Доклад Духовно-нравственное воспитание младшего школьника через краеведческую работу во внеурочной деятельности учителя

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Соколова Наталья Анатольевна

учитель начальных классов высшей категории

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11 г. Березники

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника через краеведческую работу во внеурочной деятельности учителя

На современном этапе развития общества важное место в образовательном процессе занимает качественное образование. Качественное образование - это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека - значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. В связи с этим, в последние 10-15 лет в образовательных учреждениях резко возрос интерес к изучению своего края. А это значит, актуальным стало и преподавание краеведения в школе.

Трудно объяснить и перечислить все причины и проявления любви к родному краю, городу, деревне. Невозможно любить то, что не знаешь. В связи с этим главная задача школьного краеведения - познакомить учащихся с малой родиной, открыть им новые страницы ее истории, культуры, литературы, познакомить с людьми, которые отдали этому краю частицу своей души, раскрыли здесь свой талант, работали и продолжают работать на благо своего родного края.

«Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков», - вот краеведческая линия в духовно-нравственном воспитании обучающихся.

Я обратилась к проблеме использования краеведения во внеурочной деятельности, потому что учащиеся начальной школы мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим, и краеведческая работа стала неотъемлемой частью моей педагогической деятельности (приложение 1).

Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. За 4 года я использовала разные направления краеведения: экологическое, музейное, историческое, литературное, туристическое, проектно-исследовательское через кружки внеурочной деятельности.

Начиная с 1 класса, я веду кружок по краеведению, используя в своей работе программу Н.А.Князевой «Маленький пермяк». На занятиях кружков «Юный краевед», «Мир вокруг нас» знакомлю детей с социокультурной средой вокруг школы, учу их смотреть и видеть то, что их окружает. У детей появились интерес и желание узнать как можно больше об истории города. «По подсчётам психологов дети усваивают только 10% того, что слышат, 50% того, что видят», поэтому большое значение при изучении краеведения имеют экскурсии. К концу первого года обучения дети стали самостоятельно ориентироваться на улицах своего микрорайона. Они выбрали себе и занятия в учреждениях дополнительного образования. 100% учащихся класса стали заниматься во внешкольных кружках и секциях дополнительного образования.

Во втором классе, я веду кружок «Учусь создавать проект». В класс приходят родители, бабушки и дедушки со своими интересными историями. Такие встречи я считаю очень важными, так как они вызывают у детей еще больший интерес к истории семьи, гордость за своих родных, воспитывая у детей положительное отношение к труду и людям труда. Несколько уроков-проектов посвящаю знакомству с предприятиями города через музеи заводов: ОАО «Ависма», «Сода», «Уралкалий». Эти уроки организуют родители. Они рассказывают о своей работе, о профессиях, которым нужно обучиться, чтобы работать на данных предприятиях. Работа по краеведению дает возможность не только развивать устную и письменную речь в процессе подготовки и написания сочинений по увиденному на экскурсиях, но и осуществлять межпредметные связи.

В третьем классе на уроках краеведения, где знакомятся с секцией «Туризм» дополнительного образования, основной целью становится умение смотреть на Пермский край «глазами историка, т.е. увидеть его во времени - далеком и близком, прошлом и настоящим». Для работы я использую книгу Н.П.Горбацевич и Н.В.Шатровой «Прикамье: странички далеких и близких времен». При работе по разделу «Города Пермского края» делю класс на группы, каждая из которых получает задание подобрать материал об одном из городов края. Данная форма работы позволяет решать такие коммуникативные задачи как умение для одних подготовить выступление и выступить, а для других уметь слушать, запоминать и давать оценку работе своих одноклассников. На уроках краеведения мы работаем с картой Пермского края. Это помогает детям на уроках окружающего мира, истории, а в будущем и географии увереннее пользоваться картами других назначений. А во время походов, сплавов летом прививаются туристические умения, навыки, правила поведения на природе.

В третьем и четвертом классе я начинаю знакомить детей с литературой родного края через занятия по хрестоматии «Литература Прикамья». Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью. Часть уроков проводится в школьной библиотеке. Занятия в библиотеке разнообразны по форме, интересны по содержанию. Для реализации своих творческих способностей ребята участвуют во всевозможных викторинах, конкурсах сочинений и сказок, выставок рисунков, поделок, стенгазет творческого характера, организованных библиотекой.

Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архивов, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др.

Для данной формы работы хорошо подходит проектная, исследовательская деятельность учащихся под руководством учителя. Это направление наиболее полно мной реализуется, так как проектный метод считаю продуктивным в современном образовании и воспитании школьников. Она способствует развитию личности учащегося, формирует современное научно-творческое мышление.

В 4 классе создан кружок «Праздник для всех», где учащиеся моего класса показывают своё артистическое умение, краеведческие знания, например, в празднике «День Знаний» для параллели 2-4 классов, «Осенины», городском мероприятии «Ярмарка для всех», также совместных праздниках, собраниях с родителями класса.

С обучающимися моего класса проводилась диагностика по внеурочной деятельности: методики Н.П. Капустина «Диагностика уровня воспитанности класса», «Рукавички» Г.Л. Цукермана, «Незаконченные предложения» М. Ньюттена в модификации А.Б.Орлова, «Пословицы» С.М. Петровой, «Наши отношения» Фридмана Л.М. Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка в участии того или иного вида деятельности, который влияет на процесс развития личности обучающегося. Мои дети подошли ко 2-3 уровню результативности, где школьник самостоятелен в общественной жизни и может получать опыт в социальной жизни (приложение 2).

Учеными доказано, что краеведение выступает универсальным педагогическим средством, помогающим учителям формировать и развивать познавательный интерес учащихся, их мотивационную и коммуникативную сферу, активизировать их учебную деятельность, воспитывать разносторонне развитого человека, патриота своей Родины.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Буланов М.И. Этапы развития школьного краеведения.//Туристско-краеведческая деятельность - важнейшее средство образования, патриотического воспитания и оздоровления детей и учащейся молодёжи. Материалы конференции. М., 2003 - С. 71.

  2. Головчанский Г.П., Мельничук А.Ф. Строгоновские городки, острожки, сёла.-Пермь: Книжный мир.2005.-232с. с ил. (По городам и весям Прикамья).

  3. Горбацевич Н.П., Шатрова Н.В. Прикамье: странички далёких и близких времён. Учебное пособие по курсу «Введение в историю» для 3-4классов.- Пермь «Книжный мир», 2003.-145с.

  4. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3

  5. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе./ Под ред. Б.А. Татьянкина. - М.: «5 за знания», 2007. - 272 с.

  6. Князева Н.А. Маленький пермяк. Азбука краеведа. 1-4класс. - Пермь «Книжный мир», 2000. - 78с.

  7. Конышева Н.А. Чудесная мастерская (в 4-х частях). - М: Дрофа. 2003.

  8. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля. Учебник для 4 класса в 2-х частях - М.: Дрофа, 2005. - 176с.

  9. Опыт организации исследовательской деятельности школьников «Малая Академия Наук»/ Автор-составитель Г.И. Осипова. - Волгоград: «Учитель», 2007. - 154 с.

  10. Титова Е.В. Образовательные возможности краеведения.//Туристско-краеведческая деятельность - важнейшее средство образования, патриотического воспитания и оздоровления детей и учащейся молодёжи. Материалы конференции. М., 2003 - С. 6.

  11. Петрова Н.П., Суркова О.П. Учебное издание «Литература Прикамья». Хрестоматия для начальной школы.- Пермь «Книжный мир», 2000. - 368с.

  12. Чагин Г.Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. Учебное издание: По городам и весям Прикамья. - Пермь: Книжный мир.-2003.-256с.

  13. Янович Е.И. Внеклассные заметки по краеведению//«Справочник классного руководителя». Издательство: ЗАО «МЦФЭР». - 2007. - № 11.

  14. Толковый онлайн-словарь русского языка С.И. Ожегова. - ozhegov.org/words/13495.shtml

Приложение 1

В «Стандартах второго поколения» был представлен документ «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в котором большое внимание уделено духовно-нравственному развитию личности школьники - гражданина многонациональной страны. Основными причинами, побудившими к созданию этого актуального документа, были названы следующие:

- нехватка принципов и правил жизни, сознательно принимаемых большинством граждан;

- отсутствие нравственных ориентиров в вопросах социального поведения;

- недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа.

Учебники образовательной системы «Гармония» являются методическим средством, позволяющим реализовать современные требования к содержанию и организации образования младших школьников и тем самым обеспечить достижение предусмотренных ФГОС результатов начального образования - личностное развитие детей, их духовно-нравственное воспитание, формирование у них конкретных предметных умений и комплекса универсальных учебных действий. Все учебники направлены на духовно-нравственное воспитание младших школьников. При этом в рамках различных учебных предметов (особенно окружающего мира Поглазовой О.Т, литературы Кубасовой О.В., технологии Конышевой Н.М., основ светской этики Ворожейкиной Н.И.) делаются акценты на разных компонентах работы. В каждом из них есть решение задач личностного развития младших школьников, их духовно-нравственное воспитание в единстве с формированием предметных и метапредметных умений осуществляется за счёт особого построения курса, отбора и логики подачи учебного материала, способов организации учебной деятельности детей, системы учебных заданий, используемых средств обучения (из программы УМК «Гармония»).



Приложение 2

Результаты внеурочной деятельности:

1 место в читательском городском конкурсе «Библиотека, книга, я - неразлучные друзья» (2012), краевая олимпиада «Рысёнок» - 2 место в городе (2011), городской конкурс «Чудесный мир сказок В.Воробьёва» - 2 место в городе и 2 место в крае (2011).

Участие в городских соревнованиях по туризму, где в 2013 и 2014 годах занимали почётное 2 место. А в конкурсе «Знатоки природы» в 2013 г. в общем зачёте 5 место, а в интеллектуальном познавательном тесте - 1.

В исследовательском творческом конкурсе «Радуга успеха» (2014) работа «Старина и новизна русского быта» заняла 1 место в своей возрастной группе. В региональных конкурсах «Енот- знаток естественных наук» 2, 3 место в школе (2013), «Почемучка» - 2 место в школе (2014).

Уже в этом учебном году в школьной декаде «Окружающий мир» мой класс занял 1 место, в олимпиаде по светской этике - 2 место, в региональном конкурсе - игре «Лис - любитель истории» по школе заняли 1, 2 места. Также дети приняли активное участие во Всероссийских творческих интернет-конкурсах: «Кормушка для птиц», «Мой учитель», «Пластилиновые фантазии», «Спорт- это сила».


© 2010-2022