- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Элективный курс Химия пищи 10 класс
Элективный курс Химия пищи 10 класс
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ромодин С.В. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Естественно-математическое направление
Биолого-химический профиль
Прикладной курс
«Химия пищи»
(17 часов)
10 класс
Пояснительная записка
В настоящее время значительный интерес представляют прикладные курсы, направленные на сохранение здоровья школьников, в которых используются новые образовательные технологии. Представляемый прикладной курс ориентирован на учащихся профильных классов и может использоваться в предпрофильном обучении. Он дополняет и расширяет знания и умения по биологии, а также формирует навыки здорового образа жизни. Содержание курса предполагает применение таких образовательных технологий, как метод портфолио и метод проектов.
В содержание включены научно обоснованные данные о значении и необходимом количестве основных компонентов пищи для людей разного возраста и рода деятельности, а также о гигиене питания. Представлены материалы о возможном загрязнении продуктов питания. Рассматриваются вопросы рационального питания с учетом экологических аспектов.
Прикладной курс рассчитан на учащихся 10-11-х классов общеобразовательных школ, направлен на развитие жизненных навыков, связанных со здоровым образом жизни, и способствует повышению мотивации к изучению учебного предмета «Биология».
«Недаром над всеми явлениями человеческой жизни господствует забота о насущном хлебе». - И.П. Павлов.
Проблема пищи всегда была одной из самых важных проблем, стоящих перед человеческим обществом. Питание должно быть рациональным соответствовать основным положениям науки о питании, требования которой должны учитываться при разработке стратегии развития пищевой промышленности.
Правильная организация питания требует знания, хоря бы в самом общем виде, химического состава пищевого сырья и готовых продуктов питания, представлений о способах их получения, о превращениях, которые происходят при их получении и при кулинарной обработке продуктов, а также сведений о пищеварительных процессах.
В данном прикладном курсе, приведены химические формулы важнейших соединений, их превращения и наиболее важные реакции, в которых они участвуют.
1
Цель:
формирование культуры здоровья на основе навыков рационального питания с учетом индивидуальных особенностей (национальные традиции, особенности местности, собственные предпочтения, состояние здоровья). Расширение и углубление знаний по химии, биологии. Установление более прочных межпредметных связей химии и биологии. Повышение общей химической грамотности и теоретического уровня учащихся. Систематизация знаний о структуре функциях белков, жиров и углеводов.
Задачи:
воспитание навыков здорового образа жизни; раскрытие и углубление понятий о здоровье как одной из главных ценностей; применение правил здорового питания; освоение способов объективной оценки рациона питания. Развитие научных интересов учащихся. Реализация исследовательского подхода - вовлечение учащихся в поисковую, творческую деятельность. Формирование умений и навыков практической деятельности. Помощь в профориентации.
В прикладном курсе предложен интегрированный подход - при рассмотрении вопросов программы привлекаются сведения из курсов других естественнонаучных дисциплин, что обусловливает значительную вариативность в зависимости от возможностей педагога, материально-технической оснащенности и интересов школьников. Существенная роль отводится формированию социально значимого умения беречь собственное здоровье, подготовке учащихся к самостоятельной жизни в обществе и семье.
Привлекаемые из разных учебных предметов знания повышают мотивацию к их изучению, причем знания и способы деятельности становятся фактическим материалом, на котором педагог прививает учащимся жизненно важные навыки, влияющие на сохранение здоровья.
Программа курса состоит из трёх разделов. В первом разделе описаны состав, свойства
и превращения основных компонентов пищи: белков, липидов, углеводов, витаминов и минеральных веществ, приводятся сведения об основных пищевых добавках и вредных веществах.
Во втором разделе, говорится о химическом составе пищевых продуктов, химических процессах, происходящих при производстве основных пищевых продуктов.
В третьем разделе рассматриваются вопросы рационального питания, так как весьма важно применить полученные сведения в повседневной практике и на научной основе организовать своё питание.
Литература:
-
Скурихин И.М., Нечаев А.П. Всё о пище с точки зрения химика. М., Высшая школа. 1991.
-
Несмеянов А.Н., Беликов В.М. Пища будущего. М., Педагогика. 1985.
-
Скурихин И.М., Шатерников В.А. Как правильно питаться. М., Агропромиздат. 1986.
-
Нечаев А.П. Органическая химия. М., Высшая школа. 1988.
2
Тематическое планирование ПК «Химия пищи»
№
Тема
Количество
часов
Виды
деятельности
1.
Введение. Пища прошлого, настоящего и будущего.
1
Лекция-беседа
2.
Раздел 1. Основные химические вещества пищи.
6
2.1
Белковые вещества. Строение и аминокислотный состав белков. Классификация. Свойства. Пищевая ценность белков. Ферменты.
1
Практическая работа.
2.2
Липиды. Строение и классификация. Основные превращения. Пищевая ценность масел и жиров. Превращение липидов при производстве продуктов питания.
1
Практическая работа.
2.3
Углеводы. Строение, классификация и свойства. Превращение углеводов в технологических процессах.
Пищевая ценность углеводов.
1
Практическая работа.
2.4
Витамины.
Лекция-беседа.
2.5
Минеральные вещества.
Лекция-беседа.
2.6
Макроэлементы. Микроэлементы.
1
Лекция-беседа.
2.7
Пищевые добавки. Вещества: улучшающие внешний вид продуктов, изменяющие структуру и физико-химические свойства пищевых продуктов. Подслащивающие вещества. Консерванты. Пищевые антиокислители.
Ароматизаторы.
1
Составление схемы.
2.8
Природные токсиканты и загрязнители.
Пищевая аллергия.
1
Составление схемы.
3.
Раздел 2. Химия пищевых производств: состав и процессы.
8
3.1
Зерновые продукты. Сахар. Масла и жиры. Кондитерские изделия.
Продукты из зерна. Хлеб и хлебобулочные изделия. Макаронные изделия. Сахар и крахмал. Масла и жиры. Кондитерские изделия.
1
Составление схемы.
3.2
Овощи, фрукты и ягоды.
Сырые продукты.
Хранение и переработка овощей, фруктов и ягод. Тепловая обработка.
1
Практическая работа.
3.3
Напитки.
1
Составление схемы.
3.4
Молочные продукты. Сырьё. Процессы, происходящие при хранении и переработке молочного сырья.
1
Практическая работа.
3.5
Мясные продукты. Сырьё. Тепловая обработка мяса.
1
Составление схемы.
3.6
Птица и яйца.
1
Практическая работа.
3.7
Рыбные продукты. Сырьё. Хранение рыбы и тепловая обработка.
1
Составление схемы.
3.8
Химические основы домашнего приготовления пищи. Основные химические процессы, происходящие при тепловой обработке.
Изменение пищевой ценности продуктов при тепловой обработке.
1
Лекция-беседа.
4.
Раздел 3. Химия рационального питания.
1
4.1
Химия пищеварения и рационального питания.
Химия пищеварения. Основы рационального питания.
1
Лаб. раб.
Расчёт энергетического баланса по белкам, жирам, углеводам.
5.1
Подведение итогов. Конференция.
1
Всего:
17
4
4