• Преподавателю
  • Дополнительное образование
  • Доклад на тему: «Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития и приобщение дошкольников на занятиях рисования к истокам русской народной культуры средствами декоративного искусства»

Доклад на тему: «Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития и приобщение дошкольников на занятиях рисования к истокам русской народной культуры средствами декоративного искусства»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районная педагогическая конференция педагогов дополнительного образования.









Доклад на тему:



«Формирование у детей высокого уровня
духовно-нравственного развития
и приобщение дошкольников на занятиях рисования
к истокам русской народной культуры
средствами декоративного искусства»












МОУ ДОД Раменский центр развития творчества детей и юношества

педагог дополнительного образования первой категории

Черноморова Елена Ивановна



«Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития
и приобщение дошкольников на занятиях рисования к истокам русской народной культуры средствами декоративного искусства»

Родина не вокруг тебя, она - внутри нас, в нашем сердце, памяти и душе.

У нее героическое прошлое и, поистине, великое будущее…

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов - это кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Исследователи отмечают в их среде такие тенденции, как нарастание индивидуализма, противопоставление себя другим людям, прагматизм - на фоне ниспровержения недавних авторитетов, разрушения сложившихся на протяжении семидесяти лет идеалов. У детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Материальные блага стали занимать значительно больше места в желаниях людей, культура и образование, как и духовно-нравственные ценности, отодвигаются на периферию их ценностных ориентаций. Развитие национального самосознания, исторической памяти современного человека во многом зависят от того, насколько он с малых лет погружался в прекрасный и удивительно гармоничный мир своей природы, художественного творчества, культуры своего народа.

В данном процессе важнейшая роль принадлежит, дополнительному образованию, которые осуществляют (после родителей) передачу от поколения к поколению накопленных народом ценностей (знаний), привитие умений и навыков, формирование ценностных ориентаций.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Целью духовно-нравственного воспитания является гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России. Родная культура, как отец и мать, обязана стать неотъемлемой частью души дитя, началом, становления личности.

Сейчас к нам равномерно возвращается государственная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, народному творчеству, в которых люд оставил самое ценное из собственных культурных достижений. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, изначально несущее в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, и любовь к Родине в целом. Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины.

На современном этапе главная задача художественного воспитания дошкольников средствами народных художественных промыслов нашей Родины - повернуться лицом к истокам народной культуры, начиная с самого раннего детства, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования любви к Родине являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Невозможно переоценить роль художественного воспитания на основах народного творчества нашей страны в патриотическом воспитании дошкольников, в которых содержатся большие потенциальные возможности патриотического воздействия. Народные художественные промыслы России знакомят детей с обычаями и традициями русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием.

В наш век - век колоссального прогресса науки и техники - искусство отнюдь не утратило своего значения, как в области морального воспитания подрастающего поколения, так и для развития ее художественного вкуса, восприимчивости к прекрасному в окружающем нас мире.

Искусство - явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественного образования, лежат в области воспитания духовного мира дошкольников, развития их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны - неотъемлемая часть наследия культуры; эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги нашему народу. Как всякое большое искусство, оно воспитывает у детей чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру наших детей, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества. Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

Дошкольный возраст - период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем, в это время интенсивно развиваются познавательные способности ребенка. Дошкольник познает окружающий, предметный мир, а так же события общественной жизни, доступные наблюдению.

Изобразительная деятельность, включающая в себя рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым любимым и интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность, частью которой является лепка, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей. В процессе занятий изобразительной деятельностью у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. О том, что рисование, лепка и занятия другими материалами очень важны для развития у детей их чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого (Я.А. Коменский, Ф. Фребель и др.)

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с народным декоративно-прикладным творчеством, необходимо учитывать принцип интеграции.

Комплексный подход к использованию развивающей среды, общевоспитательной работы и обучение детей на традициях народного искусства обеспечивает
освоение знаний о народной культуре. Народное декоративное искусство отвечает интересам детей, дает богатую почву для их художественного восприятия, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений.

Заключение:

Современное постиндустриальное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ и преобразование окружающего мира для более полного их удовлетворения, породило особый тип технократической личности - «кибернетического человека» (Э.Фромм), интеллектуально развитого и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры. Последствия данного явления отчетливо проявляются в системе социальных, межличностных отношений, в экологическом кризисе, который является ярким показателем духовной ограниченности современного технократа, зачастую лишенного чувства ответственности и осознания своего человеческого долга перед окружающим миром.

Поэтому главной целью духовно- нравственного развития и воспитания учащихся является:

Воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях.



© 2010-2022