Разработка занятия История судостроения. Развитие судоходства и судостроения на Амуреобъединения Судомеханическое

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Текстовое сопровождение презентации «Развитие судоходства и судостроения»


Слайд № 1 Развитие судоходства и судостроения

Наш город имеет уникальное расположение - на другом берегу реки Амур находится сопредельное государство Китай. Мы имеем возможность в качестве туристов посетить эту страну. Ответьте, пожалуйста, как можно попасть в г. Хэйхэ летом, зимой? Верно, летом - только на теплоходе, а зимой кроме автобуса - судном на воздушной подушке. Но такие суда появились недавно. Сегодня на занятии вы познакомитесь с краткой историей развития судоходства и судостроения, узнаете назначение разных видов судов. Вам представится возможность показать свои знания истории освоения Амура и увидеть типы судов, работающих в Амурском бассейне.

Слайд № 2 Древние суда. Корабли Египта.

Постройка первых гребных судов началась в Древнем Вавилоне примерно в 17 веке до н.э. Несколько позже в 10-12 веках до н.э. начало развиваться судостроение в Древнем Египте. Материалом постройки первых египетских кораблей был папирус, т.к. своего леса в Египте очень мало. В связи с развитием торговли с Финикией, в Египет стал поставляться ливанский кедр. Из него начали строить суда, которые двигались при помощи паруса. Уже в те времена суда подразделялись по назначению, как для торговли, так и для боевых операций. Торговые суда делали широкими и вместительными (до 300 тонн). Боевые, наоборот, узкими, снабженными таранами. На боевых кораблях для увеличения маневренности стали использовать гребные весла.

Слайд № 3 Древние корабли Греции и Финикии

Первые корабли Греции и Финикии были только гребными, без парусов - униремы. Для повышения скорости этих судов увеличивалось количество гребцов, так появились биремы и триремы - корабли, на которых гребцы помещались в два и три яруса. Скорость триремы достигала 12-13 км в час. На некоторых судах количество весел достигалось до 10 рядов.

Все суда плавали только вдоль побережья, т.к. в те времена не было навигационных приборов, карт и лоций.

Кто знает, в какой стране был изобретен магнитный компас?

Слайд № 4 Античный китайский компас

Изобретенный китайцами магнитный компас способствовал развитию судоходства и судостроения как в самом Китае, так и в других странах.

Первыми позаимствовали это изобретение арабы, чьи суда совершали длительные походы в Индийском океане.

Слайд № 5 Путешествие русского купца А. Никитина

Развитие торговли и пользование в плавании компаса привело к новым географическим открытиям: Колумб (Что открыл? - Америку) и путешествиям: Васко да Гама (в Индию).

В России в 15-16 века регулярного морского флота не было - строили лишь отдельные суда. Однако и на них русские мореходы совершили немало выдающихся морских путешествий (плавания Семена Дежнева через Берингов пролив, Ерофея Хабарова вдоль Северо-Восточного побережья Азии и др.). Российский купец Афанасий Никитин в 15 веке совершил путешествие на парусном судне в Персию, Индию и Африку. Об этом написана знаменитая книга «Хождение за три моря» (Черное, Каспийское, Красное).

Слайд № 6 Суда XIII-XVIII вв. (парусники)

Начало развития парусного флота в Европе берет в 13 веке. Для увеличения скорости движения на кораблях при строительстве стали устанавливать несколько мачт. При этом площадь парусов возросла.

Расширение торговли между странами, а, следовательно, и мореплавания требовало увеличения грузоподъемности и скорости судов, улучшения их мореходных качеств и увеличения боевой мощи. Так появились быстроходные каравеллы, галеоны, фрегаты - трехмачтовые корабли с двумя артиллерийскими палубами. Их скорость достигала 10 уз (18,5 км/ч)

До конца 17 века Россия не имела государственного флота. Корабли строили купцы для личных целей, поэтому их было немного.

Октябрь 1696 года считается официальной датой рождения регулярного Российского флота, т.к. по настоянию Петра I Боярская дума издала указ, в котором постановила «морским судам быть». Это было решение исторической важности. В результате его осуществления Россия - крупнейшее континентальное государство - стала также морской державой. Хотя под российским флагом продолжали ходить суда, построенные за границей.

Слайд № 7 Суда XVIII-XIX вв. (пароходы)

В начале 19 века закончилась эпоха парусного флота. После изобретения паровой машины русским инженером Иваном Ивановичем Ползуновым и усовершенствованием парового двигателя англичанином Джеймсом Уайтом при строительстве судов паровые машины сменили паруса. На водных просторах появились пароходы - представители первого парового транспорта, появившегося на земле, которые обладали важным достоинством: скорость их движения не зависела от направления и силы ветра. К середине 19 века деревянные корпуса судов стали заменять на металлические. В качестве движителей использовались гребные колеса, которые устанавливались по бортам или сзади судна. При плавании в морских условиях гребные колеса оказались малоэффективными - движение тормозил холостой ход при волнении. Поэтому их стали заменять на гребные винты, изобретенные русским инженером Даниилом Бернулли. Но гребные колеса ещё долго использовались на судах речного флота.

Слайд № 8 Флот XX века

В 20 веке происходит интенсивное развитие сельского, промышленного хозяйства страны, увеличение грузоперевозок и пассажиропотока в России, а в дальнейшем - СССР. Для этих целей требовались новые суда. Основной период развития отечественного судостроения пришелся на 30-60-е годы. Строились разные типы судов. Какие вы можете назвать типы судов? Танкерный, рыболовный, пассажирский флот, пассажирские суда на подводных крыльях, толкачи-буксировщики.

В 1959 г. был введен в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол «Ленин».

Слайд № 9 Первооткрыватели Амура

Россия - огромная страна и на всей её территории люди осваивали новые места для проживания. Одним из русских землепроходцев был Василий Данилович Поярков. В 1643-1646 годах руководил отрядом, который впервые проник в бассейн реки Амур, открыл реки Зея, Амурско-Зейскую равнину, среднее и нижнее течение реки Амур до устья. Собрал ценные сведения о природе и населении Приамурья. Поярков доказал, что Амур судоходен. Кто знает, как в Амурской области увековечили память о Василии Пояркове? Поселок Поярково, теплоход «Василий Поярков».


Слайд № 10 Амурская экспедиция Г.И. Невельского при поддержке Н.Н. Муравьева (1849-1855)

Исследования Амура и амурского бассейна продолжались в последующие годы. Так, заручившись поддержкой генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева Геннадий Иванович Невельской летом 1849 года достиг устья Амура и обнаружил пролив между материком и островом Сахалин. В 1850 году Невельской вошел в устье реки и поднял русский флаг, основав Николаевский пост, который теперь носит название Николаевск-на Амуре. Подняв там Российский флаг, Невельской установил тем самым суверенитет России над этими землями.

Николай I назвал поступок Невельского «молодецким, благородным и патриотическим», и наградил его орденом Св. Владимира 4-й степени, подчеркнув при этом: «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен».

Слайд № 11 Сплав первого судна по Амуру 1854 год

Официальной датой открытия плавания по Амуру считается 14 (27) мая 1854 года: в этот день по приказу генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева от Шилкинского завода с воинским сплавом отправился первый дальневосточный пароход «Аргунь», капитаном которого был Александр Степанович Сгибнев (его именем называется село на Верхнем Амуре). Сплав продолжался 30 дней.

Иван Барсуков в книге «Граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский» так описывает это событие: «18 (31) мая 1854 г. в 2 ч. 30 мин. гребные суда и пароход «Аргунь» вступили в воды Амура. Трубачи играли «Боже, Царя храни!». Все встали на лодках, сняли шапки... Муравьев, зачерпнув в стакан воды амурской, поздравил всех с началом плавания по Амуру. Раздалось «Ура!». Весело было смотреть на суда, которые неслись по гладкой поверхности реки».

А. С. Сгибнев писал: "Итогом рейса "Аргуни" явилось то, что теперь уже никто не сомневался в Амуре, оказавшемся могучей судоходной артерией, вполне доступной для плавания на всем его протяжении".

Слайд № 12 Суда Амурских пароходных товариществ

С 1871 года ведется история «Товарищества Амурского пароходства». Первые пароходы на Амуре были государственными, относительно маломощными, тихоходными и малопроизводительными. Однако в отличие от западных бассейнов, где судоходство зародилось значительно раньше и начиналось с деревянного флота, Амур сразу стал принимать суда из металла. Лишь некоторые отечественные суда имели деревянные корпуса: паровые котлы и машины для них заказывались в западных странах, а корпуса из древесины строились на Амурских верфях, чаще всего в Благовещенске. Паровые котлы пароходов первоначально работали на дровах. Т.к. судоходная обстановка не освещалась, суда вечером становились на якорь, команды сходили на берег и занимались заготовкой дров. Если судно было пассажирским, то к заготовке дров привлекались и пассажиры. А утром судно продолжало движение. В последствии паровые котлы стали работать на угле, а затем на жидком топливе.

Слайд № 13 Современные суда Амурского бассейна. Буксиры-толкачи

Сегодня вы уже называли разные типы судов, а сейчас мы рассмотрим какие из них работают на Амуре. Итак, первые - буксиры-толкачи. Буксиры-толкачи с баржами составляют основу грузового флота на внутренних водных путях Амура. В отличие от прочих видов судов для буксира-толкача одной из важнейших характеристик является не скорость, а тяга или упор, то есть сила, с которой он может воздействовать на передвигаемое судно.

Слайд № 14 Пассажирские суда

Пассажирские суда речного плавания отличаются по конструкции от океанских пассажирских судов, поскольку предназначены для плавания по спокойной воде. Для размещения пассажиров на палубе делаются постройки в один, два, даже три этажа. Эти суда работают как на местных, так и на криузных линиях. На пассажирских линиях используются не только водоизмещающие суда, но и суда на подводных крыльях и воздушной подушке. Пассажирские суда связывают отдаленные районы с крупными городами, обслуживают многочисленные пригородные маршруты, объединяют единым скоростным транзитным маршрутом населенные пункты реки Амур от Хабаровска до самого устья реки. Сегодня суда перевозят пассажиров между 58 населенными пунктами.

Слайд № 15 Сухогрузные и нефтеналивные суда

В период навигации по судоходным рекам бассейна реки Амур с мая по ноябрь осуществляются речные грузовые перевозки между портами и пунктами реки Амур и между речными портами России и Китая. Часть речных грузовых перевозок осуществляется в рамках государственной программы завоза грузов в северные районы Хабаровского края и Амурской области. Благодаря малой осадке этих судов Амурское пароходство осуществляет речную перевозку грузов в населенные пункты, расположенные на малых реках и практически недоступные для других видов транспорта.

Слайд № 16 Суда технического флота

Суда технического флота обслуживают водные пути и судоходную обстановку. Земснаряды и землесосы углубляют перекаты и разрабатывают подходы к пристаням и причалам, а также работают на добыче песчанно-гравийной смеси. Обстановочные суда занимаются расстановкой береговых и плавучих знаков и поддержанием их в рабочем состоянии.

Слайд № 17 Продукция судостроительного завода имени Октябрьской революции г. Благовещенска

Завод основан в 1887 году на средства коллежского советника Николая Степановича Львова. В начале 20 века на заводе начали изготавливать железные корпуса пароходов с полным оборудованием, такелажем и паровой машиной собственного изготовления. И работали на нём более 120 человек.

За первые 8 лет своего существования завод спустил на воду 24 судна для Амура и Зеи.

В настоящее время завод производит: суда для рыболовецких предприятий Приморья, Камчатки и Сахалина, а также специализированные суда: большой гидрографический катер, обстановочные суда нового поколения и прогулочные катера.

А теперь посмотрим, кого можно назвать знатоком развития судоходства и судостроения. Вам предлагается ответить на несколько вопросов по теме сегодняшнего занятия.

Слайд № 18 Знатоки развития судоходства и судостроения

1. Из какого материала строили первые египетские корабли? Почему? (Материалом постройки первых египетских кораблей был папирус, т.к. своего леса в Египте очень мало)

2. За счет чего повышалась скорость на гребных судах? (Для повышения скорости гребных судов увеличивалось количество гребцов, которые помещались в два и три яруса).

3. В какой стране был изобретен магнитный компас? (В Китае).

4. Какой российский купец в 15 веке совершил путешествие на парусном судне в Персию, Индию и Африку? (Афанасий Никитин).

5. По велению какого царя в конце 17 века начал строится регулярный флот в России? (Петр I)

Слайд № 19 Знатоки развития судоходства и судостроения

6. Кто первым вошел в устье реки Амур и поднял русский флаг, основав Николаевский пост? (Г.И. Невельской)

7. Какие типы судов по назначению, работают на Амуре в настоящее время? (пассажирские, буксиры-толкачи, сухогрузы, нефтеналивные, суда технического флота)

Слайд № 20 Спасибо за внимание!

Итак, на сегодняшнем занятии вы познакомились с краткой историей развития судоходства и судостроения с древних времен по настоящее время, узнали назначение разных видов судов, показали свои знания и увидели суда, работающие в Амурском бассейне.

Ваши ответы говорят о том, что, что материал усвоен. Мне было приятно с вами работать. В заключении я хочу сказать, что профессии судоводителя и судового механика можно получить в Благовещенске в филиале Владивостокского государственного морского университета имени Г.И. Невельского, профессии корабелов - в техническом университете города Комсомольска-на-Амуре. Спасибо. До свиданья.

© 2010-2022