Программа кружка За страницами учебника география (7-8 класс)

Раздел Дополнительное образование
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.

Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы - внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса.

Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.

Цели программы: воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.

Задачи программы :

Образовательные:

  • Расширить знания учащихся о странах;

  • Обогатить представление учащихся о жизни в разных странах;

  • Включить учащихся в поисково-исследовательскую деятельность.

Развивающие:

  • Способствовать развитию у учащихся навыков организации самостоятельной работы;

  • Развивать познавательные возможности учащихся;

  • Развивать познавательные умения работы с информацией (сбор, хранение и использование), навыки систематизации информации.

  • Развивать логическое и образное мышление;

  • Формировать социокультурную компетентность, умение общаться и совместно решать творческие задачи;

Воспитательные:

  • Воспитывать инициативу, самостоятельность и активность;

  • Воспитывать чувство ответственности перед коллективом;

  • Воспитывать этику взаимоотношений, культуру общения.

Вклад учебного предмета в общее образование:

Вклад географических знаний в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:

  • целостного восприятия мира, формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

  • комплексного представления о среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных странах;

  • умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизни;

  • социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

В программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по географии.

Структура программы:

  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика кружка

  3. Место кружка в учебном плане

  4. Результаты освоения материала кружка

  5. Содержание работы кружка «Галопом по Европе»

  6. Календарно-тематическое планирование кружка

  7. Требования к уровню подготовки учащихся

  8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение кружка

  9. Планируемые результаты работы кружка

II. Общая характеристика кружка

Кружок «За страницами учебника географии» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности в 7-8 классах.

Целесообразность общеинтеллектуального направления заключается в создании условий для саморазвития учащихся, их интеллекта и кругозора, применении ИКТ, реализации проектной деятельности.

Основными задачами являются:

- формирование навыков научно-интеллектуального труда;

- развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

- формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

III. Место кружка в учебном плане

Программа рассчитана на учащихся 7-8 классов, на 1 год обучения:34 часа (1 час в неделю)

IV. Результаты освоения материала кружка

В ходе занятий кружка учащиеся, работая самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет осуществить индивидуальный подход, позволяет обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.

У учащихся появляется возможность использовать полученные знания по географии вне школы, выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.



V. Содержание работы кружка «За страницами учебника географии»

Название темы

Содержание темы

1

2

3

1


Введение. Программа кружка.

1 час

Организация занятий кружка. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы кружка

Демонстрации: программа кружка «За страницами учебника география»

2

Источники географической информации. Карта - величайшее творение человечества.

2 часа

Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта - величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география.

Демонстрации: атлас, географические карты, портреты учёных - географов.

3

Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты.

5 часов

Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Океаны Земли: особенности рельефа и природы.

Демонстрации: презентации «Материки и океаны Земли», видеоматериал «Эта удивительная планета», энциклопедии

4

Природа Земли

15 часов

Удивительное разнообразие природы Земли. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. Геологическое прошлое планеты. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Евразия, как пример полной картины природы Земли. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли.

Демонстрации: видеоматериал «Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», энциклопедии, справочники, хрестоматии.

5

Страны мира

7 часов

Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира. Спорные территории. Рекорды стран «Самая, самое, самый». Россия - как самое большое государство мира: проблемы и перспективы развития страны.

Демонстрация: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», энциклопедия.

6

Итоговое занятие

1 час

Обобщение и контроль усвоения материала по программе кружка. Самоанализы учащихся по работе кружка.

Календарно - тематический план


п.п.

Перечень тем и

разделов

Количество часов

Виды и формы

деятельности

1



Введение. Программа факультатива.

1 ч.



Беседа



2




Источники географической информации. Карта - величайшее творение человечества.

5 ч.


Лекция Практикум




3




Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты.

5 ч.




Лекция + практическое занятие




4

Природа Земли

15 ч.


Семинар - практикум

5


Страны мира

7 ч.


Практикум


6

Итоговое занятие

1 ч.


Итоговое тестирование


Всего - 34 часа

VII. Требования к уровню подготовки учащихся

  • Уметь работать с текстовым;

  • уметь анализировать и отбирать информацию;

  • уметь делать устные сообщения;

  • уметь ориентироваться по карте;

  • уметь составлять презентацию.





VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение кружка

  • Методические пособия (карты, атласы, таблицы, коллекции горных пород и минералов, гербарии, мультимедийные пособия)

  • Компьютер.

Список литературы.

Для учащихся:

1. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии - М: Просвещение, 1997.

2. Запартович Б.Б. С любовью к природе. - Москва: Педагогика, 1976.

3. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

Для учителя:

1. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000

2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

3. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н.

4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям

Сайт:danilova.ru

5. География:Все для учителя географии

Сайт:geo.1september.ru

6. География:Энциклопедическая библиотека.

Сайт:megacollection.ru

IX. Планируемые результаты работы кружка:

В результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут теоретические знания о природе и достопримечательностях мира и России:

  • истории их возникновения,

  • их архитектуре,

  • их географии;

приобретут практические навыки и умения:

  • работа с картой,

  • работа со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,

навыки организации работы в группе.


© 2010-2022