Программа «Экология. Биосфера. Здоровье. »

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа «Экология. Биосфера. Здоровье.»

Автор: учитель биологии МБОУ «СШ № 76» г. Ульяновска

Гречушникова Тамара Юрьевна


Пояснительная записка

Программа «Экология. Биосфера. Здоровье.» предназначена для экологического воспитания и обучения подростков и юношества в системе дополнительного образования и рассчитана на 1 года обучения.

Актуальность программы «Экология. Биосфера. Здоровье» связана с необходимостью формирования у школьников экологической культуры. Подрастающее поколение должно осознать всю меру ответственности за судьбу планеты. Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. Необходимо создать условия для экологического воспитания и просвещения молодёжи, для формирования экологической культуры и нравственности. «Сделать правильный выбор, обеспечить творческую трансляцию ценностей экологической культуры в личности ученика, в обществе - новая важнейшая социокультурная функция педагога всех образовательных систем.» (С.Н.Глазычев).

В тоже время, здоровье нации и всего человечества - под угрозой. Человек в настоящее время испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, в следствии чего жизнедеятельность организма, гигиенические аспекты здоровья необходимо изучать в неразрывной связи с экологическими сведениями.

Данная программа позволяет удовлетворить познавательные интересы учащихся в сфере экологии и охраны здоровья человека, способствует формированию коммуникативных качеств личности школьников, развитию их творческих способностей.

Цель программы: создать условия для усвоения учащимися знаний о биосфере как глобальной экосистеме, о современном состоянии окружающей среды; обобщить и углубить знания о взаимосвязи состояния здоровья с условиями среды обитания, об особенности городской среды обитания; способствовать развитию у учащихся умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность в конкретной экологической ситуации.

Задачи:

  • Способствовать формированию и систематизации знаний учащихся об основных экологических законах, о влиянии экологических факторов на состояние биосферы и здоровье человека;

  • Создать условия для получения представления школьниками об основных источниках загрязнения окружающей среды и мероприятиях, направленных на снижение влияния загрязнённой среды на здоровье человека.

  • Способствовать развитию творческого мышления учащихся;

  • Развитие умений проведения исследовательской деятельности;

  • Развитие способностей к целевому причинному, вероятному анализу экологических ситуаций;

  • Способствовать совершенствованию умений работать с дополнительными источниками информации: печатными изданиями, научно-популярной литературой, справочниками, Internet;

  • Развитие умения анализа статистических данных, их обработки, составления диаграмм, таблиц, схем;

  • Содействовать развитию коммуникативных качеств личности школьников, навыков совместной деятельности в коллективе.

  • Создать условия для воспитания бережного отношения к природе;

  • Оказать помощь в формировании у школьников экологического мировоззрения, экологической нравственности, гражданской ответственности и неравнодушия к проблемам окружающего мира;

  • Способствовать воспитанию личности, способной к самоопределению, самовоспитанию, самосовершенствованию;

Результаты обучения

Личностные:

  • Формирование способности обучающихся к саморазвитию, самообучению на основе мотивации к обучению и познанию основных законов устойчивости биосферы;

  • Знание основных принципов и правил основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение биосферы, экологического мировоззрения, экологической нравственности, гражданской ответственности и неравнодушия к проблемам здоровья как личного, так и популяционного;

  • Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и педагогами;

  • Формирование универсальных учебных действий; развитие творческого мышления учащихся.

Метапредметные:

  • Развитие умений проведения исследовательской деятельности в ходе работы над проектами;

  • Формирование умений работать с различными источниками информации: печатными изданиями, научно-популярной литературой, справочниками, Internet, ЭОР; формирование ИКТ-компетенции;

  • Развитие умения анализа статистических данных, их обработки, составления диаграмм, таблиц, схем;

  • Формирование навыков адекватного использования речевых средств в ходе ведения дискуссии, аргументированного отстаивания своей точки зрения; развитие коммуникативных качеств личности школьников, навыков совместной деятельности в коллективе;

  • Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности.

Предметные:

  • Формирование и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и функционирования биосферы, месте и роли человека в биосфере, взаимосвязи состояния биосферы, окружающей среды и здоровья человека;

  • Систематизация знаний о факторах окружающей среды, их воздействии на организм человека и их роли в сохранении здоровья человека;

  • Овладение учащимися методами биологической науки (наблюдение, проведение простейших исследований, постановка экспериментов и объяснение их результатов);

  • Освоение учащимися приёмов использования различных факторов окружающей среды в целях профилактики заболеваний и укрепления здоровья;

  • Формирование основ экологической грамотности;

Основные идеи программы

Научная: без понимания взаимосвязи дифференциации и интеграции научного знания, без усвоения форм и границ целесообразного использования в педагогике знаний и методов других наук невозможна правильная организация исследовательской работы, особенно комплексных исследований.

Общепедагогическая: идея талантливости каждого ученика. Ориентация педагогического процесса на личность школьника, на создание для каждого ситуации успеха, на формирование положительной «я - концепции». Нет бесталанных учеников, есть занятые не своим делом.

Социальная идея программы заключается во взаимосвязи экологического состояния окружающего мира, здоровья человека и биосферы.

Программа подразумевает учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей

Методы и формы организации учебного процесса

Формы обучения:

  • индивидуальные (практические и творческие задания, консультации, беседы);

  • групповые (комплексное занятие, коллективная трудовая деятельность, конкурсы, экологические праздники, ролевые игры, акции, выставки);

  • обучение в микрогруппах (проектная деятельность, создание компьютерных презентаций).

Методы обучения:

  • словесные (рассказ, беседа, лекция);

  • наглядные (наблюдение, показ, демонстрация);

  • проблемно-поисковые (исследовательская деятельность, проектная деятельность);

  • практические (экологический десант, акции, практические работы);

  • контрольно-диагностические (самоконтроль, взаимоконтроль, лабораторно-практический контроль, устный и письменный контроль динамики роста знаний, умений, навыков).

Типы и виды занятий

  1. Учебные занятия:

  • комплексное;

  • тренинг;

  • индивидуальные;

  • экскурсии;

  • полевой практикум;

  • лабораторные и практические работы.

  1. Контрольные занятия:

  • зачёт;

  • выставка;

  • защита проекта;

  • конференции, круглые столы;

  • анкетирование;

  • викторины;

  • КВНы.

Структура программы

Занятия в программе логически связаны между собой, составляют единую систему, что обеспечивает целостное восприятие окружающего мира и формирование системы знаний по экологии, охране природы, воздействию факторов внешней среды на здоровье человека.

Программа рассчитана на 1 года обучения. При разработке программы автор посчитал целесообразной следующую структуру программы.

Учебный материал представлен разделами:

Раздел 1. Введение

Включает в себя занятия по изучению истории развития науки экологии, объектов и методов, значения в современном мире. Происходит знакомство школьников с основными экологическими понятиями, с понятиями прикладной экологии. Обсуждаются правила поведения в природе. Проводится вводный инструктаж.

Раздел 2. Основные направления современной экологии.

Включает теоретические и практические занятия по изучению глобальных экологических проблем, таких как разрушение озонового слоя, кислотные дожди, смог, парниковый эффект, сохранение биоразнообразия. Достаточное количество времени отводится на знакомство учащихся с понятием мониторинга, методами биоиндикации. В ходе обучения школьники учатся проводить экологические исследования, знакомятся с организмами - индикаторами состояния окружающей среды, приобретают навыки прогнозирования и моделирования в экологии.

В разделе предусмотрено изучение последствий антропогенного вмешательства в природные экосистемы, знакомство с уровнями охраны природы и состоянием природоохранных дел на территории Ульяновской области. Значительное количество времени отводится на изучение особо охраняемых территорий области. Содержание учебных занятий способствует формированию у учащихся представлений о заказниках, памятниках природы, позволяет изучать весь комплекс экологических условий отдельных территорий и систему природоохранных мер, направленных на сохранение редких видов и ландшафтов. В данном разделе предусмотрено проведение акций в защиту окружающей среды, экологических десантов, экскурсий. Планируется проведение круглых столов, работа над проектами и их защита, творческие конкурсы.

Раздел 3. Окружающая среда и здоровье человека.

Содержание учебных занятий раздела способствует формированию у школьников понятия здоровья, его составляющих. В разделе изучается воздействие загрязняющих веществ на здоровье, выявляют источники, пути проникновения в организм загрязняющих веществ и воздействие на системы и органы. Учащиеся проводят исследования по изучению состояния атмосферного воздуха в микрорайоне, выясняют, какие предприятия Засвияжского района являются наиболее «грязными» для окружающей среды. Предусмотрено проведение практических работ и экскурсий.

Предполагаемые результаты освоения программы.

Учащиеся должны знать:

  • определения основных экологических понятий;

  • строение и функционирование экосистемы;

  • о биосфере как глобальной экосистеме;

  • о месте человека в экосистеме Земля;

  • о динамике отношений системы «природа - общество»;

  • о современных проблемах охраны природы;

  • о современном состоянии растительного и животного мира;

  • о мониторинге окружающей среды;

  • об особенностях экологической обстановки в Ульяновской области;

  • о городе как экосистеме;

  • о воздействии окружающей среды на здоровье человека;

  • о мерах по укреплению и сохранению здоровья;

Учащиеся должны уметь:

  • решать простейшие экологические задачи;

  • использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов;

  • строить графики простейших экологических зависимостей;

  • применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;

  • определять состояние окружающей среды методами биоиндикации;

  • проводить экологическую экспертизу своего рабочего места, помещения, улицы, микрорайона;

  • выявлять зависимость состояния здоровья от состояния окружающей среды;

  • вести наблюдения в природе;

  • осуществлять исследовательскую деятельность;

  • фиксировать результаты исследования в виде исследовательских проектов;

  • работать с дополнительной литературой;

  • обрабатывать статистические данные.

Практический выход деятельности учащихся, членов экологического клуба:

  • написание рефератов;

  • создание и реализация экологических проектов;

  • участие в областных, городских, районных акциях.

Условия достижения результата обучения по программе:

  • Наличие учебно-методической базы (дидактический материал, наглядные пособия, различный раздаточный материал).

  • Наличие материальной базы (инструментарий).

  • Наличие специализированного помещения, отвечающего санитарным требованиям.

  • Укомплектованность группы 15-12 человек.

  • Регулярное посещение обучающимися занятий.

  • Осуществление связи с семьёй.

  • Контроль за образовательным процессом.

Список литературы

  1. Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений разных видов. СПб.: СМИО Пресс, 1999.-320 с.; ил.

  2. Алексеев С.В., Тутынина Е.В. Школьный экологический мониторинг в С-Петербурге: Состояние. Проблемы, перспективы: Учеб. Пособие, 2000.

  3. Арский Ю.М., Данилов Данилян В.И. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать: Уч. Пособие. М., МНЭПУ, 1997.

  4. Васильева З.В., Кириллова Г.А. и др. Лабораторные работы по микробиологии. - М.: Просвещение, 1979.

  5. Величковский Б.Т., Кирпичёв В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1997. - 240с.

  6. Глебова В.Д. Организация и проведение экологического практикума со школьниками 608 классов: методические рекомендации/В.Д. Глебова, Н.В.Позднякова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2007.- 60с.

  7. Горбатовский В.В., Рыбальский Н.Г. Экологическая безопасность в городе. М., РЭФИА, 1996.

  8. Жевлакова М.А. Водоканал Санкт - Петербурга: путешествие вместе с водой. СПб, 2003.

  9. Келлер А.А., Кувакин А.И. Медицинская экология под ред. А.А. Келлера. - СП Б., 1998. - 256с.

  10. Особо охраняемые территории Ульяновской области / под ред. В.В.Благовещенского. - Ульяновск: Дом печати, 1997. - 184с.

  11. Практикуи по экологии: учебное пособие / С.В.Алексеев, Н.В.Груздева, А.Г.Муравьёв, Э.В.Гущина; под ред. С.В.Алексеева. - М.: АО МДС, 1996. - 192С.

  12. Рыжов И.Н., Ягодин Г.А. Школьный экологический мониторинг городской среды: Учеб. Пособие, 2000.

  13. Самкова В.А. Экологический практикум «Город, в котором я живу»/В.А. Самкова//Биология в школе. - 2002. - №№ 1, 3.

  14. Проведение международного десятилетия действий «Вода ради жизни» 2005-2015. руководство по информационно-практической работе. Женева.: Всемирная Организация Здравоохранении., 2005.

  15. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Билология: в 3-х т. Т. 2: Пер. с англ./ Под ред. Р. Сопера - 3-е изд. - М.: Мир 2002. - 436с., ил.

Учебно-тематический план

«Экология, биосфера и здоровье»


№ занятия

Темы

занятия

учебные

контрольные

Резерв

Всего

Комплексные

Тренинг

Индивидуальные

Экскурсии

Тренировка

Полевой практикум

Викторина

Выставка

Акция, праздник

Исследование

1

Раздел 1. Введение в программу

4











4

1.1

Введение в программу













1.1.1

Введение в программу

4











4

1.1.2

Значение экологических знаний

2












1.1.3

Экологический фактор, среда обитания, человеческий фактор

2












2

Раздел 2. Основные направления современной экологии

40

4

12

2

2

24

8

6

8

8


114

2.1

Глобальная экология

14

4




12

2

2

4

4


42

2.1.1

Предмет изучения. Глобальные антропогенные кризисы

2












2.1.2

Проблема озонового слоя

2












2.1.3

Защитим озоновый слой








2





2.1.4

Глобальное потепление: миф или реальность

2












2.1.5

Кислотные дожди - угроза для устойчивости биосферы


2











2.1.6

Смог и здоровье человека

2












2.1.7

Анализ количества выбросов промышленных предприятий в атмосферу










2



2.1.8

Экологический десант: «Чёрное озеро»









2




2.1.9

Взаимодействие «Биосфера - Солнце»

2












2.1.10

Влияние солнечной радиации на здоровье человека










2



2.1.11

Моделирование и прогнозирование в экологии

2












2.1.12

Изучение и моделирование глобальных экологических проблем










2



2.1.13

Проблема сохранения биологического разнообразия

2












2.1.14

Акция «Сохраним нашу Землю»









2




2.1.15

«Миссия «Спасём мир» - выполнима»







2






2.2

Мониторинг состояния окружающей среды

4


4


2

4

2



2


18

2.2.1

Виды мониторинга окружающей среды

2












2.2.2

Методы биологических исследований






2







2.2.3

Понятие о биоиндикации

2












2.2.4

Растения индикаторы



2










2.2.5

Животные индикаторы



2










2.2.6

Лихеноиндикация






2







2.2.7

Мониторинг состояния атмосферного воздуха методом биоиндикации










2



2.2.8

Как вести полевые наблюдения





2








2.2.9

«Лучший исследователь природы»







2






2.3

Охрана природы

22


6

2


8

4

4

4

2

2

54

2.3.1

Воздействие человека на окружающую среду

2












2.3.2

Загрязнение окружающей среды

2












2.3.3

Красная книга - сигнал тревоги

2












2.3.4

Растения Красной книги Ульяновской области



2










2.3.5

Животные Красной книги Ульяновской области



2










2.3.6

«Не навреди человек»








2





2.3.7

О чём могут рассказать животные и растения









4




2.3.8

Уровни охраны природы

2












2.3.9

ООПТ Ульяновской области

2












2.3.10

Лесные и лесостепные ООПТ Ульяновской области

2












2.3.11

Водные и болотные ООПТ Ульяновской области






2







2.3.12

Ландшафтные ООПТ Ульяновской области






2







2.3.13

Геологические и палеоботанические

2












2.3.14

Заповедные парки

2












2.3.15

Зоологические ООПТ Ульяновской области

2












2.3.16

Природоохранные организации



2










2.3.17

Понятие об экологической безопасности

2












2.3.18

«Экологический манифест» Н. Реймерса

2












2.3.19

«Охранять природу - значит охранять Родину»







2






2.3.20

Внимание Первоцветы










2



2.3.21

Выпуск экологической страницы








2





2.3.22

День Земли







2






2.3.23

Экологическая тропа






2







2.3.24

Животные и растения края




2









2.3.25

«Охрана природы - дело всенародное»






2







3

Раздел 3. Окружающая среда и здоровье человека

8


2

4


2


2


4


26

3.1

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

8


2

4


2


2


4


26

3.1.1

Здоровье и его составляющие

2













Химическое загрязнение

2













Воздействие загрязняющих веществ на здоровье человека



2











Акция «Чистый двор»




2










Антропогенные и эндемичные заболевания

2













Источники загрязняющих веществ в городе










2




Промышленные предприятия района как источники загрязнения










2




Автотранспорт и здоровье

2













Расчётная оценка количества вредных выбросов автотранспорта






2








Конкурс плакатов в защиту природы








2






Экологическое состояние окружающей среды в микрорайоне.




2










ИТОГО

52

4

12

6

2

26

8

8

8

12

2

144



12

© 2010-2022