План-конспект: «Дебют. Нарушение материального равновесия»

Раздел Дополнительное образование
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект учебно-тренировочного занятия по шахматам

педагога дополнительного образования

МОУ СОШ №40 Кузнецова А.П.

Тема: «Дебют. Нарушение материального равновесия».

Форма проведения: познавательно-игровое занятие.

Тип занятия: закрепление и развитие знаний и умений

Время проведения: 90 минут.

Цель: Усвоить современную трактовку дебютных принципов и правил. Дать новые представления о нарушениях материального равновесия в дебюте и характере их использования в практике ведущих шахматистов мира.

Задачи:

  1. Образовательные:

  • повторить и закрепить базовые знания, связанные с различными дебютными вариантами;

  • учить использовать полученные знания на практике;

  • показать эволюцию дебютных принципов в современной практике.

  1. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к шахматной игре;

  • усидчивость;

  • патриотизм.

  1. Развивающие:

  • развивать логику, внимание, мышление, память;

  • расширять кругозор.


Материально-техническое оснащение: демонстрационная шахматная доска, наборы шахмат, проектор, компьютер.

Дидактические материалы: диаграммы.


План занятия


  1. Организационный этап (2 мин.)

  2. Подготовка учащихся к активной учебно-практической деятельности на основном этапе занятия (5 мин.)

  3. Основной этап (80 мин.)

    1. Сообщение нового материала (20 мин.)

    2. Первичное закрепление знаний учащихся (60 мин.):

      1. Контроль усвоения нового материала (15 мин.)

      2. Отработка полученных знаний при решении задач разной сложности (45мин.)

  4. Заключительный этап (3 мин.)

Подведение итогов занятия. Оценка деятельности.

п/п

Этап занятия

Методические основы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Материалы

1.

Организационный этап (2 мин.)

1.1.

Встреча учащихся.

Приветствие учащихся.

Активизация внимания


Приводит детей в кабинет. Предлагает занять места за шахматными столами.


Вход в кабинет, определение места за шахматными столами.


Коммуникативные:

- закреплять правила невербального поведения


1.2.

Создание условий для формулиро-вания цели занятия

Мотивация деятельности


На прошлых занятиях мы начали рассматривать эволюцию дебютных принципов. Поиски исключений и конкретный подход, новые представления о центре и пространстве, пешечных слабостях, борьбе за инициативу.

Сегодня переходим к теме нарушения материального равновесия в дебюте.

Рефлексия прошлого занятия.

Подведение к теме.

Внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы.


Коммуникативные: слушать вопросы и отвечать на них, следовать правилам общения и поведения в группе.




2.

Подготовка обучающихся к активной учебно-практической деятельности (5 мин.)

2.1.


Актуализация

имеющихся знаний



Проблемный вопрос



Прежде, чем мы с вами займемся анализом партий, давайте вспомним о принципах дебюта, о гамбитах



Всегда ли жертва в дебюте корректна? Почему шахматисты принятый ферзевый гамбит называют «приятным» ?



Учащиеся вспоминают о принципах дебюта, о гамбитах

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы





Коммуникативные: участвовать в диалоге и строить монологические высказывания; слушать и понимать речь других.


Регулятивные:

осознание цели деятельности, волевая саморегуляция

Демонстрационная доска, набор шахмат на магнитах.











3.

Основной этап (80 мин.)

3.1.

Сообщение нового материала

(20 мин.)


Рассуждающий диалог
















Педагог раскрывает смысл и факторы нарушений материального равновесия в дебюте.


Современная практика все более настойчиво доказывает, что общепринятая шкала ценности фигур - понятие весьма условное и растяжимое. Конечно, эта шкала необходима для приблизительной ориентировки в любой весьма условное и растяжимое. Конечно, эта шкала необходима для приблизительной ориентировки в любой позиции. Но с приобретением опыта шахматист все глубже начинает понимать, что каждая позиция является неделимым комплексом действий боевых сил, где фигуры не всегда соответствуют своему цифровому выражению. Безотносительно к ее конкретному содержанию в позиции обычно бывают и сильные фигуры, действующие в авангарде сражения, и слабые, изолированные в своих действиях, или, например, индифферентные фигуры, как бы стоящие в стороне от арены сражения. Нередко эти обстоятельства влияют на материальное соотношение сил, способствуя жертве материала ради инициативы или атаки. Понятие относительной ценности фигур и пешек распространяется и на дебютные ситуации. Издавна известен своеобразный эквивалент: в позициях открытого типа пешка примерно уравновешивает три лишних темпа противника. Поэтому весьма часто применяется жертва пешки или ладьи за легкую фигуру и пешку с целью выиграть несколько темпов. При этом учитываются и различные дополнительные, факторы. Всякий раз при нарушении материального равновесия в дебюте возникает множество трудных для оценки, а порой и «иррациональных» проблем.


Педагог анализирует партию:

Жертва материала в дебюте была сравнительной редкостью. Как говорят, доминировал принцип: Семь раз отмерь - один - отрежь. За последние десятилетия наступил резкий перелом. Дебют стал едва ли не самой жертвенной стадией!



Сицилианскоя защита

Топалов-Каспаров

Амстердам, 1996


1. е4 с5 2.КfЗ d6 3.d4 cd 4. К: d4 Kf6 5. КсЗ а6 6. Сс4 е6 7. СЬЗ Kbd7 8. f4 Кс5 9. 0-0 Кс : е4 10. К : е4 К : е4 11. f5 е5 12. ФЬ5 (рискованно 12. Кеб?!) 12...Фе7?

Замечу, что в партии Топалов-Шорт (Амстердам, 1996), было 12...d5! 13. Лel Сс5 14. JI: е4 С : d4+

15. СеЗ (или 15. Kphl ®f6 16. Ле 1C : f5 17. сЗ Сс5 18. С : d5, с уравнением) 15...0-0 16. Л : d4 ed 17.

С : d4 f6 18. Сс5 Ле8! 19. Лd Kph8 20. Л : d5 Cd7, и шансы черных лучше.

13. ФО Кс5 14. Кеб! Фс7 15. Cd5 а5

16. Cg5! Лаб? (необходимо было 16...Cd7, хотя после 17. Ке7, у белых лучше) 17. Kd8! f6 18. Kf7 Лg8 19. СеЗ g6 20. Kg5 Лg1 21.fg Л : g6

22.Сf7+ Ф : f7 23. К : f7 Kp : f7 24. C: c5 dc 25. Лad1 Ce7 26. Лd5, и белые постепенно выиграли.


В динамической дебютной борьбе материальное равновесие чаще всего нарушается посредством позиционной жертвы пешки. Этот прием преследует цель захвата инициативы или достижения каких-либо конкретных выгод. Чемпион мира А. Карпов пишет: «Каждый шахматист обязан уметь пользоваться таким тонким стратегическим инструментом, как жертва пешки».


Другие виды дебютных жертв встречаются реже, но и здесь можно выделить типичные для определенных схем случаи. В качестве иллюстрации приведем два примера с жертвой легкой фигуры. Подобные тактические удары нередко встречаются в актуальных вариантах сицилианской защиты.


В настоящее время понятия (равно как и величина жертвы) значительно расширились. Равно, как и острота вариантов, насыщенных «ультра» -динамизмом.


Учащиеся внимательно слушают объяснение педагога по новой теме; отвечают на вопросы, возникающие по ходу разбора партий.




































































Учащиеся внимательно следят за анализом партии и дают варианты ходов (12 ход за черных, 16 ход за черных, 17 ход за белых)



Познавательные: находить ответы на вопросы, информацию, полученную от педагога.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь педагога;

- следовать правилам общения и поведения в группе.








Регулятивные: учиться отличать верно выполненное задание от неверного.




Познавательные: уметь применять на практике информацию, полученную от педагога.

Экран, проектор, компьютер,

демонстрационная доска










3.2.






3.2.1.


















3.2.2.

Первичное закрепление знаний обучающихся (60мин.)


Контроль усвоения нового материала

(15 мин.)

3.2.2.



Отработка полученных знаний при решении задач разной сложности (45мин.)

Активизация мыслительной

деятельности

Игровые проблемные ситуации




Проблемный метод

Усложнение задачного ряда

- Сейчас предлагаю вам проанализировать самостоятельно партию Полгар-Ананд



Сицилианская защита

Полгар-Ананд

Дос Эрманас, 1999


е4 с5 2. КfЗ d6 3. d4 cd 4. К: d4 Kf6 5. КеЗ аб 6. СеЗ еб 7. g4 («modern» план) е5 8. Kf5 g6 9.g5 gf 10. ef d5 11.ФО d4 12. 0-0-0 Kbd7 13. Cd2! dc 14. С : сЗ Cg7!? 15. Лgl 0-0? (лучше 15...Фс7 16. gf С : f6, с неясной игрой) 16. gf Ф : f6 17. ФеЗ!? Kph8 18. f4 ФЬ6?! (видимо лучше 18..JIg8) 19. ФgЗ ФЬ6 20. JId6 f6 21. Cd2 е4 22. Сс4 Ь5 23. Себ Ла7 24. Лсб! а5 25. СеЗ ЛЬ7 26. Cd5 ЛЬ8 27. Лс7 Ь4 28. ЬЗ! ЛЬ5 29.

Ссб Л : f5 30. Л : с8 Л : с8 31. Cd7 Лс : сэ 32. Cf5 Л : f5 33. Лdl Kpg8 34. Фg2.! Черные сдались.



Педагог ставит контрольные вопросы (2-3).

- В данной партии необходимо найти более сильный ход за черных и записать вариант (3-4 хода).

- сравните свои записи с верным решением (демонстрационная доска)

Педагог предлагает учащимся набор заданий для отработки полученных знаний. На первом этапе все дети получают одинаковые задания.

По мере выполнения педагог предлагает задания повышенной сложности по изучаемой теме.


Действия учащихся:

Анализируют партию и записывают варианты.





Действия учащихся:

Решают задачи, показывают результат педагогу, получают второй вариант и т.д.






Экран, проектор, компьютер,

демонстрационная доска





Листы с набором заданий по теме

4.

Заключительный этап (3 мин.)

4.1.

Подведение итогов

Обобщение, оценка деятельности,

выстраивание перспектив



- Сегодня вы узнали о жертве в дебюте на примере сицилианской партии; Успешно применили полученные знания при анализе партий. На следующем занятии мы рассмотрим вопрос о динамических контратаках в дебюте для нарушения материального равновесия.

Перед тем, как вы выйдите на перемену, прошу расставить фигуры для игры на второй части занятия.


Учащиеся расставляют фигуры на шахматных столах.



Личностные

положительное отношение к деятельности, желание участвовать в игровом процессе

Регулятивные: самоконтроль.




© 2010-2022