«Вязание крючком как одно из направлений системной работы по формированию нравственно устойчивой, цельной личности»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Вязание крючком как одно из направлений системной работы по формированию нравственно устойчивой, цельной личности»

Климко Е.В. педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ЦДТ г Абакана

Творческое объединение «Волшебный крючок»


Нравственное воспитание - это целенаправленное формирование морального сознания личности, развитие гуманных качеств, следование правилам и нормам правильного поведения. Это одни из важных составляющих структуры личности в целостном педагогическом процессе школы. В свою очередь, формирование нравственности - это проникновение в духовный мир учащегося, понимание его и влияние на него тончайшими средствами - словом и красотой; осознание личностью этических норм, принципов; моральных ценностей, способность к положительным или отрицательным переживаниям, то есть её внутреннее отношение ко всему окружающему.

На основе нравственных знаний, оценок действий и поступков, поведения людей развиваются нравственные чувства ученика, которые способствуют появлению стремления стать лучше.

В творческом объединении «Волшебный крючок» занимаются учащиеся 1-6х классов. Обучение - одна из наиболее важных форм общественной деятельности. Мы учимся и учим, чтобы существовать и успевать за изменениями в мире. Необходимо учить с «предвосхищением», направленному не в прошлое, а в будущее. В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:

  • поиск новых форм и альтернативных решений в обучении являет собой непрерывный процесс. Основы формирования общеучебных умений и навыков, становления и развития ученика как личности, закладываются в младшем школьном возрасте, поэтому именно в этом возрасте необходимо сосредоточение всех усилий на воспитании творческой активности учащихся, без которой невозможно гармоничное развитие личности в дальнейшем.

  • воспитание патриотических чувств, приобщение к миру прекрасного происходит у ребенка через ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства и побуждает в учениках первые яркие представления о Родине;

  • декоративно-прикладное искусство обладает познавательной, нравственной и эстетической ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений, способствует глубокому воздействию на мир ребенка;

На нравственное воспитание детей влияет не только содержание занятий, но и методы, с помощью которых происходит обучение, атмосфера, царящая в объединении, и особенно сама личность учителя. Личный пример, отношение педагога к окружающим является образцом для подражания.

Для успешного нравственного и эстетического воспитания учащихся на занятиях по вязанию крючком используется процесс коллективной деятельности детей таким образом, чтобы он был пронизан высоконравственными отношениями. Нравственное воспитание и эстетическое воспитание детей в коллективе наиболее эффективно тогда, когда каждый ребенок занимает место, наиболее адекватное его возможностям, становясь при этом личностью незаменимой.

Участвуем ежегодно в «Акции добра» - в этом году выполняя коллективную работу «Частичка моего сердца» каждый ребенок изготавливал свое маленькое сердце, если возникали затруднения, ему на помощь присоединялись товарищи по работе. Коллективная работа помогает развивать чувство коллективизма, стремление прийти на помощь товарищу. Такое воспитание учащихся посредством эстетического развития через вязание крючком заставляет ребенка соответствовать нравственным и духовным нормам поведения, принятым в обществе.

Об актуальности нравственного воспитания свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Из этого вытекает необходимость выделения нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

Приобщение детей к творчеству - верный путь формирования человека высокой нравственности и культуры. Дополнительное образование должно научить учащегося постоянно стремиться к совершенствованию, к преобразованию мира по законам красоты. Как тут не вспомнить высказывания В.А. Сухомлинского: «Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Ум ребенка - на кончике его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и овладевает рука, тем умнее ребенок, подросток, юноша».

Воспитание - это питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте с общечеловеческой культурой, а не вне нее. Я на своих занятиях приобщаю детей к культурному наследию, воспитываю нравственные и эстетические качества личности через народное искусство, народные мотивы, декоративно-прикладное творчество.

Цели нравственно - эстетического воспитания определяются по-разному, а я их определяю для себя в следующем, это

  • раскрытие, развитие, реализация творческих способностей учащихся,

  • формирование нравственно - эстетической, социально компетентной личности.

Занятия в кружке рассчитаны на решение таких задач:

Образовательные:

Задачей номер один для всей системы образования становится воспитание духовно-нравственной культуры. Планируя свои занятия, ставлю задачу - расширять и углублять знания и представления учеников о национальной культуре.

• знакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

• научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

• обучить вязанию крючком

• формировать умение самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления работ.

Развивающие:

• создавать условия для развития личности каждого воспитанника, раскрытия его способностей к творчеству;

• развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

• развивать моторику рук, глазомер.

Воспитательные:

• формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству;

• приобщение детей к эстетической культуре;

• воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;

• воспитывать уважение к народным культурным ценностям.

Я выбрала следующие направления работы:

  • расширенное знакомство детей с изделиями декоративно-прикладного творчества;

  • самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

В работе используются различные методы и приемы, которые должны способствовать созданию и сохранению атмосферы творчества, познания, служить осознанию ценности и неповторимости национальной культуры.

Занятия декоративно - прикладным искусством не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые творческие знания, развивают трудовые умения и навыки, т. е осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый.

Успехи в декоративно прикладном искусстве рождают у детей уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда. В течение учебного года учащиеся имеют возможность продемонстрировать изготовленные изделия на мини-выставках, тематических выставках, дети принимают участие во Всероссийских и Международных творческих конкурсах. На занятиях у детей формируются практические навыки самостоятельной деятельности, художественный вкус, творческая фантазия. Воспитывается умение доводить дело до конца, прививаются основы культуры труда. В процессе занятий декоративной работой последовательно и целенаправленно у детей формируется чувство композиции, развивается чувство единства выразительности, формируется мелкая моторика..

На занятиях решаю обучающие, познавательные и творческие задачи, и направляю свои усилия на понимание и осознание детьми прекрасного, пробуждение потребности созидать и творить, пробуждение потребности коллективного творческого труда. Для реализации этих задач, я провожу беседы, создаю свои презентации, использую возможности интернет - ресурсов.

Одна из особенностей занятий в творческом объединении «Волшебный крючок» состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, когда до конечного результата работы еще далеко, необходимо подводить итоги работы ежедневно, повышать результативность работы путем подведения итогов одного занятия, проведения выставок изделий одного дня. В этом случае дети видят результаты своего труда на каждом занятии, что является стимулом дальнейшей плодотворной работы. Существенно активизируют творческую деятельность учащихся промежуточные просмотры их работ. На текущих промежуточных просмотрах я отмечаю достижения учащихся, ставлю перед ними новые задачи. К общему промежуточному просмотру я прибегаю в тех случаях, когда выполняется трудное задание. При этом ученики, участвуя в обсуждении, приучаются к самоконтролю. Здесь же выражаю одобрение, если что-то детям удалось. Это поднимает настроение учащихся, стимулирует их дальнейшую работу, дает им прилив новых сил. Зримо ощущая результаты своего труда и убеждаясь в своих возможностях, ученики работают с большим эмоциональным подъемом. Во время обсуждения изделий нередко возникают прения, в которых отчетливо проявляются и оттачиваются эстетические вкусы школьников, развиваются их творческое мышление и речь.

В конце года мы устраиваем отчетную итоговую выставку работ учащихся. Умелая организация и проведение выставки становится одной из эффективных форм морального поощрения учащихся. Наряду с итоговой выставкой творческих работ проводим конкурс на лучшее изделие, выделяем и отмечаем наиболее удавшиеся работы. Это способствует привлечению к занятиям по вязанию крючком новых детей.

Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае грамотный педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей.

Хочется закончить словами В. А. Сухомлинского «Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди множества лепестков, создающих красоту цветка. В воспитании всё главное - и занятие, и развитие разносторонних интересов детей вне занятия …».

6

© 2010-2022