- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Статья на тему Творческая среда – путь развития музыкально-одаренной личности
Статья на тему Творческая среда – путь развития музыкально-одаренной личности
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Колыванова О.Н. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Творческая среда - путь развития музыкально-одаренной личности.
Говоря об одаренности, прежде всего мы имеем в виду природные задатки. Не исключение и музыкальная одаренность. Музыкальный слух, чувство ритма, прекрасно звучащий голос - все это дар природы, данный человеку.
Если эти музыкальные задатки развивать, они превратятся в способности, из которых вырастет талант, и обладатель его может стать звездой.
Музыкальная одаренность начинает проявляться рано. Замечая у своего ребенка эти проявления, мы, взрослые, восхищаемся, гордимся им. Но зачастую этим все и ограничивается. А ведь одаренному ребенку нужна наша помощь и защита.
Да, родители, замечая музыкальные способности своего чада, уже видят его звездой, внушая это и ему. Мечта о сцене, поклонниках, успехе, может привести к тому, что голос ребенка может не выдержать (особенно в период мутации голоса юношей), а это порой сломанная судьба.
И моя задача, как педагога, помочь ребятам, имеющим хорошие голосовые данные, развивать свой талант, не нанося вред своему здоровью, не травмируя психику.
На протяжении восьми лет в школе я веду кружок «Вокальное пение». Почему я решила работать именно в этом направлении? Во-первых, я не открою секрета, если скажу, что все дети очень любят петь; во-вторых, пение является эффективным средством воспитания не только эстетического вкуса, но и фантазии, творческих способностей детей, наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей.
Вокальная техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом. Творческая атмосфера самих занятий позволяет ребенку свободно передавать свои чувства и переживания, постигать тайны вокального искусства.
Мой кружок посещают 15 человек. С каждым из них я занимаюсь и индивидуально, и по группам (ансамблевое пение). Все эти ребята очень разные: одни - с ярко выраженными музыкальными способностями, другие - просто хотят научиться петь, не имея при этом музыкальных задатков.
Начиная работать с ребятами, с первых же занятий, для себя, я подразделяю их на группы.
-
Учащиеся, чья одаренность проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности: музыке, танцах. Работая с такими ребятами, я стараюсь направить их к специалистам (музыкальные школы, вокальные студии), которые смогли бы профессионально с ними заниматься.
-
Учащиеся, не обладающие выдающимися музыкальными способностями, но имеющие большую познавательную потребность, способность к обучению, желание знать, уметь.
-
Ребята, главная особенность которых выражается в нестандартном мышлении, зачастую в девиантном поведении. Но подчас нежелание или неумение быть такими, как все, является основой их одаренности.
Отбор в кружок я провожу по желанию детей. Проверка вокальных данных и музыкального слуха - обычная процедура. Только необходимо, чтобы ученик в это время не был скован, не стеснялся петь.
Задачи, которые я ставлю перед собой в работе кружка «Вокальное пение»:
-
формирование у ребят интереса к пению;
-
обучение певческим навыкам;
-
развитие музыкальных способностей;
-
сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.
Для работы с учащимися я составляю так называемые диагностические карты развития музыкальных способностей, где намечаются пути работы, в зависимости от того, что необходимо развивать тому или иному ученику. В индивидуальной работе стараюсь учитывать особенности каждого ученика. С одним нужно работать над интонированием, с другими над артикуляцией, с третьими добиваюсь верного характера в исполнении произведения.
Конечно же, невозможно работать, не опираясь на богатый опыт в области музыкальной педагогики. Очень часто обращаюсь к работам Д.Б. Кабалевского, В. Емельянова, Н.А. Ветлугиной, И.Е. Ульевой.
В работе с моими начинающими вокалистами я применяю:
-
специальные упражнения для развития музыкально-слуховых представлений, ладового чувства, чувства ритма;
-
фонопедические упражнения В.Емельянова;
-
интеграцию разных видов искусства (рисование, хореография, художественное слово).
Постепенно, в процессе работы, я стараюсь добиться:
-
чистого интонирования в удобном диапозоне;
-
пения a capella, под инструментальный аккомпанемент (фортепиано), под фонограмму;
-
слышать и уметь оценить правильное и неправильное звучание;
-
эмоционально исполнять произведение, соответствующее возрасту и вокальным данным.
Для того,чтобы у детей был интерес к занятиям, большую роль играет правильный подбор репертуара. Я считаю,что
-
произведения должны способствовать развитию и укреплению детского голоса;
-
произведения должны быть контрастные между собой по характеру, разные по тематике;
-
использовать малоизвестные, не «запетые» песни;
-
все песни должны соответствовать вокальным, возрастным возможностям ребенка.
Заключительным этапом работы, безусловно, является выступление на сцене. Ребята всегда их ждут с большим нетерпением, радостью и волнением. И выступают они с большим удовольствием, с полной отдачей. Мы с ребятами стараемся принимать участие во всех конкурсах. И надо сказать, что в этом плане у нас есть определенные успехи. Так, в городском конкурсе «Пою тебе, мой Казахстан!» с 2008 года мои ребята занимали призовые места.
-
2008г.- РыспаевЖалгас 2 место (песня «Не отнимайте солнце у детей»)
-
2009г. - РыспаевЖалгас 1 место (песня « Летающий мальчик»)
-
2010г. - Кодряну Александр 4 место (песня «Давайте сохраним»)
-
2011г. - Кодряну Александр 2 место (песня «Мой Казахстан»)
-
2012г. - Усольцева Полина 1 место (песня «Аист на крыше»)
-
2013г. - Усольцева Полина Гран- при (песня «Лесной олень»)
Но мы не ограничиваемся только конкурсами. С большим удовольствием и желанием ребята участвуют во всех традиционных школьных мероприятиях. Выступаем на городских мероприятиях ко Дню Победы (Лагода Иван с песней «Моя Армия»).
Не могу не сказать и о проблемах и трудностях в работе с одаренными детьми:
-
недостаточная учебно-материальная база для организации работы с одаренными детьми;
-
недостаток психолого-педагогических знаний учителей, работающих с такими детьми и родителей этих детей;
-
привлечение родителей к проблеме развития одаренных детей.
Работая с музыкально-одаренными детьми уже не первый год, я пришла к выводу, что очень важно, чтобы детский талант был вовремя замечен и нашелся человек (будь то учитель или родитель), который способствовал бы развитию этого таланта, научил работать, направил его в нужное русло, помог ему раскрыться.
РыспаевЖалгас. Сейчас учится в колледже культуры. Активно участвует в культурной жизни нашего города
Пугачева Алина выступает на «Осеннем бале»
Лагода Иван с песней «Моя Армия»
Усольцева Полина участвует в конкурсе «А, ну-ка, девочки!»
Участники вокального кружка на отчетном концерте.