Методические рекомендации по проведению учебных занятий по теме: плетение оберега «Мандала»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по проведению учебных занятий по теме: плетение оберега «Мандала».

3.1 Цели и задачи.

Целью занятий данным видом изобразительного искусства служит:

  • развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей; создание условий для самореализации в творчестве, воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; знакомство с творчеством народных умельцев.

Работы в технике плетения оберега «Мандала» несут в себе определённый блок задач.

  1. Блок задач по развитию у детей математических представлений:

    • дать понятие о разных углах; величине, длине сторон, об окружности, хорде разной длины;

    • упражнение детей в количественном и порядковом счёте;

    • закреплять знание направлений: вверху, внизу, слева, справа;

    • дать понятие о середине, центре, вершине, крае;

    • дать опережающие знания по теме: «Замечательные кривые» (астроида, кардиоида, и др.)

    • развивать геометрическую интуицию, пространственное воображение, образное мышление.

Речь идёт не только о геометрических фигурах, а также о композиции их орнамента.

  1. Блок задач по умственному воспитанию:

  • развивать абстрактное мышление;

  • обучить плоскостному моделированию

  • закреплять понятие «зеркальное изображение»;

  • развивать креативность, нестандартный подход к передаче изображения или внутреннего ощущения.

  1. Блок задач по сенсорному развитию:

  • развивать цветовое восприятие: понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону;

  • научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую сторону изделия

  1. Блок задач по трудовому воспитанию:

  • научить детей владеть ниткой, ножницами;

  • научить детей аккуратно выполнять свою работу.

Набор инструментов зависит от поставленной фантазии исполнителя. Обучить ребёнка технологическим операциям и, прежде всего, творческому подходу к любой работе.

  1. Блок задач по физическому воспитанию:

  • Развивать мускулатуру кисти рук, глазомер, остроту зрения, координацию движения рук под контролем глаз.

А ещё соизмерять силу натяжения нити со свойствами материала (толщины, сопротивлением на разрыв, растяжимостью).

6. Блок задач по нравственному воспитанию:

  • воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

7. Блок задач по эстетическому воспитанию:

  • познакомить с новым видом изобразительного искусства;

  • развить умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга;

  • привить умение использовать полученные знания на видах изобразительной и трудовой деятельности.

Развивать чувство товарищества: сделал сам - помоги другому!

  1. Речевой блок:

  • развивать активный и пассивный словарь детей;

  • развивать объяснительную и доказательную речь.

3.2. Общие методические рекомендации.

На занятиях по плетению оберега по теме «Мандала» используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего сочетают их.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала (история возникновения оберега, материалы и инструменты, используемые в процессе плетения, приёмы заполнения нитью угла и окружности) информация познавательного характера.

Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают в себя: рисунок-схема будущего узора и выполнение плетение по специальным правилам (заполнение угла или заполнение круга нитью). На занятиях дети приобретают практические навыки ( ножницами, трафаретами), опыт копирование рисунка.

К концу освоения раздела плетение оберега «Мандала» учащиеся должны знать:

  • геометрические фигуры (квадрат, ромб, круг, треугольник, овал, прямоугольник);

  • счёт;

  • основные понятия и термины (обкрутка, толщина нити, хорда, угол, вершина угла, левая и правая стороны угла, острый и тупой угол, их отличия)

  • правила безопасности работы с ножницами, нитками, клеевым пистолетом);

Уметь:

  • владеть (правильно соединять отдельные элементы оберега, правильно привязывать нить к палочкам, , закреплять нитку в работе, правила сборки оберега);

  • пользоваться линейкой (отмечать 5мм, 1см);

  • пользоваться трафаретами;

  • научиться последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способ изготовления);

  • выполнять аппликативные оформления работы;

  • подбирать цветовое соотношение;

  • свободно работать в технике плетение;

  • выполнять узоры в круге, квадрате и овале, звезде;

Педагогу необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных обучающимися.

Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям педагогу рекомендуется разнообразить методы работы.

Младшие школьники быстро утомляются при выполнении однообразной работы, поэтому занятия надо разнообразить. Например, практическое задание по выполнению каждой композиции включает:

  1. Создайте эскиз задуманного оберега.

  2. Выберете и подготовьте материал для работы

  3. Соедините палочки основным узлом.

  4. Сделайте две основные намотки и соедините две детали.

  5. Выполните плетение оберега по правилам и соблюдая эскиз.

Важно, чтобы по времени каждая часть практической работы не была слишком затянута.

Теоретический материал обычно даётся в начале занятия. Новую тему, то или иное задание надо объяснить просто и доходчиво, обязательно закрепляя показом наглядным материалом. Теоретический материал можно преподносить в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям.

Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов, выполнением педагогом графических работ на доске и на большом листе бумаги, прикреплённом к доске. Демонстрация последовательности выполнения определённого задания даёт наиболее полное представление о процессе работы над изделием, о его внешнем виде, форме, декоративном оформлении.

При объяснении нового материала или одинакового для всей группы задания в основном используют методы фронтальной работы. Фронтальный показ - это демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материала, а также различных технических приёмов работы. Показ обязательно сопровождается пояснением педагога.

Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие ещё только начинают. Поэтому необходимо проводить и индивидуальную работу с обучающимися, зачастую дополнительно объяснять задание.

При выполнении коллективных заданий, работая над отдельным изделием или тематической композицией, дети выполняют часть работы, и они должны сознавать, что от их мастерства и качества исполнения зависит результат коллективной работы.

Коллективное выполнение заданий - наиболее эффективная форма организации труда, так как при наименьших затратах сил и времени удаётся выполнить трудоёмкую работу. Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива, содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувства взаимопомощи.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка её. Обучающиеся должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, с выдумкой или это должна быть хорошо выполненная копия образца.

Наиболее подходящая форма оценки - это организационный просмотр выполненных образцов изделий. Такой просмотр можно устроить как временную выставку, развесив изделия на стенде или просто на доске. Обучающиеся высказывают мнения о своей работе и работах товарищей. Педагог подводит итоги выполнения работ.

Коллективные просмотры выполненных работ, их анализ приучают обучающихся справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Педагог постоянно развивает интерес детей к занятиям в объединении, предоставляет возможность самостоятельного творческого подхода, проявление фантазии возможного разнообразия работ. Предоставляя обучающимся как можно больше самостоятельности, педагог вместе с тем должен направлять творческую деятельность ребят, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения в том или ином материале, помогать в решении поставленной задачи. Выполнение заданий должно способствовать познавательной активности обучающихся, усиливать их эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности.

Наглядные схемы, используемые на занятиях по плетению оберега «Мандала».

Применение наглядных схем играет большую роль в усвоении обучающихся нового материала. Средства наглядности позволяют дать учащимся разностороннее понятие о каком-либо образце или выполнении определённого задания, способствуют более прочному усвоению материала.

К основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях по плетению оберега, относятся красочные эскизы. Их используют в качестве иллюстраций при объяснении материала и как инструкции при выполнении работы.

На занятиях широко применяются образцы готовых изделий.

Наглядным пособием служит и различный иллюстрированный и фотоматериал, которым обычно сопровождают рассказ или беседу.

Интересно могут быть использованы на занятиях цветные фотографии, на которые можно снять лучшие работы, композиции, выполненные детьми.

Методические рекомендации по проведению учебных занятий по теме: плетение оберега «Мандала».Методические рекомендации по проведению учебных занятий по теме: плетение оберега «Мандала».








© 2010-2022