействие с партнером. Упражнение "Отношение".


1



4

Разговор на сцене. Сценка "Пресс-конференция".



1



Раздел 2. Об основах актерского мастерства

14

4

10


5

Основы актерского мастерства.


1



6

Голос и речь человека. Работа над голосом.



1


7

Жест, мимика, движение.



1


8

Урок актерского мастерства на развитие памяти.



1


9

Практическое занятие на развитие внимания.



1


10

Творческое действие в условиях сценического вымысла.


1



11

Слушать - это тоже действие. Слушание как действие актёра. Творческое взаимодействие с партнером.



1


12

Технология общения в процессе взаимодействия людей.



1


13

Этюды на движение. Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации



1


14

Беспредметный этюд на контрасты.



1


15

Этюд "Звуковые потешки с речью". Чтение стихотворения.



1


16

Искусство диалога. Интонация, настроение, характер персонажа.


1



17

Образ героя. Характер и отбор действий.


1



18

Имитация поведения животного.

Пластическая импровизация на ходу в заданном образе



1



Раздел 3. Театральная деятельность.

17

4

13


19

Импровизация. Конкурсы "Мим" и "Походка".



1


20

Выразительность бессловесного поведения человека.



1


21

Вхождение в образ. Сценка "Немое кино".



1


22

Распределение ролей. Чтение по ролям.



1


23-24

Репетиционные занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям.



2


25

Анализ сюжета, манера двигаться на сцене .


1



26

Реплика - отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления.


1



27

Ремарка: суть, смысл, назначение


1

1


28

Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной роли


1



29

Работа по технике речи и движения



1


30

Репетиционные занятия по технике речи и движения



1


31

Подготовка оформления инсценировки. Эстетическое оформление инсценировки.



1


32

Подготовка афиши.



1


33-34

Премьера инсценировки. Анализ инсценировки.



2


35

Итоги за год.







35

10

25






4. Содержание программы

Вводное занятие. Театр как форма развития речи. История возникновения театра. Театр - школа жизни, "зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины" (Сервантес). Актёр - властелин сцены. Аудио, видео фрагменты. Ознакомительная беседа о театральном искусстве. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

Раздел 1. Игровая театральная педагогика.

  1. Игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», «Автограф» и т.д.

  2. Игра «Импровизированный спектакль ».

  3. Сценка "На вокзале".

  4. Упражнение "Отношение".

  5. Сценка "Пресс-конференция".

  6. Этюд "На вещевом рынке".

Раздел 2. Об основах актерского мастерства.

Упражнения психофизического тренинга:

- разогревающие - связанные, как правило, с расчленением опорно-двигательного аппарата на биомеханические звенья и разминкой каждого звена в отдельности;

- основные - упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом.

- упражнения на включение воображения - «превращение комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т.д.». Учащиеся превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия.

  1. Упражнения на релаксацию

  2. Одиночные этюды по темам:

- этюды на эмоции, на движение, на контрасты

- на выразительность жеста,

- на развитие органики.

Изучаются следующие теоретические понятия:

  1. актёрская оценка - это способность откорректировать своё поведение по отношению к предмету, партнёру, событию.

  2. сценическое внимание - активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание, обоняние, как необходимое условие органического действия. Для тренировки этого важного в актёрской работе процесса существует множество различных упражнений, помогающих воспитанникам научиться удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия.

Слушать - это тоже действие. (Слушание, как действие актёра).

Сценическая речь.

  1. Правила гигиены голоса

  2. Способы закаливания голоса

  3. Упражнения:

а) на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе;

б) на снятие мышечных и психологических зажимов

Тренировка мышц дыхательного аппарата:

- подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц)

- дыхательный тренинг.

Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Король-орёл», «Бык тупогуб», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.)

Постановочная работа.

Подготовка миниатюр, небольших тематических сценических композиций, которые свободно могли бы стать частью любой концертной программы. Постановочная работа делится на несколько этапов. Выбор материала должен проходить при тесном творческом сотрудничестве и заинтересованности воспитанников. При этом, чем более живо и активно будет проходить этот первый этап, тем проще будет строиться дальнейшая работа над уже утверждённым коллективным решением материалом. Тем проще учащимся будет «присвоить» его себе.

Раздел 3. Театральная деятельность.

Сила слова: рассказ о монологе. Многообразие стилистики сценического монолога: монолог-исповедь, монолог-мечта, монолог-признание, монолог-вызов, монолог-осуждение, монолог-раскаяние, монолог-призыв, монолог-клевета, монолог-размышление наедине с самим собой. Монолог - богатство человеческих чувств, дум, мыслей, побуждений, переживаний. Искусство диалога. Реплика - как источник обогащения разговорного и литературного языков. Реплика отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления.

Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Упражнение на релаксацию. Игры и упражнения на разогрев. Импровизация.

Вхождение в образ. Неизвестная строка пьесы (Ремарка: суть, смысл, назначение). Большое в малом (Рассказ о маленькой роли. Маленькая роль - огромное значение. Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной роли).

Упражнения на развития органов чувств. Импровизации. Постановка сценических движений. Основы сценического движения. Управление зрительским вниманием. Выражение взаимоотношения персонажей.

Развитие сценических навыков и умений. Работа над голосом. Работа над телом. Физическая экспрессивность. Концентрация.

Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Постановка голоса и тренировка физической экспрессивности. Концентрация. Работа в ансамбле. Развитие способности выполнять инструкцию.

Участие в постановке. Отбор материала.

Тематическая корректировка сценариев. Утверждение репертуара. Прослушивание. Распределение ролей. Предварительная подготовка. Основные принципы проведения репетиций. Работа над диалогами. Работа над персонажами. Чувства и ощущения персонажей. Композиция и группировка актёров на сцене. Значение времени (хронометраж, темп, ритм). Драматические паузы. Свет, костюмы, декорации.

Дополнительные упражнения, импровизации, игры: прослушивание, упражнения на разогрев. Изучение направления движения. Как поддерживать ритм, соблюдать свою очередь.

Заключительное занятие. Инсценировка. Анализ.

Методическое сопровождение.

Театр - учреждение культуры, осуществляющее профессиональную театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве.

Основными видами деятельности театра являются:
- подготовка и показ спектаклей, а также других публичных представлений;
- организация гастролей, концертов;
- проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов;

СПЕКТАКЛЬ (франц. spectacle, от лат.- spec-taculum - зрелище) - произведение театрального иск-ва, создаваемое театральным коллективом (актеры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в совр. т-ре режиссером-постановщиком.

МИМИКА (от греч. ? - подражательный)- выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека - радости, грусти, гнева и т. п. В отличие от непроизвольного характера бытовой М., не требующей никакой подготовки, М. в т-ре предопределяется большим предварительным творч. трудом актера, требует от него постоянного и внимательного изучения окружающей действительности, изучения человеческих характеров.

РЕПЕТИЦИЯ (от лат repetitio - повторение) - осн. форма подготовки спектакля. Проводится театр. коллективом под рук. режиссера. В процессе Р.- чтения, обсуждения пьесы, многократного ее исполнения по отдельным сценам, актам и всей в целом - постановщик и исполнители добиваются верного раскрытия идейного содержания драма-тургич. произв.,. яркого воплощения образов; они стремятся найти выразит, средства, необходимые для создания целостного по своему идейному и художеств. решению спектакля.

МОНОЛОГ - в драматическом произведении, пространное обращение одного действующего лица к другому или к группе персонажей, размышления героя вслух в моменты, когда он остается один, иногда речь персонажа, непосредственно адресованная к зрителю. М. позволяет исполнителю раскрыть душевную жизнь персонажа, выявить противоречия его мировоззрения, сложность характера

МОРАЛЬ (нравственность) (лат. Moralis - нравственный, mores - нравы) - специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений.

Сюжет (от - предмет) - в литературе, драматургии, кино и играх - порядок событий, происходящих в художественном произведении. Сюжет - основа формы произведения.

КОНФЛИКТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (коллизия художественная) - противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. Непосредственно раскрывается в сюжете, а также в композиции. Обычно составляет ядро темы и проблематики, а характер его разрешения - один из определяющих факторов художественной идеи. Будучи основой (и "энергией") развивающегося действия, конфликт художественный по его ходу трансформируется в направлении кульминации и развязки и, как правило, находит в них свое сюжетное разрешение.

ФИНАЛ (птал.-final, от лат. finis - конец) - заключит, сцена оперы, балета, оперетты, драм. произв. Часто Ф.- кульминация всего произв. или акта

  1. Дикция. Орфоэпия.

В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка - стройка; каска - сказка; хлопать - слопать; сломать - взломать; течение - стечение; вскрыть - скрыть.

  1. Логика чтения. Логические паузы.

Вычленение логической стороны звучания необходимо и постоянно совершенствовать. Средством воссоздания логического скелета читаемого, произносимого текста является расчленения его на части, осуществление логических ударений в пределах этих частей, изменение темпа произнесения речевых тактов, звеньев, кусков.

  1. Речевой слух.

Понятие о речевом слухе включает в себя совокупность таких компонентов:

  1. Физический слух - способность воспринимать звуки разной степени громкости и силы;

  2. Фонематический слух - способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованиями фонетической системы данного языка;

  3. Звуковысотный слух - способность ощущать и воссоздавать мелодичность (мелодику) речи, характер интонации, чувство темпа и ритма.













5.Список использованной литературы

1. Абалкин Н. Рассказы о театре. - М.,1981

2. Габуева З.У. Сценарии внеклассных тематических мероприятий по литературе: практическое пособие. - М., 2006

3. Гурков А.Н. Школьный театр: классные шоу-программы. - Ростов-на-Дону, 2005

4. Когородский З.Я. Ваш театр. - М., 1984

5. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра: воспоминания, статьи, заметки, письма. - М., 1989

6. Перова Е.Н., Цуканова М.И. Сценарии литературного клуба. - М.,2007

7. Петерсон. Л., Коннор Д.О. Дети на сцене: как помочь молодому таланту найти себя. - Ростов-на-Дону, 2007

8. Руденко В.И. Школьные КВНы и конкурсы. - Ростов-на-Дону, 2004

9. Слуцкая Н.Б. Нескучные каникулы: методические рекомендации, сценарии, игры. - Ростов-на-Дону, 2004





© 2010-2022