Мастер-класс Интеллектуальное развитие детей с помощью игры-ассоциации

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс Интеллектуальное развитие детей с помощью игры-ассоциацииМБУ ДО «Дом детского творчества № 4»

ул. М.Тореза, 82-А,




Мастер-класс Интеллектуальное развитие детей с помощью игры-ассоциацииМастер - класс
«Интеллектуальное развитие детей с помощью

игры-ассоциации»




Разработчик:

Рыжкова Нина Викторовна,

педагог дополнительного образования

г. Новокузнецк 2016


МАСТЕР-КЛАСС «Интеллектуальное развитие детей с помощью игры-ассоциации»

Цель мастер-класса: обмен опытом с педагогами по применению и игр-ассоциаций, способствующих развитию интеллекта и познавательных процессов у детей.

Задачи:

  1. Создать условия для профессионального общения педагогов.

  2. Передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий игр.

  3. Способствовать развитию творческого потенциала, умению фантазировать, умению взаимодействовать в коллективе.

Материалы и оборудование: бумага формата А-4, простые карандаши, ручки, карточки со словами, пословицами, строчками из песен.

План проведения мастер-класса

  1. Введение

  2. Теоретическая часть

  3. Практическая часть

Введение

«Что наша жизнь? Игра...» - великие слова В.В. Ворошилова и это правда. Человек постоянно играет, даже тогда, когда он становится взрослым. То, какие мы есть сейчас, закладывается в нашем детстве. И те принципы, и ценности, умения и навыки, которые есть - всё это прививается в игре. С помощью игры ребёнок узнаёт окружающий мир, воспроизводит логически реальные действия, учиться моделировать отношения между людьми, познаёт социальные и общественные взаимодействия, тем самым, вступая во взрослую жизнь, с целым «багажом» знаний, которые ему необходимы для успешной реализации своего потенциала.

Игра - что может быть важнее и интереснее для детей? Это, прежде всего, школа общения, познания мира и самопознания. В игре происходит развитие физических и духовных способностей, психологическая подготовка


к жизнедеятельности, труду. Наконец, игра заполняет досуг и дает наслаждение ребенку. Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет.

Наблюдения за тем, как дети играют, общаются друг с другом и со взрослыми, позволили мне отметить, что у моих учащихся уже в некоторой степени развито умение сравнивать, анализировать, систематизировать и абстрагировать. И часть своей работы с детьми я направила на ассоциативные игры, как средство развития мыслительной активности детей, их познавательных процессов, способствуя тем самым развитию интеллекта.

Что же такое ассоциации? Ассоциации - это определённые реакции организма на внешний или внутренний раздражитель. В качестве внешних раздражителей выступают органы чувств: наши глаза, уши, рот и нос, а также нервные окончания наших конечностей. Внутренние раздражители - это мысли и идеи человека, а также сигналы от нервных окончаний внутренних органов. Такие игры, способствуют развитию всех психических процессов: внимания, восприятия, памяти. Они развивают наблюдательность, сообразительность, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Игры-ассоциации любят и взрослые и дети. Такие игры полифункциональны. В них можно играть на переменах, на улице, дома, в автобусе, поезде, самолете. Эти игры не требуют больших затрат и использования предметов. Самое многое, что вам может понадобиться - это ручка или карандаш и простой листок бумаги.

Сегодня я хочу представить вам популярную и любимую моими учащимися игру «Крокодил». Именуется эта игра тоже по-разному: «Ассоциации», «Пантомимы», «Шарады». Но благодаря трансляции по телевизору, за игрой все прочнее закрепилось название «Крокодил». Названий много, но принципы одни. Это игра задумана не только как развлечение. Игра «Крокодил» - интеллектуальная, позволяет развивать ряд качеств и умений: ассоциативное мышление, логику, актерское мастерство, повышает четкость невербального общения, помогает налаживать более тесное взаимопонимание.


С помощью этой игры дети быстрее развиваются и становятся более раскрепощенные. У них появляется свое видение предметов, животных. Совместно со старшими школьниками, мы немного видоизменили игру, что-то добавили свое, что-то упростили. У игры несколько этапов и, в зависимости от возраста, эти этапы усложняются. И сегодня, я предлагаю вам поиграть в эту замечательную игру. Каждый этап можно использовать и как отдельную игру!

Практическая часть

Играть в эту игру лучше командами (2 или 3), но у нас были случаи, когда ребята играли индивидуально - «каждый за себя». На команды можно поделиться по жребию, по желанию и т.д.

Для игры существуют свои правила:

  1. Не использовать имена людей, клички животных, названия континентов, стран, городов, рек и т.д.

  2. Показывающий игрок не имеет права произносить звуки, относящиеся к слову (например, если слово КОШКА, то игрок не должен при показе мяукать).

  3. Показывающий игрок не должен показывать слово или первую букву слова губами.

  4. Показывающий игрок не имеет права писать буквы слова в воздухе.

  5. Если во время показа, слово отгадывает член другой команды, то слово засчитывается играющей команде.

  6. Если команда ведет себя некорректно во время игры: смеется, разговаривает, мешает играть другим командам, на них налагается штраф - «минус» одно очко за одно нарушение.

1. Этап «Обмен словами»

Каждой команде выдается листок и карандаш, куда они записывают слова- предметы (существительные, отвечающие на вопрос кто? что?), соответствующие количеству игроков команде соперников. На это дается не более Зх минут. Затем листы собираются ведущим (педагогом) и начинается игра. Педагог, вызывая по-одному игроку из команды (желательно выйти с ним из аудитории), говорит одно из слов соперников. Этот игрок должен показать с помощью жестов и мимики это слово своим игрокам за 1 минуту. Угаданное слово - 1 очко.


Этот этап можно видоизменять, в зависимости от возраста детей, и вместо предметов писать профессии, вид спорта, названия сказок.

  1. Этап «Вереница слов»

Один из игроков команды выходит к столу, на котором располагаются карточки со словами (карточки лежат словами вниз). Игрок, поднимая карточку, прочитав слово про себя, должен с помощью мимики и жестов изобразить это слово своей команде. Если слово командой отгадано, игрок берет следующую карточку, и т.д. Один игрок играет одну минуту. Сколько слов в течение минуты будет отгадано, столько балов получит команда. Этот этап проходит каждый игрок команды. Игра продолжается пока все карточки-слова не будут отгаданы. Для не читающих (первоклассники) детей можно использовать карточки с картинками.

  1. Этап «Игра в тройке»

Этот этап игры усложнен и используется для детей старше 8 лет.

Этот этап идентичен этапу «Вереница слов», только на этот раз на игру выходит три человека. Первый игрок встает у стола ведущего, другой - становится напротив первого игрока на расстоянии 4-5метров, а между ними на стул садится третий игрок спиной к первому и лицом ко второму. Первый игрок, поднимает карточку со словом, читает её про себя, показывает с помощью мимики и жестов второму игроку. Второй игрок, показывает слово игроку, сидящему на стуле. Третий игрок, догадываясь, какое слово ему показывают, говорит его вслух. Если второй игрок догадался, какое слово ему показывает первый, он может по-своему показать это слово. Главное, чтобы слово было отгадано за 1 минуту. Затем, выходит тройка из другой команды. Тройки в командах меняются в течении этого этапа, чтобы каждый игрок команды побывал и в роли первого отгадывающего и в роли второго отгадывающего, и в роли «сидящего» отгадывающего.

4. Этап «Вышибалы»

Оба представителя от команд получают одно и то же задание и начинают показ синхронно. Если одна команда отгадывает задание раньше другой, показывающий игрок команды соперника выбывает из игры. И так, пока в какой-либо из команд не останется один человек, тогда эта команда проигрывает.

Следующие этапы игры предлагаются детям старше 10 лет.


5. Этап «Пословицы, поговорки»

Каждый участник команды, за 1 минуту, должен показать русскую народную поговорку или пословицу. Отгаданная пословица или поговорка дает команде 10 баллов. До введения этого этапа необходимо вспомнить пословицы и поговорки, соответствующие возрасту игроков.

6. Этап «Песенный»

Команда за 1 минуту должна отгадать песню, которую показывает один из её участников. Каждая угаданная песня повышает уровень благосостояния команды на 10 баллов. Тут тоже важно договариваться с детьми, какие это будут песни - детские или популярные.

7. Этап «Один за всех, все за одного»

Три игрока из команды получают одно задание на троих. После обсуждения они выстраиваются друг за другом. Первый показывает загаданное слово - 5 секунд. В случае правильного ответа команда зарабатывает 20 баллов. Если команда не смогла угадать слово, то начинает показывать второй, уже 10 секунд. В случае правильного ответа команда зарабатывает 10 баллов. Если команда вновь не смогла угадать слово, показ начинает 3-й участник команды, на всё про всё у него- 15 секунд. В случае правильного ответа, команда зарабатывает 5 баллов. Педагог следит за секундомером и останавливает показывающего, по окончании его времени, словом «стоп».





© 2010-2022