Статья на тему Творческая среда – путь развития музыкально-одаренной личности

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческая среда - путь развития музыкально-одаренной личности.

Говоря об одаренности, прежде всего мы имеем в виду природные задатки. Не исключение и музыкальная одаренность. Музыкальный слух, чувство ритма, прекрасно звучащий голос - все это дар природы, данный человеку.

Если эти музыкальные задатки развивать, они превратятся в способности, из которых вырастет талант, и обладатель его может стать звездой.

Музыкальная одаренность начинает проявляться рано. Замечая у своего ребенка эти проявления, мы, взрослые, восхищаемся, гордимся им. Но зачастую этим все и ограничивается. А ведь одаренному ребенку нужна наша помощь и защита.

Да, родители, замечая музыкальные способности своего чада, уже видят его звездой, внушая это и ему. Мечта о сцене, поклонниках, успехе, может привести к тому, что голос ребенка может не выдержать (особенно в период мутации голоса юношей), а это порой сломанная судьба.

И моя задача, как педагога, помочь ребятам, имеющим хорошие голосовые данные, развивать свой талант, не нанося вред своему здоровью, не травмируя психику.

На протяжении восьми лет в школе я веду кружок «Вокальное пение». Почему я решила работать именно в этом направлении? Во-первых, я не открою секрета, если скажу, что все дети очень любят петь; во-вторых, пение является эффективным средством воспитания не только эстетического вкуса, но и фантазии, творческих способностей детей, наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей.

Вокальная техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом. Творческая атмосфера самих занятий позволяет ребенку свободно передавать свои чувства и переживания, постигать тайны вокального искусства.

Мой кружок посещают 15 человек. С каждым из них я занимаюсь и индивидуально, и по группам (ансамблевое пение). Все эти ребята очень разные: одни - с ярко выраженными музыкальными способностями, другие - просто хотят научиться петь, не имея при этом музыкальных задатков.

Начиная работать с ребятами, с первых же занятий, для себя, я подразделяю их на группы.

  1. Учащиеся, чья одаренность проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности: музыке, танцах. Работая с такими ребятами, я стараюсь направить их к специалистам (музыкальные школы, вокальные студии), которые смогли бы профессионально с ними заниматься.

  2. Учащиеся, не обладающие выдающимися музыкальными способностями, но имеющие большую познавательную потребность, способность к обучению, желание знать, уметь.

  3. Ребята, главная особенность которых выражается в нестандартном мышлении, зачастую в девиантном поведении. Но подчас нежелание или неумение быть такими, как все, является основой их одаренности.

Отбор в кружок я провожу по желанию детей. Проверка вокальных данных и музыкального слуха - обычная процедура. Только необходимо, чтобы ученик в это время не был скован, не стеснялся петь.

Задачи, которые я ставлю перед собой в работе кружка «Вокальное пение»:

  • формирование у ребят интереса к пению;

  • обучение певческим навыкам;

  • развитие музыкальных способностей;

  • сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.

Для работы с учащимися я составляю так называемые диагностические карты развития музыкальных способностей, где намечаются пути работы, в зависимости от того, что необходимо развивать тому или иному ученику. В индивидуальной работе стараюсь учитывать особенности каждого ученика. С одним нужно работать над интонированием, с другими над артикуляцией, с третьими добиваюсь верного характера в исполнении произведения.

Конечно же, невозможно работать, не опираясь на богатый опыт в области музыкальной педагогики. Очень часто обращаюсь к работам Д.Б. Кабалевского, В. Емельянова, Н.А. Ветлугиной, И.Е. Ульевой.

В работе с моими начинающими вокалистами я применяю:

  • специальные упражнения для развития музыкально-слуховых представлений, ладового чувства, чувства ритма;

  • фонопедические упражнения В.Емельянова;

  • интеграцию разных видов искусства (рисование, хореография, художественное слово).

Постепенно, в процессе работы, я стараюсь добиться:

  • чистого интонирования в удобном диапозоне;

  • пения a capella, под инструментальный аккомпанемент (фортепиано), под фонограмму;

  • слышать и уметь оценить правильное и неправильное звучание;

  • эмоционально исполнять произведение, соответствующее возрасту и вокальным данным.

Для того,чтобы у детей был интерес к занятиям, большую роль играет правильный подбор репертуара. Я считаю,что

  • произведения должны способствовать развитию и укреплению детского голоса;

  • произведения должны быть контрастные между собой по характеру, разные по тематике;

  • использовать малоизвестные, не «запетые» песни;

  • все песни должны соответствовать вокальным, возрастным возможностям ребенка.

Заключительным этапом работы, безусловно, является выступление на сцене. Ребята всегда их ждут с большим нетерпением, радостью и волнением. И выступают они с большим удовольствием, с полной отдачей. Мы с ребятами стараемся принимать участие во всех конкурсах. И надо сказать, что в этом плане у нас есть определенные успехи. Так, в городском конкурсе «Пою тебе, мой Казахстан!» с 2008 года мои ребята занимали призовые места.

  • 2008г.- РыспаевЖалгас 2 место (песня «Не отнимайте солнце у детей»)

  • 2009г. - РыспаевЖалгас 1 место (песня « Летающий мальчик»)

  • 2010г. - Кодряну Александр 4 место (песня «Давайте сохраним»)

  • 2011г. - Кодряну Александр 2 место (песня «Мой Казахстан»)

  • 2012г. - Усольцева Полина 1 место (песня «Аист на крыше»)

  • 2013г. - Усольцева Полина Гран- при (песня «Лесной олень»)

Но мы не ограничиваемся только конкурсами. С большим удовольствием и желанием ребята участвуют во всех традиционных школьных мероприятиях. Выступаем на городских мероприятиях ко Дню Победы (Лагода Иван с песней «Моя Армия»).

Не могу не сказать и о проблемах и трудностях в работе с одаренными детьми:

  • недостаточная учебно-материальная база для организации работы с одаренными детьми;

  • недостаток психолого-педагогических знаний учителей, работающих с такими детьми и родителей этих детей;

  • привлечение родителей к проблеме развития одаренных детей.

Работая с музыкально-одаренными детьми уже не первый год, я пришла к выводу, что очень важно, чтобы детский талант был вовремя замечен и нашелся человек (будь то учитель или родитель), который способствовал бы развитию этого таланта, научил работать, направил его в нужное русло, помог ему раскрыться.

Статья на тему Творческая среда – путь развития музыкально-одаренной личностиРыспаевЖалгас. Сейчас учится в колледже культуры. Активно участвует в культурной жизни нашего города

Статья на тему Творческая среда – путь развития музыкально-одаренной личностиПугачева Алина выступает на «Осеннем бале»

Статья на тему Творческая среда – путь развития музыкально-одаренной личностиЛагода Иван с песней «Моя Армия»



Статья на тему Творческая среда – путь развития музыкально-одаренной личностиУсольцева Полина участвует в конкурсе «А, ну-ка, девочки!»

Статья на тему Творческая среда – путь развития музыкально-одаренной личностиУчастники вокального кружка на отчетном концерте.

© 2010-2022