Программа студии Мир игрушки

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕСПУБЛИКА КРЫМ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖИ

Крымское республиканское внешкольное учебное заведение

«Центр детского и юношеского творчества»



ОДОБРЕНА

Педагогическим советом

протокол № ________

от __________2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор КРВУЗ «ЦДЮТ»

_______________ В.В. Кочетова

_____________ 2015 г.


  1. Дополнительная образовательная программа

  2. студии «Мир игрушки»


  1. Направленность - декоративно-прикладное творчество

  2. Срок реализации программы - 4 года

  3. Тип программы - авторская

  4. Вид программы - специализированная, модульная

  5. Возраст обучающихся - 7-18 лет

  6. Составитель -

  7. Тищенко Валентина Григорьевна,

  8. руководитель студии


  1. г. Симферополь,

  2. 2015 г.


Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………..3

Учебно-тематический план по годам…………………………………………… 10

Содержание дополнительной образовательной программы……………………13

Методическое обеспечение программы………………………………………….25

Список литературы………………………………………………………………...30









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Декоративно- прикладное искусство дает возможность сохранять цепь преемственности поколений, позволяет понять тайны загадочной природы, коллизии истории, особенности быта, доброту и щедрость души народов живущих в Крыму.

Изготовление игрушки занимает особое место среди других видов декоративно - прикладных ремесел. Игрушки нравятся всем - и взрослым и детям. Но если у взрослого, забавная игрушка вызывает добрую улыбку, перенося его в мир детства, то для ребенка игрушка - его неизменный спутник, его друг. Она знакомит с окружающим миром, пробуждает мысль, будит фантазию, воспитывает чувства.

В процессе работы над созданием игрушки у ребенка развивается творчество, воображение, умение работать самостоятельно. Воспитывается трудолюбие и художественный вкус, вырабатываются навыки и умения которые пригодятся в жизни.

Данная образовательная программа разработана на основе ранее утвержденной авторской программы и включает апробированный опыт работы автора по направлению изготовления игрушки и сувенирной куклы с учащимися и слушателями Крымского республиканского внешкольного учебного заведения «Центр детского и юношеского творчества», результативному участию их в конкурсах и выставках, творческой лаборатории «Возрождение» Крымской Малой Академии искусств и народных ремесел. Программа по уровню освоения знаний и умений специализированна и направлена на освоение конкретных практических навыков.

В ней также учитывается новый государственный статус региона и соответствует Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. N 504).

Главная цель программы:

- реализация творческих способностей учащихся и слушателей, формирование их целостного восприятия мира игрушки, развитие абстрактного мышления, творческого подхода в создании игрушки.

Программа решает задачи, рассчитанные на реализацию учебно-развивающей, практической, творческой, адаптационной, социальной функций.

Задачи:

воспитательные:

-формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

-воспитание у учащихся любви к своей «малой» родине, родному краю, её замечательным людям;

-формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, стремление соблюдать правила поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к родине и своему народу;

-воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

-формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

развивающие:

- развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

- развивать у детей чувство прекрасного и его понимания;

- развивать творческие способности, художественный вкус;

- обучение приемам самоконтроля и взаимоконтроля;

- создание базы для творческого мышления.

образовательные:

- формировать знания, умения, навыки по созданию продуктов творчества с использованием принципа « от простого к сложному»;

- формировать у детей навыков ручного труда;

- обучать основам кройки и шитья;

- расширить знания об истории народного костюма, игрушки, о традициях, творчестве и быте народов Крыма.

Новизна образовательной программы состоит в том, что наряду с современным подходом к технологии изготовления сувенирной куклы, программа дает возможность получить знания о возникновении, развитии, национальных особенностях народной одежды, о гармоничном сочетании традиционных и современных подходов изготовления сувенирной игрушки, куклы.

Программа затрагивает вопросы изучения изобразительного искусства в направлении рисунка, композиции, цветоведения, что позволяет учащемуся и слушателю ориентироваться на профессию модельера-конструктора, модельера-дизайнера, художника-бутафора. Учебно-воспитательный процесс в студии предполагает формы педагогического воздействия, направленные на проявление творческого начала учащегося и слушателя, активной жизненной позиции.

При составлении программы учитывались современные научные достижения и опыт педагогов высших, профессионально-технических, общеобразовательных и внешкольных учебных заведений.

Содержательной основой программы являются учебные пособия, альбомы, книги и сборники Молотобарова О.С., Ефимова А.В., Гукасова А.М., Матейко К.Н., Кочетова С., Неботова З., Кононович Т., Артамонова Е.А., Деревянко Н.С., Якубова А.И..

Данная программа строится на синтезе профессионального и самодеятельного в области искусства изготовления мягкой игрушки.

Единицей учебного процесса является блок занятий (тема). Внутри темы разбивка по времени изучения производится руководителем самостоятельно.

Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей детей и на основе дифференцированного подхода. В учебной программе три образовательных уровня:

  1. Начальный, в котором обучаются воспитанники. Обще развивающий, предусматривает выявление творческих способностей детей или развития их интереса к творческой деятельности.

  2. Основной- учащиеся. Способствует развитию стойких интересов детей и ученической молодежи, дающей дополнительное образование, удовлетворяющее потребности в профессиональной ориентации.

  3. Высший- слушатели. Предусматривает работу с талантливыми и одаренными детьми. В группах высшего образовательного уровня из общего количества часов, предусмотренных на работу с группой, 10% составляют часы индивидуальных занятий, на которых дети углубленно занимаются творческой деятельности по созданию своего индивидуального произведения.

Итоговое количество часов, отведенных на изучение программы, зависит от нагрузки:

-начальный уровень ,1год обучения - 4 часа в неделю - в год 144 часа;

-основной уровень 2 год обучения - 6 часов в неделю - в год 216 часов;

-основной уровень 3 год обучения - 6 часов в неделю - в год 216 часов;

-высший уровень 4 год обучения - 9 часов в неделю - в год 288 часов.

Занятия проводятся 2 или 3 раза в неделю, их продолжительность составляет 2-3 часа (для слушателей 80% учебного времени отводится на индивидуальную работу).

Прием детей в школу осуществляется с 7-ми лет, согласно их желанию. Численность групп первого года обучения рассчитана на 12-15 воспитанников, второго - на 10-12 учащихся, третьего - на 8-10 слушателей, четвертого - 8 слушателей.

Ожидаемые результаты

По окончании первого года обучения учащиеся должны знать;

- основные и составные цвета;

- значение слов: орнамент, орнамент растительный и геометрический;

- виды и свойства бумаги, ткани, ниток и др. материалов;

- способы аппликации в народном искусстве/ткань, бумага, кожа/;

- названия, назначения, правила пользования ручными инструментами для

работы бумагой, картоном, тканью;

- правила кроя;

- способы выполнения ручных швов;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе в мастерской с

различными материалами;

уметь;

-ориентироваться в задании по образцу или рисунку;

-сравнивать законченное изделие с образцом или рисунком;

-работать в определенной цветовой гамме;

-добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов

несложной формы;

-правильно работать с лекалами;

-определять расход материала для различных изделий;

-правильно выполнять изученные швы;

-оформить игрушку/вышивка, утяжка, аппликация/;

-составить композицию.

По окончании второго года обучения учащиеся должны знать:

-разнообразие выразительных средств/цвет,линия, объем, форма, ритм, композиция/;

-отличие линейного орнамента от замкнутого;

-элементы материаловедения /свойства тканей, ниток/;

-историю народной игрушки, символику, орнаментику;

-правила кроя;

-требования техники безопасности и личной гигиены при работе в мастерской с

различными материалами.

Уметь:

-пользоваться инструментами;

-правильно выполнять изученные швы;

-выполнять зарисовки на бумаге и кальке с образцов;

-правильно работать с лекалами;

-определять расход тканей для различных изделий;

-оформлять игрушку/вышивка, утяжка, аппликация/;

-составлять из отдельных игрушек композицию.

По окончании 3-его года обучения учащиеся должны знать:

- историю искусств;

- средства художественной выразительности/ цвет, ритм, линия, объем,

светотональность, форма, пропорция, пространство, композиция/;

- изученные виды тканей, ниток и других используемых материалов;

- различные виды швов и способы их выполнения на разных тканях с подбором

соответствующих ниток;

- раскладку на ткани, технологию изготовления игрушек согласно программе;

- символику и орнаментику славянских народов;

- правила безопасности при работе в мастерской;

уметь:

- коллективно составить план работы;

- сознательно выбирать средства выражения своего замысла и объяснять свой

выбор;

- передавать выразительные особенности формы игрушки;

- использовать орнаментику и символику в оформлении игрушек и композиций;

- создавать законченный образ, используя различные варианты оформления;

- использовать различные виды ручных, машинных швов при выполнении игрушек;

- составлять эскизы игрушки;

- выполнять выкройки по эскизам разработанной игрушки;

- определять расход ткани;

- правильно раскроить игрушку.

По окончании 4-го года обучения учащиеся должны знать:

- историю искусств;

- средства художественной выразительности/ цвет, ритм, линия, объем,

светотональность, форма, пропорция, пространство, композиция/;

-композиционную основу орнамента;

-разнообразие композиционного строя, мотивы и колорит народной игрушки;

-законы цветоведения и приемы стилизации, с использованием символики и

орнаментики различных народов;

-особенности раскроя тканей при изготовлении игрушки;

-виды швов и способы их выполнения применительно к различным материалам;

-особенности выполнения проволочного каркаса для изготовления игрушки;

-способы «лепки иглой» облика куклы;

-правила техники безопасности при работе в мастерской;

уметь:

-самостоятельно планировать свою работу;

-составлять эскизы, применяя законы цветоведения, стилизации с использованием

орнамента и символики разных народов;

-осознанно и грамотно выбирать средства выражения своего замысла аргумен-

тированно объяснять свой выбор;

-владеть различными приемами изготовления игрушки;

-правильно использовать различные виды ручных и машинных швов;

-пользоваться различными приемами кроя при раскрое игрушки.

Форма зачета прогнозированного результата

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учащихся и слушателей (эскизные и выполненные игрушки или куклы, участие в выставках и конкурсах, презентации, тестирования и др.), а также их внутренние личностные качества (освоенные знания, умения и навыки).

Учащиеся и слушатели выступают полноправным субъектом оценивания. Проверка достигаемых учащимися образовательных результатов производится в следующих формах:

1) текущий самоанализ, контроль и самооценка учащимися и слушателями выполняемых заданий;

2) взаимооценка учащимися и слушателями работ друг друга или работ, выполненных в группах;

Также формами подведения итогов могут быть выставки, конкурсы, фестивали, участие в конкурсах гражданско-патриотической направленности и тд.

Данная программа является примерной. Руководитель, исходя из интересов учащихся, уровня их подготовки и конкретных задач, может изменить последовательность изложения материала, самостоятельно распределить часы и определить конкретные формы занятий. Программа может варьироваться или изменяться на 20%.

Учебно-тематический план по годам обучения

1 год обучения (начальный)

ТЕМА

Количество часов

вместе

теория

практика

1

Введение.

2

2

-

2

Декоративно - прикладное творчество

16

4

12

3

История народной игрушки.

16

3

13

4

Игровая игрушка

20

2

18

5

Новогодние сувениры

20

2

18

6

Изонить

30

3

27

7

Творческая работа

38

4

34

8

Итоговое занятие.

2

2

-

Всего

144

20

124

2 год обучения (основной)

ТЕМА

Количество часов

вместе

теория

практика

1

Введение.

3

3

-

2

Декоративно-прикладное творчество.

9

4

5

3

Кукла Пандора. Бумажная Пандора

9

2

7

4

Сувениры-малютки

21

3

18

5

Настенные игрушки

15

2

13

6

Новогодние сувениры

36

3

33

7

Объемные каркасные игрушки

30

3

27

8

Тряпичная кукла

27

3

24

9

Игрушки из серии «Вторая жизнь вещей»

15

2

13

10

Творческая работа

48

5

43

11

Итоговое занятие

3

3

Всего

216

39

177

3-й год обучения (основной)

ТЕМА

количество часов

вместе

теория

практика

1.

Введение.

3

3

-

2.

Декоративно-прикладное творчество.

9

3

6

3.

Анималистическая игрушка на каркасе

21

3

18

4.

Динамичные композиции. Топиарий.

12

2

10

5.

Рождественские сувениры.

36

3

33

6.

Игрушки-сувениры выполненные способом фильцевания (сухое валяние непряденой шерсти).

15

2

13

7.

Тряпичная кукла.

27

3

24

8.

Сюжетная декоративная композиция по мотивам

народных обычаев, традиций.

30

4

26

9.

Творческая работа

60

5

55

10.

Итоговое занятие.

3

3

-

Всего

216

31

185

4-й год обучения (высший)

ТЕМА

количество часов

вместе

теория

практика

1.

Введение.

3

3

2.

История искусств.

9

3

6

3.

Игрушка на каркасе

33

3

30

4.

Настенные полуобъемные композиции.

30

3

27

5.

Рождественские сувениры.

36

3

33

6.

Фелтинг (изготовление сувениров способом мокрого валяния).

18

2

16

7.

Тряпичная фольклорная кукла.

36

4

32

8.

Сюжетная декоративная композиция по мотивам Народных праздников, обычаев, традиций, сказок и легенд.

40

5

35

9.

Творческая работа

80

6

74

10.

Итоговое занятие.

3

3

Всего

288

40

248


Содержание образовательной программы


  1. года обучения (начальный)

1. Введение.(2часа)

Цель, содержание, форма занятий студии.

Ознакомление с планом работы кружка.

Демонстрация образцов и готовых изделий.

Оборудование кабинета. Организация рабочего места. Правила поведения.

Инструменты и приспособления для ручных работ.

Правила техники безопасной работы на занятиях.

2.Декоративно-прикладное творчество. (16 часов)

Культура народов Крыма.

Праздники, обряды, традиции.

Аппликация как один из видов ДПИ.

История возникновения игрушки.

Основы материаловедения.

Виды тканей, их происхождение, основные свойства, их различие.

Определение основы и утка. Окраска, рисунок. Определение лицевой и

изнаночной сторон.

Аппликация из бумаги, ткани и волокнистых материалов

Практическая работа:

-Виды, признаки, форма аппликации

-Аппликация предметная, сюжетная, декоративная.

Технология выполнения:

- выполнение учебных рисунков и аппликаций

- изготовление открыток, настенных панно.

3.История народной игрушки. (16часа)

Традиционная народная кукла, выполняется путем закручивания ткани без

применения иглы.

Материалы: бязь, ситец, лен, окрашенные в телесный или пастельные цвета,

вата и нитки.

Практическая работа:

- технология изготовления куклы

4. Игровая игрушка. (20 часов)

- Игрушки из шаров. Игрушки наперстки.

Правила заготовки и хранения выкроек-лекал. Правила раскроя ткани.

Материалы: трикотаж, драп, вата,фетр,лоскутки цветной хлопчатобумажной

ткани, мех

Практическая работа:

-Эскизирование , заготовка лекал, их раскладка и обрисовка. Сшивание деталей.

Оформление игрушки.

5. Новогодние сувениры. (20 часов)

Назначение сувенира.

Обряды, обычаи, традиции народов Крыма.

Особенности выполнения сувениров.

Материалы: драп, сукно, парча, мех, мишура, природные материалы, свечи, леска, бусинки.

Практическая работа:

-Эскизирование , раскладка и обрисовка лекал, раскрой

ткани, сшивание деталей, набивка, оформление сувенира.

6. Изонить. (30 часов)

История возникновения техники изонить. Основные элементы (угол, окружность,дуга). Способы заполнения геометрических фигур. Составление цветных композиций по шаблонам и эскизам.

Практическая работа:

- овладение техникой изонити

7. Творческая работа. (38часов)

Назначение сувенира.

Обряды, обычаи, традиции народов Крыма.

Особенности выполнения сувениров.

Материалы: сукно, парча, мех, мишура, свечи , леска, бусинки, тесьма, ленты.

Практическая работа:

-Эскизирование, выполнение лекал, раскладка и обрисовка

лекал, раскрой ткани, сшивание деталей, набивка, оформление сувенира.

8.Итоговое занятие. (2 часа)

Творческий отчет учащихся, подведение итогов работы за год, задание на лето.


2год обучения (основной)


  1. Введение. (3 часа)

Цель, содержание, форма занятий студии.

Ознакомление с планом работы кружка.

Демонстрация образцов и готовых изделий.

Оборудование кабинета. Организация рабочего места. Правила поведения

Правила техники безопасной работы на занятиях.

2. Декоративно-прикладное творчество. Возникновение игрушки. (9 часов)

Культура народов Крыма.

Праздники, обряды, обычаи, традиции.

Игрушка, как один из видов ДПИ.

Основы материаловедения:

Натуральные ткани: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, шелковые.

Натуральные волокна, их свойства и способы различия. Применение

натуральных тканей. Швейные нитки как материал соединения деталей

игрушки. Определение свойств и видов ниток, номеров.

3.Кукла Пандора. Бумажная Пандора. (9 часов)

Назначение куклы

История возникновения куклы Пандора.

Мотивы костюмов народов Крыма в оформлении одежды.

Практическая работа:

-Эскизирование. Заготовка лекал. Вырезание деталей

куклы из бумаги. Выполнение фигурки и комплекта народной одежды.

Материалы: бумага, картон, калька, копировальная бумага.

4.Сувениры-малютки. (21 час)

Назначение сувенира. Правила заготовки и хранения выкроек-лекал.

Материалы: мех, драп, сукно, фетр, нитки, вата.

Практическая работа:

-Заготовка лекал, их раскладка и обрисовка.

Экономия материалов Практические занятия. Заготовка лекал соединение

деталей. Набивка. Оформление игрушки: прикрепление носика, глаз, язычка.

5.Настенные игрушки. (15 часов)

Декоративная игрушка как украшение интерьера. Правила заготовки и хранения выкроек-лекал. Раскрой ткани.

Материалы: мех искусственный разноцветный, драп или сукно нескольких

цветов, поролон, вата, леска.

Практическая работа:

-Заготовка лекал. Раскрой деталей. Сметывание и сшивание деталей. Вывертывание и набивка формы. Оформление игрушки: глаза, нос, язычок.

6. Новогодние сувениры. (36 часов)

Назначение сувенира.

Обряды, обычаи, традиции народов Крыма.

Особенности выполнения сувениров.

Материалы: драп, сукно, парча, мех, мишура, природные материалы, свечи, леска, бусинки.

Практическая работа:

-Эскизирование , раскладка и обрисовка лекал, раскрой ткани, сшивание деталей, набивка, оформление сувенира.

7.Объемные каркасные игрушки. (30 часа)

Особенности изготовления каркасных игрушек.

Материалы для работы: сукно, драп,трикотаж, синтетический мех, поролон, вата,медная проволока.

Практическая работа:

-Заготовка лекал из картона. Раскрой деталей из меха. Сметывание и пошив деталей. Вывертывание деталей и укрепление каркаса. Набивка формы. Оформление модели.

8.Тряпичная кукла.(27 часов)

Традиционная народная кукла-закрутка, выполняется путем закручивания ткани без применения швейной иглы; кукла-потешка-сувенирная мягкая игрушка.

Мотивы народного костюма в оформлении одежды.

Материалы: бязь, ситец, сатин, окрашенные в телесный или бледно-розовый цвет, вата, нитки.

Практическая работа:

-технология выполнения куклы. Оформление.

9.Игрушки из серии «Вторая жизнь вещей». (15 часов)

Выполнены из детских носочков небольшого размера, т.е. из трикотажа.

Особенности выполнения.

Практическая работа:

-Основа игрушки набивается ватой. Игрушка формируется методом утяжек. Оформление игрушки.

10. Творческая работа. (48 часов)

Назначение сувенира.

Обряды, обычаи , традиции народов Крыма.

Особенности выполнения сувениров.

Материалы: парча, трикотаж, шелк, бусы, бисер, тесьма, ленточки, нитки. мех, драп, сукно, фетр, нитки, вата.

Практическая работа:

-Этнографический поиск и эскизная работа. Подбор материала.

Самостоятельная проработка элементов.

Технология выполнения сувенира.

11. Итоговое занятие. (3часа)

Творческий отчет учащихся, подведение итогов работы за год, задание на лето.

3 год обучения (основной)

1.Введение. (3 часа)

Знакомство с планом работы студии, условиями конкурсов на учебный год.

Организационные вопросы.

Оборудование, материалы, инструменты:

Рабочее место, освещение, гладильная доска, утюг, ножницы, плоскогубцы,

иголки, нитки, мел, карандаши, колышки, металлическая щетка, ткань, синтетический мех, тесьма, ленты, миллиметровая бумага, калька, картон и др..

Правила безопасной работы в мастерской.

Распределение общественных обязанностей по мастерской.

Хранение инструментов и

изделий. Подготовка материалов и инструментов к работе.

2.Декоративно-прикладное творчество. (9 часов)

Возникновение куклы

Самодеятельное творчество.

Профессиональное творчество.

Культура народов Крыма.

Праздники, обряды, обычаи, традиции.

Современная игрушка.

Рисунок: Форма, положение, конструкция, величина, статика, динамика, освещенность,светотень, фактура.

Цвет, ритм, линия, объем, светотональность, форма и пропорции, пространство, композиция, символика, орнамент.

Основы материаловедения: Синтетические материалы и способы их различия.

Применение синтетических тканей. Швейные нитки из синтетических волокон - как материал соединения деталей игрушки.

3.Анималистическая игрушка на каркасе. (21 час)

Объемная игрушка из ткани и меха.

Образы животных в декоративной игрушке.

Правила раскроя ткани, меха, Раскладка парных деталей. Техника шва.

Особенности выполнения каркаса.

Материалы: драп, синтетический мех различных цветов, вата, проволока для

каркаса, фурнитура.

Практическая работа:

-Подбор материала. Раскладка лекал. Раскрой деталей.

Оформление игрушки: прикрепление глаз, носика, язычка.

4.Динамичные композиции. Топиарий. (12 часов)

Топиарий - декоративное деревце в котором крона может приобретать самые

разнообразные формы.

Назначение сувенира. Особенности выполнения.

Материалы: цветные материалы разной фактуры, тесьма, ленты, искусственные

цветы, бусы и т.п.

Практическая работа:

-Эскизирование, выполнение композиции.

5. Рождественские сувениры. (36 часов)

Назначение сувенира. Обряды, обычаи, традиции славянских народов.

Особенности выполнения сувениров.

Материалы: драп, сукно, парча, мех, мишура, природные материалы, свечи, леска, бусинки.

Практическая работа:

-Эскизирование, раскладка и обрисовка лекал, раскрой

деталей на ткани, сшивание деталей, набивка, оформление сувенира.

6. Игрушки - сувениры выполненные способом фильцевания (сухое валяние

непряденой шерсти)-уплотнение комочков шерсти с помощью специальных игл. (15 часов)

Назначение сувенира.

Особенности выполнения.

Материалы: поролоновый коврик, иглы трёх диаметров- для грубой работы, средней толщины и для тонкой отделки, не пряденая шерсть нескольких цветов.

Практическая работа:

-Технология изготовления игрушки.

7..Тряпичная кукла. (27 часов)

Куклы отличаются присущей им индивидуальностью, впитывают национальный

колорит, обладают особой притягательностью

Материалы: натуральные ткани- лен, хлопок, бязь, шерсть, фланель, войлок, джинс, ситец и.т.д. «деревенской» расцветки. Рисунок- полоска, клетка, цветочный орнамент.

Для набивки игрушек используется синтепон, холлофайбер, вата.

Практическая работа:

-Раскладка лекал. Обрисовка деталей, раскрой, сметывание и сшивание деталей. Вывертывание и набивка. Соединение частей игрушки, оформление. Пошив одежды.

8.Сюжетная декоративная композиция по мотивам народных обычаев,

традиций. (30 часов)

Обсуждение плана работы в групповой беседе. Исследовательская работа,

описание, наработка эскизов, композиционное построение, изготовление и

компоновка отдельных сюжетов.

Практическая работа:

-Оформление целостной композиции.

9.Творческая работа. (60 часов)

Назначение сувенира.

Сувенир-подарок к празднику. Выбор сувенира для работы в изученных техниках

Особенности выполнения сувенира.

Материалы для работы: мех синтетический и натуральный различных цветов.

Практическая работа:

- эскизирование

-технология изготовления.

10. Итоговое занятие. (3 часа)

Творческий отчет учащихся, подведение итогов работы за год, задание на лето.


4-й год обучения (высший)

1.Введение. (3часа)

Знакомство с планом работы студии на учебный год. Положения различных

конкурсов, фестивалей, выставок, основные критерии отбора конкурсных работ.

Организационные вопросы.

Современная игрушка.

Правила техники безопасной работы и пожарной безопасности.

Оборудование, материалы, инструменты.

Распределение общественных обязанностей по мастерской.

2. История искусств. (9 часов)

Самодеятельное творчество.

Профессиональное творчество.

Народная одежда. Символика одежды и быта.

Сувенирная игрушка.

История происхождения куклы. Декорирование костюма.

Рисунок. Композиция.

Эскизная работа по изготовлению сувениров и сюжетных композиций.

3. Игрушки на каркасе, сложные по способу изготовления. (33часа)

Объемная игрушка из ткани и меха.

Образы животных в декоративной игрушке.

Правила раскроя ткани, меха, Раскладка парных деталей. Техника шва.

Особенности выполнения модели.

Материалы: драп, трикотаж, синтетический мех различных цветов, синтепон,

вата, проволока, фурнитура.

Практическая работа:

-Самостоятельное составление лекал. Подбор материала.

-Раскладка лекал. Раскрой деталей. Самостоятельная проработка элементов.

-Оформление игрушки: прикрепление глаз, носика, язычка.

4. Настенные полуобъемные композиции. (30 часов)

Рисунок, определение сюжета, композиционное построение.

Практическая работа:

-подбор материала, подготовка основы, подготовка отдельных деталей, компоновка и закрепление на основе.

5. Рождественские сувениры. (36 часов)

Назначение сувенира. Обряды, обычаи, традиции христиан.

Особенности выполнения сувенира.

Материалы: фетр, драп, трикотаж, парча, мех, мишура, бисер, бусы, природные

материалы.

Практическая работа:

-Самостоятельное эскизирование, самостоятельное

составление, раскладка и обрисовка лекал, раскрой ткани, сшивание деталей,

набивка, оформление сувенира.

6. Фелтинг (изготовление сувениров способом мокрого валяния). (18 часов)

Процесс валяния с помощью воды и мыла.

Назначение сувенира.

Особенности выполнения сувенира.

Материалы: не пряденая шерсть для валяния, мыло, вода, ножницы, нитки и

игла.

Практическая работа:

-Выполнение изделия

7. Тряпичная-фольклорная кукла. Кукла-сувенир. (36 часов)

Сувенирные куклы имеют ярко выраженный национальный колорит и

изображают представителей различных народов. Мотивы национального костюма в оформлении одежды. Создание образа куклы.

Материалы: трикотаж, бязь, лен, ситец, медная проволока, вата, синтепон, нитки, бусы, тесьма, ленточки, бисер.

Практическая работа:

-Самостоятельное эскизирование. Изготовление шаблона и проволочного каркаса. -Формирование туловища в технике обвивки.

-Выполнение головы куклы методом утяжек. Сборка куклы. Работа над костюмом.

8. Сюжетная декоративная композиция по мотивам народных обычаев,

традиций. (40 часов)

Выбор сюжета. Исследовательская работа, описание, наработка эскизов,

композиционное построение.

Практическая работа:

-изготовление и компоновка отдельных сюжетов.

-изготовление реквизита. Работа над образом, костюмом.

-оформление целостной композиции.

9. Творческая работа. (80 часа)

Составление индивидуального плана работы по этапам над итоговыми работами. Работа над созданием декоративных пасхальных сувениров.

Практическая работа:

- выполнение эскизов по темам для выставок и конкурсов;

-изготовление декоративных пасхальных сувениров.

- выполнение итоговой зачетной работы.

10.Итоговое занятие. (3часа)

Подведение итогов за год. Контроль приобретенных знаний, умений и навыков (практическая работа по изготовлению игрушки сувенира ). Тестирование.



Методическое обеспечение

В зависимости от поставленных задач на занятиях студии «мир игрушки» используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслах. Теоретический материал сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям.

Основное место на занятии отводится практическим работам. Нагрузка во время занятий соответствует возрасту и возможностям детей, обеспечивая их занятость в течение всего занятия. Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо и для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей. На занятиях используются самоконтроль и взаимоконтроль обучающимися в процессе их работы над изделием.

На занятиях используется индивидуальный подход к каждому ребенку, применяется как опережающее обучение, так и упрощенные задания для медленно работающих детей. Для более полного раскрытия творческих способностей детей программа предусматривает различные формы работы.

Программой предусмотрены занятия, как для индивидуального, так и для коллективного выполнения. Коллективный труд обеспечивает опыт творческого общения, сплачивает детей.

На занятиях обучающимся даётся возможность самостоятельно оценить свою работу, её результат, видеть достоинства и недостатки.

Важнейшими факторами активизации учебно-воспитательного процесса являются посещения выставок народного и декоративно-прикладного искусства, экскурсии по музеям.

Одна из интересных форм стимулирования детей к занятиям - организация выставок, праздников и других мероприятий.

Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Иногда дети очень огорчаются, если что-то не получается. Необходимо заботиться о том, чтобы деятельность детей была успешной, - это будет укреплять их уверенность в собственных силах. так можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать мастерами.

В течение учебного года помимо занятий по программе предусматриваются дни проведения мероприятий. В эти дни проводятся вечера общения, праздники, экскурсии, выставки

Не секрет, что современный ребёнок не испытывает особой тяги к достаточно усидчивому и требующему повышенного внимания труду в свободное от основной школы время. От того, как организован этот труд, как формируется мотивационная составляющая образовательной технологии, зависит не только образовательный результат, но и вообще сам образовательный процесс - останется ли ребенок в группе, сохранит ли интерес к декоративно-прикладному искусству.

Но все-таки самое главное в результате всего многообразного творческого пути ребенка, его исследования и общения, его включения в новые образовательные технологии - это по-прежнему само изделие декоративно-прикладного творчества, которое под влиянием изученного во Дворце, в экспедиции, в библиотеке и за компьютером появляется перед зрителем.

Перед посетителями выставок декоративно-прикладного творчества предстают произведения, всегда ценные уже потому, что дети стараются сделать их оригинальными, современными и в то же время в наибольшей степени отражающими то, что показалось им интересным в народных, порой, очень древних традициях.

Для успешного развития творческих способностей, на занятиях проводятся беседы, докладов по истории искусств; проведение экскурсий на выставки декоративно прикладного творчества в музеи; организация сменных и постоянно действующих выставок детских работ, оформление к различным праздникам.

Ребята первого года обучения работают по образцам и самостоятельно. При работе по образцам развиваются навыки, художественный вкус, ребята учатся анализировать, как обрабатывается тот или иной материал, какими средствами достигается создание образа.

В последующих годах обучения учащиеся разрабатывают свои изделия, используют все те знания, навыки и умения которые они получили. Использование ИТ при обучении декоративно-прикладному искусству открывает перед учащимися огромные творческие возможности, способствует разностороннему развитию детей, активизации их познавательного интереса, формированию основ информационной культуры, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Варианты использования презентаций в работе с учащимися:

-Проведение презентаций на занятиях при объяснении нового материала:

заранее созданная презентация заменяет демонстрационный материал при объяснении нового материала, способствуя фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т. п.

- Наглядная демонстрация процесса (построение схем, таблиц, пошаговая

инструкция ), который невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски.

-создание фотоальбомов работ учащихся

-совместное изучение источников и материалов по программе (например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов и пр.)

Учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся (дифференцированный и индивидуальный подход). А они у наших детей действительно разные. Ребенку дается возможность работать в приемлемом для него темпе, соответственно уровня его актуального развития, но при этом чувствовать себя таким же успешным, как и остальные сверстники.

Выбор организационной формы занятия:

Игра-путешествие

Урок-мастерская

Урок-путешествие

Урок-праздник и т.д.

Система кружковой деятельности включает не только обучение детей разнообразным народным промыслам, но и активное знакомство с истоками народной культуры: традициями, обрядами, трудом людей, календарными праздниками

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным творчством:

-Беседы;

-Занятия на основе метода интеграции;

-Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций,

альбомов, открыток, таблиц;

-Выставки изделий декоративно-прикладного искусства;

-Выставки детских работ по декоративно-прикладному творчеству.

-Экспериментирование с различными художественными материалами;

-Конкурсы, развлечения, посиделки.

-Использование здоровье сберегающих технологий;

В работе используются различные методы и приемы:

-одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми );

-метод обследования, наглядности (рассматривание образцов игрушек, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

-словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

-практический (самостоятельное выполнение заданной работы).

-эвристический (развитие находчивости и активности);

-частично-поисковый;

-проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения

проблемной ситуации в ходе занятия);

-метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом

процессе);

-сотворчество;

-мотивационный (убеждение, поощрение);

Работа по программе осуществляется по принципу народной педагогики « от учителя к ученику», «от старшего к младшему», поскольку в одной группе занимаются дети разного возраста. По уровню образовательная программа профессионально-ориентированная, а направленность ее художественно-эстетическая.

Приоритетное направление деятельности - стимулирование творческой активности ребенка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.

В основе реализации программы лежат определенные принципы:

-сотворчество и партнерство в творческой деятельности во взаимоотношениях между взрослыми и ребенком;

-строгий учет психологических и физиологических особенностей детей при выполнении игрушек разной степени сложности в зависимости от уровня подготовки ребенка, его природных данных (способность, усидчивость, степень внимательности и наблюдательности, аккуратности и т.д.)

-расположение тематических разделов от доступных, простых к более сложным с учетом знаний и умений детей на каждом этапе их возрастных особенностей;

-индивидуальный подход к каждому ребенку; практическая помощь педагога, применяется как опережающее обучение, так и упрощенные задания для медленно работающих детей.

-создание ситуации успеха, радости на каждом занятии.

Материал программы основывается на принципе гуманизма и системного воспитания нравственного и творческого человека.







Рекомендуемая литература

1.Молотобарова О.С., Кружок изготовления игрушек-сувениров,- М:Просвещение

1983; 1990 с изменениями.

2.Ефимова А.В., Работы с мягкой игрушкой в начальных классах, -М. :Просвещение,1978.

3.Гукасова А.М., Рукоделие в начальных классах, -М. :Просвещение, 1985.

4.Бородулин В.А., Основы художественного ремесла,, -М. :Просвещение, 1979.

5 Гильман Р.А., Иголка и нитка в умелых руках, -М. :Просвещение, 1993.

6. Петрова Э.Б., Озябшие в Тавриде боги, -Симферополь.; Бизнес-информ, 1994.

7. Маслова Г.С., Народная одежда восточных славян в традиционных обычаях и

обрядах начала 19-20в.,- М. 1984

8. Сензюк. П.К., Композиция в декоративном искусстве:Альбом -К.:Рад.шк.; 1988.-

78с.ил

9. Кирцер Ю.М., Рисунок и живопись, М.1992.

10.Некрасова А.Ф.,Круглый год,Русский земледельческий календарь,- М.:Правда 1991

11. Энциклопедия обрядов и обычаев.- СПб.:1996

12. Матейко К.Н., Украинская народная одежда,- К. :Рад. шк.; 1977.

13. С. Кочетова ,Мягкая игрушка. Игрушки для всех,- М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.-

240с. ;ил.(серия Академия «Умелые руки»)

14. З. Неботова, Т. Кононович, Мягкая игрушка: Игрушки-сувениры,- М.:

ЭКСМО-Пресс, 2002.-160с.;ил.(серия Академия «Умелые руки»)

15. Деревянко Н.С.,Тромкова А.Ю. ,Игрушка: Игрушки в подарок, М.,

ЭКСМО-Пресс, 2002.-160с.;ил.(серия Академия «Умелые руки»)

16. Энциклопедия рукоделия,-Харьков-140,2005

17. Якубова А.И.,Мягкая игрушка,-СПб.: литера,2005.-160с.,ил.(серия Детское

Творчество)

18. ПетуховаВ.И.,Ширшикова Е.Н., Мягкая игрушка,- М.: Народное творчество,2005.- 184с.,ил.

19. Артамонова Е.А., Куклы, -М.: ЭКСМО-Пресс, 2000,-224с.,ил.

20. Зайцева И.Г., Мягкая грушка,-М.:Изд. Дом МСП,2005.-96с.,ил.

21. Лихачева Т. Г., Моя подружка -Мягкая игрушка,-Ярославль. :Академия

развития, 2000.-96с.,ил. развития, 2000.-96с.,ил.


Рекомендуемая литература

(начальный уровень обучения)

1. Гусакова М.А. , Аппликация -М.:Просвещение , 1987-191с.:ил.

2. Розен Б.Я. , Чудесный мир бумаги, М.:Просвещение , 1976.

3. сост. Гукосова А.М.,Рукоделие в начальных классах- М.:Просвещение,1984.-

192с.:ил.

4. Богатеева З.А. , Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду-

М.:Просвещение, 1982.

5. Щеблыкин И.К. , Ромашина В.И. , Когакова И.И. , Аппликационные работы в

начальных классах- , М. .:Просвещение , 1990.

6. ФиленкоФ.П. , Природные материалы на уроках труда в начальных классах-,М.

Просвещение,1971 , стр. 33-34 , 57-58.

7. Молотобарова О.С.,Кружок изготовления игрушек-сувениров-,М. .

:Просвещение,1990.

8. Зайцева А.Н. Игрушки из помпонов-М.:ЭКСМО-Пресс,2008.-64с.:ил.-(Азбука

рукоделия).

9. Василенко В.М.,Народное искусство , М.:Просвещение, 1974.

10.Алашина А.,Ножницы- художницы,Аппликация из бумаги-М.:Просвещение,

1971.

11. Липина Е.А. Кукольные праздники в школе и дома-Донецк.:Сталкер,2001.- 288с.:ил.



20



© 2010-2022