Методические рекомендации по ведению воспитательной работы эколого-биологического направления

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Отдел образования администрации Ольховатского муниципального района




Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей

Ольховатский Дом пионеров и школьников




Методические рекомендации по ведению воспитательной работы эколого- биологического направления





Разработала методист

МКОУ ДОД Ольховатский

Дом пионеров и школьников

Молчанова Татьяна Александровна



Р.п. Ольховатка

2015 год




Аннотация.

Суть рассматриваемых вопросов:

Cоздание благоприятных условий для укрепления здоровья обучающихся на занятиях в объединениях и организации досуга во время летних каникул; создание педагогической воспитательной среды, способствующей раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей; воспитание экологической культуры личности. Реализация данных целей происходит путём решения конкретных воспитательных задач:

- проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;

- способствовать становлению бережного отношения к окружающей среде;

- развитие творческих способностей, коммуникативных навыков и совместной творческой деятельности;

- формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей;

- формирование у ребят навыков общения и толерантности;

- привитие навыков здорового образа жизни.

В современных условиях значительно повышается роль экологического образования и воспитания в сохранении окружающей среды, формировании экологической культуры населения и воспитании сознательного, бережного отношения человека к природе. Главными задачами экологического образования и воспитания школьников на современном этапе являются: воспитание у детей бережного, заботливого и ответственного отношения к природе, формирование любви к природе родного края; установление гармоничных отношений учащихся с живой и неживой природой; воспитание экологической культуры детей школьного возраста.

Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, которые ведут воспитательную работу по эколого-биологическому направлению и педагогам - руководителям объединений данного направления. Методические рекомендации разработаны для пропаганды природоохранной деятельности и приведения экологического воспитания в систему.

Источниками практического опыта, положенного в основу рекомендаций, стали планы воспитательной работы Ольховатского Дома пионеров и школьников, Концепции воспитания Ольховатского Дома пионеров и школьников, воспитательные планы ПДО - руководителей объединений, тематические мероприятия, проводимых в объединениях, аналитические материалы методической службы.

Рекомендации могут быть использованы педагогами дополнительного образования для образовательной и воспитательной работы в своих объединениях, педагогом - организатором для планирования общих мероприятий в Ольховатском Доме пионеров и школьников.

Пояснительная записка.

Обоснование актуальности разработки методических рекомендаций.

Воспитание экологической культуры - одно из основных средств выхода из экологического кризиса, на грани которого находиться наша Земля.

Опыт показывает, что участие в практических природоохранных мероприятиях позволяет детям и молодым людям лучше адаптироваться в обществе, создает стимул для их личностного роста и творческого саморазвития. Осознавая свою причастность, пусть к небольшому, но значимому для общества и природы делу, воспитанники не только решают посильные конкретные природоохранные задачи, но и находят новых друзей, учатся общаться в коллективе, приобретают новые навыки и умения. Трудовая деятельность природоохранного характера на практическом уровне обогащают опыт эмоциональных переживаний детей и подростков, способствуя становлению опыта поведения в природных условиях. Таким образом, практическая природоохранная деятельность является необходимым условием формирование экологической культуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 686 от 11 июля 1996 года принято решение о ежегодном проведении на территории России с 15 апреля по 5 июня Дней защиты от экологической опасности под девизом: «Экология - безопасность - жизнь». В рамках этих дней особо отмечается: 22 апреля - День Земли; 26 апреля - День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах; 1 июня - День защиты детей; 5 июня - День охраны окружающей среды.

Определение цели методических рекомендаций:

Природоохранные акции «Чистая вода», «Живи родник!» и др. проводятся в рамках Дней защиты от экологической опасности, основная цель которой привлечение внимания общественности и подрастающего поколения к последствиям экологических нарушений в окружающей среде. Конкретно для нашего района - это проблема загрязнения Реки Чёрная Калитва. По бактериологическим показателям, зарослям водорослей - летом были обнаружены более 70 видов водорослей, что привело к обмелению реки. Не так давно обострилась проблема загрязнения воздуха посёлка выбросами сахарного завода в связи с открытием цеха по переработке мелассы с использованием агрессивных кислот и щелочей. Лакокрасочный завод «АВС Фарбен» также загрязняет воздух на территории Бугаевского поселения, расположенного в поселке Ольховатка.

Деятельностный подход в экологическом образовании и воспитании детей заключается в формирование экологической культуры детей и подростков посредством включения их в проведение конкретных мероприятий по сохранению и улучшению окружающей среды.

Цели методических рекомендаций - оказать методическую помощь педагогам - руководителям объединений, педагогу-организатору при проведении воспитательных мероприятий по экологии; привести воспитательную работу по экологии во всех объединениях Дома пионеров и школьников в систему.

Ожидаемые результаты разработки и применения методических рекомендаций:

- выявить эффективные средства, формы, методы развития экологических знаний и воспитания экологической обучающихся;

- разработать программу природосберегающих технологий в образовательном и воспитательном процессах и педагогические рекомендации для педагогов дополнительного образования.

Я считаю, что процесс воспитания экологической культуры воспитанников будет наиболее эффективным при

- воспитании младших школьников, построенной на основе изучения природы родного края:

- при воспитании бережного, гуманного, ответственного отношения детей к природе и развитии интереса, любви к изучению природы родного края и формировании умения вести себя культурно в природе;

- при развитии экологических знаний о живой и неживой природе, и формировании правильного представления воспитанников о сезонных изменениях и явлениях, происходящих в природе в течение года;

- при активном вовлечении детей, родителей, педагогов и руководителей экологических кружков к доступным формам и видам природоохранной работы.

Овладение опытом организации и проведения экологических акций, описанным методистом Окороковой С.А. («Чистая вода») может стать основой проведения подобных мероприятий ПДО в других объединениях. Так, педагог - организатор Воскобой Ю.В. запланировала и провела в конце апреля акцию «Живи, родник!», придав ей волонтёрский характер, и привлекая для этого старшеклассников объединения «Лидер» и активистов детского и пионерского объединения «Единство». ПДО в своих объединениях проводят акции «Чистый поселок», «Чистый берег», субботники, акции « Первоцвет», «Зеленый подоконник». Эти практические результаты особенно эффективны, так как дети видят результаты своего труда, положительно оцениваемые социумом, и у них усиливается побудительная мотивация участия в экологических акциях своего поселка, улицы, дома, объединения, кабинета и т.п.

Обоснование особенностей методических рекомендаций.

Экологическое воспитание - очень важная тема, так как от уровня экологического воспитания детей зависит их жизнь сейчас и , что важно, в обозримом будущем, так как от деятельности конкретного человека, зависит и его экологическое благополучие. Все зависит от масштаба деятельности человека.

Особенностью рекомендаций для наших педагогов является то, что сейчас более эффективны не самостоятельные воспитательные мероприятия педагогов, а проведение интегрированных занятий внутри объединений Дома пионеров, где наиболее полно можно вести природоохранную, эколого-биологическую и здоровьеукрепляющую деятельность. Примером может послужить работа педагога - руководителя объединения «Первые шаги - Мышанской Н.Н.

В качестве нового предлагается использовать опыт молодого педагога, руководителя объединения «Компьютерная графика» Грибовича П.Б., который провел интересное воспитательное занятие и разработал его конспект «Создание плакатов Adoberhotohop о сохранении и защите лесов». Это, в какой-то мере, для нас новые формы воспитательной работы, дети активно и с удовольствием занимаются. Форма работы новая для детей, а содержание очень важное для воспитательной работы, что приведет к росту эффективности экологического воспитания.

Содержание методических рекомендаций:

Экологическое образование и воспитание школьников осуществляется в общеобразовательных школах и внешкольных образовательных учреждениях. Внеурочное дополнительное экологическое образование осуществляется в школе через экологический кружок и факультатив. Внешкольное дополнительное экологическое образование получают в дополнительных образовательных учреждениях эколого-биологической направленности. Поскольку эколого-биологическое направление в нашем учреждении представлено тремя объединениями - «Росток», «Юный исследователь» и «Мир вокруг нас» - а от экологического образования и воспитания зависит здоровье и качество жизни, то рекомендуется вести эффективную воспитательную работу по данному направлению всем педагогам дополнительного образования в своих объединениях и группах.

На основе состоявшегося опыта проведения воспитательных мероприятий методистам рекомендуется составить алгоритм подготовки и проведения экологических акций местного масштаба в пределах возрастных возможностей воспитанников и возможностей педагогов дополнительного образования; необходимо активнее использовать форму праздничного мероприятия, так как праздник - это очень эффективная форма воспитания и она «является кульминационным событием в системе воспитания» (М.В. Кайгородцева ). Через эмоциональную составляющую праздников дети могут лучше прочувствовать красоту окружающей природы и заботу о птицах, животных, растительном мире.

Использовать игры как одну из любимых детьми форм воспитательной работы, потому «игра относится к косвенному методу воспитания, когда ребёнок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, а является субъектом деятельности». С помощью игры дети осознают свои возможности на деле, вырабатывают волю к победе, формируют характер. Интеллектуальная игра дает дополнительные знания и стимул к пополнению экологических знаний. Интерес детей к игре высок, рекомендуется повышать интерес к игре, используя метод состязательности, театрализации.

Рекомендовать ПДО смелее использовать рекламные кампании для популяризации экологического воспитания и здорового образа жизни.

Использовать возможности пришкольного лагеря «Изумрудный» для проведения различного рода экологических акций, природоохранной деятельности и оздоровления детей.

Наиболее трудные моменты касаются материального обеспечения при проведении экологических акций (отсутствие инвентаря, посадочного материала для озеленения), при организации акций, походов и экскурсий - самое важное для педагогов - это инструктаж и обеспечение безопасности здоровья детей.

Выводы и рекомендации:

1.Воспитательно-образовательная работа в МКОУ ДОД Ольховатский Дом пионеров и школьников должна быть направлена на развитие экологических знаний и на воспитание экологической культуры детей школьного возраста.

2.При составлении программы по экологическому образованию и воспитанию младших школьников необходимо учитывать возрастные, индивидуальные особенности и уровень подготовленности детей младшего школьного возраста и постепенно от занятия к занятию следует усложнять содержание материала и использовать доступные формы и методы экологического образования с учетом возраста.

3. При отборе содержания дополнительного экологического образования, организации и проведении воспитательной работы по экологии и здоровьесбережению с воспитанниками необходимо соблюдать требования дидактических принципов (систематичности и последовательности, индивидуализации и дифференциации, гуманизации и демократизации, вариативности, интеграции) с реализацией культурологического и личностно-ориентированного подходов в обучении и воспитании.

4. Шире использовать принцип интеграции. Интегрированные знания позволяют создать правильное преставление детей о природных и социальных факторах окружающей среды и дают возможность воспитать экологическую культуру и бережное отношение младших школьников к сохранению окружающей природной среды.

5. В формировании экологических знаний, умений и практических навыков большую роль играют экскурсии, походы в природу, общественно-полезный труд природоохранительного характера (посадка деревьев, цветов и уход за ними, кормление зимующих птиц, уборка территорий дошкольных учреждений от мусора).

Итоги мероприятий: у большинства детей младшей возрастной группы имеются устойчивые представления, знания о природе родного края, о сезонных изменениях, происходящих в природе. Они принимали активное участие в экскурсиях, походах. Это свидетельствует о возросшей активности, о формировании экологического сознания и воспитании бережного отношения младших школьников к сохранению окружающей природной среды.

Заключение.

Подытоживая, можно сделать вывод о том, что эффективность развития экологических знаний и воспитания экологической культуры, в значительной мере, зависит от профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования, умения использовать адекватные методы обучения, создавать благоприятные условия, способствующие сохранению и укреплению физического и психического здоровья младших школьников, удовлетворению их потребностей в дополнительном экологическом образовании.

Разработанные мною педагогические рекомендации и программа объединения эколого-биологического направления будут использованы для решения задач экологического образования и воспитания младших школьников. Для решения этих задач в системе дополнительного образования необходимо использовать словесные, наглядные, практические, игровые методы обучения. Помимо учебных занятий необходимо проводить индивидуальные и коллективные беседы, диспуты, наблюдения, опыты, практические работы, экскурсии и походы, позволяющие младшим школьникам получить знания о предметах и явлениях живой и неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения детей к природе и формированию умения правильно вести себя в природе.

Список литературы:

1. Абросимова Е.Г.Пути осуществления экологического подхода в обучении и воспитании / Сборник научных работ аспирантов. - Часть 4. -Ростов-на-Дону, 1997. -С. 3-10.

2. Абдулаева P.M. Воспитательный потенциал Дагестанских народных подвижных игр: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Махачкала. 2002. - 299 с.

3. Алексеев С.В. Экология: наука и область образования. /Методические рекомендации.- СПБ, 1994.

: Известия Южного отделения РАО. -Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2003. № 3. - С. 47-61.

4. Алиева Б.Ш. Приемственность в формировании экологической культуры у детей с шести-восьми лет: Автореф. дис. .канд. пед. наук. - Махачкала., 2001.

5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Изд-во Университетское, 1999. - 253 с.

6. Андреева Л.И. Система профессионального экологического образования школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тольятти, 1997. -23с.

7. Астарханова Н.Р. Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии: Автореф. дис. . . канд. пед.наук. Махачкала, 2004. - 21 с.

8. Афонин А.В.Экологическое воспитание: Новый взгляд на проблему // Педагогическое образование. М., 1991. - Выпуск 3.


Приложение.


МОУ ДОД Ольховатский Дом пионеров

и школьников




«Открытая кафедра» выступлений старшеклассников на тему:



«Право и экология. Вопросы правового регулирования».

(Сценарий)











Подготовила методист Молчанова Т.А.

2014 - 2015 учебный год


Добрый день, Уважаемые старшеклассники, учителя, гости! Сегодня мы пригласили Вас для участие в заседании «открытой кафедры» накануне важного для всех нас государственного праздника - Дня Конституции, поэтому разрешите вас поздравить с этим праздником и пожелать творческих успехов.

Тема ваших выступлений очень актуальна - «Право и экология».

Цель важна - чтобы каждый знал о своем праве

- на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии;

- на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими преступлениями и катастрофами.

А для этого необходимо развивать активную жизненную позицию и правовое экологическое образование молодёжи и стремление улучшать качество окружающей природной среды родного края доступными законными методами.

Сегодня на «открытой кафедре» мы услышим выступления, характеризующие эколого - правовую обстановку в нашем Ольховатском районе и ещё раз обратим внимание на экологические проблемы Воронежской области в новых экономических условиях, когда главной целью любого производства является получение максимальной прибыли, сокращение любых социальных расходов. Экономятся средства на качестве очистных сооружений, что, по большому счёту, значит - экономят на здоровье людей.

На нашем мероприятии присутствуют почётные гости -

Шинкаренко Дмитрий Юрьевич - начальник отдела по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ольховатского муниципального района; Жилкин Андрей Владимирович, юрисконсульт управления Пенсионного Фонда по Ольховатскому району.

Мероприятие проходит в 2-х номинациях:

1-я номинация - конкурс плакатов на тему «Экологические проблемы Ольховатского района и Воронежской области - завершилась 30 ноября. Было представлено более 30 работ от образовательных учреждений. Все работы соответствовали теме, очень яркие, с интересны сюжетами, хорошо оформленные. Жюри пришлось потрудиться, чтобы выбрать лучшие из лучших работы. Мы организовали выставку плакатов в школьном холле.

Выступления старшеклассников по теме «Право и экология. Вопросы правового регулирования экологии» сегодня будут проходить и оцениваться по двум номинациям:

В первой номинации - выступают средние школы - 7 выступлений;

Во 2-ой - основные общеобразовательные школы - 4 выступления.

Положение

о проведении районного мероприятия -

«Открытой кафедры» публичных выступлений старшеклассников по гражданско-правовой тематике:

«Право и экология. Вопросы правового регулирования экологии».

1. Цели и задачи:

- Способствовать тому, чтобы каждый знал о своем праве на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

- Развивать активную жизненную позицию и правовое экологическое образование молодёжи для предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности в Ольховатском районе и во всей области целом, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущего поколений людей.

- Воспитывать у старшеклассников стремление улучшать качество окружающей природной среды родного края доступными законными методами.

2. Организаторы:

- Отдел образования администрации Ольховатского муниципального

района;

- МКОУ ДОД Ольховатский Дом пионеров и школьников.

3. Участники «Открытой кафедры…».

От каждой школы в конкурсе публичных выступлений «Открытой кафедры…» принимают участие учащиеся 8 - 11 классов, в творческом художественном конкурсе экологического плаката «Экологические проблемы Ольховатского района и Воронежской области» - ученики 5- 11 классов.

4. Место и время проведения.

Районное мероприятие «Открытая кафедра…»проводится в 2 этапа:

1 этап - заочный - 1 - 30 ноября 2014 года - конкурс экологического плаката «Экологические проблемы Ольховатского района и Воронежской области»;

2 этап - конкурс публичных выступлений «Право и экология. Вопросы правового регулирования экологии» - 7 декабря 2014 года.

Место проведения «Открытой кафедры…» - актовый зал Ольховатской СОШ.

Время проведения - с 9.00 часов.

5. Номинации.

1-я номинация - Конкурс публичных выступлений старшеклассников «Право и экология. Вопросы правового регулирования экологии».

2-я номинация - Конкурс экологического плаката «Экологические проблемы Ольховатского района и Воронежской области».

6. Порядок проведения.

Заявки на участие с указанием: номинации, темы выступления, названия плаката, школы, класса, ФИ ученика, ФИО руководителя и его должность, печатные работы (рефераты), передать в Дом пионеров и школьников до 1 декабря 2014 года (можно по электронной почте).

Конкурсные публичные выступления старшеклассников - до 7 минут, возможна компьютерная презентация.

7. Награждение.

Победители в номинациях и их руководители награждаются Грамотами отдела образования администрации Ольховатского муниципального района.

Условия проведения конкурса экологического плаката

«Экологические проблемы Ольховатского района и Воронежской области».

Районное мероприятие «Открытая кафедра…»проводится в 2 этапа:

1 этап - заочный - 1 - 30 ноября 2014 года - конкурс экологического плаката «Экологические проблемы Ольховатского района и Воронежской области»;

2 этап - конкурс публичных выступлений «Право и экология. Вопросы правового регулирования экологии» - 7 декабря 2014 года.

Требования к оформлению плаката:

1. Размер плаката - А 1 - (ватман) и А-2 (½ ватмана)

2. Техника выполнения плаката - произвольная.

3.Изображения на плакате может сопровождаться кратким текстом и должно выполнять задачи наглядной агитации и пропаганды, информации, рекламы и т.п.

4. Плакат должен иметь этикетку в правом нижнем углу размером 5х10см, где указать:

- название работы;

- ФИ автора работы;

- образовательное учреждение, класс, объединение;

- ФИО руководителя, его должность.

5.Сдавать работы - готовые плакаты - до 30 ноября 2014 года в Дом пионеров и школьников. Консультации по телефону 40-0-91 у методиста Молчановой Татьяны Александровны.

«Ольховатка - зона экологической тревоги».

(статья в районную газету «Ольховатский вестник»)

В начале декабря в актовом зале Ольховатской СОШ проходил районный, ставший уже традиционным, конкурс «открытой кафедры» публичных выступлений старшеклассников на гражданско-правовую тематику, посвященный главному государственному празднику - Дню Конституции РФ.

Тема выступлений старшеклассников очень актуальна - право и экология. Ведь охрана окружающей среды - это одна из важнейших проблем современности. Обоснование темы выступления Кочергиной Ирины, ученицы 11 класса Степнянской СОШ, соответствовало содержанию «открытой кафедры». «Активное воздействие человека на окружающую среду стало причиной возникновения и развития новой отрасли права - права охраны окружающей среды. У нас в России оно получило название экологического права. Главная его задача - решение проблем охраны окружающей среды. Это право закреплено в ст. 42 Конституции РФ, которая включает три самостоятельных, но неразрывно связанных между собой, права человека и гражданина:

- на благоприятную окружающую среду;

- на достоверную информацию о ее состоянии;

- на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями». Экологические права граждан и их реализация «красной нитью» прослеживались во всех выступлениях старшеклассников. Чтобы эти права работали, необходимо развивать активную жизненную позицию, правовое экологическое образование молодёжи и стремление улучшать качество окружающей природной среды родного края доступными законными методами. К такому выводу мы подошли в конце выступлений обучающихся.

На «открытой кафедре» мы услышали выступления, характеризующие экологическую обстановку в нашем Ольховатском районе, которые ещё раз обратили внимание на экологические проблемы Воронежской области в новых экономических условиях, когда главной целью любого производства является получение максимальной прибыли, сокращение любых социальных расходов. Экономятся средства на качестве очистных сооружений, что, по большому счёту, означает экономию на здоровье людей.

На нашем мероприятии присутствовали почётные гости - Шинкаренко Дмитрий Юрьевич, начальник отдела по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ольховатского муниципального района, и Жилкин Андрей Владимирович, юрисконсульт управления Пенсионного Фонда по Ольховатскому району. Дмитрий Юрьевич рассказал участникам «открытой кафедры» о мероприятиях отдела по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Ольховатского района, а Андрей Владимирович коснулся темы истории природоохранного законодательства в России.

Мероприятие проходило в 2 этапа:

Первый этап - конкурс плакатов «Экологические проблемы Ольховатского района и Воронежской области» - завершился 1 декабря. Было представлено более 30 работ от образовательных учреждений. Все работы соответствовали теме, очень яркие, с интересными сюжетами, хорошо оформленные. Жюри пришлось потрудиться, чтобы выбрать лучшие из лучших работы. Мы организовали познавательную выставку плакатов в холле Ольховатской СОШ.

Второй этап - публичные выступления старшеклассников по теме «Право и экология. Вопросы правового регулирования экологии» проходил 7 декабря. Выступления обучающихся оценивались по двум номинациям :

в первой номинации выступили средние общеобразовательные школы и Ольховатский Дом пионеров и школьников, во второй - основные общеобразовательные школы.

Объекты исследований выступающих были самые разнообразные: качество питьевой воды в поселениях, загрязнения рек Ольховатка и Чёрная Калитва, последствия техногенной аварии на Чернобыльской АЭС, экологические акции в поселениях, загрязнение почвы, воздуха, проблема утилизации мусора, проект добычи никеля в Новохопёрске и т.п. Работы старшеклассников и педагогов - руководителей показали, что молодёжи далеко не безразличны вопросы охраны окружающей среды. Особенно четко это прозвучало в выступлении Шишкарёва Александра. Он сказал: «Я считаю, что сегодня нам всем, от школьника до президента, надо оторваться от собственных проблем, оглядеться, понять, что каждый человек зависит от всех остальных и индивидуальных средств спасения нет. Человечество либо выживет солидарно, либо солидарно погибнет. Будем надеяться, что разум победит!». Выступление Пешкиной Натальи, проживающей в поселке Гора, касалось конкретно экологических проблем поселка Ольховатка, связанных с Ольховатским сахарным комбинатом, в том числе, с цехом по переработке мелассы. Она свое выступление закончила так: «Если вы, как и я, хотите жить и растить своих детей в благоприятной окружающей среде, не оставайтесь равнодушными к экологическим проблемам Ольховатского района!» А Воскобой Анна из 9 класса Дроздовской СОШ призвала не на словах, а на деле охранять природу родного края - сажать деревья, цветы, не сорить, охранять флору и фауну.

Председатель жюри Галушка Е.А., подводя итоги, поблагодарила всех участников и руководителей за проделанную работу, непосредственных организаторов «открытой кафедры», объявила победителей, наградила грамотами отдела образования учащихся и их руководителей, четыре работы рекомендовала для публичных чтений в школах.

Закончить свою статью я хотела бы обращением Коротина Андрея, ученика 8 класса Бугаевской ООШ, к жителям Ольховатского района: «На долю нашего поколения выпадает основная часть решения задачи экологического оздоровления России. Объединимся же под знаком мудрости экологического гуманизма!»

Молчанова Татьяна Александровна, методист МКОУ ДОД Ольховатский Дом пионеров и школьников

Декабрь, 2014 год.




Методические рекомендации по ведению воспитательной работы эколого- биологического направления


Плакаты на экологические темы.



Методические рекомендации по ведению воспитательной работы эколого- биологического направления




Методические рекомендации по ведению воспитательной работы эколого- биологического направления


Плакаты на экологические темы.


Методические рекомендации по ведению воспитательной работы эколого- биологического направления

© 2010-2022