- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Урок на тему: Народные узоры в элементах народного танца
Урок на тему: Народные узоры в элементах народного танца
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Конгар Л.Э. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Интегрированное занятие ИЗО через хореографию.
(100-летие Единения России и Тыва)
Авторы: педагоги МБОУ ДОД П/Ц «Челээш»
Конгар Лада Эдер-ооловна педагог ИЗО и
Чульдум Чай-Суу Декабрьевна педагог-хореограф
Тема: Народные узоры в элементах народного танца.
Цели занятия:
Изо:
Научить видеть общие элементы в рисунке танца и народных узорах.
Познакомить с характерными особенностями народных узоров, в тувинской национальной утвари и в росписи русской народной дымковской игрушки
Развить эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.
Развить чувство гордости, что наша Республика Тыва, вместе с Россией!
Хореография:
Закрепить танцевальные движения русского народного танца.
Развивать эмоциональную отзывчивость при исполнении народного хоровода.
Привить любовь к народному искусству.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Объявление темы
Педагог Изо: У нас сегодня открытое занятие кружка, на которое мы пригласили гостей и всех учеников нашего класса, для того, чтобы показать, что мы умеем и чем занимаемся на наших занятиях.
Педагог хореограф: А для начала просмотрите, пожалуйста, небольшую видеозапись. Постарайтесь запомнить все, что увидели.
-
(Отрывки видеозаписи народных танцев)
-
Что увидели? Какой вид музыкального искусства представлен? (танец)
-
Какие эти танец? (народный)
-
Танец каких народов увидели? (русского, тувинского)
-
Как определили? (звучат народные инструменты, исполнители одеты в народные костюмы)
-
А какие еще русские народные танцы вы знаете? (хоровод, кадриль, пляска)
Танец - является одним из самых древнейших видов искусства. Как и у любых событий в истории, у танца есть свои этапы развития. И на всех этих этапах танец сопровождали: изобразительное искусство, поэзия, устное и письменное творчество. Именно благодаря всем этим видам искусства мы смогли узнать о танцевальной культуре разных эпох и разных народов.
Но, мы сегодня остановимся на одном виде:
Хорово́д (карагод, танок,круг, улица) - древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действия. Распространён в основном у славян, но встречается (под разными названиями) и у других народов. Названия танца у разных славянских народов: коло (сербское), оро (македонское), коло (хорватское), хоро (болгарское).
Хороводом у восточных славян называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Приходятся в основном на конец весны - начало лета, но может быть и осенью.
Хоровод всегда был неотъемлемым элементом русской народной культуры. Издревле ни одно большое праздничное гулянье не проходило без веселых хороводов: люди брались за руки и образовывали круг, при этом еще громко били в ладоши.(Слайд-3,4,5,6,7,)
Национальная игра «Ойтулааш», также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением элементов движений танца и тувинских национальных частушек, скороговорок.
В древние времена у многих народов узоры были в основном похожи, так как они молились солнцу, почитали огонь, матушку-землю
-Давайте проверим наши предположения, и сравним знаки в росписи и рисунок танца.
Выводы по слайдам:
Педагог ИЗО: Посмотрите, а не кажется ли вам, ребята, что рисунок танца похож на орнаменты? (Слайд-8)(Слайд- 9)
Педагог хореограф:
Знак солнца (в росписи - это круги, а в танце - хоровод в один и два круга, спираль); Знаки воды (в росписи - волнистые и ломаные линии, а в танце - змейка);
Засеянное поле (в росписи ромбы и овалы с точками внутри, а в танце - прямые параллельные линии, которые в танце носят название - улицы, и лодочки);
Хлебные зерна (в росписи - веточки и колосья, а в танце - движения парами и тройками).
Педагог ИЗО:
- Что объединяет ИЗО с народным танцем?
- О чем мы с вами на занятии будем говорить? ( о народных росписях.)
-Какие элементы народных узоров, где они используются, в каких еще предметах народного быта мы увидели? (на тувинской национальной утвари: «когээржик», «домбу», «уур-бала» и т.д)
- Где еще можем увидеть подобный узор? Элементы какой декоративной росписи вы увидели?
-(Дымковской) (Слайд-10)
- Да, из всех декоративных росписей мы более подробно остановимся на росписи дымковской игрушки.
Дымковскую игрушку знают не только взрослые и дети в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Называется она так потому, что родилась в слободе Дымково недалеко от города Кирова. Разными ремеслами занимались ее жители, но игрушечное дело привилось здесь лучше всего. Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки.
Обычно они были в виде сказочных животных - это петушки, козлики, уточки, коровки, индюшки.
(Слайд-11,12) Народные мастера, особое внимание уделяли орнаментальной росписи, красивые Кокошники, платочки, шляпки и самое главное яркие, нарядные сарафаны или юбки. Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупные узоры.
(Слайд -13,14,15,16,17,18)
Методы и технологии изготовления барыни.
Подготовка к самостоятельной работе.
1 группа: У вас на столах есть шаблоны игрушки- барыня.
Прежде чем приступить к росписи игрушки, давайте посмотрим, как она расписывается. (слайд-17,18,19) Сначала черным рисовали волосы, наносили брови и глаза, три красных или оранжевых пятна - рот и щеки. Затем красили шляпку, кофту и завершалась роспись орнаментацией юбки.
В росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный.
2 группа: У вас на столах шаблоны национальной утвари «когээржик»
Украсить «когээржик» по своему усмотрению, с применением элементов народных узоров, в технике графики. ( тушью и пером или гелиевой ручкой)
(слайд-19) При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни, символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой - цвет неба.
Подготовка к самостоятельной работе.
1..На игрушке намечаете карандашом основные элементы (лицо, узор)
2.Раскрашиваете головной убор, жакет и один из элементов росписи на юбке одним из цветов.
3.Расписывается юбка
4.Рисуется лицо
5.Прорисовываются детали
Прежде чем приступить к практической работе, давайте проведем физ минутку!.
Самостоятельная работа. Роспись барыни и декорирование народными узорами в технике графики- «когээржик»
Итог урока:
-Посмотрите, какой красивый, пестрый хоровод у нас получился.
-Какие красивые, яркие узоры вы нарисовали!
-Какие красивые, четкие, узоры смогли изобразить в технике графики!
-Итак, ребята ,что вам понравилось сегодня на нашем занятии?
-Что самое интересное ,вам запомнилось.
-Какую роспись мы с вами изучили?
-В какой технике мы еще работали?
(роспись народных узоров кистью и народные узоры в технике графики)
-Чем похожи народный танец и народные узоры?
Педагог хореограф): Давайте мы закрепим наши знания в танце!
Все танцуют хоровод.
Посмотрите, какой красивый, пестрый хоровод у нас получился. Мы должны гордиться, что мы живем в России. « Россия и Тыва вместе навсегда!»
Молодцы ребята, спасибо! Вы сегодня хорошо поработали!
До свидания!