Выступление на творческой лаборатории, тема Роль музеев природы в образовательном процессе

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на творческой лаборатории биологического отдела

МБУДО ДТДиМ


РОЛЬ МУЗЕЕВ ПРИРОДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В образовательном процессе очень важную роль играет наглядные средства обучения. Они особенно актуальны при преподавании предметов естественного профиля, в частности биологии. В ряду таких средств особое положение занимают музеи природы. Музеи, являясь социально-культурными учреждениями, играют заметную роль в современном обществе, эффективно интегрируя как с общеобразовательной системой, так и с системой дополнительного образования. Музейный потенциал предлагает предметные знания, психолого-педагогическое и дидактическое сопровождение, образовательного процесса, практическую и профессиональную ориентацию.

Основными профессиональными функциями музеев природы являются следующие:

  • сбор материалов, относящихся к познанию природы;

  • определение, научная обработка и систематизация собранного материала;

  • хранение экспонатов;

  • демонстрация экспонатов в процессе экскурсий.

Любой природный музей, в том числе и зоологический, стремится поднять престиж живых природных объектов, разъяснить сущность исследовательской работы по комплектованию музейных коллекций, преподнести по-новому знания о предмете, продемонстрировать свои уникальные экспонаты, художественно оформить свои экспозиции, организовать проведение экскурсии доступно и непринужденно, продемонстрировав высокое мастерство экскурсовода.

Вместе с тем, можно выделить и педагогические функции музеев, в том числе и природных:

  • образовательную (зрительно-слуховое восприятие и усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к предметам естественного цикла);

  • разиввающую (активизация мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса, коррекция лексики);

  • просветительская (формирование умений, навыков, адекватного отношения к получемой информации);

  • воспитательную (целенаправленная деятельность- формирование личностных качеств, взглядов, убеждений в результате целенаправленной деятельности; включение посетителя в систему отношений воспитания, приобретение не только знаний, но и и других элементов социального опыта, их интериоризации - преобразования внутренних структур психики человека благодаря усвоению элементов социальной деятельности и экстериоризации - преобразования внутренних структур психики в определенное поведение);

  • профориентационную (формирование мотивов, определяющих будущую профессию).

Особенно следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимоть в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и, что особенно важно в свете нашего семинара, экологического воспитания.

На современном этапе общественного развития музеи стали более адекватны потребностям социума. Они способствуют решению многих социально-общественных проблем, в том числе тех, которые имеют глобальный характер: экологические проблемы, создание непрерывного экологического образования. Очевидна и социально-педагогическая значимость музеев в современном российском обществе. Выражается она, прежде всего, в участии музеев в решении образовательных задач. Для обеспечения постоянного соответствия знаний уровню развития науки и образовательных технологий необходимо соблюдение принципа методического и функционального единства, направленного на формирование у учащихся интереса к биологии и их профессиональную ориентацию.

Образовательная система (школа и учреждения дополнительного образования) интенсивно работают по внедрению инновационных технологий, направленных не только на получение новых знаний и оптимизацию образовательного процесса, но и на развитие познавательной активности учащихся, формирование у них мотивационной деятельности, реализуемых в форме интенсификации приобретения и расширения сферы знаний.

Педагогическая система музеев научно обоснована и экспериментально проверена, музейные экспозиции имеют научно-методическое сопровождение, соответствующее современной трактовке той или иной биологической дисциплины и отвечающее требованиям существующих образовательных программ. Музейная педагогика располагает средствами наглядной демонстрации материала, методами овладения материалом через его визуальное восприятие, что позволяет разнообразить образовательный процесс.

Образовательный потенциал музеев имеет устойчивую тенденцию роста. Обучающая функция музеев признана обществом, в связи с чем на них ложится социальная ответственность. Своей растущей популярностью музеи обязаны прежде всего неформальности обучения, для этого они располагают самыми различными возможностями, например, созданием экспозиций с условным названием «можно потрогать руками».

По данные анкетирования студентов и абитуриентов, проведенным на биофаке ВГУ, показано, что основными мотивациями для посещения Зоологического музея являются следующие:

  • желание получить новые знания;

  • понимание исключительности полученной информации (эксклюзивность некоторых экспонатов);

  • мастерство экскурсовода;

  • возможность неформального общения с экскурсоводом.

Педагогические возможности музеев природы в оптимизации процесса обучения дисциплинам естественного профиля и развитии познавательной активности учащихся могут использоваться в сочетании с различными педагогическим технологиями, образуя систему инновационных образовательных технологий. Оптимальным вариантом такого подхода является блочно-модульная обучающая технология.

Модульное обучение предполагает наличие в образовательной программе законченных самостоятельных информационных блоков (модулей), в которых учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Наиболее обосновано применение такой системы в рамках системы дополнительного образования. Образовательные элементы внутри модуля, как и сами модули в рамках программы могут группироваться, что делает программу мобильной и вариабельной. Для каждого модуля может быть предложена тематическая музейная экскурсия, расширяющая, углубляющая и систематизирующая программные знания. В то же время несколько музейных экскурсий могут быть объединены в самостоятельный модуль образовательной программы.

Ценность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно (но с определенной долей помощи педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем что дает возможность педагогу индивидуализировать работу с учащимися.

Модуль является программой обучения, индивидуализированной по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, типу учебно-познавательной деятельности. Он может использовать разнообразные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности, в том числе и музейные экскурсии в различных вариантах и сочетаниях. Таким образом, используя «узлы» современной педагогической (модульной) технологии, создаются психолого-педагогические условия оптимально использования коллекционного фонда музея, оказывается востребованным его педагогический потенциал.

Учитывая значимость экологического образования, особенно актуальным является разработка и реализация модулей по экологии. Дидактические возможности музеев природы в этой области весьма разнообразны и достаточно основательны. Экологический акцент экспонируемых экспозиций, теоретические положения музейной работы, педагогический потенциал экскурсоводов позволяют организовать достаточно интересные образовательные блоки по различным экологическим проблемам.

Музейная экскурсия имеет свою структуру, разработанную на основе нормативных документов и опирающуюся на методическое обеспечение. она включает следующие элементы:

  • тему;

  • цель и направления ее раскрытия (содержание, связанное с заранее намеченным экспозиционным материалом);

  • методическую вариативность - форма сообщения фактического материала (беседа, рассказ, лекция, звуковые эффекты, привлечение эксклюзивного или раритетного материала);

  • ориентирование на возрастную категорию учащихся с учетом их подготовки (определяет уровень доступности, научности, информативности, наглядности).

Экскурсии строятся с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей. Они воспринимают окружающий мир, прежде всего через свои эмоции, особенно это касается младшей возрастной группы. Поэтому экскурсия строится так, чтобы информация, идущая от экскурсовода, воздействовала на чувства учащихся, воспитывая ощущение значимости красоты окружающего мира, необходимости бережного к нему отношения, сопереживание со всем живым, заботу о нем, ответственность за состояние природы, окружающей среды. В этом смысле наглядность музейных экспозиций приобретает решающее значение.

Музейная наглядность - это вариативные сочетания традиционных демонстрационного, иллюстративного, вербально-визуального методов, с современными техническими достижениями аудиодемонстрационного (записи голосов птиц) и аудивизуального (видеозапись) методов. Система такой наглядности создает более эффективные условия для закрепления знаний, пробуждения эстетических чувств, умственного и нравственного воспитания.

Наглядность является особым свойством психических образов, которые создаются в процессе восприятия, мышления, памяти и воображения при познании объектов окружающей среды. Сами объекты наглядностью не обладают, однако, если образ, создаваемый объектом, является наглядным, принято считать этот предмет или явление наглядным. Степень наглядности зависит от того, насколько предмет знаком и понятен. Следовательно, для создания наглядного образа предмета необходим определенный уровень знаний о нем. При этом особенно важно, чтобы учащиеся проявили активную познавательную деятельность в отношении этого объекта, стремясь создать его наглядный образ. В определенном смысле к особому типу наглядности можно также отнести и речь экскурсовода. Все вместе эти факторы и создают наглядность - то есть понимание и активность.

Музейную экскурсию можно рассматривать как одну из составляющих инновационных технологий и методов, направленных на оптимизацию педагогического процесса обучения.

Инновационные технологии через образовательную, развивающую и воспитательную функции формируют у обучаемых интерес, который стимулирует потребность приобретения знаний, активизирует внимание, волю, учебную деятельность. Все это способствует развитию интеллекта, а следовательно, и формирование всесторонне развитой личности.

Немаловажной стороной деятельности природных музеев является экологическое просвещение. Одним из видов педагогической деятельности музеев является становление экологического образования.

Поскольку экологические проблемы, вопросы охраны природы, окружающей среды имеют прямое отношение почти ко всем отраслям знаний и практической деятельности человека, логичен процесс экологизации всего образовательного процесса. Такой подход способствует воспитанию гуманистических взглядов, одним из путей формирования которых является ознакомление учащихся с глобальными проблемами современного мира, решаемыми в единстве с естественно-научными и гуманитарными знаниями. Музеи природы в этом плане имеют очень широкие возможности. Экскурсии, экологической тематики, вызывают живой интерес у самых различных категорий учащихся, даже тех, кто совершенно не ориентирован на углубленное изучение дисциплин естественного цикла и не собирается связывать свою жизнь с биологией.

5


© 2010-2022