- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Программа «Экология. Биосфера. Здоровье. »
Программа «Экология. Биосфера. Здоровье. »
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гречушникова Т.Ю. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа «Экология. Биосфера. Здоровье.»
Автор: учитель биологии МБОУ «СШ № 76» г. Ульяновска
Гречушникова Тамара Юрьевна
Пояснительная записка
Программа «Экология. Биосфера. Здоровье.» предназначена для экологического воспитания и обучения подростков и юношества в системе дополнительного образования и рассчитана на 1 года обучения.
Актуальность программы «Экология. Биосфера. Здоровье» связана с необходимостью формирования у школьников экологической культуры. Подрастающее поколение должно осознать всю меру ответственности за судьбу планеты. Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Необходимо создать условия для экологического воспитания и просвещения молодёжи, для формирования экологической культуры и нравственности. «Сделать правильный выбор, обеспечить творческую трансляцию ценностей экологической культуры в личности ученика, в обществе - новая важнейшая социокультурная функция педагога всех образовательных систем.» (С.Н.Глазычев).
В тоже время, здоровье нации и всего человечества - под угрозой. Человек в настоящее время испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, в следствии чего жизнедеятельность организма, гигиенические аспекты здоровья необходимо изучать в неразрывной связи с экологическими сведениями.
Данная программа позволяет удовлетворить познавательные интересы учащихся в сфере экологии и охраны здоровья человека, способствует формированию коммуникативных качеств личности школьников, развитию их творческих способностей.
Цель программы: создать условия для усвоения учащимися знаний о биосфере как глобальной экосистеме, о современном состоянии окружающей среды; обобщить и углубить знания о взаимосвязи состояния здоровья с условиями среды обитания, об особенности городской среды обитания; способствовать развитию у учащихся умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность в конкретной экологической ситуации.
Задачи:
-
Способствовать формированию и систематизации знаний учащихся об основных экологических законах, о влиянии экологических факторов на состояние биосферы и здоровье человека;
-
Создать условия для получения представления школьниками об основных источниках загрязнения окружающей среды и мероприятиях, направленных на снижение влияния загрязнённой среды на здоровье человека.
-
Способствовать развитию творческого мышления учащихся;
-
Развитие умений проведения исследовательской деятельности;
-
Развитие способностей к целевому причинному, вероятному анализу экологических ситуаций;
-
Способствовать совершенствованию умений работать с дополнительными источниками информации: печатными изданиями, научно-популярной литературой, справочниками, Internet;
-
Развитие умения анализа статистических данных, их обработки, составления диаграмм, таблиц, схем;
-
Содействовать развитию коммуникативных качеств личности школьников, навыков совместной деятельности в коллективе.
-
Создать условия для воспитания бережного отношения к природе;
-
Оказать помощь в формировании у школьников экологического мировоззрения, экологической нравственности, гражданской ответственности и неравнодушия к проблемам окружающего мира;
-
Способствовать воспитанию личности, способной к самоопределению, самовоспитанию, самосовершенствованию;
Результаты обучения
Личностные:
-
Формирование способности обучающихся к саморазвитию, самообучению на основе мотивации к обучению и познанию основных законов устойчивости биосферы;
-
Знание основных принципов и правил основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
-
Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение биосферы, экологического мировоззрения, экологической нравственности, гражданской ответственности и неравнодушия к проблемам здоровья как личного, так и популяционного;
-
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
-
Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и педагогами;
-
Формирование универсальных учебных действий; развитие творческого мышления учащихся.
Метапредметные:
-
Развитие умений проведения исследовательской деятельности в ходе работы над проектами;
-
Формирование умений работать с различными источниками информации: печатными изданиями, научно-популярной литературой, справочниками, Internet, ЭОР; формирование ИКТ-компетенции;
-
Развитие умения анализа статистических данных, их обработки, составления диаграмм, таблиц, схем;
-
Формирование навыков адекватного использования речевых средств в ходе ведения дискуссии, аргументированного отстаивания своей точки зрения; развитие коммуникативных качеств личности школьников, навыков совместной деятельности в коллективе;
-
Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение;
-
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности.
Предметные:
-
Формирование и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и функционирования биосферы, месте и роли человека в биосфере, взаимосвязи состояния биосферы, окружающей среды и здоровья человека;
-
Систематизация знаний о факторах окружающей среды, их воздействии на организм человека и их роли в сохранении здоровья человека;
-
Овладение учащимися методами биологической науки (наблюдение, проведение простейших исследований, постановка экспериментов и объяснение их результатов);
-
Освоение учащимися приёмов использования различных факторов окружающей среды в целях профилактики заболеваний и укрепления здоровья;
-
Формирование основ экологической грамотности;
Основные идеи программы
Научная: без понимания взаимосвязи дифференциации и интеграции научного знания, без усвоения форм и границ целесообразного использования в педагогике знаний и методов других наук невозможна правильная организация исследовательской работы, особенно комплексных исследований.
Общепедагогическая: идея талантливости каждого ученика. Ориентация педагогического процесса на личность школьника, на создание для каждого ситуации успеха, на формирование положительной «я - концепции». Нет бесталанных учеников, есть занятые не своим делом.
Социальная идея программы заключается во взаимосвязи экологического состояния окружающего мира, здоровья человека и биосферы.
Программа подразумевает учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей
Методы и формы организации учебного процесса
Формы обучения:
-
индивидуальные (практические и творческие задания, консультации, беседы);
-
групповые (комплексное занятие, коллективная трудовая деятельность, конкурсы, экологические праздники, ролевые игры, акции, выставки);
-
обучение в микрогруппах (проектная деятельность, создание компьютерных презентаций).
Методы обучения:
-
словесные (рассказ, беседа, лекция);
-
наглядные (наблюдение, показ, демонстрация);
-
проблемно-поисковые (исследовательская деятельность, проектная деятельность);
-
практические (экологический десант, акции, практические работы);
-
контрольно-диагностические (самоконтроль, взаимоконтроль, лабораторно-практический контроль, устный и письменный контроль динамики роста знаний, умений, навыков).
Типы и виды занятий
-
Учебные занятия:
-
комплексное;
-
тренинг;
-
индивидуальные;
-
экскурсии;
-
полевой практикум;
-
лабораторные и практические работы.
-
Контрольные занятия:
-
зачёт;
-
выставка;
-
защита проекта;
-
конференции, круглые столы;
-
анкетирование;
-
викторины;
-
КВНы.
Структура программы
Занятия в программе логически связаны между собой, составляют единую систему, что обеспечивает целостное восприятие окружающего мира и формирование системы знаний по экологии, охране природы, воздействию факторов внешней среды на здоровье человека.
Программа рассчитана на 1 года обучения. При разработке программы автор посчитал целесообразной следующую структуру программы.
Учебный материал представлен разделами:
Раздел 1. Введение
Включает в себя занятия по изучению истории развития науки экологии, объектов и методов, значения в современном мире. Происходит знакомство школьников с основными экологическими понятиями, с понятиями прикладной экологии. Обсуждаются правила поведения в природе. Проводится вводный инструктаж.
Раздел 2. Основные направления современной экологии.
Включает теоретические и практические занятия по изучению глобальных экологических проблем, таких как разрушение озонового слоя, кислотные дожди, смог, парниковый эффект, сохранение биоразнообразия. Достаточное количество времени отводится на знакомство учащихся с понятием мониторинга, методами биоиндикации. В ходе обучения школьники учатся проводить экологические исследования, знакомятся с организмами - индикаторами состояния окружающей среды, приобретают навыки прогнозирования и моделирования в экологии.
В разделе предусмотрено изучение последствий антропогенного вмешательства в природные экосистемы, знакомство с уровнями охраны природы и состоянием природоохранных дел на территории Ульяновской области. Значительное количество времени отводится на изучение особо охраняемых территорий области. Содержание учебных занятий способствует формированию у учащихся представлений о заказниках, памятниках природы, позволяет изучать весь комплекс экологических условий отдельных территорий и систему природоохранных мер, направленных на сохранение редких видов и ландшафтов. В данном разделе предусмотрено проведение акций в защиту окружающей среды, экологических десантов, экскурсий. Планируется проведение круглых столов, работа над проектами и их защита, творческие конкурсы.
Раздел 3. Окружающая среда и здоровье человека.
Содержание учебных занятий раздела способствует формированию у школьников понятия здоровья, его составляющих. В разделе изучается воздействие загрязняющих веществ на здоровье, выявляют источники, пути проникновения в организм загрязняющих веществ и воздействие на системы и органы. Учащиеся проводят исследования по изучению состояния атмосферного воздуха в микрорайоне, выясняют, какие предприятия Засвияжского района являются наиболее «грязными» для окружающей среды. Предусмотрено проведение практических работ и экскурсий.
Предполагаемые результаты освоения программы.
Учащиеся должны знать:
-
определения основных экологических понятий;
-
строение и функционирование экосистемы;
-
о биосфере как глобальной экосистеме;
-
о месте человека в экосистеме Земля;
-
о динамике отношений системы «природа - общество»;
-
о современных проблемах охраны природы;
-
о современном состоянии растительного и животного мира;
-
о мониторинге окружающей среды;
-
об особенностях экологической обстановки в Ульяновской области;
-
о городе как экосистеме;
-
о воздействии окружающей среды на здоровье человека;
-
о мерах по укреплению и сохранению здоровья;
Учащиеся должны уметь:
-
решать простейшие экологические задачи;
-
использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;
-
строить графики простейших экологических зависимостей;
-
применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;
-
определять состояние окружающей среды методами биоиндикации;
-
проводить экологическую экспертизу своего рабочего места, помещения, улицы, микрорайона;
-
выявлять зависимость состояния здоровья от состояния окружающей среды;
-
вести наблюдения в природе;
-
осуществлять исследовательскую деятельность;
-
фиксировать результаты исследования в виде исследовательских проектов;
-
работать с дополнительной литературой;
-
обрабатывать статистические данные.
Практический выход деятельности учащихся, членов экологического клуба:
-
написание рефератов;
-
создание и реализация экологических проектов;
-
участие в областных, городских, районных акциях.
Условия достижения результата обучения по программе:
-
Наличие учебно-методической базы (дидактический материал, наглядные пособия, различный раздаточный материал).
-
Наличие материальной базы (инструментарий).
-
Наличие специализированного помещения, отвечающего санитарным требованиям.
-
Укомплектованность группы 15-12 человек.
-
Регулярное посещение обучающимися занятий.
-
Осуществление связи с семьёй.
-
Контроль за образовательным процессом.
Список литературы
-
Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов. СПб.: СМИО Пресс, 1999.-320 с.; ил.
-
Алексеев С.В., Тутынина Е.В. Школьный экологический мониторинг в С-Петербурге: Состояние. Проблемы, перспективы: Учеб. Пособие, 2000.
-
Арский Ю.М., Данилов Данилян В.И. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать: Уч. Пособие. М., МНЭПУ, 1997.
-
Васильева З.В., Кириллова Г.А. и др. Лабораторные работы по микробиологии. - М.: Просвещение, 1979.
-
Величковский Б.Т., Кирпичёв В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1997. - 240с.
-
Глебова В.Д. Организация и проведение экологического практикума со школьниками 608 классов: методические рекомендации/В.Д. Глебова, Н.В.Позднякова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2007.- 60с.
-
Горбатовский В.В., Рыбальский Н.Г. Экологическая безопасность в городе. М., РЭФИА, 1996.
-
Жевлакова М.А. Водоканал Санкт - Петербурга: путешествие вместе с водой. СПб, 2003.
-
Келлер А.А., Кувакин А.И. Медицинская экология под ред. А.А. Келлера. - СП Б., 1998. - 256с.
-
Особо охраняемые территории Ульяновской области / под ред. В.В.Благовещенского. - Ульяновск: Дом печати, 1997. - 184с.
-
Практикуи по экологии: учебное пособие / С.В.Алексеев, Н.В.Груздева, А.Г.Муравьёв, Э.В.Гущина; под ред. С.В.Алексеева. - М.: АО МДС, 1996. - 192С.
-
Рыжов И.Н., Ягодин Г.А. Школьный экологический мониторинг городской среды: Учеб. Пособие, 2000.
-
Самкова В.А. Экологический практикум «Город, в котором я живу»/В.А. Самкова//Биология в школе. - 2002. - №№ 1, 3.
-
Проведение международного десятилетия действий «Вода ради жизни» 2005-2015. руководство по информационно-практической работе. Женева.: Всемирная Организация Здравоохранении., 2005.
-
Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Билология: в 3-х т. Т. 2: Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера - 3-е изд. - М.: Мир 2002. - 436с., ил.
Учебно-тематический план
«Экология, биосфера и здоровье»
№ занятия
Темы
занятия
учебные
контрольные
Резерв
Всего
Комплексные
Тренинг
Индивидуальные
Экскурсии
Тренировка
Полевой практикум
Викторина
Выставка
Акция, праздник
Исследование
1
Раздел 1. Введение в программу
4
4
1.1
Введение в программу
1.1.1
Введение в программу
4
4
1.1.2
Значение экологических знаний
2
1.1.3
Экологический фактор, среда обитания, человеческий фактор
2
2
Раздел 2. Основные направления современной экологии
40
4
12
2
2
24
8
6
8
8
114
2.1
Глобальная экология
14
4
12
2
2
4
4
42
2.1.1
Предмет изучения. Глобальные антропогенные кризисы
2
2.1.2
Проблема озонового слоя
2
2.1.3
Защитим озоновый слой
2
2.1.4
Глобальное потепление: миф или реальность
2
2.1.5
Кислотные дожди - угроза для устойчивости биосферы
2
2.1.6
Смог и здоровье человека
2
2.1.7
Анализ количества выбросов промышленных предприятий в атмосферу
2
2.1.8
Экологический десант: «Чёрное озеро»
2
2.1.9
Взаимодействие «Биосфера - Солнце»
2
2.1.10
Влияние солнечной радиации на здоровье человека
2
2.1.11
Моделирование и прогнозирование в экологии
2
2.1.12
Изучение и моделирование глобальных экологических проблем
2
2.1.13
Проблема сохранения биологического разнообразия
2
2.1.14
Акция «Сохраним нашу Землю»
2
2.1.15
«Миссия «Спасём мир» - выполнима»
2
2.2
Мониторинг состояния окружающей среды
4
4
2
4
2
2
18
2.2.1
Виды мониторинга окружающей среды
2
2.2.2
Методы биологических исследований
2
2.2.3
Понятие о биоиндикации
2
2.2.4
Растения индикаторы
2
2.2.5
Животные индикаторы
2
2.2.6
Лихеноиндикация
2
2.2.7
Мониторинг состояния атмосферного воздуха методом биоиндикации
2
2.2.8
Как вести полевые наблюдения
2
2.2.9
«Лучший исследователь природы»
2
2.3
Охрана природы
22
6
2
8
4
4
4
2
2
54
2.3.1
Воздействие человека на окружающую среду
2
2.3.2
Загрязнение окружающей среды
2
2.3.3
Красная книга - сигнал тревоги
2
2.3.4
Растения Красной книги Ульяновской области
2
2.3.5
Животные Красной книги Ульяновской области
2
2.3.6
«Не навреди человек»
2
2.3.7
О чём могут рассказать животные и растения
4
2.3.8
Уровни охраны природы
2
2.3.9
ООПТ Ульяновской области
2
2.3.10
Лесные и лесостепные ООПТ Ульяновской области
2
2.3.11
Водные и болотные ООПТ Ульяновской области
2
2.3.12
Ландшафтные ООПТ Ульяновской области
2
2.3.13
Геологические и палеоботанические
2
2.3.14
Заповедные парки
2
2.3.15
Зоологические ООПТ Ульяновской области
2
2.3.16
Природоохранные организации
2
2.3.17
Понятие об экологической безопасности
2
2.3.18
«Экологический манифест» Н. Реймерса
2
2.3.19
«Охранять природу - значит охранять Родину»
2
2.3.20
Внимание Первоцветы
2
2.3.21
Выпуск экологической страницы
2
2.3.22
День Земли
2
2.3.23
Экологическая тропа
2
2.3.24
Животные и растения края
2
2.3.25
«Охрана природы - дело всенародное»
2
3
Раздел 3. Окружающая среда и здоровье человека
8
2
4
2
2
4
26
3.1
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека
8
2
4
2
2
4
26
3.1.1
Здоровье и его составляющие
2
Химическое загрязнение
2
Воздействие загрязняющих веществ на здоровье человека
2
Акция «Чистый двор»
2
Антропогенные и эндемичные заболевания
2
Источники загрязняющих веществ в городе
2
Промышленные предприятия района как источники загрязнения
2
Автотранспорт и здоровье
2
Расчётная оценка количества вредных выбросов автотранспорта
2
Конкурс плакатов в защиту природы
2
Экологическое состояние окружающей среды в микрорайоне.
2
ИТОГО
52
4
12
6
2
26
8
8
8
12
2
144
12