Таблица Религии и их основные черты

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Религии

Основные черты

Православие

  1. Единобожие, углублённое учением о троичности Ипостасей (Лиц) в существе одного Бога. Это учение дало и даёт повод к философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.

  2. Понятие о Боге как абсолютно совершенном Духе, не только абсолютном разуме и всемогуществе, но и абсолютной благости и любви (Бог есть любовь)

  3. Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Отцом Небесным, как Его дети, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения - свободная воля и божественная благодать.

  4. Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании («..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»)

  5. Учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог - безусловный владыка материи, как её творец: человеку Им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение.

  6. Одинаковая отдалённость как от метафизического и морального материализма, так и от ненависти к материи и материальному миру. Зло считается коренящимся не в материи, а в извращённой свободной воле духовных существ (ангелов и людей), от которых оно переходит на материю («Проклята земля в делах твоих», - говорит Бог Адаму. При творении же всё было «добро зело»).

Благовещение

  1. Учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире.

  2. Учение о Богочеловеке - воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её основателем - Иисусом Христом. «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился»


Католицизм

  1. Единобожие, углублённое учением о троичности Ипостасей (Лиц) в существе одного Бога. Это учение дало и даёт повод к философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.

  2. Учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире.

3. Догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении

4. Учение о чистилище

5. Широкое почитание Девы Марии (hyperdulia)

6. Почитание мучеников, святых и блаженых при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу (latria), и почитанием святых (dulia)

7. Утверждение власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра;

8. Вера в спасение через веру и Церковь

9. Безошибочность учительства папы римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого ex cathedra (см. Догмат о папской безошибочности)

10. Нерасторжимость таинства брака

11. Многочисленные монашеские ордена

Протестантизм

  1. Единобожие, углублённое учением о троичности Ипостасей (Лиц) в существе одного Бога. Это учение дало и даёт повод к философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.

2. Учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире.

3. Отсутствует культ Богородицы, и нет выраженного поклонения иконам и святым.

4. Библия является единственным боговдохновенным и аутентичным словом Господа, единственным источником христианских доктрин, ясным и самоинтерпретируемым.

5. Прощение можно получить только верой, безотносительно к добрым делам и поступкам.

6. Спасение приходит только как Божья благодать, как незаслуженная милость и незаслуженный дар от Бога ради Иисуса, но не как что-то заслуженное грешником.

7. Христос является единственным посредником между Богом и человеком, спасение возможно только через веру в Него.

8. Человек должен почитать только Бога и поклоняться только Ему, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия - не только дар Искупления Иисуса на кресте, но также дар веры в это Искупление, созданной в сердцах верующих Святым Духом.

9. Главным источником вероучения является Священное писание, и каждый верующий имеет право толковать и излагать Слово Божье по своему.

Иудаизм

  1. Иудаизм провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по своему образу и подобию - следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра.

  2. Понятие о Боге как абсолютно Совершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости, который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец.

  3. Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, - ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа (проявление Провидения в национальной истории) и на уровне «всего человечества как единого целого».

  4. Учение об абсолютной ценности Человека, человеческой жизни (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) - как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном всестороннем духовном усовершенствовании.

  5. Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является творением Божьим, его образом и подобием, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении познания Бога, всем людям даются средства к достижению этого предназначения - свободная воля и божественная помощь.

  6. При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности.

  7. Иудаизм предлагает всем людям и народам (неевреям) принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Торой на всё человечество: в то время как евреи обязаны соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний (мицвот).

  8. Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог - безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение;

  9. Учение о приходе Машиаха (Мессии, слово происходит от ивр. ‏מָשִׁיחַ‏‎‎‎, «помазанник», то есть царь), (Машиах является царём, прямым потомком царя Давида, и, согласно иудейской традиции, должен быть помазан на царство пророком Илией (Элиягу), который был взят на небо живым)

  10. Учение о воскресении из мёртвых в конце дней (эсхатология), то есть вера в то, что в определённое время мёртвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле


Конфуцианство

  1. Конфуцианство представляет собой нравственное и духовное учение, преподанное китайским философом и наставником Кун-цзы, иначе Конфуцием.

  2. Это отчасти этическое учение о том, как люди должны относиться друг к другу.

  3. Конфуций направлял свои этические воззрения на основы государственного управления.

  4. Утвержденные Конфуцием сочинения легли в основу знаний, необходимых для поступления на государственную службу.

  5. Сами сочинения включают такие известные труды, как «Ицзин», «Изречения» и «Учение о середине».

  6. Конфуций обучал выходцев всех слоев общества.

  7. Он поощрял людей жить в согласии с окружающим миром.

  8. Конфуцианство придает огромное значение сплоченности и единению общества.

  9. Почитание предков является неотъемлемой чертой конфуцианской формы поведения.


Даосизм

1. Даосизм - учение о Дао, о пути. Дао безгранично, бесформенно, беззвучно и неощутимо, но ему должен следовать каждый. Дао никем не создано, но ему всё подчиняется. Дао есть начало и конец всего, что только может быть. Его законы неоспоримы и необходимы для выполнения всем.
2. Каждый человек должен встать на путь, должен слиться с Дао, познать его. Это поможет ему стать счастливым.
3. Физическая смерть есть лишь завершение существования физической оболочки, душа же при этом отделяется от тела и растворяется в микрокосме, так как сам человек и является частью общего космоса.
4. Глубокая суть Даосизма - возвращение к своим корням, познание своего истинного предназначения.
5. Созерцание мира и его порядка через медитацию и спокойствие есть главное орудие даосизма для слияния с Дао. Данный принцип называется У-вэй. Нельзя действовать вопреки Дао, делать что-то только для того, чтобы заслужить его благосклонность - только через глубокое самопознание приходит истина и ощущается под ногами путь, ведущий к счастью.
6. Отшельник - человеческая единица даосизма, образ, присущий каждому, кто готов отречься от многих привитых благ ради самосозерцания и слияния с Дао. Отшельник - человек, следующий своему пути, достигающий слияния с Дао естественным путём.
7. Дао - энергетическое начало, порождение всего вокруг, сложный круг, заключающий в себе духовные сути космоса, мира и самого человека. Единение всех трёх составляющих ведёт к полному пониманию строения мира и существования в нём жизни.

Синтоизм

1. Основа поклонения - духи, божества, души умерших, различные сущности, которые являются отожествлением стихий, чувств, сфер деятельности людей и многого другого.
2. Любой живой и неживой объект имеет в себе дух или ками. Он может жить в материальном и нематериальном, может быть повелителем местности или отвечать за порядок в конкретном доме, семье, управлять группой людей (пример, община, группа последователей того или иного божества).
3. Синтоизм включает систему различных сложных ритуалов, как для изгнания ками, так и для его подчинения, то есть человек, обладающий определёнными знаниями может стать своего рода жрецом, излагающим волю духов и божеств.
4. Последователи синтоизма верят в силу амулетов и талисманов, которых великое множество в данной религии. Их создание в свою очередь подчиняется символике буддистских течений, а также связанной с японской мифологией.
5. Для синтоизма характерны вера в магию, магические способности, в том числе их развитие у человека, а также тотемизм - создание тотемов, изображающих божество. Сюда же можно отнести создание масок и скульптур с изображением предполагаемых ками.
6. Главное в синтоизме - единство с окружающим миром и людьми, а также с ками, согласие с ними. Всё едино, нет разделений и противопоставлений - нужно научиться находить равновесие в общем мироздании.
7. Согласно синтоизму, «спасение» человека заключается в его поиске - его определении собственного места, чувств и эмоций в общем духовном пространстве. В некотором смысле это можно назвать смирением с неизбежным «крушением» Земли, принятие этой правды.
8. Синтоизм - религия дуализма, то есть не обладает строгим порядком и системой поклонения.
9. Нет конкретно хорошего и конкретно плохого - всё относительно, поэтому действие любого ками рассматривается в каждом конкретном случае. Разделение ками на хороших и плохих относительно, точно также как и люди, и их действия могут быть хорошими и плохими в различных ситуациях.
10. Первозданные творения (природы, люди, животные) изначально благи и несут добро, но это состояние могут нарушить условно злые духи, которые вторгаются в жизнь «хороших» ками.
11. Адекватное восприятие действительности человек и союз с божеством позволяют человеку жить правильно.
12. Правильной жизни можно достигнуть только через служение божеству.

Буддизм

1. Четыре Благородные Истины:

1) каждый человек в той или иной степени находится под влиянием дуккхи - страдание, раздражительность, страх, гнев, самобичивание и т. д.;

2) дуккха вызвана той или иной причиной, которая в свою очередь порождает зависимость (похоть, жажда, алчность и т. д.);

3) учение буддизма предполагает возможность полного освобождения от дуккхи;

4) в свою очередь возможность прокладывает путь избавления от дуккхи - путь, пролегающий к нирване.

2. Учение о причинно-зависимом происхождении и карме.

3. Доктрины анатмавады («не-души») и кшаникавады (учение о мгновенности).



© 2010-2022