Программа кружка Пресс-центр Голос школы

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9»

с. Воздвиженское




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ



«Школьный пресс-центр»

или

Школьная газета «ГОЛОС ШКОЛЫ».

Возраст обучающихся: 14-15 лет

Срок реализации: 1год


Составитель: Романенко Н.Н.,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории



2014-2015 учебный год

Пояснительная записка.

Газета - это история мира за сутки.

Это история мира, в котором мы живем, и события

которого интересуют нас больше,

чем относящиеся к прошлому, существующему лишь в памяти.

А. Шопенгауэр

Что же такое - школьная газета?

  • Трибуна для высказывания своей точки зрения?

  • Эффективный информативный инструмент?

  • Пространство для сближения поколений? …

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания.
А поскольку учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости, то они находят другие возможности для его проявления. Нашей задачей является направить их в нужные русла.

Реализация Программы воспитательной деятельности школы и образования школьников должна осуществляться в том числе посредством школьной газеты.

Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.

Газета остается самым простым и доступным школьным изданием.

Часто инициатива создания школьной газеты исходит от учеников, но руководить процессом предстоит взрослым. В школе обязательно есть актив или отдельные классы, которые находятся в самом центре событий. Обучающиеся 9 А класса будут участвовать в наполнении газеты интересной информацией.

Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе.

Задачи школьной газеты:

  • освещение в газете школьной жизни;

  • содействие в воспитании информационной культуры школьников;

  • повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языку, краеведению, информатике и т.д.), а также к общественной жизни школы, района, страны;

  • развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей;

  • формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;

  • формирование стремления к здоровому образу жизни;

  • реализация гражданско-патриотического воспитания;

  • формирование у учащихся толерантного сознания

Методические принципы, необходимые в работе:

  • личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;

  • коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты);

  • деятельностный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах);

  • взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет;

  • поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей).

Целью создания газеты является не просто раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды, но и демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в образовании. Дети успешно осваивают программу, с помощью которой верстается каждый номер газеты, оформляют дизайн газеты. Успешно овладевают возможностями не только векторной графики, но и растровой - готовят изображения для публикации в газете. С этой целью проводятся консультации и уроки по векторной и растровой графике, обучение программам Corel Draw и Adobe Photoshop.

Таким образом, учащиеся не только закрепляют знания, полученные на уроках информатики и информационных технологий, но и активно повышают свой профессиональный уровень в области новых информационных технологий.

Школьная газета:

  • это возможность почувствовать сопричастность к школьной жизни ребенка;

  • это осознание того, что твой ребенок понимает актуальность своей роли и учится принимать решения.

Каждая школа представляет собой маленькое государство со своими законами, традициями и течением жизни. Каждое такое государство по-своему уникально.

Основная задача редакции - уметь рассказать об этой жизни так, чтобы газета заинтересовала и учеников, и учителей и родителей.

Школьная газета действительно играет большую роль в жизни ребят. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах школы устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий - чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.

Еще одним важным качеством, которое "взращивает" газета, является ответственность. Ведь работа в команде - дело серьезное и трудное… Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу.

Для развития школьного издательского дела должны быть объединены усилия администрации школы и редакции. Школьное издание - дело общее, а не частное. Если администрация поддерживает свободу и демократию в отношениях "учитель - ученик - родитель", то газета будет существовать долго и станет образцом свободы слова в школе. Важно правильно организовать работу с детьми, чтобы процесс создания газеты доставлял им удовольствие.

Этапы создания школьного пресс- центра:

1 этап - Создание команды единомышленников.

Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда. Если команда большая, то с самого начала необходимо распределить функции и определить специализацию каждого члена группы в зависимости от наклонностей и компетенции.

Помимо постоянного состава, в подготовке и выпуске могут принимать участие и другие люди - как из самого учебного заведения, так и извне (корреспондентская сеть) - те, кто способен поставлять информацию, присылать иллюстрации, статьи, позволяющие организовать различные рубрики, например, "Наши увлечения", " Наше творчество" и т.п.

В детское объединение входят учащиеся 7 и 9 кл. Все поручения внутри объединения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.

Курирует работу «пресс-центра» и практическую помощь педагог.

Распределение редакционных обязанностей.

1. Педагогические кадры (куратор проекта школьной газеты) 2. Главный редактор 3. Дизайнер 4. Журналисты 5. Фотокорреспонденты 6. Корректоры 7. Верстальщики 8. Выпускающий редактор

В большинстве случаев редакторы школьных газет - взрослые. Может: и нелогично, но ведь необходимо осуществлять контроль, планировать - рецензировать, корректировать и даже подвергать цензуре поступающие материалы.

Для работы редакции необходимы корреспонденты. Хорошо, если это будут ребята разных возрастов, ведь читателями станут все школьники. Если в образовательном учреждении выделены различные профили обучения, то в качестве кандидатов на работу корреспондентами филологи (гуманитарии) должны рассматриваться в первую очередь.

Работа выпускающего дизайнера: проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях.

Верстальщиками стоит пригласить учеников, умеющих работать на компьютере. Причем важно знание специальных программ: PageMaker, Adobe Photoshop, Corel Draw, Word, Microsoft Office Publisher и др.

Фотографы тоже не заставят себя искать, тем более что при наличии цифрового фотоаппарата научить фотографировать можно любого.

Обязательно окажутся ребята, желающие принять участие в работе, но не определившиеся поначалу с редакционной специальностью. Не надо им отказывать, еще понадобятся наборщики и корректоры. Численный состав редакции может колебаться от 15 до 10 человек.

2 этап - Определение духа газеты.

Какую газету вы собираетесь выпускать? До начала издания необходимо хорошо обдумать и придти к общему мнению относительно проекта. Определить содержание, дух газеты, ее форму - все это необходимые действия. Для этого необходимо ответить самим себе на такие вопросы: - кто потенциальный читатель?

  • какого характера информацию он ищет в газете?

  • с какой частотой будет выходить газета (еженедельно, раз в месяц, раз в квартал)?

  • каков предполагаемый формат и объем газет?

Большинство школьных газет содержит как творческие работы (рассказы, сказки, стихи, рисунки…), так и тексты информационного содержания (о школе, о районе, о досуге…). Названия газет отражают ту общую тональность, которую пытаются задать авторы.

Чаще газета становится незаменимым средством для организации информационных потоков внутри школы, обучает проводить журналистские расследования, организовывать встречи с разными людьми. Иногда на страницах издания разворачиваются бурные дебаты, происходит столкновения идей, и газета становится настоящим форумом, местом, где высказываются аргументы "за" и "против" по какой-нибудь актуальной теме или даже по философской проблеме (например, по вопросам религии, экологии, свободы и др.).

Написать статью на актуальную тему, поставить свою подпись, зная, что газету прочтет множество людей - все это ведет к понятию "ответственность". Напечатанное остается, и юный "журналист", публикующийся в школьной газете, должен все время быть бдительным, как и его "собрат", журналист профессиональный, чтобы не провоцировать, не позорить, не клеветать, не оскорблять….

Если дело поставлено хорошо, то публика с удовольствием будет читать каждый новый номер; следовательно, надо думать об этой публике и печатать то, что ей интересно. Надо также думать о курьезных случаях, о разного рода расследованиях и стараться всевозможными путями установить самые тесные связи с читателями и со всеми теми, кто способен поддерживать жизнь газеты…

3 этап - Разработка плана работы пресс-центра (пример плана).

  • Провести учредительное собрание для создания журналистского объединения (ЖО)

    • разработать и создать структуру редакции школьного СМИ;

    • распределить обязанности между учащимися вошедшими в ЖО;

    • разработать положение о школьной газете;

    • выбрать название газеты.

      • Организовать обучающие занятия по специальностям:

  • информационные технологии: работа с программами: Acrobat Reader, Abode PhotoShop, Microsoft Word, Corel Draw, Abode Page Marker;

  • работа с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером.

  • русский язык и литература, культура речи.

  • основы журналистики.

    • Предоставить возможность начинающим журналистам ежедневно пользоваться компьютером, сканером, цифровым фотоаппаратом для набора, редактирования материалов, подготовки материалов, подготовки фотографии, для дальнейшей их обработки и верстки газеты

    • Стимулировать учащихся к работе над созданием 1-го выпуска школьной газеты

    • Провести рекламную акцию по созданию 1-го выпуска газеты -

    • Выпуск первого номера. Презентация первого номера -

    • Выпуск второго "новогоднего" номера

    • Способствовать расширению школьной газеты (кол-во страниц и экземпляров, членов ЖО) - постоянно

    • Регулярный выпуск школьной газеты 1 раз в четверть

    • Запланировать выход газеты

4 этап - Схема организации выпуска школьной газеты.

Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.

Например, первый выпуск представляет собой знакомство отдельных учащихся, ученических коллективов школы с внешним миром, которым является и мир взрослых, и мир сверстников. Тема второго выпуска - подготовка к празднику. Такие задачи определяются руководителем проекта. Далее либо коллегиальным путем, либо руководителем проекта определяется, как эту задачу можно решить. То есть выявляется способ действия. Здесь могут обсуждаться рубрики, идеи, которые можно воплотить, рассматриваются учебные исследования, материал которых может быть использован.

Газета не является политической и не пропагандирует взгляды каких-либо партий, религиозные воззрения. Тем не менее, в ней есть свои приоритеты. Издание отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Недопустимо использование ненормативной лексики. Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер.

Полномочия пресс-центра:

  • проводить социологические исследования, рейтинги, опросы,

  • брать интервью,

  • опубликовывать в газете объявления, рекламу, поздравления,

  • содействовать развитию различных форм активности учащихся,

  • проводить конкурсы, учреждать призы из фонда клуба, проводить праздники, "Ток-шоу",

  • формулировать проблемы и ставить их для решения на соответствующем уровне,

  • использовать для работы школьную компьютерную и копировальную технику,

  • распространять газету среди учащихся и учителей школы,

  • представлять наиболее активных членов пресс-центра администрации школы для награждения и поощрения за вклад в работу школьной прессы.

Примерный перечень рубрик газеты

1. Спортивные новости ("Как это было")

2. Летопись школы (история школы).

3. Мнение эксперта.

4. Игры нашего класса.

5. Пробы пера (литературная страничка).

6. В мире интересного.

7. События, факты (информационные новости школы).

8. Взгляд на события (политические события глазами учащихся).

9. История нашего села.

10. Размышления на тему… ("Точка зрения")

11. Знакомство с известными людьми ("Незнакомые знакомцы", "Кто на новенького?")

5 этап - Верстка газеты
(создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки).

"Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" - именно такими вопросами начинается каждое редакционное собрание, как в печатной прессе, так и на радио и телевидении. Ответы будут различаться в зависимости от общей направленности издания и от того, как представляет себе редакция ожидания аудитории. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо драматичное и яркое событие; рассказать о решении администрации, властей, которое может возыметь прямые последствия на жизнь читателей. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Итак, первая полоса газеты - это ее витрина. Закончив разработку первой полосы, редакция должна организовать верстку остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.), каждая из которых имеет постоянное место в газете, чтобы читатель мог легко найти интересующую его рубрику. Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз. Каждая статья также имеет свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; "атаку", т.е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых - поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть. Очевидно, структура материала будет различна в каждом конкретном случае: отчет о деятельности совета класса не может быть написан точно так же, как и репортаж о матче по волейболу. Но общее правило одинаково во всех случаях: информация должна быть подана так, чтобы возбудить желание приобрести газету.

Успех учеников, зависит от их учителей! Для достижения поставленной цели учителям необходимо помнить, что:

Ученик - это не сосуд,
который надо наполнить,
а факел, который нужно зажечь.

К. Ушинский


Учебно - тематический план

Занятие

Часы

Теория

Практика

ФОРМИРОВАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТСКОЙ РАБОТЫ

Характерные особенности личности

1

Что такое характер? Определение темперамента. Тестирование на развитую интуицию, на рассеянность и умение общаться.

1


Уроки общения.

1

Этикет общения

1


2

Культура делового общения

1

2

Самооценка и ее роль в развитии личности

1

Самопрезентация

1

2

Взаимосвязь личностного развития и личных качеств журналиста

1

Отношения журналиста и аудитории, профессиональные качества журналиста, его этика и эстетическая свобода

1


ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Что такое журналистика? Взгляд изнутри.

1

Заповеди и подсказки для юных корреспондентов. Основные журналистские термины

1

1

Стилистика в издательской деятельности, публицистические жанры

1

Интервью

- интервью монолог

- интервью диалог

- коллективное интервью

- интервью - зарисовка

- интервью детей


2


Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов.

1

1

Заметка

- заметка информационного характера

- заметка делового описания

- заметка художественного описания

- информационная заметка с отрицательным содержанием

- заметка, связанная с оценкой поступков

- заметка на дискуссионную тему

- заметка благодарность

- заметка вопрос

- заметка просьба

1

3

Написание заметки с выводами и вопросами. Анализ работ


1

2

Репортаж

- событийный репортаж

- тематический репортаж

- постановочный репортаж


1


2

Написание репортажа. Анализ работ.


1

3

Отчет

- отчет общий

- отчет тематический

- отчет с коментариями


1

1

Написание отчета. Анализ работ


1

4

Очерк

- очерк портретного характера

- проблемный очерк

- событийный очерк

- путевой очерк


1


2

Написание очерка. Анализ работ


1

5

Новости

- делаем новости

- как преподнести новости


1


2

Собираем новости. Анализ работ


1

Структура журналистского текста

1

Структура текста: заголовок, вид, основная часть

1


2

Урок практикум. Написание текста на заданную тему в соответствии с изученным материалом


1

Газета - инструмент диалога со взрослыми

1

Что такое школьная газета, ее цели. Как сделать газету, журнал.

1


2

Газетный дизайн


3

Фотогафия и компьютерный дизайн

1

Введение в фотографию

1


2

Основы фотокомпозиции

1


3

Урок - практикум


1

Реклама и ее роль в деятельности информационной службы

1

Цели и задачи рекламы. Реклама и психология. Основные рекламные термины.

1


2

Основные виды рекламы

- рекламное объявление в печати

- пресс-релиз

- рекламная статья

- печатная реклама

- почтовая реклама и телефонное обслуживание

- телевизионная реклама

- реклама на радио

- изобразительная реклама

- социальная реклама



2

3

Создание рекламы


1

Теле и радиожурналист

1

Виды специализации на телевидении и радио. Востребованность профессии

Советы начинающим телевизионщикам

Интегр.


ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ НАВЫКОВ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1

Создание газеты. Написание статей


20

ИТОГО:

19

49

68

Формы контроля над реализацией программы разнообразны:

  • Самостоятельные работы в различных жанрах журналистики

  • Семинары - практикумы по изученной теме

  • Творческие конкурсы

  • Публикации

Основные требования к уровню подготовки учащихся

В процессе обучения обучающиеся приобретают конкретные

Знания:

  • Из истории журналистики

  • О жанрах журналистики и жанровых особенностях текста

  • О деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой

  • О законе о СМИ

  • О рекламе

Умения:

  • Создавать сочинения разных жанров

  • Определять стили и типы речи

  • Давать характеристику текста публицистического стиля

  • В соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и пользоваться им в устных и письменных высказываниях

  • Соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях и стилевое единство

  • Работать с дополнительной литературой

  • Участвовать в дискуссии, пресс - конференции

Ожидаемые результаты изучения курса

  • Выбор гуманитарного профиля

  • Формирование представлений об основных видах деятельности, связанных с обучением на гуманитарном профиле

  • Расширение кругозора

  • Выполнение творческих работ (подготовка репортажа, интервью, статьи в газету, создание рекламы)






Список литературы:

Журналистика.

  1. Газетный дизайн /Тим Харроуэр

  2. Журналистика как поступок. Сборник публикаций победителей и финалистов премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» за 2003 год/ под редакцией А.К. Симонова - М.: Медея, 2004 год - 368 с.

  3. Журналистика как творчество. Учебное пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста» - М.: РИП - холдинг, 2003 - 222 с.

  4. Информационные технологии в журналистике - Ростов м/Д: Феникс, 2004 (серия «Волшебный образ») - 160 с.

  5. Теленовости: секреты журналистского мастерства/реферат И.Фенга «Теленовости, радионовости» - М.: Сент - Пол, 1997

  6. Секреты начинающего телевизионщика/ А.Каминский

  7. Беседы о журналистике/ Виктория Ученова - М.: Молодая гвардия, 1985 г.

  8. Делаем новости. Учебное пособие /Л.А. Васильева - М.: Аспект - Пресс, 2003

  9. Журналист о журналистике./ В.А. Аграновский - М.: Мысль, 1978 - 168 с.

  10. Как преподнести новости. / Р. Коппероуд, Р.П. Нельсон - М.: Национальный институт прессы «Виоланта», 1998 г.

  11. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник для вузов. /Г.В. Лазутина - М.: Аспект - Пресс, 2001г.

  12. Профессиональная этика журналиста. Учебное пособие. / Г.В. Лазутина - М.: Аспект - Пресс, 2000 г.

  13. Диалог: телевизионное общение в кадре и за кадром. /С.А. Муратов - М.: Искусство, 1983 - 159 с.

  14. Основы паблик - рилейшнз/М.: Рефл - бук, 2001 г - 528 с.

  15. Психология рекламы (Реклама. НЛП. 25 кадр.)./ Вит Ценев - М.: ООО «Винити», 2003 год - 95 с.

  16. Ради единого слова/ В.А. Аграновский

  17. Репортер: профессионализм и этика./ М.И. Шостак - М.: РИП - холдинг, 2001 - 137 с.

  18. Энциклопедический словарь PR и рекламы./ С. Ильинский, 2002 год - 72 с.

  19. Телевизионная журналистика/ редакционная коллегия Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский - М.: Высшая школа, 2002 год - 180 с.

  20. Универсальный журналист/перевод с английского А. Порьяза под редакцией В.Харитонова

  21. Учебник желтой прессы/ Илья Стогофф

  22. Основы журналистики./ Л.Ф. Чигрянская.

Фото - литература.

  1. Большая книга цифровой фотографии./В.И. Мураховский, С.В. Симонович - СПб.: Питер, 2006 - 320 с.

  2. Секреты цифрового фото. / В.И. Мураховский, С.В. Симонович- СПб.: Питер, 2005 - 144 с.












Программа кружка Пресс-центр Голос школы


Программа кружка Пресс-центр Голос школы

© 2010-2022