НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ О МОЕЙ ПРОФПРИГОДНОСТИ (или о бедном учителе замолвите слово)

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ТЕМУ О МОЕЙ ПРОФПРИГОДНОСТИ

(или о бедном учителе замолвите слово).

«Кузнец делается кузнецом, куя»

(Латинская пословица)

Прежде всего, хотелось бы определиться с названием моей профессии. Если заглянуть в словарь русского языка С.И. Ожегова, то можно выяснить, что значения слов «педагог», «преподаватель», «учитель» не только синонимичны, но и тождественны. Вот к этой-то объективной тождественности у меня имеются некоторые субъективные «претензии». Дело в том, что исходя из своего опыта, в первую очередь ученического, и учительского, и просто житейского, я обнаруживаю для себя некоторую разницу между этими словами в психологической и эмоциональной окраске, которая в конечном итоге находит и практический выход.

Слово «преподаватель» по моему мнению, имеет некий налёт холодности и отчуждённости для ученика. А это обстоятельство позволяет человеку оценивать себя несколько односторонне, то есть как работника, владеющего определённым запасом знаний, имеющего профессиональный и жизненный опыт, но не ставящего для себя целью и не имеющего внутренней потребности в том, чтобы непременно поделиться с учениками этими знаниями и этим опытом. Конечно, такое отношение к своей профессиональной деятельности даёт возможность, как можно дольше оставаться здоровым и физически и психологически, но только не нравственно. Преподаватели для меня ­­­­­­­­­­­­- это в массе своей бесстрастные, закрытые к общению люди. И хорошо ещё, если они по меньшей мере влюблены в свой предмет преподавания… Ведь бывает, что и этого нет.

«Педагог» - от греческого «пайдагогос», «пайдос» - дитя, «аго» - веду, воспитываю. Такое определение уже ближе к моему пониманию сути данной профессии. Хотя тот факт, что в этой же Греции воспитанием детей занимались в основном рабы, которые по причине старости, болезни или увечья не могли заниматься ни каким другим делом, не добавляет мне гордости за осуществляемую мною деятельность и не повышает мою самооценку. К сожалению, приходится признать, что и в наше время никто в государстве ничего не предпринимает для того, чтобы повысить социальный статус работников образования и престиж профессии педагога. Очевидно, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Конечно, трудно спорить с тем, что производительность и качество работы учителя сложно выразить в цифрах и процентах, ещё сложнее - в денежном эквиваленте. (Это равноценно сравнению по значимости для человечества добычи миллиардов тонн нефти с написанием А.С.Пушкиным романа «Евгений Онегин»). Понятно также и то, что итоги его деятельности относится к разряду отдалённых во времени результатов. Но это обстоятельство ни в коем случае не должно умалять их значимость. Широко известно выражение о том, что плохой врач калечит тело человека, а плохой учитель - душу. Да, педагоги - работники непроизводственной сферы. Да, они не производят материальных благ. Но ведь они в конечном итоге призваны создавать нечто гораздо более важное, несоизмеримо более важное для всего общества в целом: психологически здорового человека, социально активного гражданина и просто самодостаточную, творческую личность! Кто станет спорить с тем, что именно это достижение и может стать основой цивилизованного общества, стабильной экономики и прочих благ? А кто не согласится с утверждением, что личность может воспитать только личность?

Вот теперь настало время выразить моё отношение к слову «Учитель». Мне кажется, что именно это слово наиболее полно отражает суть нашей профессии. Для меня оно наполнено каким-то великим смыслом, окутано какой-то непостижимой тайной, имеет какую-то загадочную власть над неокрепшими душами детей. Поэтому очень важно не навредить, употребить эту власть во благо детей. А для этого учитель должен быть сам в достаточной мере сформировавшейся личностью. Каждый разумный человек занимается саморегуляцией, необходимым элементом которой является самооценка, т.е. оценка самим индивидом действий, которые он совершает, тех психологических свойств, которые в этих действиях проявляются, тех знаний или незнаний, умений или неумений, которыми он обладает или не обладает. «Успехи и неудачи, эффективность дальнейшего развития, критичность и требовательность к себе и другим полностью зависят от адекватной самооценки личности». «Психология. Словарь». Адекватная самооценка возможна только при высоком уровне самосознания человека, а также в том случае, если развито критическое мышление, имеются способность к самоопределению, самовыражению, к самораскрытию и самосовершенствованию. Итак, самооценка развивает способность к критическому анализу своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Как говорил К.Д.Ушинский: «Диалог с самим собой полезен, он совершенствует личность». А предела совершенству, как известно, нет. Теперь, пожалуй, стоит поразмыслить над тем, что же может заставить человека так неустанно трудиться над собой? Для меня проще этого вопроса нет ничего! Конечно же, ЛЮБОВЬ! Любовь к жизни, к самому себе, к своим ближним и к совсем незнакомым людям. Любовь к своей земле, Родине, к своей профессии и просто ко всему прекрасному, что есть в мире!





Всё в этом мире, посмотри!

Всё начинается с ЛЮБВИ!

Пусть нашей жизни пути нелегки,

Всё же в душе ты любовь сбереги,

Чтоб неустанно, вновь и вновь

Детям дарить эту любовь.

Сердце твоё не устанет любить!

Смыслом великим наполнится жизнь!

Пусть нашей жизни пути нелегки.

Всё же в душе ты любовь сбереги!

Вместо эпилога


Памятка учителю

Учитель, помни! Для ученика важно кто к нему придёт!

Учитель: Айдакова Т.В.

Лянтор


© 2010-2022