- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Программа Доп. обр. В гостях у золушки
Программа Доп. обр. В гостях у золушки
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бадретдинова С.В. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК»
«УСИНСК» КАР КЫТШЫН МУНИЦИПАЛЬНÖЙ ЮКÖНЛÖН АДМИНИСТРАЦИЯСА ЙÖЗÖС ВЕЛÖДÖМÖН ВЕСЬКÖДЛАНIН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» Г.УСИНСКА
МУНИЦИПАЛЬНÖЙ БЮДЖЕТНÖЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ВЕЛÖДАНIН
«ВЕЛÖДАН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ШÖР ШКОЛА № 1» УСИНСК КАР
_________________________________________________________________________________________________________
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом Директор школы
29.08.2015 г. ______ Т.И.Каракчиева
Протокол № 01 Приказ от 29.08.2015 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«В ГОСТЯХ У ЗОЛУШКИ»
Художественная направленность
для учащихся 10 - 15 лет
1 год обучения
Составитель: Бадретдинова Светлана Васильевна,
педагог дополнительного образования
г. Усинск
2015 год
Пояснительная записка
Данная общеобразовательная программа составлена на основе программы «В гостях у Золушки» на основе примерной программы под руководством Ю.К. Печниковой, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
Концепция программы
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Содержание программы «Декоративное творчество» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно - прикладного творчества: лоскутное шитье, бисероплетение, папье-маше, изготовление кукол, декорирование одежды, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Программа способствует:
-знакомству с основами декорирования, бисероплетения, папье-маше, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях;
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно - прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы.
Цели и задачи программы
Цель:
-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно - прикладного искусства.
-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно - прикладного искусства;
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника;
- формирование творческих способностей, духовной культуры;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности мышления на основе работы со схемами, инструкционными картами;
- коррекция и развитие координации движений пальцев, мелкой моторики рук.
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родине, к традиционному народному искусству;
- развивать способность к самостоятельности детского творчества;
- развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение;
- вооружить учащихся практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.
Особенности программы
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые в жизни каждого человека. Применяется: презентация, беседа, рассказ, объяснение. При распределении заданий учитывается: возраст, их подготовленность, существующие умения и навыки.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого - педагогических, физических особенностей детей школьного возраста.
Программа «Золушка» разработана на один год. Программа рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю). Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Изложение учебного материала имеет эмоционально - логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Характеристика программы
тип - дополнительная общеразвивающая программа;
вид - модифицированная;
направленность - художественная
Классификация: по признаку «общее - профессиональное» - общеразвивающая,
по характеру деятельности - развивающая художественную одаренность;
по возрастному принципу - разновозрастная;
по масштабу действия - учрежденческая;
по срокам реализации - 1 год.
Условия реализации программы
Состав учащихся. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10-15 лет. В коллектив принимаются все желающие дети без конкурсного отбора, не имеющие медицинских противопоказаний. Перевод детей с одного этапа обучения на другой происходит в конце года по итогам зачетных уроков или в течение года, если обучающийся опережает темпы усвоения программы, а также возможно повторное прохождение программы одного и того же года, если в этом есть необходимость.
Срок реализации, режим занятий. Программа рассчитана на 1 год обучения (204ч.). Дети разделены на 2 возрастные группы: I группа с 4-5 класс; II группа с 6-9 класс.
Режим занятий:2 группы (1 раз в неделю по 3 часа)
Ведущие формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально - фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой - организация работы в группах;
- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате обучения в кружке учащиеся должны:
Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн.
Знать:
- правила ТБ;
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- экономно и рационально расходовать материалы;
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения - речь, этикет и т.д.);
- контролировать правильность выполнения работы.
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
- выбирать темы для практических работ;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения.
Оценка полученных знаний
Оценка полученных знаний осуществляется по следующим критериям:
-
личностный рост и приобретение определенных навыков;
-
выполнение программы кружка;
-
творческий подход к деятельности;
-
регулярное посещение кружка;
-
степень самостоятельности выполненной работы.
Результатом реализации данной программы являются: выступление в виде конкурса на лучшую золушку.
Дидактический материал и оборудование
Публикации с описанием техники изготовления изделия из ткани и другого используемого материала, интернет, пооперационные карты, эскизы будущих изделий. Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские, кисточка для клея и красок, иголки швейные, шаблоны выкроек, схемы.
Материалы: бумага цветная, калька копировальная, альбом, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные - белые, черные и цветные, мулине; клеи (ПВА, силикатный, обойный), бисер, стеклярус; стебли, цветы, шишки; газеты, пластмассовые бутылки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.
Условия реализации программы
Занятия проходят во внеурочное время в кабинете швейного дела.
Учащиеся получат возможность регулярно организовывать выставки работ на специальном стенде.
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест из расчета 3,5м2 на одного ученика.
До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В наличии должны быть все материалы и инструменты. В процессе обучения, обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Тематическое планирование
Номер
раздела
Название разделов
Количество часов
Теория
Практика
1
Введение: правила техники безопасности.
Материалы и инструменты для работы
3
3
-
2
Лоскутное шитье
21
21
3
Папье-маше
9
3
6
4
Вкусные истории
15
4
11
5
Бисероплетение
12
1
11
6
Изготовление кукол
18
1
17
7
Проектирование одежды
24
8
16
Итого
102
20
82
Тематический план занятий по программе «Золушка»
(3 часa в неделю)
Номер раздела
Название раздела
Темы
Количество часов
теория
практика
1
Введение: правила техники безопасности.
Материалы и инструменты для работы
Правило и техника безопасности в кабинете, при работе с утюгом, при работе с ножницами, при работе с тканью, при работе с кухонными принадлежностями.
3
3
-
2
Лоскутное шитье
История лоскутного шитья. Лоскутные новогодние поделки для кухни
Собачка в технике лоскутное шитья
Подушка в лоскутной технике
Картина в технике лоскутного шитья
21
-
-
-
-
6
6
6
3
3
Папье-маше
Знакомство с техникой. Изготовление копилки, вазы, куклы, игрушки.
9
3
6
4
Вкусные истории
Суп - пюре из тыквы
Орешки из картошки
Торт без выпекания в духовке
Легкий творожный завтрак
Блюда без выпечки
15
1
1
1
1
-
2
2
2
2
3
5
Бисероплетение
Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. Основные технологические приемы низания на проволоку.
Изготовление брошки.
Изготовление брелока.
Плетение браслетов.
12
1
-
-
-
2
3
3
3
6
Изготовление кукол
Введение: правила техники безопасности.
Материалы и инструменты для работы. Вводное занятие. История куклы.
Изготовление куклы из капроновых колготок.
Изготовление куклы тильды.
Изготовление куклы оберег.
18
1
2
3
6
6
7
Проектирование одежды
Техника безопасности при работе и с инструментами.
История возникновения одежды.
Изучение мерок и прибавок. Построение и пошив юбки
Построение и пошив брюк
Построение и пошив жилетки
24
3
1
1
1
1
1
-
2
2
2
5
5
Итого
102
20
82
Содержание программы
-
Вводное занятие (3 часа)
Тема №1. Правило и техника безопасности в кабинете, при работе с утюгом, при работе с ножницами, при работе с тканью, при работе с кухонными принадлежностями. Материалы и инструменты для работы
-
Лоскутное шитье ( 21 час)
Тема №2. История лоскутного шитья. Лоскутные новогодние поделки для кухни.(6часов)
Декоративные панно, прихватки для кухни, виды и техники работы с лоскутками. Основы лоскутного шитья. Три основных этапа техники лоскутного шитья. Подбор исходного материала.
Практическая работа №1 Новогодняя поделка для кухни.
Тема №3. Собачка в технике лоскутное шитья ( 6 часов).
Знакомство учащихся с народной игрушкой, с целью, планом работы. Демонстрация изделий, выполненных учащимися. Ознакомить учащихся с материалами необходимыми для шитья игрушки: ситец, байка, фланель, бархат, плюш, шерстеная ткань, сукно, вата для набивки или синтепон; инструменты и приспособления: иглы, нитки разного цвета, мулине, ножницы, наперсток, швейные машины, электрический утюг.
Практическая работа №2 Собачка в технике пэчворк. Оформление выкройки и ее изготовление.
Тема №4. Подушка в лоскутной технике. (6часов)
Замысел. Поиск композиционного решения, выбор материала, построение чертежа.
Практическая работа №3 Изготовление выкройки игрушки на бумаге. Раскрой на ткани. Изготовление подушки
Тема №5. Картина в технике лоскутного шитья (3 часа)
Замысел. Поиск композиционного решения, центра композиции, цветового решения. Техника выполнения.
Практическая работа №4 Выполнить подушку.
-
Папье-маше (12часов)
Тема №6. Знакомство с техникой.(3часа)
Истории возникновения папье-маше. Как делать и чем декорировать, готовые варианты уникальных поделок, Какие материалы инструменты Ножницы - отрезать лишнее, кисти разных размеров - для росписи изделия, детский надувной мяч - основа вазы, бумага - газета, тетрадь, наждачная бумага - для шлифовки , картон - для моделирования формы, клейстер (из крахмала или муки) - для склеивания слоев, клей ПВА - для соединения швов ,бельевой шнур - для горлышка вазы, краска (акриловая водоэмульсионная (белая)) - для грунта, гуашь, акрил - для росписи, лак (ПФ157) - для закрепления росписи
Тема №7. Ваза в технике папье-маше (3часа)
Краткие исторические сведение, способы работы в технике работы в папье-маше. Материалы и инструменты при работе над изготовлением вазы. Организация труда и правила техники безопасности. Способы создания вазы. Техника папье-маше.
Практическая работа №5 Выполнить вазу в технике папье-маше.
Тема №8. Копилка в технике папье-маше (3часа)
Краткие исторические сведение, способы работы в технике работы в папье-маше. Материалы и инструменты при работе над изготовлением вазы. Организация труда и правила техники безопасности. Способы создания копилки. Техника папье-маше.
Практическая работа №6 Выполнить копилку в технике папье-маше.
Тема №9. Игрушка в технике папье-маше (3часа)
Краткие исторические сведение, способы работы в технике работы в папье-маше. Материалы и инструменты при работе над изготовлением вазы. Организация труда и правила техники безопасности. Способы создания копилки. Техника папье-маше.
Практическая работа №7 Выполнить игрушку в технике папье-маше.
-
Вкусные истории (15 часов)
Тема №10 Современное оборудование. (3 часа)
Краткие сведения о «чудо миксере», который может приготовить тесто на блинчики и коктейлей без потребления электроэнергии. Сведения о воронке паломник для миксера. Сведения о «самоварящем кувшине», который без особых усилий приготовит компот ничуть не хуже, чем на плите. Сведение о «многофункциональной скалке», которая своими функциями решает массу проблем в приготовлении. Сведения о подложке для скалки, сведения об уникальном сите, сведения об пельменной с мерной ложкой, сведения о подложке для выпекания, удобная замеса для теста, мерный стаканчик с обозначением вылитого и налитого.
Практическая работа №8 Приготовить компот.
Тема №11. Омлетная кашка (3часа)
Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при кулинарной обработке яиц. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания.
Практическая работа №9 Приготовить кашу омлет
Тема №12. Приготовление газированных напитков в чудо миксере (3часа)
Рецепты безалкогольных коктейлей. Технология приготовления безалкогольных коктейлей.
Практическая работа №10 Приготовить коктейль «кубок»
Тема №13. Торт без выпекания в духовке (3часа)
Что нужно, чтобы выпечка получилась вкусной и красивой? Интересный рецепт, качественные продукты, мастерство хозяйки и правильно выбранные формы для запекания. Однако необходимо знать назначение каждой из них, Основное требование к посуде
Практическая работа №11 Приготовить виноградный торт
Тема №14. Легкий творожный завтрак (3часа)
Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Натуральное (цельное) молоко. Молочные продукты. Молочные консервы. Кисломолочные продукты.
Практическая работа №12 Приготовить творожный десерт
Тема №15 Блюда без выпечки(3 часа)
Продукты для приготовления кулуарных блюд. Инструменты и приспособления для приготовления теста и формования мучных изделий. Современное оборудование для приготовления кулинарных блюд. Рецептура и технология приготовления теста. Особенности Блюда без выпечки.
Практическая работа №13 Приготовить шоколадную колбасу.
-
Бисероплетение ( 12 часов)
Тема №16 Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. (3 часа)
Практическая работа №14 Основные технологические приемы низания на проволоку.
Тема №17 Изготовление брошки. (3 часа)
Краткие сведения о броши. Материалы и инструменты для плетения. Технология изготовления броши. Советы от модного приговора.
Практическая работа №15 Изготовить брошь.
Тема №18 Изготовление брелока. (3 часа)
Краткие сведения о брелоке. Материалы и инструменты для плетения. Технология изготовления брелока.
Практическая работа №16 Изготовить брелок
Тема №19 Плетение браслетов. (3 часа)
Краткие сведения о брелоке. Материалы и инструменты для плетения. Технология изготовления брелока.
Практическая работа №17 Изготовить браслет
-
Изготовление кукол (18 часов)
Тема №20 Введение: правила техники безопасности. (3 часа)
Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке
Тема №21 Материалы и инструменты для работы. Вводное занятие. История куклы. (3 часа)
Краткие сведения о кукле. Применение материалов и инструментов.
Практическая работа №18 Выполнить куклу оберег
Тема №22 Изготовление куклы из капроновых колготок. (6 часа)
Технологическая обработка куклы. Последовательность обработки куклы. Изготовление выкройки.
Практическая работа №19 Выполнить куклу из капроновых колготок.
Тема №23 Изготовление куклы тильды. (6 часа)
Технологическая обработка куклы. Последовательность обработки куклы. Изготовление выкройки.
Практическая работа №20 Выполнить куклу тильду
-
Проектирование одежды (27 часов)
Тема №24 Техника безопасности при работе и с инструментами. История возникновения одежды.(3 часа)
Тема №25 Изучение мерок и прибавок. (3 часа)
Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала. Снятие мерок. Выбор прибавок в соответствии с материалом.
Практическая работа №21 Снять мерки
Тема №26 Построение и пошив юбки (6 часов)
Построение чертежа конструкции. Раскрой деталей. Перенос контрольных линий и знаков. Подготовка изделия к первой примерке. Обработка боковых срезов. Обработка пояса. Соединение пояса с изделием.
Практическая работа №22
Тема №27 Построение и пошив брюк (6 часов)
Построение чертежа конструкции. Раскрой деталей. Перенос контрольных линий и знаков. Подготовка изделия к первой примерке. Обработка боковых и шаговых срезов. Обработка пояса. Соединение пояса с изделием.
Практическая работа №23
Тема №28 Построение и пошив жилетки (9часов)
Построение чертежа конструкции. Раскрой деталей. Перенос контрольных линий и знаков. Подготовка изделия к первой примерке. Обработка боковых и шаговых срезов. Обработка пояса. Соединение пояса с изделием.
Практическая работа №24 Построить жилетку
Список литературы
Для учащихся
-
Ананьева А.К., «Виды аппликаций», Москва,1995 г.
-
Коновалова М.А., «Бумажная кукла», Москва, 2003 г.
Для учителя
Основная литература:
-
Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 160с., ил.
-
Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова -СПб.: «Паритет», 2006. - 240с.+вкл.
-
Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. - М.: Астрель: АСТ, 2006. - 143, [1] с.6 ил. - (Домашняя творческая мастерская).
-
Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 48с. - (Город мастеров).
Дополнительная литература:
-
Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 2006. - 224с., ил. - (Серия: «Бабушкин сундучок»).
-
Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие" М., 2005 г.
-
Жуковская В.И. Интерьер современной квартиры. // Школа и производство, 1995. - № 4. - С. 42-46.
-
Игрушки-подушки / ред.-сост. Е.А.Бойко.- М.: РИПОЛ классик,2007.-192с.:ил.
-
Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 157 с.: ил., [8] л. Ил. - (Город Мастеров).
-
Ляукина, М. В. Бисер. - М.: АСТ -ПРЕСС, 1999. - 176 с.: ил. - («Основы художественного ремесла»).
-
Мягкие игрушки/Галанова Т.В., Кобякова Н.К., Столярова А.М. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА. - 80 с.: ил. - (Сделай сам любимые игрушки).
-
Носова Т. "Подарки и игрушки своими руками" - М., 2008 г.
-
Румянцева Е. «Делаем игрушки сами». Издательство «Айрис Пресс» г. Москва, 2004г.
-
Чернякова Н.С. «Уроки детского творчества». Издательство «Родничок» г. Тула, 2002г.