Религии | Основные черты |
Православие | -
Единобожие, углублённое учением о троичности Ипостасей (Лиц) в существе одного Бога. Это учение дало и даёт повод к философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон. -
Понятие о Боге как абсолютно совершенном Духе, не только абсолютном разуме и всемогуществе, но и абсолютной благости и любви (Бог есть любовь) -
Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Отцом Небесным, как Его дети, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения - свободная воля и божественная благодать. -
Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании («..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный») -
Учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог - безусловный владыка материи, как её творец: человеку Им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение. -
Одинаковая отдалённость как от метафизического и морального материализма, так и от ненависти к материи и материальному миру. Зло считается коренящимся не в материи, а в извращённой свободной воле духовных существ (ангелов и людей), от которых оно переходит на материю («Проклята земля в делах твоих», - говорит Бог Адаму. При творении же всё было «добро зело»). Благовещение -
Учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире. -
Учение о Богочеловеке - воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её основателем - Иисусом Христом. «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился»
|
Католицизм | -
Единобожие, углублённое учением о троичности Ипостасей (Лиц) в существе одного Бога. Это учение дало и даёт повод к философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон. -
Учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире. 3. Догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении 4. Учение о чистилище 5. Широкое почитание Девы Марии (hyperdulia) 6. Почитание мучеников, святых и блаженых при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу (latria), и почитанием святых (dulia) 7. Утверждение власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра; 8. Вера в спасение через веру и Церковь 9. Безошибочность учительства папы римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого ex cathedra (см. Догмат о папской безошибочности) 10. Нерасторжимость таинства брака 11. Многочисленные монашеские ордена |
Протестантизм | -
Единобожие, углублённое учением о троичности Ипостасей (Лиц) в существе одного Бога. Это учение дало и даёт повод к философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон. 2. Учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире. 3. Отсутствует культ Богородицы, и нет выраженного поклонения иконам и святым. 4. Библия является единственным боговдохновенным и аутентичным словом Господа, единственным источником христианских доктрин, ясным и самоинтерпретируемым. 5. Прощение можно получить только верой, безотносительно к добрым делам и поступкам. 6. Спасение приходит только как Божья благодать, как незаслуженная милость и незаслуженный дар от Бога ради Иисуса, но не как что-то заслуженное грешником. 7. Христос является единственным посредником между Богом и человеком, спасение возможно только через веру в Него. 8. Человек должен почитать только Бога и поклоняться только Ему, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия - не только дар Искупления Иисуса на кресте, но также дар веры в это Искупление, созданной в сердцах верующих Святым Духом. 9. Главным источником вероучения является Священное писание, и каждый верующий имеет право толковать и излагать Слово Божье по своему. |
Иудаизм | -
Иудаизм провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по своему образу и подобию - следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. -
Понятие о Боге как абсолютно Совершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости, который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец. -
Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, - ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа (проявление Провидения в национальной истории) и на уровне «всего человечества как единого целого». -
Учение об абсолютной ценности Человека, человеческой жизни (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) - как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном всестороннем духовном усовершенствовании. -
Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является творением Божьим, его образом и подобием, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении познания Бога, всем людям даются средства к достижению этого предназначения - свободная воля и божественная помощь. -
При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности. -
Иудаизм предлагает всем людям и народам (неевреям) принять необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых Торой на всё человечество: в то время как евреи обязаны соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний (мицвот). -
Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог - безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение; -
Учение о приходе Машиаха (Мессии, слово происходит от ивр. מָשִׁיחַ, «помазанник», то есть царь), (Машиах является царём, прямым потомком царя Давида, и, согласно иудейской традиции, должен быть помазан на царство пророком Илией (Элиягу), который был взят на небо живым) -
Учение о воскресении из мёртвых в конце дней (эсхатология), то есть вера в то, что в определённое время мёртвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле
|
Конфуцианство | -
Конфуцианство представляет собой нравственное и духовное учение, преподанное китайским философом и наставником Кун-цзы, иначе Конфуцием. -
Это отчасти этическое учение о том, как люди должны относиться друг к другу. -
Конфуций направлял свои этические воззрения на основы государственного управления. -
Утвержденные Конфуцием сочинения легли в основу знаний, необходимых для поступления на государственную службу. -
Сами сочинения включают такие известные труды, как «Ицзин», «Изречения» и «Учение о середине». -
Конфуций обучал выходцев всех слоев общества. -
Он поощрял людей жить в согласии с окружающим миром. -
Конфуцианство придает огромное значение сплоченности и единению общества. -
Почитание предков является неотъемлемой чертой конфуцианской формы поведения.
|
Даосизм | 1. Даосизм - учение о Дао, о пути. Дао безгранично, бесформенно, беззвучно и неощутимо, но ему должен следовать каждый. Дао никем не создано, но ему всё подчиняется. Дао есть начало и конец всего, что только может быть. Его законы неоспоримы и необходимы для выполнения всем. 2. Каждый человек должен встать на путь, должен слиться с Дао, познать его. Это поможет ему стать счастливым. 3. Физическая смерть есть лишь завершение существования физической оболочки, душа же при этом отделяется от тела и растворяется в микрокосме, так как сам человек и является частью общего космоса. 4. Глубокая суть Даосизма - возвращение к своим корням, познание своего истинного предназначения. 5. Созерцание мира и его порядка через медитацию и спокойствие есть главное орудие даосизма для слияния с Дао. Данный принцип называется У-вэй. Нельзя действовать вопреки Дао, делать что-то только для того, чтобы заслужить его благосклонность - только через глубокое самопознание приходит истина и ощущается под ногами путь, ведущий к счастью. 6. Отшельник - человеческая единица даосизма, образ, присущий каждому, кто готов отречься от многих привитых благ ради самосозерцания и слияния с Дао. Отшельник - человек, следующий своему пути, достигающий слияния с Дао естественным путём. 7. Дао - энергетическое начало, порождение всего вокруг, сложный круг, заключающий в себе духовные сути космоса, мира и самого человека. Единение всех трёх составляющих ведёт к полному пониманию строения мира и существования в нём жизни. |
Синтоизм | 1. Основа поклонения - духи, божества, души умерших, различные сущности, которые являются отожествлением стихий, чувств, сфер деятельности людей и многого другого. 2. Любой живой и неживой объект имеет в себе дух или ками. Он может жить в материальном и нематериальном, может быть повелителем местности или отвечать за порядок в конкретном доме, семье, управлять группой людей (пример, община, группа последователей того или иного божества). 3. Синтоизм включает систему различных сложных ритуалов, как для изгнания ками, так и для его подчинения, то есть человек, обладающий определёнными знаниями может стать своего рода жрецом, излагающим волю духов и божеств. 4. Последователи синтоизма верят в силу амулетов и талисманов, которых великое множество в данной религии. Их создание в свою очередь подчиняется символике буддистских течений, а также связанной с японской мифологией. 5. Для синтоизма характерны вера в магию, магические способности, в том числе их развитие у человека, а также тотемизм - создание тотемов, изображающих божество. Сюда же можно отнести создание масок и скульптур с изображением предполагаемых ками. 6. Главное в синтоизме - единство с окружающим миром и людьми, а также с ками, согласие с ними. Всё едино, нет разделений и противопоставлений - нужно научиться находить равновесие в общем мироздании. 7. Согласно синтоизму, «спасение» человека заключается в его поиске - его определении собственного места, чувств и эмоций в общем духовном пространстве. В некотором смысле это можно назвать смирением с неизбежным «крушением» Земли, принятие этой правды. 8. Синтоизм - религия дуализма, то есть не обладает строгим порядком и системой поклонения. 9. Нет конкретно хорошего и конкретно плохого - всё относительно, поэтому действие любого ками рассматривается в каждом конкретном случае. Разделение ками на хороших и плохих относительно, точно также как и люди, и их действия могут быть хорошими и плохими в различных ситуациях. 10. Первозданные творения (природы, люди, животные) изначально благи и несут добро, но это состояние могут нарушить условно злые духи, которые вторгаются в жизнь «хороших» ками. 11. Адекватное восприятие действительности человек и союз с божеством позволяют человеку жить правильно. 12. Правильной жизни можно достигнуть только через служение божеству. |
Буддизм | 1. Четыре Благородные Истины: 1) каждый человек в той или иной степени находится под влиянием дуккхи - страдание, раздражительность, страх, гнев, самобичивание и т. д.; 2) дуккха вызвана той или иной причиной, которая в свою очередь порождает зависимость (похоть, жажда, алчность и т. д.); 3) учение буддизма предполагает возможность полного освобождения от дуккхи; 4) в свою очередь возможность прокладывает путь избавления от дуккхи - путь, пролегающий к нирване. 2. Учение о причинно-зависимом происхождении и карме. 3. Доктрины анатмавады («не-души») и кшаникавады (учение о мгновенности). |