- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Шашки и шахматы
Рабочая программа по внеурочной деятельности Шашки и шахматы
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Осипова Е.П. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нюрбачанская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителе МБОУ «Нюрбачанская СОШ»
от «_____» _______2015 г.
Утверждена
учебным завучем
Васильева С. Н.
_____________
от «_____» ________2015г.
«Утверждаю» ___________
директор школы Никитина А. Е.
от «____» _______2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Шашки», «Шахматы»
Ступень обучения: 1 -3 классы.
Количество часов: 101ч
Учитель Осипова Е.П
Программа разработана на основе:
-
Программы для общеобразовательных учреждений МО РФ: «Шахматы - школе». Автор: Сухин И.Г. Начальные классы. М.: «Просвещение», 2007,
-
Программы развивающих занятий «Мир логики». Автор: Рындина Н.Д., Ростов н/Д: Феникс, 2008,
-
Программы по общеинтеллектуальное деятельности «Чудо-шашки». Автор: Попова Т.Ю, 2011
-
Пояснительная записка
Реализация данного курса позволяет каждому ученику получить образование с учётом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции. Таким образом, актуальность курса интеллектуального клуба «Игровая логика» в обеспечении качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе.
Цель курса «Игровая логика»: совершенствование у детей психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управление поведением.
Задачи курса «Игровая логика»:
- ознакомление с историей шашек и шахмат;
- обучение основам шашечной и шахматной игр;
- обучение комбинациям, теории и практике шашечной и шахматной игр.
- воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
- развитие стремления детей к самостоятельности;
- развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
- расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации;
- способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей;
- обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО, основной образовательной программы ОУ на основе авторских программ: курса «Шахматы - школе» Сухина И.Г., рассчитанного на 33 часа в год; курса «Мир логики». Рындиной Н.Д., рассчитанного на 34 часа в год; курса «Чудо-шашки». Поповой Т.Ю, рассчитанного на 34 часа в год. Рабочая программа составлена с учетом того, что со 1 по 4 класс курс «Игровая логика» будет изучаться по 4 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 540 часов (1 класс - 132 ч., 2 - 4 класс - 408 ч.). Программа «Игровая логика» изучается с 1 по 4 класс и рассчитана на детей 6 - 11 лет. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся одного класса. Занятия предполагает следующие виды деятельности: турниры между классами, игровая практика, коллективная и групповая работа, практикумы, тренинги, семинары, ролевые и деловые игры, вводные занятия, занятия по углублению знаний, комбинированные формы занятий. Содержание программы «Игровая логика» делится на три модуля, каждый из которых изучается с 1 по 4 класс. Занятия по модулям производятся следующим образом: «Занимательная логика» - 2 часа в неделю, «Шашки» - 1 час в неделю, «Шахматы» - 1 час в неделю.
№ п/п
Модули
Количество часов
1 класс
2 класс
3 класс
1
Шашки
33 ч.
34 ч.
2
Шахматы
34 ч.
Итого:
33 ч.
34 ч.
34 ч.
-
Учебно-тематический план
№
Наименование разделов, тем
Всего, часов
Количество часов
Характеристика деятельности обучающегося
Аудиторные
Внеаудиторные
«Шашки»
1 класс
1-3
Краткая история шашек
3 ч.
1 ч. -теория
2 ч. - практика
- понимание шашек как части общечеловеческой культуры;
- осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира.
4-6
Шахматная доска и фигуры
3ч.
1 ч. -теория
2 ч. - практика
-поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе;
7-12
Ходы и взятие фигур
6ч.
2ч. - теория
4ч. - практика
-планирование хода игры;
- моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл шашечных действий.
13-18
Цель и результат шашечной партии
6ч.
2ч. - теория
4ч. - практика
- прогнозирование результата игры;
- находить и выбирать рациональный способ решения шашечных задач.
19-32
Шашечный турнир
14ч.
1ч. - теория
13ч. - практика
- моделировать изученные шашечные зависимости
-прогнозирование результата игры;
-пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий
33
Подведение итогов года
1ч.
0 ч. - теория
1ч. - практика
- осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира.
Итого:
33 ч.
7 ч.
26 ч.
«Шашки»
2 класс
1-6
Общие принципы разыгрывание партии
6ч.
2ч. - теория
4ч. - практика
- пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий;
- моделировать изученные шашечные зависимости.
7-12
Особенности хода «дамки»
6ч.
2ч. - теория
4ч. - практика
-прогнозирование результата игры;
-пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий
13-18
Тактические приемы и особенности их применения
6ч.
2ч. - теория
4ч. - практика
-поиск, обнаружение и устранение ошибок логического характера;
- моделирование различных ситуаций, воспроизводящих смысл шашечных действий.
19-33
Шашечный турнир
15ч.
1ч. - теория
14ч. - практика
- моделировать изученные шашечные зависимости
-прогнозирование результата игры;
-пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шашечных действий
34
Подведение итогов года
1ч.
0ч. - теория
1ч. - практика
- осознание возможностей и роли шашек в познании окружающего мира.
Итого:
34 ч.
7 ч.
27 ч.
«Шахматы»
3 класс
1-25
Основы дебюта
25 ч.
8 ч. - теория
17 ч.- практика
- поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе;
- прогнозирование результата игры;
- пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма шахматных действий;
- моделировать изученные шахматные зависимости.
26-34
Основы миттельшпиля
9 ч.
3 ч. - теория
6 ч. - практика
- поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе;
- находить и выбирать рациональный способ решения шахматных задач;
- прогнозирование результата игры.
Итого:
34 ч.
11 ч.
23 ч.
Итого:
34 ч.
11 ч.
23 ч.
-
Содержание программы
Модуль «Шашки»(33ч.)
Краткая история шашек - 3ч.
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста.
Шахматная доска и фигуры - 3ч.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.
Ходы и взятие фигур - 6ч.
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Цель и результат шашечной партии - 6ч.
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
Шашечный турнир - 14 ч.
Показательные выступления опытных спортсменов.
Подведение итогов года - 1ч
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов.
2 класс
Модуль «Шашки» (34ч.)
Общие принципы разыгрывание партии - 6ч.
Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.
Особенности хода «дамки» -6ч.
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Тактические приемы и особенности их применения -6ч.
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.
Шашечный турнир- 15ч.
Показательные выступления опытных спортсменов
Подведение итогов года - 1ч
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов.
3 класс
Модуль «Шахматы» (34ч.)
Основы дебюта - 25 ч.
Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против «повторюшки-хрюшки». Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов». Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Основы миттельшпиля - 9 ч.
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
По итогам изучения модуля «Шашки» предполагаются следующие результаты:
Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни:
Приобретение школьниками знаний:
-
о правилах конструктивной групповой работы;
-
об основах организации коллективной творческой деятельности;
-
о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
-
о логике и правилах проведения научного исследования;
-
о шашечных терминах;
-
об ориентировании на шахматной доске;
-
о ценности шашечных фигур;
-
о принципах игры;
-
об основных тактических приемах.
Результаты второго уровня - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:
Развитие ценностных отношений школьника
-
к собственному труду и труду других людей,
-
к знаниям;
-
к культуре;
-
к ценности шашечных фигур.
Результаты третьего уровня - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия:
Школьник приобретает:
-
опыт исследовательской деятельности;
-
опыт публичного выступления по проблемным вопросам;
-
опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
-
опыт управления другими людьми и взятии на себя ответственности за других людей.
По итогам изучения модуля «Шахматы» предполагаются следующие результаты:
Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс):
Приобретение школьниками знаний:
-
о правилах конструктивной групповой работы;
-
об основах организации коллективной творческой деятельности;
-
о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
-
о логике и правилах проведения научного исследования;
-
о шахматных терминах;
-
об ориентировании на шахматной доске;
-
о ценности шахматных фигур;
-
о принципах игры ;
-
об основных тактических приемах.
Результаты второго уровня - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом (2 - 3 классы):
Развитие ценностных отношений школьника
-
к собственному труду и труду других людей,
-
к знаниям;
-
к культуре;
-
к ценности шахматных фигур.
-
Формы и виды контроля
Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю. Требования к знаниям, предъявляемые на занятиях по шахматам:
Во-первых, фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.
Во-вторых, важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.
В связи с этим мы предлагаем оценивать учащихся по модулям «Шашки» и «Шахматы» следующими двумя способами:
1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в самостоятельных и итоговых работах, турнирах (1 -3 кл
2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.
-
Методические рекомендации
Начальный курс по обучению логическим играм, игре в шашки и шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.
Важное значение при изучении курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций. Можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками дидактические игры и задания, шахматные дидактические игрушки.
Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Формы занятий: - по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п\п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1.
Библиотечный фонд
-
Д.В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
-
Каплунов Я.Л. «Секреты шашечного сундука», Санкт-Петербург, 2001 г.
-
Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград.2004г.
-
Никольская И.Л. Гимнастика ума. Москва, «Экзамен». 2009г.
-
Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-на-Дону.2008 г.
-
Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособие для учащихся. Москва. «Рост». 2007г.
Список литературы для учащихся
-
Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. - 2006. - №4
-
Погрибной В.К. Шашки для детей, 2010
-
Погрибной В.К. Шашки . Сборник комбинаций. 2007.
-
И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. - Обнинск: Духовное возрождение, 2008.
-
И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. - Обнинск: Духовное возрождение, 2009.
-
И.Г. Сухин. От сказки - к шахматам. - Обнинск: Духовное возрождение, 2009.
-
Е. Чеповедский. Приключения шахматного солдата Пешкина.
-
Ю. Томин. Шел по городу волшебник.
-
К. Надь. Заколдованная школа.
-
Е. Велтистов. Победитель невозможного.
-
К. Булычев. Сто лет тому вперед.
-
. И.Г. Сухин. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - Обнинск: Духовное возрождение, 2008.
-
И.Г. Сухин. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - Обнинск: Духовное возрождение, 2009.
-
И.Г. Сухин. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. - Обнинск: Духовное возрождение, 2008.
-
И.Г. Сухин. Шахматы, третий год, или Учусь и учу. - Обнинск: Духовное возрождение, 2009.
2.
Технические средства обучения
2.1. Компьютер.
2.2. , Медиапроектор.
3.
Экранно-звуковые пособия
3.1.Презентации к занятиям.
4.
Оборудование класса
4.1. Шахматная доска.
4.2. Набор фрагментов шахматной доски.