Конспект открытого занятия В здоровом теле, здоровый дух!

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психолого-педагогические задачи

Задача 1.Школьник-подросток, когда он занимается в техническом кружке или собирает дома транзистор или автомат с фотоэлементами, не совершает изобретений, обогащающих человечество, но, зато он очень часто делает открытие, изобретение для себя, когда он сам находит решение технических задач, уже известное взрослым.

Дайте характеристику технического творчества подростка на основе гуманистического, личностно-ориентированного подхода в обучении и развитии учащихся.

Задача 2. Родителей может иногда даже ввести в заблуждение убежденность сына или дочери в том, что они хотят быть конструктором, инженером. Однако отнюдь не всегда такие слова совпадают с реальными действиями, с поведением детей, например с тем, какие книги они читают, как относятся к занятиям по физике и машиноведению, чем занимаются дома в свободное время, какие кружки себе выбирают

В чем состоят особенности развития технических способностей в подростковом возрасте? На что педагогам и родителям в данном случае стоит обращать свое внимание?

Задача 3.Ученик VI класса Саша П. так выразил свое самое большое желание: «Хочу стать хорошим конструктором». Классный руководитель рассказывала о нем: «Очень много читает по физике и механике; дома строит с товарищем модели парусников и паровых яхт. Довольно часто ходит с отцом в Политехнический музей и знакомится с устройством и работой различных механизмов и приборов».
Как продолжить родителям и учителям поддерживать интерес подростков к технике?

Задача 4.Для успешного изготовления механизма или той или иной сложной детали у школьника должно быть более или менее отчетливое пространственное представление будущей работы, иначе неизбежно возникнут ошибки, которые приведут к неудаче. Одному семикласснику было предложено представить себе вращающееся тело, которое состоит вверху из конуса и имеет продолжение в форме цилиндра. И он изобразил его на бумаге в виде яйца! Совершенно понятно, что он не смог изготовить простую техническую деталь требуемой формы.

Какую роль пространственное представление играет в развитии технических способностей у школьников? Какие факторы влияют на формирование пространственного представления?

Задача 5.Способности к технике не так отчетливо выражены в раннем возрасте, как, например, способности к музыке или математике. Мы знаем о таких великих композиторах, как В. Моцарт, Л. Бетховен, П. И. Чайковский, что они уже в четырех-шестилетнем возрасте создавали музыкальные пьесы. Технические же способности обычно формируются в более зрелом возрасте, чем музыкальные или математические способности.

Каковы особенности развития технических способностей? Что способствует более позднему их проявлению?

Задача 6.

  1. Вот что рассказывает о своем детстве известный изобретатель В. А. Дегтярев: «За зиму я научился бойко читать, писать и считать, а лето опять проводил в дедушкиной кузне. Как-то в воскресенье отец повел меня в город, и там, у дома одного купца, мы увидели фонтан. Всю дорогу я приставал к отцу с вопросами: откуда берется вода, почему она идет вверх, что ее разбрызгивает? Отец подробно объяснил мне устройство фонтана. Не говоря никому ни слова, я притащил со свалки несколько старых водопроводных труб, стал подгонять их друг к другу, свинчивать, прилаживать. Вскоре на той же свалке я отыскал мятый, заржавленный бак. Взгромоздив его на крышу, скрепив кран проволокой с трубой и прочно замазав замазкой, я распорядился: «Ну, ребята, таскайте воду». Скоро бак был до краев наполнен водой. Я торжественно открыл кран. Все застыли, пораженные неожиданным зрелищем, из трубы высокой струйкой била вода.
    - Стой, ребята! - закричал я. - Это не то, надо, чтобы вода разбрызгивалась!

Ребята нехотя разошлись, а я заперся в дедовской кузне и стал мастерить из жести высокий конус. Приладив его к трубе, возвышающейся над клумбой, я положил в него мячик. Вечером, когда пришел отец и собрались соседние ребятишки, над клумбой взвился бисерный столб воды.
Мальчики от удивления открыли рты, а отец осмотрел устройство фонтана и в награду дал мне двугривенный на пряники».

2)Мальчик попросил отца купить игрушечное паровое судно. Отец оттягивал покупку и предложил сыну самому построить модель парусной лодки, что и было сделано с небольшой помощью отца. Но лодка перевертывалась в воде. Мальчик стал доискиваться причины. Отец объяснил, что для постройки лодки надо знать законы механики и разбираться в чертежах. Сын стал внимательно вглядываться в рисунки и чертежи кораблей. Повысился его интерес к черчению и физике. Он построил ряд моделей, и они уже не перевертывались. Появился интерес к военной истории и морским сражениям. В старших классах мальчика всерьез заинтересовали законы судостроения, которые он умело применял в моделировании кораблей. (По П. М. Якобсону)

Какую роль оказывают родители в развитии технических способностей у детей?

Задача 7.Дошкольникам в качестве строительного материала были даны различной формы кубики, пирамиды и т. п. Сначала детям предложили строить конструкцию из розданного материала по готовому образцу. Когда они взялись за выполнение работы, то не очень вдумывались в задание и не пытались разбираться в деталях конструктора. Дети лишь следовали готовому образцу и делали это неточно. А вот когда им был предложен образец иного типа (он давал лишь представление об общем виде сооружения, так как отдельные части не были на нем видны), то дети начали пытливо разбираться в заданной им модели: стали искать, из каких же деталей она состоит.

Какие методы обучения дошкольников способствуют формированию у них технического мышления?

Задача 8.Мы знаем, что младшие школьники не только очень любят технические игрушки, но и занимаются техническими поделками. Они строят из пластилина, глины, щепочек, дощечек модели автомобилей, самолетов, ракет. Но если семи-восьмилетние дети строят такие модели, которые передают лишь внешний вид механизма, то дети 9-10 лет стремятся строить модели уже с действующими деталями.

Развитие каких познавательных процессов способствует формированию у младших школьников технических способностей?

Задача 9.Формирование уверенности в том, что он может браться за любую техническую задачу, подкрепленное реальным успехом (даже если в процессе работы бывают и отдельные неудачи), создает у него устойчивое желание решать новые и новые технические задания.

Как создать у ребенка ситуацию успеха в решении технических задач?

Задача 10.Некоторые родители считают, что область техники - это призвание лишь мальчиков, а девочкам ею заниматься не следует, даже если у них есть к этому явные способности и склонности. Это мнение глубоко неверно. Есть немало в нашей стране женщин - инженеров, ученых, сыгравших значительную роль в развитии техники. Поэтому правильно, например, поступает отец десятиклассницы Иры К., который вместе с дочерью собирает телевизор и миниатюрный радиоприемник. Ира - член школьного технического кружка, она легко составляет сложные электротехнические схемы, хорошо представляя себе требования, которым должен удовлетворять каждый узел этой схемы. И в этом проявляется ее развитое техническое мышление, умение на практике использовать свои знания по физике.

Есть ли гендерные различия в развитии технических способностей?

Задача 11.Продолжите следующие высказывания.

1. Даже если в детском возрасте и проявилась какая-то способность,

это совсем не является гарантией...

2. Чтобы способности реализовались, необходимо...

3. Нельзя говорить о наличии способностей к технике, если человека...

4. «Неспособность» к чему-либо обнаруживается, когда при прочих равных условиях человек...

5. При выраженных способностях родителей с большой вероятностью создаются...

6. Способность - это всегда способность к чему-то, к конкретной деятельности; задатки же сами по себе...

7. Задатки многозначны: один и тот же задаток может...

Задача 12. Какие из признаков хороших способностей (легкость и скорость усвоения знаний, умений и навыков; преодоление неблагоприятных жизненных обстоятельств; наличие глубокого интереса к определенной деятельности; высокая степень творчества в деятельности; раннее проявление способностей к определенному виду деятельности и т.д.) можно наблюдать в следующих примерах?

1. Софья Ковалевская, не зная еще первых четырех правил арифметики, решала задачи различными оригинальными способами. В возрасте десяти лет она освоила курс арифметики, преподававшийся в Пражском университете. Затем быстро овладела курсом алгебры и приступила к высшей математике. Интерес к алгебре был так велик, что она даже ночью вставала и изучала материал. Встретив в курсе физики тригонометрические понятия, Софья Ковалевская самостоятельно разобралась в них, в возрасте четырнадцати лет повторив путь открытия тригонометрии. (По А. Г. Ковалеву, В. Н. Мясищеву)

2. В 1969 г. в Киевском университете самым популярным из нескольких тысяч студентов был двенадцатилетний Саша Дворяк. Он успешно выдержал конкурсные экзамены и учился на I курсе механико-математического факультета.

Уже в четыре года он умножал, делил, извлекал корни, все устно; писать еще не умел. В школу он поступил семи лет, сразу во II класс, где занимался только месяц, в III классе учился, как все. За VI класс сразу сдавал экзамены. Среднюю школу закончил за пять лет с серебряной медалью. (Р. Зайцев)

3. Эварист Галуа, учась в классе риторики, решил впервые заняться математикой, он стал знакомиться с «Началами геометрии» Лежандра. Он читал страницу за страницей, и перед ним вставало здание геометрии. Читая быстро, он видел не только частные теоремы, но и их взаимосвязь, планировку целого. Он поймал себя на том, что угадывает, знает заранее, что будет сказано дальше.

Читая теоремы, он почти всегда молниеносно видел, как их можно доказать. Скоро он мог пропускать доказательства, многие теоремы он предвидел. У него было такое чувство, как будто он знает геометрию очень давно. На других уроках, в каждый свободный момент этого дня он читал, поглощая теоремы, по-своему доказывая их, по-своему рассуждая. Вечером, лежа в кровати с открытыми глазами, он ясно видел все теоремы, с которыми познакомился за день. На другой день он опять читал «Начала геометрии» и усвоил этот курс геометрии, рассчитанный на два года занятий, за два дня. (Л. Инфельд).

Задача 13. Какой важной психологической проблеме посвящены приведенные наблюдения и исследования? В чем заключается дилемма происхождения способностей? В чем убеждают вас приведенные примеры? Каковы их альтернативы? Обоснуйте.

А. В процессе биографических исследований, направленных на изучение родословных выдающихся представителей науки и искусства, были получены интересные факты. Так, было установлено, что прабабушка Л.Н. Толстого - Ольга Трубецкая и прабабушка А.С. Пушкина - Евдокия Трубецкая - были родными сестрами.

Пять крупнейших представителей немецкой культуры - поэты Шиллер и Гельдерлин, философы Шеллинг и Гегель, а также физик Макс Планк - состояли в родстве: у них был общий предок - Иоганн Кант, живший в XV веке.

Б. В родословной Иоганна Себастьяна Баха было более 26 музыкантов. Известны примеры одаренных семей и даже целых династий: Дарвинов, Джемсов и др.

В. При обследовании на Аляске эскимосских детей, не получивших образования и живущих в трудных условиях арктической пустыни, при научной постановке тестирования, выявили, что показатель их интеллектуального развития намного выше показателей для некоторых групп образованных и благополучных европейских детей (Дж. Брунер).

Г. При исследовании приемных детей, которые были усыновлены приемными родителями при рождении, оказалось, что, когда они стали взрослыми, их умственные способности (по результатам многих психологических тестов) существенно больше соответствуют умственным способностям их биологических родителей, нежели приемных (Р. Заззо).

Задача 14. Познакомьтесь с определениями способностей ведущих отечественных психологов. В чем вы усматриваете их сходство и различие? Обоснуйте свой ответ.

А. «Под способностями подразумеваются индивидуально-типологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» (Б.М. Теплов).

Б. «Способности - индивидуально устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям деятельности и нахождению (т.е. созданию) наиболее продуктивных способов получения искомых результатов в ней» (Н.В. Кузьмина).

В. Природные способности - «это не задатки, а то, что формируется на их основе» (А.Н. Леонтьев).

Г. «Способности - ориентировочные действия» (Л.Н. Венгер).

Д. «Способности - свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности» (В.Д. Шадриков).


© 2010-2022