- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Программа кружка За страницами учебника география (7-8 класс)
Программа кружка За страницами учебника география (7-8 класс)
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хапаева Н.А. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.
Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы - внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса.
Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения.
Цели программы: воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.
Задачи программы :
Образовательные:
-
Расширить знания учащихся о странах;
-
Обогатить представление учащихся о жизни в разных странах;
-
Включить учащихся в поисково-исследовательскую деятельность.
Развивающие:
-
Способствовать развитию у учащихся навыков организации самостоятельной работы;
-
Развивать познавательные возможности учащихся;
-
Развивать познавательные умения работы с информацией (сбор, хранение и использование), навыки систематизации информации.
-
Развивать логическое и образное мышление;
-
Формировать социокультурную компетентность, умение общаться и совместно решать творческие задачи;
Воспитательные:
-
Воспитывать инициативу, самостоятельность и активность;
-
Воспитывать чувство ответственности перед коллективом;
-
Воспитывать этику взаимоотношений, культуру общения.
Вклад учебного предмета в общее образование:
Вклад географических знаний в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:
-
целостного восприятия мира, формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
-
комплексного представления о среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных странах;
-
умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизни;
-
социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
В программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по географии.
Структура программы:
-
Пояснительная записка
-
Общая характеристика кружка
-
Место кружка в учебном плане
-
Результаты освоения материала кружка
-
Содержание работы кружка «Галопом по Европе»
-
Календарно-тематическое планирование кружка
-
Требования к уровню подготовки учащихся
-
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение кружка
-
Планируемые результаты работы кружка
II. Общая характеристика кружка
Кружок «За страницами учебника географии» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности в 7-8 классах.
Целесообразность общеинтеллектуального направления заключается в создании условий для саморазвития учащихся, их интеллекта и кругозора, применении ИКТ, реализации проектной деятельности.
Основными задачами являются:
- формирование навыков научно-интеллектуального труда;
- развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
- формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
III. Место кружка в учебном плане
Программа рассчитана на учащихся 7-8 классов, на 1 год обучения:34 часа (1 час в неделю)
IV. Результаты освоения материала кружка
В ходе занятий кружка учащиеся, работая самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет осуществить индивидуальный подход, позволяет обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.
У учащихся появляется возможность использовать полученные знания по географии вне школы, выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.
V. Содержание работы кружка «За страницами учебника географии»
№
Название темы
Содержание темы
1
2
3
1
Введение. Программа кружка.
1 час
Организация занятий кружка. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы кружка
Демонстрации: программа кружка «За страницами учебника география»
2
Источники географической информации. Карта - величайшее творение человечества.
2 часа
Основные источники географической информации: глобус, справочники, географические сайты. Карта - величайшее творение человечества. Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. История географической карты, глобуса. Великие учёные древности и современности, внёсших вклад в развитие науки география.
Демонстрации: атлас, географические карты, портреты учёных - географов.
3
Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты.
5 часов
Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Океаны Земли: особенности рельефа и природы.
Демонстрации: презентации «Материки и океаны Земли», видеоматериал «Эта удивительная планета», энциклопедии
4
Природа Земли
15 часов
Удивительное разнообразие природы Земли. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. Геологическое прошлое планеты. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Евразия, как пример полной картины природы Земли. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли.
Демонстрации: видеоматериал «Природные зоны Земли», «История развития жизни на планете Земля», энциклопедии, справочники, хрестоматии.
5
Страны мира
7 часов
Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира. Спорные территории. Рекорды стран «Самая, самое, самый». Россия - как самое большое государство мира: проблемы и перспективы развития страны.
Демонстрация: политическая карта мира, Справочник «Страны мира», энциклопедия.
6
Итоговое занятие
1 час
Обобщение и контроль усвоения материала по программе кружка. Самоанализы учащихся по работе кружка.
Календарно - тематический план
№
п.п.
Перечень тем и
разделов
Количество часов
Виды и формы
деятельности
1
Введение. Программа факультатива.
1 ч.
Беседа
2
Источники географической информации. Карта - величайшее творение человечества.
5 ч.
Лекция Практикум
3
Путешествие по материкам и океанам. Рекорды планеты.
5 ч.
Лекция + практическое занятие
4
Природа Земли
15 ч.
Семинар - практикум
5
Страны мира
7 ч.
Практикум
6
Итоговое занятие
1 ч.
Итоговое тестирование
Всего - 34 часа
VII. Требования к уровню подготовки учащихся
-
Уметь работать с текстовым;
-
уметь анализировать и отбирать информацию;
-
уметь делать устные сообщения;
-
уметь ориентироваться по карте;
-
уметь составлять презентацию.
VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение кружка
-
Методические пособия (карты, атласы, таблицы, коллекции горных пород и минералов, гербарии, мультимедийные пособия)
-
Компьютер.
Список литературы.
Для учащихся:
1. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии - М: Просвещение, 1997.
2. Запартович Б.Б. С любовью к природе. - Москва: Педагогика, 1976.
3. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002
4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002
Для учителя:
1. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000
2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/
3. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н.
4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:danilova.ru
5. География:Все для учителя географии
Сайт:geo.1september.ru
6. География:Энциклопедическая библиотека.
Сайт:megacollection.ru
IX. Планируемые результаты работы кружка:
В результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут теоретические знания о природе и достопримечательностях мира и России:
-
истории их возникновения,
-
их архитектуре,
-
их географии;
приобретут практические навыки и умения:
-
работа с картой,
-
работа со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,
навыки организации работы в группе.