Общеобразовательная общеразвивающая программа Наблюдашка

Раздел Дополнительное образование
Класс 13 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр внешкольной работы» городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края

Рекомендовано Утверждено на заседании

Методическим советом № Педагогического совета

МБОУ ДОД ЦВР п. Ванино МБОУ ДОД ЦВР п. Ванино

Протокол № __ Протокол № __

От «___» ____ 2015 От «___» ____ 2015

Директор ЦВР п. Ванино

______ Л.В. Медуницына

Приказ № ___

«___» ____ 2015




Общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«НАБЛЮДАШКА»

Возраст детей 6-7 лет

Срок реализации 1 год












Автор программы:

Пузанова Людмила Николаевна,

Педагог дополнительного образования



2015


Содержание


  1. Пояснительная записка…………………………………………………2

  2. Учебно-тематический план ……………………………………………4

  3. Содержание программы………………………………………………..7

  4. Методическое обеспечение…………………………………………….8

  5. Условия реализации образовательной программы…………………...8

  6. Список использованной литературы…………………………………..9

  7. Список литературы для родителей…………………………………….9

  8. Приложение……………………………………………………………..10

Пояснительная записка

Дошкольный возраст - это самый благоприятный период для воспитания экологической культуры. Ведь уже в дошкольном возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, эмоционально воспринимать её, познавать природу и выражать отношение к ней своим поведением. В Центре внешкольной работы п. Ванино 2 уровня обучения по экологии: начальная школа - это экокласс «Белая Ворона», основная школа - Детская экологическая районная организация «Берег». В Экокласс приходят дети, у которых не сформирована правильная экологическая модель поведения, поэтому и возникла необходимость в создании экспериментальной программы для дошкольников на основе организации исследовательской деятельности в области экологии, ещё одного уровня обучения. I уровень - программа «Наблюдашка» (дошкольники), II уровень - программа экокласса «Белая Ворона» (начальная школа), III уровень - программа ДЭРО «Берег» (основная школа).

1.1. Направленность образовательной программы - естественнонаучная, дополнительная образовательная программа «Наблюдашка» направлена на развитие личности ребёнка и привития бережного отношения к Природе.

1.2. Новизна программы заключается в том, что дошкольники, изучая природу, ещё приобретают навыки исследовательской деятельности: ежедневные наблюдения за погодой, температурой, участие в практической деятельности - создании проекта «Зимний сад» в кабинете.

Она актуальна, т.к. является подготовительным этапом к программе экокласса «Белая Ворона», вызывает интерес со стороны родителей, востребована учреждением.

1.3. Цель: формирование у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

Образовательная: дать представление о живой и неживой природе через опыты и исследования;

Воспитательная: сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе, привлекая родителей;

Развивающая: развивать навыки наблюдений в природе и способности анализировать их.

1.4. Отличительной особенностью программы по экологии является то, что она даёт возможность каждому ребёнку провести исследование и привлечь родителей, например, при создании Зимнего сада. Родители дошкольников уделяют больше внимания детям, поэтому при реализации этой программы необходимо взаимодействие с родителями.

1.5. Возраст детей. Программа адресована дошкольникам с 6-7 лет. Дошкольники проходят собеседование, входящую диагностику и могут быть зачислены в объединение. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Программа составлена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников и ведущей деятельности - игровой, направлена на практико-ориентированное обучение. Условия набора детей в коллектив по желанию. На­полняемость в группах составляет - 12-15 чело­век.

1.6. Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения - 72 часа в году, 2 часа в неделю.

Программа построена на принципах: природосообразности и гуманизма. В данной программе используются инновационные технологии: игровые и исследовательские. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах природы, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности (внимания, логики, эмоциональной памяти, развитой речи), т.е. умения держать себя в обществе. Задача исследовательской деятельности - научить детей самостоятельно исследовать окружающую действительность, уметь ее адаптировать для себя, творчески использовать полученные знания. Исследование создает:

  • развивающую образовательную среду для ребенка,

  • полноту и свободу мыслительной деятельности, творческую атмосферу,

  • высокую мотивацию интеллектуальной работы,

  • творческий подход к реализации исследования.

В результате дети не только получают необходимые знания при исследованиях, но и социальный опыт.

Формы и режим занятий. На занятиях используются индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации деятельности. Общение взрослых с детьми должно быть построено так, чтобы дошкольники на живых примерах и образцах поведения активно приобретали личный опыт приобщения к основам экологической культуры. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Формы проведения занятий: комбинированные, теоретические, практические, диагностические, контрольные и т.п. Занятия могут быть в виде экскурсии, учебных и практических занятий с использованием мастер-классов, викторины, игры. Естественно, что такие формы обучения развивают эмоциональное восприятие детей. Каждое занятие начинается с игры-тренинга, например, на знакомство или «Если бы у меня была волшебная палочка…» и т.п. Далее следует определение погоды: солнечно, пасмурно или дождливо; температуры воздуха. Всё это заполняется на экране «Наблюдения за погодой». Каждое занятие дошкольники наблюдают за своими посадками, поливают их, заносят измерения в Дневники наблюдения. Для знакомства экологических дат и вовлечения в акции разработан проект «Содружество». Ребята из Детской экологической районной организации «Берег» будут проводить мероприятия для повышения экологической культуры, например, акция «Птичья столовая», «Спасём морских млекопитающих!», «Не шути с огнём!» и т.п.

Время проведения занятия 25 минут, в со­ответствии с Уставом учреждения, санитарными нормами и возрастными особенностями детей.

1.7. Ожидаемые результаты:

Обучаясь по данной программе, обучающиеся должны знать:

  • понятия живая и неживая природа; времена года; флора, фауна;

  • измерительные приборы: термометр, барометр, микроскоп и т.д.;

  • свойства воды, воздуха, почвы;

  • охраняемые природные территории.

Должны уметь:

  • Определять погоду, температуру воздуха, воды и почвы;

  • Ориентироваться в пространстве по компасу;

  • Высаживать растения, ухаживать и наблюдать за их ростом;

  • Измерять высоту растения с помощью линейки.

Способы определения результативности. Ребята проходят входящую и выходящую диагностику. Рекомендуется использовать педагогическое наблюдение, педагогический анализ и мониторинг. В педагогический мониторинг входят тесты, диагностика личностного роста дошкольников и ведение журнала участия детей в конкурсах разных уровней. При мониторинге образовательной деятельности детей используется дневник успешности.

1.8.Формы подведения итогов реализации дополнительной об­разовательной программы: зачёт по результатам исследования. Обучение по программе «Наблюдашка» предполагает соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.

2. Учебно-тематический план

Блок № 1 Лаборатория неживой природы (40 ч.)

Тема

Кол-во

часов

теория

практика

I

Четыре стихии мира

18

5

13

1

Четыре стихии мира: земля, воздух, вода, огонь. Игра на знакомство. Входящая диагностика.

1

0,5

0,5

2

Земля, разные формы земной поверхности. Мастер-класс: посадка кедра.

1

0,5

0,5

3

Почва, свойства почвы. Игра «Четыре стихии».

1

0,5

0,5

4

Мастер-класс: посадка комнатных растений - создание Зимнего сада.

1

-

1

5

Песок. Опыт с песком.

1

-

1

6

Глина. Поделки из глины.

1

-

1

7

Воздух. Эксперимент с соломинкой.

1

0,5

0,5

8

Свойства воздуха. Мыльные пузыри.

1

-

1

9

Ветер, его направление. Мастер-класс: вертушка.

1

-

1

10

Вода. Мастер-класс: уход за комнатными растениями.

1

0,5

0,5

11

Свойства воды. Опыт с водой.

1

-

1

12

Круговорот воды в природе. Эксперимент с водой.

1

-

1

13

Моря и океаны. Игра «Море волнуется раз…»

1

0,5

0,5

14

Вес. Эксперимент: лёгкий, тяжёлый. Весы своими руками.

1

-

1

15

Температура. Устройство термометра.

1

0,5

0,5

16

Свет. Источники света. Эксперимент со светом.

1

0,5

0,5

17

Солнце. Солнечная система. Уход за комнатными растениями.

1

0,5

0,5

18

Огонь. Добрый и злой огонь. Наблюдения за свечой.

1

0,5

0,5

II

Времена года

10

4

6

1

Времена года. Зима, признаки зимы. Снежинка из бумаги.

1

0,5

0,5

2

Путешествие в музей зимы. Уход за комнатными растениями.

1

0,5

0,5

3

Зимний сад. Посадка аллеи выпускников.

2

-

2

4

Весна, признаки весны. Игра «Времена года»

1

0,5

0,5

5

Путешествие в музей весны. Уход за комнатными растениями.

1

0,5

0,5

6

Лето, признаки лета. Игра - викторина

1

0,5

0,5

7

Путешествие в музей лета. Уход за комнатными растениями.

1

0,5

0,5

8

Осень, признаки осени. Викторина

1

0,5

0,5

9

Путешествие в музей осени. Уход за комнатными растениями.

1

0,5

0,5

III

Приборы-измерители

7

1,5

5,5

1

Компас. Четыре стороны света.

1

0,5

0,5

2

Ориентирование с компасом на местности

1

-

1

3

Определение направления ветра по компасу. Уход за комнатными растениями.

1

-

1

4

Виды термометров. Мастер-класс: изготовление термометра.

1

0,5

0,5

5

Барометр. Мастер-класс: барометр своими руками.

1

-

1

6

Метеорологи. Наблюдения за погодой.

1

0,5

0,5

7

Микроскоп, его устройство. Наблюдения через микроскоп.

1

-

1

IV

Охрана природы

5

2

3

1

Заповедники. Мастер-класс: аппликация заповедной природы.

1

0,5

0,5

2

Заказники. Уход за комнатными растениями.

1

0,5

0,5

3

Национальные парки. Викторина.

1

0,5

0,5

4

Памятники природы. Игра «Памятник»

1

0,5

0,5

5

Экскурсия в экологический музей «Багульник»

1

-

1

Блок № 2 Лаборатория живой природы (32 ч.)

Тема

Кол-во

часов

теория

практика

I

Мир флоры

12

6

6

1

Огород. Овощи. Эксперимент по выращиванию лука.

1

0,5

0,5

2

Сад. Фрукты. Уход за комнатными растениями.

1

0,5

0,5

3

Лес. Деревья. Игра «Деревья бывают»

1

0,5

0,5

4

Лиственные деревья. Мастер-класс: рыхление почвы.

1

0,5

0,5

5

Хвойные деревья. Викторина.

1

0,5

0,5

6

Кустарник. Ягода. Игра «Отгадай ягоду»

1

0,5

0,5

7

Цветы. Уход за комнатными растениями.

1

0,5

0,5

8

Первоцветы. Адонис амурский - подснежник. Игра «Ромашка»

1

0,5

0,5

9

Лекарственные растения. Игра «Цветик - семицветик»

1

0,5

0,5

10

Подорожник, ромашка, одуванчик. Уход за комнатными растениями.

1

0,5

0,5

11

Растения синоптики. Клевер. Игра «Поле чудес»

1

0,5

0,5

12

Растения, занесённые в Красную Книгу Хабаровского края. Мастер-класс: Жалобная Книга Природы.

1

0,5

0,5

II

Мир фауны

20

9

11

1

Животные, классификация животных. Игра «Отгадай животное»

1

0,5

0,5

2

Дикие животные леса. Уход за комнатными растениями.

1

0,5

0,5

3

Дикие животные жарких стран. Викторина о животных.

1

0,5

0,5

4

Морские животные. Игра «Море волнуется раз…»

1

0,5

0,5

5

Виды черепах. Мастер-класс: аппликация черепахи.

1

0,5

0,5

6

Животные, занесённые в Красную Книгу России. Мастер-класс: определение пола и возраста черепахи.

1

0,5

0,5

7

Домашние животные и их детёныши. Уход за комнатными растениями.

1

0,5

0,5

8

Птицы, виды птиц. Игра «Отгадай по голосу».

1

0,5

0,5

9

Хищные птицы. Мастер-класс: аппликация совы.

1

0,5

0,5

10

Птицы нашего леса. Викторина.

1

0,5

0,5

11

Водоплавающие птицы. Уход за комнатными растениями.

1

0,5

0,5

12

Птицы, занесённые в Красную Книгу России. Мастер-класс: сова из пластиковой бутылки.

1

0,5

0,5

13

Экскурсия в Живой уголок.

1

-

1

14

Насекомые. Уход за комнатными растениями.

1

0,5

0,5

15

Бабочки. Игра «Отгадай бабочку»

1

0,5

0,5

16

Муравьи. Мастер-класс: муравейник.

1

0,5

0,5

17

Пчёлы. Викторина о насекомых.

1

0,5

0,5

18

Насекомые, занесённые в Красную Книгу России. Уход за комнатными растениями.

1

0,5

0,5

19

В природе нет ничего лишнего. Игра «Третий лишний».

1

0,5

0,5

20

Посвящение в экологи. Выходящая диагностика.

1

-

1

3. Содержание программы

В Программу входят 2 блока.

Блок № 1 Лаборатория неживой природы - 40 ч.

Тема: Четыре стихии мира. (18 ч.)

Теория Четыре стихии мира: земля, воздух, вода, огонь. Земля, разные формы земной поверхности. Почва, свойства почвы. Песок. Глина. Воздух, его свойства. Ветер, его направление. Вода, её свойства. Круговорот воды в природе. Моря и океаны. Вес. Температура. Устройство термометра. Свет. Источники света. Солнце. Солнечная система. Огонь. Добрый и злой огонь.

Практика Входящая диагностика. Мастер-классы: посадка кедра, комнатных растений - создание Зимнего сада, уход за комнатными растениями, весы, вертушка своими руками. Опыты с песком, с водой. Эксперимент с соломинкой, с мыльными пузырями, с водой, со светом. Наблюдения за свечой. Поделки из глины. Игры на знакомство, «Четыре стихии», «Море волнуется раз…».

Тема: Времена года (10 ч.)

Теория Времена года. Зима, признаки зимы. Путешествие в музей зимы. Весна, признаки весны. Путешествие в музей весны. Лето, признаки лета. Путешествие в музей лета. Осень, признаки осени. Путешествие в музей осени.

Практика Снежинка из бумаги. Зимний сад. Посадка аллеи выпускников. Уход за комнатными растениями. Игра «Времена года», викторины.

Тема: Приборы-измерители (7 ч.)

Теория Компас. Четыре стороны света. Виды термометров. Барометр. Метеорологи. Микроскоп, его устройство.

Практика Ориентирование с компасом на местности. Определение направления ветра по компасу. Уход за комнатными растениями. Мастер-классы: изготовление термометра, барометра. Наблюдения за погодой, через микроскоп.

Тема: Охрана природы (5 ч.)

Теория Заповедники. Заказники. Национальные парки. Памятники природы.

Практика Мастер-класс: аппликация заповедной природы. Уход за комнатными растениями. Викторина. Игра «Памятник». Экскурсия в экологический музей «Багульник».

Блок № 2 Лаборатория живой природы - 32 ч.

Тема: Мир флоры (12 ч.)

Теория Огород. Овощи. Сад. Фрукты. Лес. Деревья. Лиственные деревья. Хвойные деревья. Кустарник. Ягода. Цветы. Первоцветы. Адонис амурский - подснежник. Лекарственные растения. Подорожник, ромашка, одуванчик. Растения синоптики. Клевер. Растения, занесённые в Красную Книгу Хабаровского края.

Практика Эксперимент по выращиванию лука. Уход за комнатными растениями. Мастер-классы: рыхление почвы, Жалобная Книга Природы. Игры «Деревья бывают», «Отгадай ягоду», «Ромашка», «Цветик - семицветик», «Поле чудес». Викторина.

Тема: Мир фауны (20 ч.)

Теория Животные, классификация животных. Дикие животные леса. Дикие животные жарких стран. Морские животные. Виды черепах. Животные, занесённые в Красную Книгу России. Домашние животные и их детёныши. Птицы, виды птиц. Хищные птицы. Птицы нашего леса. Водоплавающие птицы. Птицы, занесённые в Красную Книгу России. Насекомые. Бабочки. Муравьи. Пчёлы. Насекомые, занесённые в Красную Книгу России. В природе нет ничего лишнего.

Практика Уход за комнатными растениями. Мастер-классы: определение пола и возраста черепахи, аппликация черепахи, совы, сова из пластиковой бутылки, муравейник. Экскурсия в Живой уголок. Игры «Отгадай животное», «Море волнуется раз…», «Отгадай по голосу», «Отгадай бабочку», «Третий лишний». Викторины о животных, о птицах, о насекомых.

Выходящая диагностика.

4. Методическое обеспечение

Программа предусматривает использование методических разработок занятий, экскурсий, игр и т.п., методик по исследовательским работам. Используются следующие виды дидактических материалов:

  • Схематический или символический (оформленные стенды, схемы, плакаты, карта всей планеты);

  • Картинно-динамический (слайды, фотоматериалы);

  • Смешанный (видеозаписи, учебные кинофильмы);

  • Дидактические пособия: разработки игр на знакомство, «Деревья бывают…», «Поле чудес» и т.д. беседы: Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы, растения и животные, занесённые в Красную Книгу Хабаровского края; тесты, практические задания, методики по исследовательским работам, рекомендаций по проведению практических работ, по постановке экспериментов или опытов, дидактические и лекционные материалы.

5. Условия реализации образовательной программы

  • обеспечение учебными помещениями: кабинет, занятия проводятся по утверждённому расписанию;

  • кадровое обеспечение программы: желательно, чтобы педагог имел высшее педагогическое образование, соответствие квалификационной категории, опыт профессиональной деятельности и знание современных педагогических технологий; реальное кадровое обеспечение: Пузанова Людмила Николаевна; образование высшее, Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический институт, специальность: учитель начальных классов; должность - педагог дополнительного образования; участия в программе необходимо, т.к. являюсь её автором; педагогический стаж - 28 лет; высшая квалификационная категория; потребности в материально-техническом оснащении и перспективы развития - связаны с компьютерным обеспечением: интерактивной доской и современным микроскопом, оборудованием для проведения опытов и экспериментов;

  • материально-техническое обеспечение программы: компасы, микроскопы, термометр, барометр - это необходимое оборудование на весь период реализации программы для заявленного контингента обучающихся;

  • информационное обеспечение программы - сотрудничество с районной центральной библиотекой позволяет нам пользоваться любой необходимой учебно-методической литературой по всем разделам программы;

  • программно-методическое и организационно-педагогическое обеспечение программы:

  • наличие партнеров по осуществлению образовательного процесса: Детская экологическая районная организация «Берег» (в рамках проекта «Содружество»);

  • соответствие СанПиН 2.4.4.1251-03 в части определения рекомендуемого режима занятий соблюдается, для детей с 5,5 лет занятие проводится в течение 25 минут, перерыв 5 минут. Вывод: таким образом, особенность программы это то, что она может осуществляться в любом образовательном учреждении дополнительного образования детей.

6. Список использованной литературы

1. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель, 2011;

2. Дьяченко В.Ю., Власенко О.П. Окружающий мир. - Волгоград: Учитель, 2008;

3. Справочник. Особо охраняемые природные территории Хабаровского края. - Комсомольск-на-Амуре, 2002;

4. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. - М.: Агар, 2000;

5. Воронов Б.А. Красная книга Хабаровского края. - Хабаровск: Приамурские ведомости, 2008;

6. Скалдина О.В. Красная книга России. - М: Эксмо, 2014;

7. Киреева Л.Г., Бережнова С.В. Формирование экологической культуры дошкольников. - Волгоград, 2008;

8. Меньшикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. - Волгоград, 2008;

9. wikipedia.org/wiki/

7. Список литературы для родителей

  1. Барков А.С. Зоология в картинках. - М: Росмэн, 2001;

  2. Бирюкова А.Ю. Планета Земля. - М: Росмэн, 2001;

  3. Аксёнова М., Храмов Г. Энциклопедия для детей. Экология. - М: 2001;

  4. Павлинов И.Я. Большой энциклопедический словарь. Млекопитающие. М: 1999;

  5. Торчинская М.О. Атлас животных. М: 2002.


Приложение


  1. Лаборатория неживой природы. Тема: Четыре стихии мира.

  2. Входящая и выходящая диагностика.

  3. Дневник наблюдения за погодой.

Приложение № 1

Лаборатория неживой природы

Тема: Четыре стихии мира

Исследуемый объект или явление

Опыт, эксперимент

Цель опыта

Материал, оборудование

1

Вода

1. Узнаем, какая вода

Выявить свойства воды: имеет вес, льётся, прозрачная.

2 одинаковые ёмкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой; набор мелких цветных предметов.

2. Вода - волшебница

Выявить свойства воды: она без запаха, хороший растворитель

3 одинаковые ёмкости с водой, гуашь, пакетик растворимого кофе, 1 кусок сахара, одинаковые стаканчики по количеству детей.

2

Воздух

3. Что в пакете?

Обнаружить воздух в окружающем пространстве. Выявить свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий.

Полиэтиленовые пакеты по количеству детей.

4. Игра с соломинкой

Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

Трубочки для коктейля, ёмкости с водой.

5. Игры с воздушными шарами и соломинкой.

Обнаружить воздух внутри человека.

2 воздушных шара, один надут сильно, другой - слабо.

6. Выдувание мыльных пузырей.

Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

- тарелка;

- стеклянная воронка;

- соломенные палочки с колечками на конце;

- мыльный раствор и ёмкость для него.

7. Ветер по морю гуляет

Обнаружить воздух.

- Таз с водой;

- модель парусника.

3

Вес

8. Лёгкий - тяжёлый

Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов.

- Пёрышко и камень;

- Непрозрачные пластиковые бутылки с песком, листьями, водой и травой.

9. Плавает - тонет

Показать, что в основном лёгкие предметы обладают плавучестью.

- Кусочек пенопласта;

- проволока;

- деревянный брусок;

- металлический брусок.

4

Температура

10. Горячо - холодно

Научить определять на ощупь температуру воды, предметов.

- Пластиковые бутылки с водой, находящиеся на солнце и в тени;

- Предметы, лежащие на солнце и в тени.

11. Чудесный мешочек

Продолжать определять на ощупь температуру воды, предметов.

- Мелкие предметы из стекла, дерева, металла, пластмассы.

5

Песок

12. Песочные струйки

Познакомить со свойством песка - сыпучестью.

- Пластиковые бутылки;

- Песок;

- Воронка.

13. Чудесные фигурки

Познакомить со свойством мокрого песка - формировать фигурки.

- Песок, вода;

- Лопатки, формочки, ведёрки.

6

Глина

14. Узнаем, какая глина

Познакомить со свойством глины - размокает, мнётся, бьётся.

- Глина;

- Ёмкость;

- Вода.

15. Глиняные шарики

Учить определять качества глины: мягкость, пластичность.

- Глина;

- Миски с водой;

- Тряпочки;

- Глиняные поделки.

7

Свет

16. Что в коробке?

Познакомить со значением света, источником света (солнце, фонарь).

- Коробка с прорезью;

- Фонарик.


Приложение № 2

Входящая и выходящая диагностика

проводится в начале учебного года и в конце.


ФИ

Знания

0-10

Умения

0-10

Навыки

0-10

Общее количество

1







Определение уровня знаний.

(2 правильных ответа - 1 балл)

  1. Назовите стихии мира.

  2. Чем можно измерить температуру?

  3. Назовите времена года.

  4. Какое время года самое холодное?

  5. Какое время года самое жаркое?

  6. Чем можно измерить стороны света?

  7. Как называются охраняемые природные территории?

  8. Назовите лиственные деревья (не менее 5).

  9. Назовите хвойные деревья (не менее 5).

  10. Назовите овощи (не менее 5).

  11. Назовите фрукты (не менее 5).

  12. Назовите цветы (не менее 5).

  13. Как называется первый весенний цветок?

  14. Мухомор съедобный или несъедобный гриб?

  15. Назовите диких животных (не менее 5).

  16. Какое животное самое большое?

  17. Назовите домашних животных (не менее 5).

  18. Назовите птиц (не менее 5).

  19. Какая птица самая маленькая?

  20. Назовите насекомых (не менее 5).

Определение уровня умений

(выполнение 1 задания - 2 балла)

  1. Пользование ножницами.

  2. Пользование клеем.

  3. Обведение предметов по трафарету.

  4. Выполнение аппликации.

  5. Обведение ладони и вырезка по контуру.

Определение уровня навыков

(от 1 до 3 баллов)

  1. Трудолюбие.

  2. Взаимопомощь.

  3. Доведение начатого дела до конца.

Приложение № 3

Дневник наблюдения за погодой


Дата

Погода

Температура воздуха

Направление ветра










Погода: солнечная приклеивается солнышко, облачная - тучка, снежная - снежинка, дождливая - дождик.

Температура определяется по термометру, установленному на улице.

Направление ветра измеряется с помощью компаса и «мельницы».



© 2010-2022