Методическая разработка занятия Разнообразие насекомых

Раздел Дополнительное образование
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка занятия Разнообразие насекомыхМетодическая разработка занятия Разнообразие насекомыхМетодическая разработка занятия Разнообразие насекомыхМетодическая разработка занятия Разнообразие насекомыхМетодическая разработка занятия Разнообразие насекомыхМетодическая разработка занятия Разнообразие насекомыхМетодическая разработка занятия Разнообразие насекомыхМетодическая разработка занятия Разнообразие насекомыхМетодическая разработка занятия Разнообразие насекомыхМетодическая разработка занятия Разнообразие насекомыхМетодическая разработка занятия Разнообразие насекомыхМетодическая разработка занятия Разнообразие насекомыхМетодическая разработка занятия Разнообразие насекомыхМетодическая разработка занятия Разнообразие насекомыхМетодическая разработка занятия Разнообразие насекомыхМетодическая разработка занятия Разнообразие насекомыхМетодическая разработка занятия Разнообразие насекомыхМетодическая разработка занятия Разнообразие насекомыхМетодическая разработка занятия Разнообразие насекомыхМетодическая разработка занятия Разнообразие насекомыхМетодическая разработка занятия Разнообразие насекомыхМуниципальное учреждение дополнительного образования

«Детский эколого-биологический центр г. Черемхово»


«Утверждаю» «Согласованно» «Рекомендовано»

И.о. директора МУДО ДЭБЦ Зам. по УМР МС протокол №___

___________ Матвеева В.В. ________ Толстикова С.Н. «__»________2016 г.








Методическая разработка занятия

РАЗНООБРАЗИЕ НАСЕКОМЫХ



Автор: Басанова Людмила Александровна,

педагог дополнительного образования

МУДО ДЭБЦ г. Черемхово

Консультант: Варганова Светлана Алексеевна,

методист МУДО ДЭБЦ г. Черемхово



Черемхово, 2016

Содержание


Введение………………………………………………………………….......3

Методическое обеспечение…………………………………………….. .....4

Основная часть………………………………………………………….....…5

Заключение…………………………………………………………....……..10

Список использованных источников………………………………………11

Приложение 1 «Строение насекомого» ……...............................................12

Приложение 2 «Растительноядные, хищные, всеядные, общественные, полезные, насекомые- вредители, насекомые- паразиты»……….……….13










Введение

Процветание класса насекомых, совершенно не сравнить ни с какой другой группой животного мира по обитанию и разнообразию его форм. Разве можно представить себе, что число видов насекомых более 1 млн. Каждый год ученые - энтомологи описывают более 10 видов насекомых. Многие особенности делают их приспособленными к жизни в самых различных условиях существования. Они обитают во всех водоемах, ползают по снегу, в то же время хорошо себя чувствуют в горячих источниках. Насекомые освоили все уголки земного шара от пустынь до тропиков, от горных вершин до пещер, а также научились летать. В каждом квадратном метре их может быть сотни тысяч. Насекомые способны питаться шерстью, воском, мехом и не пить всю жизнь. Многие из них паразитируют на человеке и способны убить его в считанные минуты.

Актуальность: наблюдая за детьми на природе, мы замечаем, как одни дети собирают жуков в коробочку, другие просто топчут насекомых ногами. В разговоре с ребятами выясняется, что знания о роли насекомых в природе очень скудные, так как современные дети очень редко общаются с природой. Таким образом, возникают вопросы: нужны ли нам и природе насекомые? Какую пользу или вред они приносят?

Внеклассное занятие «Разнообразие насекомых» предназначено для обучающихся 5-7 классов. В ходе занятия обучающиеся получат представление об общей характеристики класса, их отличительных особенностях, места обитания.

Методическая разработка может использоваться на уроках биологии, окружающего мира, а также педагогами дополнительного образования.

Цель: дать представление о многообразии представителей класса «Насекомых» их строении и отличительных особенностях.

Задачи:

  1. расширить знания обучающихся о насекомых и их значении в природе;

  2. развивать экологическое мышление, учить сравнивать, анализировать, делать выводы;

  3. воспитывать бережное отношение к природе.



Методическое обеспечение


Методические материалы: презентация, видеофильм «Насекомые», коллекция (засушенные насекомые).

Оборудование: доска, магниты.

ТСО: проектор, экран, ноутбук.










Основная часть

Организационный момент (приветствие)

Добрый день ребята!

Рядом с нами живет мир существ, так мало похожих на нас (людей) своим строением и образом жизни, что их можно принять за жителей другой планеты (Как вы думаете, кто это?) (насекомые).

Тема нашего занятия «Разнообразие насекомых».

1.Просмотр презентации «Разнообразие насекомых» [6]

Класс насекомых [слайд 1] - самый многочисленный и разнообразный класс членистоногих. Число видов, входящих в него, превышает 1 млн. Изучением насекомых занимается наука энтомология. Ученых, которые изучают насекомых - называют энтомологами.

Насекомые встречаются в Антарктике, в песчаных пустынях, они освоили воздушную среду, горные склоны, заселили глубочайшие пещеры, пресноводные водоёмы; личинки насекомых приспособились практически ко всем условиям жизни.

Тело насекомых состоит из трёх отделов головы, груди, брюшка. В головной части находится ротовой аппарат, органы чувств - зрения, обаяния, осязания. На груди, состоящей из трёх сегментов, расположены три пары конечностей. В брюшке сосредоточены средняя и задняя кишка, выделительная система, половые органы, дыхательный аппарат.

Одна из характерных черт насекомых - наличие летательного аппарата. Скорость полёта насекомых от 8 до 55 км/с. Хорошо развиты органы обоняния и вкуса.

Пищеварительная система [слайд 2] имеет сложное строение. Из ротовой - полости пища попадает в мускулистую глотку, которая у многих насекомых способна засасывать пищу. Глотка ведёт в пищевод, который может сильно расширится и образовывать зоб. За зобом обычно следует мускулистый жевательный желудок.

Органы дыхания [слайд 3] представлены трахеями, которые начинаются отверстиями - дыхальцами, через которые воздух поступает в трахеи и по их разветвлениям в отдельные клетки.

Отверстия дыхалец расположены на боковых поверхностях груди и брюшка. Живущие в воде насекомые (водяные жуки), должны выходить периодически на поверхность воды для запасания воздуха. Личинки многих водных насекомых дышат растворённым в воде кислородом.

Кровеносная система [слайд 4] не замкнута. Строение кровеносной системы очень упрощённо вследствие развития трахейной системы, кровь почти не принимает участия в обмене газов, а выполняет транспортную функцию и разносит гормоны и питательные вещества к тканям тела. Сердце представляет с собой сокращающийся спинной сосуд, состоящий из нескольких камер, разделённых клапанами, которые пропускают кровь лишь в одном направлении.

Выделительная система [слайд 5] представлена различным числом тонких трубчатых слепых выростков кишечника. Продукты обмена всасываются стенками сосудов из полости тела, а затем выделяются в заднюю кишку.

Размножение [слайд 6] у насекомых половое. Развитие насекомого может происходить полным и неполным превращением. При развитии с полным превращением из яиц выходят личинки, резко отличающиеся по строению и образу жизни от взрослого насекомого.

Личинки с неполным превращением по строению в основном похожи на взрослое насекомое, различие заключается главным образом в недоразвитии половых желез.

2.Просмотр видеофильма «Виды насекомых» [2]


Растительноядные насекомые: в природе встречаются растительноядные насекомые. Они питаются растениями, пыльцой и соком растений. К таким насекомым относятся, например, палочники. Это мастера маскировки, их с трудом можно заметить среди деревьев и листвы. При угрозе опасности, он может легко потерять свою конечность, со временем конечность отрастет снова.

Цикады питаются соком растений. Стрекотание самцов напоминает свист поезда. Цикады бывают огромных размеров.

Многообразие бабочек просто восхищает, их крылья похожи на прекрасные цветы. Они опыляют растения, перелетом с одного цветка на другой. Нектар сосут хоботком.

К растительноядным насекомым также относятся пчела, шмель, тля и т д.

Хищные насекомые: также в природе встречаются хищные насекомые. Они питаются другими насекомыми и их личинками. Самым ярким представителем хищников является богомол. Он часами подстерегает свою добычу, а затем мгновенно атакует жертву.

Божья коровка оказывается тоже является хищником. Только она полезна для человека и внешне очень даже симпатична. Она уничтожает паутинных клещей и тлю.

Стрекоза - хищница, она развивает довольно приличную скорость и может отправиться на дальние расстояния. Любит питаться комарами, мошками и другими мелкими насекомыми.

Всеядные насекомые: а сейчас я хочу рассказать вам о всеядных насекомых. Эти насекомые могут питаться как растительностью, так и другими насекомыми.

Есть такие насекомые, которые в качестве пищи для себя, выбрали трупы животных. Они откладывают там яйца. К ним относятся жук-могильщик, жук - трупоед.

Есть даже такие насекомые, которые могут питаться остатками жизнедеятельности человека и животных (жук-навозник и скарабей).

Общественные насекомые: есть такие насекомые, которые живут семьями их, называют общественными. К таким насекомым относятся пчелы и муравьи. Эти насекомые живут в отдельных государствах, там свои порядки и законы. Пчелиная семья - это отлаженный механизм, где у каждой особи есть свои обязанности. Есть главная матка, трутни и рабочие пчелы. Каждый член семьи знает свои обязанности.

Муравьи - это наиболее известные общественные насекомые. Муравейники - это целые селения, в которых обустроено настоящее хозяйство. В них есть самка, самцы, рабочие муравьи и солдаты. Некоторые виды муравьев держат в своих жилищах тлей, как дойных коров.

Термиты - также относятся к общественным насекомым. Уклад жизни у них похож. Этих насекомых даже путают с муравьями, хотя предки их - тараканы.

Общественными насекомыми считаются шмели и осы.

Полезные насекомые: есть среди насекомых и такие, которые приносят пользу. Человек давно разводит тутового шелкопряда, он производит шелковую нить.

Также человек занимается разведением домашних пчел, для сбора меда.

Лаковый червец может производить натуральную краску и смолу.

Есть среди насекомых опылители растений, которые способствуют высокому урожаю. Некоторые насекомые приносят пользу тем, что уничтожают садовых и огородных вредителей (жук-пожарник, муха - журчалка, златоглазка).

3. Опрос детей по видеофильму «Виды насекомых»

Вопросы:

1. Являются ли насекомые опылителями растений?

2. Какую роль насекомые играют в процессах почвообразования? ( Муравьи, личинки многих насекомых рыхлят почву, создавая благоприятные условия для вентиляции и увлажнения, обогащают её перегноем, органическими остатками)

3. Какую роль насекомые играют в биогенных круговоротах веществ.

(Многие из насекомых входят в состав пищевых цепей рыб, земноводных, птиц, млекопитающих)

4.Какие продукты, вырабатываемые насекомыми, используются в пищу (мёд) или в качестве технического сырья (воск, шелк, шеллак).

5. Какой урон могут нанести насекомые сельскохозяйственным угодьям? (При интенсивном размножении, уничтожают огромные площади посевов)

6. Какие насекомые паразитируют на человеке? (Среди насекомых есть виды, паразитирующие в теле позвоночных и человека. Так личинки овода паразитируют в желудке, под кожей. Вши паразитируют на коже человека, они переносят возбудителей сыпного и возвратного тифа. Комары - возбудителей малярии, блохи - чумы и.т.д.)

Под влиянием деятельности человека численность ряда видов насекомых настолько сократилась, что они стали редкими, некоторые оказались на грани вымирания. Поэтому все эти насекомые нуждаются в охране. В Красную книгу уже занесено 2024 вида насекомых. Включение того или иного вида в эту книгу - сигнал о грозящей ему опасности, о необходимости применения срочных мер по его защите.

4. Практическая часть

1. Игра «А знаете ли вы?»

Интересные факты о насекомых

  1. Какое насекомое притворяется мертвым при встрече с врагом? (божья коровка)

  2. Единственное насекомое, которое может поворачивать голову? (богомол)

  3. Какие насекомые рождаются уже беременными? (тля)

  4. У какого насекомого кровь белая? (кузнечик)

  5. Кто ест тлю, а кто - ухаживает за ней? (божья коровка и муравей)

  6. Какое насекомое пробует еду своими задними лапками? (бабочка)

  7. Какое насекомое получает влагу, высасывая слезы животных? (моль)

  8. Какое насекомое сможет увидеть только цвета светофора? (бабочка)

  9. Самый большой жук на планете? (жук - титан)

  10. Какое насекомое привлекает запах людей, которые недавно ели бананы? (комар)

  11. Какое насекомое может поднять груз в сотню раз тяжелее своего тела? (муравей)

  12. Какое насекомое живет 24 часа? (стрекоза)

  13. У каких насекомых на глазах растут волосы? (пчела)

  14. Какое насекомое может напасть даже на машину, но не трогает зебр? (муха-цеце)

  15. Какой пропуск предъявляет пчела при входе в улей? (свой запах)

  16. У какого насекомого уши находятся на передних ногах? (сверчки)

  17. Какое насекомое может прожить без головы 9 дней? (таракан)

  18. Какое насекомое имеет пять глаз? (пчела)

  19. Самые быстролетающие насекомые? (стрекоза)

2. Игра «Угадай насекомое»


А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай насекомое».

Правила игры: к доске выходит, один человек, на выбор предлагаются карточки с названиями насекомых, задача - изобразить с помощью мимики, звуков, телодвижений это насекомое, не называя его присутствующим, а ваша задача ребята - угадать, о каком насекомом идет речь.

3. Зарисовка насекомого


Ребята перед вами, коллекция засушенных насекомых: кузнечик, пчела, саранча, бабочка, моль, стрекоза, божья коровка, муравей, таракан, тля, комар, вошь, блоха, жук могильщик, майский жук, выберите понравившееся насекомое и зарисуйте его.

5.Рефлексия

Наше занятие подошло к концу, давайте проверим, как вы усвоили материал.

На доске написано ключевое слово, «Насекомые», на столе лежат карточки с набором слов, я предлагаю каждому из вас выйти к доске и выбрать карточки со словами, которые, по вашему мнению, характеризуют или относятся к насекомым и закрепить выбранную карточку магнитом возле ключевого слова.

Карточки:

возбудители болезней

уничтожают посевы

рыхлят почву

4 пары ног

являются опылителями растений

живут семьями

кровеносная система - замкнута

питаются остатками жизнедеятельности человека

пауки

питаются соком растений

кровеносная система не замкнута

перьевое покрытие

органы дыхания - трахеи

наличие летательного аппарата

4 отдела тела

3 пары ног

Энтомология

Молодцы ребята!!! Спасибо вам за активное участие!!!

Заключение

Насекомые - чрезвычайно многообразная и наиболее интересная группа животных, играющая важную роль в природе, более того, насекомые оказались первыми на Земле животными, освоившими воздушную среду». Когда человек сталкивается с насекомыми, самым распространенным действием является защита от них или ограничение общения с ними. Вместе с тем, насекомые представляют собой самый обширный класс животных, польза которых для человека неоценима. Несомненно, для человека, также полезны насекомые - опылители культурных и ценных дикорастущих растений, насекомые - почвообразователи и санитары. А также паразитические и хищные насекомые, уничтожающие вредителей полезных растений. Опыт показывает, что все обучающиеся знают насекомых, часто с ними встречаются, но не в полной мере владеют информацией об их положительном влиянии в жизни человека. Возникает необходимость ознакомления обучающихся о разнообразном значении насекомых в жизни человека и природе. Необходимо дать представление обучающимся , о полезных для человека свойствами насекомых, о том что, деление насекомых на «вредных» и «полезных» в отношении человека очень условно, а для устранения наносимого вреда необходимо знать биологические особенности насекомых - вредителей и в соответствии с этим использовать те или иные способы борьбы с ними. Занятия подобного рода позволяют формировать бережное отношение к окружающему миру, развивать экологическое мышление обучающихся.






Список использованных источников


  1. Акимушкин И.И. Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные. - М.: «Мысль», 2006.-180с

  2. Видеофильм «Виды насекомых». [Электронный ресурс]. -youtube.com/watch?v=1Wpb_JF74cw

  3. Гребенщиков В.В. Тайны мира насекомых.- М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2005.-174с

4. «Мир насекомых» [Электронный ресурс]. - mir-nasekomyh.ru

5. «Нравы насекомых» [Электронный ресурс]. - infourok.ru/- 25051.html

6. Презентация «Разнообразие насекомых». [Электронный ресурс]. - uchportal.ru/load/75-1-0-30591








Приложение 1

Строение насекомого


.






Приложение 2

Растительноядные, хищные, всеядные, общественные, полезные, насекомые - вредители, насекомые - паразиты.

Растительноядные насекомые.

Рис.1 Палочник Рис.2 Цикады

Хищные насекомые.

Рис 3. Богомол Рис 4. Стрекоза

Всеядные насекомые.

Рис.5 СверчокРис.6 Жук - могильщик

Общественные насекомые.

Рис.7 Муравей Рис. 8 Пчела

Полезные насекомые.

Рис.9 Тутовый Шелкопряд Рис .10 Златоглазка

Рис. 11 Муха - журчалка Рис. 12 Жук - пожарник


Насекомые - вредители.

Рис. 13 Моль Рис. 14 Саранча

Рис. 15 Колорадский жук Рис.16 Листовертка

Насекомые паразиты.

Рис. 17 Вошь Рис. 18 Муха

Рис.19 Комар Рис. 20 Клоп

© 2010-2022