- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Общеобразовательная общеразвивающая программа Наблюдашка
Общеобразовательная общеразвивающая программа Наблюдашка
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пузанова Л.Н. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр внешкольной работы» городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края
Рекомендовано Утверждено на заседании
Методическим советом № Педагогического совета
МБОУ ДОД ЦВР п. Ванино МБОУ ДОД ЦВР п. Ванино
Протокол № __ Протокол № __
От «___» ____ 2015 От «___» ____ 2015
Директор ЦВР п. Ванино
______ Л.В. Медуницына
Приказ № ___
«___» ____ 2015
Общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«НАБЛЮДАШКА»
Возраст детей 6-7 лет
Срок реализации 1 год
Автор программы:
Пузанова Людмила Николаевна,
Педагог дополнительного образования
2015
Содержание
-
Пояснительная записка…………………………………………………2
-
Учебно-тематический план ……………………………………………4
-
Содержание программы………………………………………………..7
-
Методическое обеспечение…………………………………………….8
-
Условия реализации образовательной программы…………………...8
-
Список использованной литературы…………………………………..9
-
Список литературы для родителей…………………………………….9
-
Приложение……………………………………………………………..10
Пояснительная записка
Дошкольный возраст - это самый благоприятный период для воспитания экологической культуры. Ведь уже в дошкольном возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, эмоционально воспринимать её, познавать природу и выражать отношение к ней своим поведением. В Центре внешкольной работы п. Ванино 2 уровня обучения по экологии: начальная школа - это экокласс «Белая Ворона», основная школа - Детская экологическая районная организация «Берег». В Экокласс приходят дети, у которых не сформирована правильная экологическая модель поведения, поэтому и возникла необходимость в создании экспериментальной программы для дошкольников на основе организации исследовательской деятельности в области экологии, ещё одного уровня обучения. I уровень - программа «Наблюдашка» (дошкольники), II уровень - программа экокласса «Белая Ворона» (начальная школа), III уровень - программа ДЭРО «Берег» (основная школа).
1.1. Направленность образовательной программы - естественнонаучная, дополнительная образовательная программа «Наблюдашка» направлена на развитие личности ребёнка и привития бережного отношения к Природе.
1.2. Новизна программы заключается в том, что дошкольники, изучая природу, ещё приобретают навыки исследовательской деятельности: ежедневные наблюдения за погодой, температурой, участие в практической деятельности - создании проекта «Зимний сад» в кабинете.
Она актуальна, т.к. является подготовительным этапом к программе экокласса «Белая Ворона», вызывает интерес со стороны родителей, востребована учреждением.
1.3. Цель: формирование у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
Образовательная: дать представление о живой и неживой природе через опыты и исследования;
Воспитательная: сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе, привлекая родителей;
Развивающая: развивать навыки наблюдений в природе и способности анализировать их.
1.4. Отличительной особенностью программы по экологии является то, что она даёт возможность каждому ребёнку провести исследование и привлечь родителей, например, при создании Зимнего сада. Родители дошкольников уделяют больше внимания детям, поэтому при реализации этой программы необходимо взаимодействие с родителями.
1.5. Возраст детей. Программа адресована дошкольникам с 6-7 лет. Дошкольники проходят собеседование, входящую диагностику и могут быть зачислены в объединение. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Программа составлена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников и ведущей деятельности - игровой, направлена на практико-ориентированное обучение. Условия набора детей в коллектив по желанию. Наполняемость в группах составляет - 12-15 человек.
1.6. Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения - 72 часа в году, 2 часа в неделю.
Программа построена на принципах: природосообразности и гуманизма. В данной программе используются инновационные технологии: игровые и исследовательские. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах природы, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности (внимания, логики, эмоциональной памяти, развитой речи), т.е. умения держать себя в обществе. Задача исследовательской деятельности - научить детей самостоятельно исследовать окружающую действительность, уметь ее адаптировать для себя, творчески использовать полученные знания. Исследование создает:
-
развивающую образовательную среду для ребенка,
-
полноту и свободу мыслительной деятельности, творческую атмосферу,
-
высокую мотивацию интеллектуальной работы,
-
творческий подход к реализации исследования.
В результате дети не только получают необходимые знания при исследованиях, но и социальный опыт.
Формы и режим занятий. На занятиях используются индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации деятельности. Общение взрослых с детьми должно быть построено так, чтобы дошкольники на живых примерах и образцах поведения активно приобретали личный опыт приобщения к основам экологической культуры. Методы обучения: словесные, наглядные, практические. Формы проведения занятий: комбинированные, теоретические, практические, диагностические, контрольные и т.п. Занятия могут быть в виде экскурсии, учебных и практических занятий с использованием мастер-классов, викторины, игры. Естественно, что такие формы обучения развивают эмоциональное восприятие детей. Каждое занятие начинается с игры-тренинга, например, на знакомство или «Если бы у меня была волшебная палочка…» и т.п. Далее следует определение погоды: солнечно, пасмурно или дождливо; температуры воздуха. Всё это заполняется на экране «Наблюдения за погодой». Каждое занятие дошкольники наблюдают за своими посадками, поливают их, заносят измерения в Дневники наблюдения. Для знакомства экологических дат и вовлечения в акции разработан проект «Содружество». Ребята из Детской экологической районной организации «Берег» будут проводить мероприятия для повышения экологической культуры, например, акция «Птичья столовая», «Спасём морских млекопитающих!», «Не шути с огнём!» и т.п.
Время проведения занятия 25 минут, в соответствии с Уставом учреждения, санитарными нормами и возрастными особенностями детей.
1.7. Ожидаемые результаты:
Обучаясь по данной программе, обучающиеся должны знать:
-
понятия живая и неживая природа; времена года; флора, фауна;
-
измерительные приборы: термометр, барометр, микроскоп и т.д.;
-
свойства воды, воздуха, почвы;
-
охраняемые природные территории.
Должны уметь:
-
Определять погоду, температуру воздуха, воды и почвы;
-
Ориентироваться в пространстве по компасу;
-
Высаживать растения, ухаживать и наблюдать за их ростом;
-
Измерять высоту растения с помощью линейки.
Способы определения результативности. Ребята проходят входящую и выходящую диагностику. Рекомендуется использовать педагогическое наблюдение, педагогический анализ и мониторинг. В педагогический мониторинг входят тесты, диагностика личностного роста дошкольников и ведение журнала участия детей в конкурсах разных уровней. При мониторинге образовательной деятельности детей используется дневник успешности.
1.8.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: зачёт по результатам исследования. Обучение по программе «Наблюдашка» предполагает соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.
2. Учебно-тематический план
Блок № 1 Лаборатория неживой природы (40 ч.)
№
Тема
Кол-во
часов
теория
практика
I
Четыре стихии мира
18
5
13
1
Четыре стихии мира: земля, воздух, вода, огонь. Игра на знакомство. Входящая диагностика.
1
0,5
0,5
2
Земля, разные формы земной поверхности. Мастер-класс: посадка кедра.
1
0,5
0,5
3
Почва, свойства почвы. Игра «Четыре стихии».
1
0,5
0,5
4
Мастер-класс: посадка комнатных растений - создание Зимнего сада.
1
-
1
5
Песок. Опыт с песком.
1
-
1
6
Глина. Поделки из глины.
1
-
1
7
Воздух. Эксперимент с соломинкой.
1
0,5
0,5
8
Свойства воздуха. Мыльные пузыри.
1
-
1
9
Ветер, его направление. Мастер-класс: вертушка.
1
-
1
10
Вода. Мастер-класс: уход за комнатными растениями.
1
0,5
0,5
11
Свойства воды. Опыт с водой.
1
-
1
12
Круговорот воды в природе. Эксперимент с водой.
1
-
1
13
Моря и океаны. Игра «Море волнуется раз…»
1
0,5
0,5
14
Вес. Эксперимент: лёгкий, тяжёлый. Весы своими руками.
1
-
1
15
Температура. Устройство термометра.
1
0,5
0,5
16
Свет. Источники света. Эксперимент со светом.
1
0,5
0,5
17
Солнце. Солнечная система. Уход за комнатными растениями.
1
0,5
0,5
18
Огонь. Добрый и злой огонь. Наблюдения за свечой.
1
0,5
0,5
II
Времена года
10
4
6
1
Времена года. Зима, признаки зимы. Снежинка из бумаги.
1
0,5
0,5
2
Путешествие в музей зимы. Уход за комнатными растениями.
1
0,5
0,5
3
Зимний сад. Посадка аллеи выпускников.
2
-
2
4
Весна, признаки весны. Игра «Времена года»
1
0,5
0,5
5
Путешествие в музей весны. Уход за комнатными растениями.
1
0,5
0,5
6
Лето, признаки лета. Игра - викторина
1
0,5
0,5
7
Путешествие в музей лета. Уход за комнатными растениями.
1
0,5
0,5
8
Осень, признаки осени. Викторина
1
0,5
0,5
9
Путешествие в музей осени. Уход за комнатными растениями.
1
0,5
0,5
III
Приборы-измерители
7
1,5
5,5
1
Компас. Четыре стороны света.
1
0,5
0,5
2
Ориентирование с компасом на местности
1
-
1
3
Определение направления ветра по компасу. Уход за комнатными растениями.
1
-
1
4
Виды термометров. Мастер-класс: изготовление термометра.
1
0,5
0,5
5
Барометр. Мастер-класс: барометр своими руками.
1
-
1
6
Метеорологи. Наблюдения за погодой.
1
0,5
0,5
7
Микроскоп, его устройство. Наблюдения через микроскоп.
1
-
1
IV
Охрана природы
5
2
3
1
Заповедники. Мастер-класс: аппликация заповедной природы.
1
0,5
0,5
2
Заказники. Уход за комнатными растениями.
1
0,5
0,5
3
Национальные парки. Викторина.
1
0,5
0,5
4
Памятники природы. Игра «Памятник»
1
0,5
0,5
5
Экскурсия в экологический музей «Багульник»
1
-
1
Блок № 2 Лаборатория живой природы (32 ч.)
№
Тема
Кол-во
часов
теория
практика
I
Мир флоры
12
6
6
1
Огород. Овощи. Эксперимент по выращиванию лука.
1
0,5
0,5
2
Сад. Фрукты. Уход за комнатными растениями.
1
0,5
0,5
3
Лес. Деревья. Игра «Деревья бывают»
1
0,5
0,5
4
Лиственные деревья. Мастер-класс: рыхление почвы.
1
0,5
0,5
5
Хвойные деревья. Викторина.
1
0,5
0,5
6
Кустарник. Ягода. Игра «Отгадай ягоду»
1
0,5
0,5
7
Цветы. Уход за комнатными растениями.
1
0,5
0,5
8
Первоцветы. Адонис амурский - подснежник. Игра «Ромашка»
1
0,5
0,5
9
Лекарственные растения. Игра «Цветик - семицветик»
1
0,5
0,5
10
Подорожник, ромашка, одуванчик. Уход за комнатными растениями.
1
0,5
0,5
11
Растения синоптики. Клевер. Игра «Поле чудес»
1
0,5
0,5
12
Растения, занесённые в Красную Книгу Хабаровского края. Мастер-класс: Жалобная Книга Природы.
1
0,5
0,5
II
Мир фауны
20
9
11
1
Животные, классификация животных. Игра «Отгадай животное»
1
0,5
0,5
2
Дикие животные леса. Уход за комнатными растениями.
1
0,5
0,5
3
Дикие животные жарких стран. Викторина о животных.
1
0,5
0,5
4
Морские животные. Игра «Море волнуется раз…»
1
0,5
0,5
5
Виды черепах. Мастер-класс: аппликация черепахи.
1
0,5
0,5
6
Животные, занесённые в Красную Книгу России. Мастер-класс: определение пола и возраста черепахи.
1
0,5
0,5
7
Домашние животные и их детёныши. Уход за комнатными растениями.
1
0,5
0,5
8
Птицы, виды птиц. Игра «Отгадай по голосу».
1
0,5
0,5
9
Хищные птицы. Мастер-класс: аппликация совы.
1
0,5
0,5
10
Птицы нашего леса. Викторина.
1
0,5
0,5
11
Водоплавающие птицы. Уход за комнатными растениями.
1
0,5
0,5
12
Птицы, занесённые в Красную Книгу России. Мастер-класс: сова из пластиковой бутылки.
1
0,5
0,5
13
Экскурсия в Живой уголок.
1
-
1
14
Насекомые. Уход за комнатными растениями.
1
0,5
0,5
15
Бабочки. Игра «Отгадай бабочку»
1
0,5
0,5
16
Муравьи. Мастер-класс: муравейник.
1
0,5
0,5
17
Пчёлы. Викторина о насекомых.
1
0,5
0,5
18
Насекомые, занесённые в Красную Книгу России. Уход за комнатными растениями.
1
0,5
0,5
19
В природе нет ничего лишнего. Игра «Третий лишний».
1
0,5
0,5
20
Посвящение в экологи. Выходящая диагностика.
1
-
1
3. Содержание программы
В Программу входят 2 блока.
Блок № 1 Лаборатория неживой природы - 40 ч.
Тема: Четыре стихии мира. (18 ч.)
Теория Четыре стихии мира: земля, воздух, вода, огонь. Земля, разные формы земной поверхности. Почва, свойства почвы. Песок. Глина. Воздух, его свойства. Ветер, его направление. Вода, её свойства. Круговорот воды в природе. Моря и океаны. Вес. Температура. Устройство термометра. Свет. Источники света. Солнце. Солнечная система. Огонь. Добрый и злой огонь.
Практика Входящая диагностика. Мастер-классы: посадка кедра, комнатных растений - создание Зимнего сада, уход за комнатными растениями, весы, вертушка своими руками. Опыты с песком, с водой. Эксперимент с соломинкой, с мыльными пузырями, с водой, со светом. Наблюдения за свечой. Поделки из глины. Игры на знакомство, «Четыре стихии», «Море волнуется раз…».
Тема: Времена года (10 ч.)
Теория Времена года. Зима, признаки зимы. Путешествие в музей зимы. Весна, признаки весны. Путешествие в музей весны. Лето, признаки лета. Путешествие в музей лета. Осень, признаки осени. Путешествие в музей осени.
Практика Снежинка из бумаги. Зимний сад. Посадка аллеи выпускников. Уход за комнатными растениями. Игра «Времена года», викторины.
Тема: Приборы-измерители (7 ч.)
Теория Компас. Четыре стороны света. Виды термометров. Барометр. Метеорологи. Микроскоп, его устройство.
Практика Ориентирование с компасом на местности. Определение направления ветра по компасу. Уход за комнатными растениями. Мастер-классы: изготовление термометра, барометра. Наблюдения за погодой, через микроскоп.
Тема: Охрана природы (5 ч.)
Теория Заповедники. Заказники. Национальные парки. Памятники природы.
Практика Мастер-класс: аппликация заповедной природы. Уход за комнатными растениями. Викторина. Игра «Памятник». Экскурсия в экологический музей «Багульник».
Блок № 2 Лаборатория живой природы - 32 ч.
Тема: Мир флоры (12 ч.)
Теория Огород. Овощи. Сад. Фрукты. Лес. Деревья. Лиственные деревья. Хвойные деревья. Кустарник. Ягода. Цветы. Первоцветы. Адонис амурский - подснежник. Лекарственные растения. Подорожник, ромашка, одуванчик. Растения синоптики. Клевер. Растения, занесённые в Красную Книгу Хабаровского края.
Практика Эксперимент по выращиванию лука. Уход за комнатными растениями. Мастер-классы: рыхление почвы, Жалобная Книга Природы. Игры «Деревья бывают», «Отгадай ягоду», «Ромашка», «Цветик - семицветик», «Поле чудес». Викторина.
Тема: Мир фауны (20 ч.)
Теория Животные, классификация животных. Дикие животные леса. Дикие животные жарких стран. Морские животные. Виды черепах. Животные, занесённые в Красную Книгу России. Домашние животные и их детёныши. Птицы, виды птиц. Хищные птицы. Птицы нашего леса. Водоплавающие птицы. Птицы, занесённые в Красную Книгу России. Насекомые. Бабочки. Муравьи. Пчёлы. Насекомые, занесённые в Красную Книгу России. В природе нет ничего лишнего.
Практика Уход за комнатными растениями. Мастер-классы: определение пола и возраста черепахи, аппликация черепахи, совы, сова из пластиковой бутылки, муравейник. Экскурсия в Живой уголок. Игры «Отгадай животное», «Море волнуется раз…», «Отгадай по голосу», «Отгадай бабочку», «Третий лишний». Викторины о животных, о птицах, о насекомых.
Выходящая диагностика.
4. Методическое обеспечение
Программа предусматривает использование методических разработок занятий, экскурсий, игр и т.п., методик по исследовательским работам. Используются следующие виды дидактических материалов:
-
Схематический или символический (оформленные стенды, схемы, плакаты, карта всей планеты);
-
Картинно-динамический (слайды, фотоматериалы);
-
Смешанный (видеозаписи, учебные кинофильмы);
-
Дидактические пособия: разработки игр на знакомство, «Деревья бывают…», «Поле чудес» и т.д. беседы: Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы, растения и животные, занесённые в Красную Книгу Хабаровского края; тесты, практические задания, методики по исследовательским работам, рекомендаций по проведению практических работ, по постановке экспериментов или опытов, дидактические и лекционные материалы.
5. Условия реализации образовательной программы
-
обеспечение учебными помещениями: кабинет, занятия проводятся по утверждённому расписанию;
-
кадровое обеспечение программы: желательно, чтобы педагог имел высшее педагогическое образование, соответствие квалификационной категории, опыт профессиональной деятельности и знание современных педагогических технологий; реальное кадровое обеспечение: Пузанова Людмила Николаевна; образование высшее, Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический институт, специальность: учитель начальных классов; должность - педагог дополнительного образования; участия в программе необходимо, т.к. являюсь её автором; педагогический стаж - 28 лет; высшая квалификационная категория; потребности в материально-техническом оснащении и перспективы развития - связаны с компьютерным обеспечением: интерактивной доской и современным микроскопом, оборудованием для проведения опытов и экспериментов;
-
материально-техническое обеспечение программы: компасы, микроскопы, термометр, барометр - это необходимое оборудование на весь период реализации программы для заявленного контингента обучающихся;
-
информационное обеспечение программы - сотрудничество с районной центральной библиотекой позволяет нам пользоваться любой необходимой учебно-методической литературой по всем разделам программы;
-
программно-методическое и организационно-педагогическое обеспечение программы:
-
наличие партнеров по осуществлению образовательного процесса: Детская экологическая районная организация «Берег» (в рамках проекта «Содружество»);
-
соответствие СанПиН 2.4.4.1251-03 в части определения рекомендуемого режима занятий соблюдается, для детей с 5,5 лет занятие проводится в течение 25 минут, перерыв 5 минут. Вывод: таким образом, особенность программы это то, что она может осуществляться в любом образовательном учреждении дополнительного образования детей.
6. Список использованной литературы
1. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель, 2011;
2. Дьяченко В.Ю., Власенко О.П. Окружающий мир. - Волгоград: Учитель, 2008;
3. Справочник. Особо охраняемые природные территории Хабаровского края. - Комсомольск-на-Амуре, 2002;
4. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. - М.: Агар, 2000;
5. Воронов Б.А. Красная книга Хабаровского края. - Хабаровск: Приамурские ведомости, 2008;
6. Скалдина О.В. Красная книга России. - М: Эксмо, 2014;
7. Киреева Л.Г., Бережнова С.В. Формирование экологической культуры дошкольников. - Волгоград, 2008;
8. Меньшикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. - Волгоград, 2008;
9. wikipedia.org/wiki/
7. Список литературы для родителей
-
Барков А.С. Зоология в картинках. - М: Росмэн, 2001;
-
Бирюкова А.Ю. Планета Земля. - М: Росмэн, 2001;
-
Аксёнова М., Храмов Г. Энциклопедия для детей. Экология. - М: 2001;
-
Павлинов И.Я. Большой энциклопедический словарь. Млекопитающие. М: 1999;
-
Торчинская М.О. Атлас животных. М: 2002.
Приложение
-
Лаборатория неживой природы. Тема: Четыре стихии мира.
-
Входящая и выходящая диагностика.
-
Дневник наблюдения за погодой.
Приложение № 1
Лаборатория неживой природы
Тема: Четыре стихии мира
№
Исследуемый объект или явление
Опыт, эксперимент
Цель опыта
Материал, оборудование
1
Вода
1. Узнаем, какая вода
Выявить свойства воды: имеет вес, льётся, прозрачная.
2 одинаковые ёмкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой; набор мелких цветных предметов.
2. Вода - волшебница
Выявить свойства воды: она без запаха, хороший растворитель
3 одинаковые ёмкости с водой, гуашь, пакетик растворимого кофе, 1 кусок сахара, одинаковые стаканчики по количеству детей.
2
Воздух
3. Что в пакете?
Обнаружить воздух в окружающем пространстве. Выявить свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий.
Полиэтиленовые пакеты по количеству детей.
4. Игра с соломинкой
Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.
Трубочки для коктейля, ёмкости с водой.
5. Игры с воздушными шарами и соломинкой.
Обнаружить воздух внутри человека.
2 воздушных шара, один надут сильно, другой - слабо.
6. Выдувание мыльных пузырей.
Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
- тарелка;
- стеклянная воронка;
- соломенные палочки с колечками на конце;
- мыльный раствор и ёмкость для него.
7. Ветер по морю гуляет
Обнаружить воздух.
- Таз с водой;
- модель парусника.
3
Вес
8. Лёгкий - тяжёлый
Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов.
- Пёрышко и камень;
- Непрозрачные пластиковые бутылки с песком, листьями, водой и травой.
9. Плавает - тонет
Показать, что в основном лёгкие предметы обладают плавучестью.
- Кусочек пенопласта;
- проволока;
- деревянный брусок;
- металлический брусок.
4
Температура
10. Горячо - холодно
Научить определять на ощупь температуру воды, предметов.
- Пластиковые бутылки с водой, находящиеся на солнце и в тени;
- Предметы, лежащие на солнце и в тени.
11. Чудесный мешочек
Продолжать определять на ощупь температуру воды, предметов.
- Мелкие предметы из стекла, дерева, металла, пластмассы.
5
Песок
12. Песочные струйки
Познакомить со свойством песка - сыпучестью.
- Пластиковые бутылки;
- Песок;
- Воронка.
13. Чудесные фигурки
Познакомить со свойством мокрого песка - формировать фигурки.
- Песок, вода;
- Лопатки, формочки, ведёрки.
6
Глина
14. Узнаем, какая глина
Познакомить со свойством глины - размокает, мнётся, бьётся.
- Глина;
- Ёмкость;
- Вода.
15. Глиняные шарики
Учить определять качества глины: мягкость, пластичность.
- Глина;
- Миски с водой;
- Тряпочки;
- Глиняные поделки.
7
Свет
16. Что в коробке?
Познакомить со значением света, источником света (солнце, фонарь).
- Коробка с прорезью;
- Фонарик.
Приложение № 2
Входящая и выходящая диагностика
проводится в начале учебного года и в конце.
№
ФИ
Знания
0-10
Умения
0-10
Навыки
0-10
Общее количество
1
Определение уровня знаний.
(2 правильных ответа - 1 балл)
-
Назовите стихии мира.
-
Чем можно измерить температуру?
-
Назовите времена года.
-
Какое время года самое холодное?
-
Какое время года самое жаркое?
-
Чем можно измерить стороны света?
-
Как называются охраняемые природные территории?
-
Назовите лиственные деревья (не менее 5).
-
Назовите хвойные деревья (не менее 5).
-
Назовите овощи (не менее 5).
-
Назовите фрукты (не менее 5).
-
Назовите цветы (не менее 5).
-
Как называется первый весенний цветок?
-
Мухомор съедобный или несъедобный гриб?
-
Назовите диких животных (не менее 5).
-
Какое животное самое большое?
-
Назовите домашних животных (не менее 5).
-
Назовите птиц (не менее 5).
-
Какая птица самая маленькая?
-
Назовите насекомых (не менее 5).
Определение уровня умений
(выполнение 1 задания - 2 балла)
-
Пользование ножницами.
-
Пользование клеем.
-
Обведение предметов по трафарету.
-
Выполнение аппликации.
-
Обведение ладони и вырезка по контуру.
Определение уровня навыков
(от 1 до 3 баллов)
-
Трудолюбие.
-
Взаимопомощь.
-
Доведение начатого дела до конца.
Приложение № 3
Дневник наблюдения за погодой
Дата
Погода
Температура воздуха
Направление ветра
Погода: солнечная приклеивается солнышко, облачная - тучка, снежная - снежинка, дождливая - дождик.
Температура определяется по термометру, установленному на улице.
Направление ветра измеряется с помощью компаса и «мельницы».