Рабочая программа по внеурочной деятельности Город мастеров5 класс

Раздел Дополнительное образование
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по внеурочной деятельности Город мастеров5 класс

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Город мастеров» разработана для внеурочных занятий с учащимися 5 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров - реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития ученикам 5 класса технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Город мастеров» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Цель программы:

-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно - прикладного искусства.

-Формирование у обучающихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

-Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.

-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

- Приобщать школьников к народному искусству;

-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

-Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого - педагогических, физических особенностей детей.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биология (создание образов животного и растительного мира). При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.

Системно - деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Творческая мастерская» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации - в книгах, словарях, справочниках.

Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии.

На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ученик анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.

Следует помнить, что задача занятия - освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты, как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Содержание программы составлено на 34 часа (1 час в неделю). Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом.

Для реализации программы «Город мастеров» необходимо

тематическое оснащение занятий:

  • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы);

  • картины, плакаты;

  • готовые изделия;

  • оборудование для демонстрации презентаций: компьютер, мультимедийный проектор и др;

  • приспособления - бумага, клей, тесто и др.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально - логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей



Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

«Город мастеров»

Личностные универсальные учебные действия

У учащегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Учащийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Учащийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Учащийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Учащийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

- Достичь оптимального для каждого уровня развития;

- Сформировать систему универсальных учебных действий;

- Сформировать навыки работы с информацией.



Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы и делятся на три группы:

  1. Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы.

  2. Практические умения и навыки.

  3. Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.

Планируемые результаты по программе внеурочной деятельности "Бумажная пластика" будут трех уровней.

Первый уровень результатов:
- знания - название и назначение материалов; название назначение ручных инструментов; правила безопасности труда и личной гигиены;
- умения - правильно организовывать свое рабочее место; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; экономно использовать материалы;
- личностное развитие (воспитание) - приобретение воспитанником социальных знаний, обогащение своего опыта трудовой деятельности, отношения к занятию.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника со своим педагогом как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Формы работы: сообщение информации о материалах и инструментах, показ действия, беседы, экскурсии.

Второй уровень результатов:
- знания - приемы выполнения работы; средства для достижения результата;
- умения - анализировать изделие; работать по заданному образцу, технологическим картам, вносить коррективы;
- личностное развитие - формирование позитивных отношений воспитанника к базовым ценностям общества (таким как человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), получения опыта переживания и равноправного взаимодействия воспитанника с другими детьми на уровне детского объединения, класса, школы.

Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Формы работы: КТД, работа в группе и в паре.

Третий уровень результатов:
- знания - самостоятельное выполнение работы; составления алгоритма деятельности;
- умения - самостоятельное моделирование; составление алгоритма деятельности;
- личностное развитие - получение воспитанником опыта самостоятельного социального действия.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Формы работы: вручение подарков, сувениры семье, украшение класса к празднику.

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ в центре детского творчества, школы, детской библиотеке, создании портфолио, в которое включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для дорогих и близких людей, пожилых людей, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздников.





Тематическое планирование

Раздел

Кол-во часов

1

Вводное занятие. инструктаж по техника безопасности

1

2

Бумажная страна.

8

3

Тестопластика.

5

4

Нитевое плетение.

7

5

Поделки из бросового материала

5

6

Различные техники. Синтез. Мозайка

7

7

Выставка работ

1


Всего

34



Содержание программы

Программа состоит из 5 разделов:

  1. Бумажная страна (8ч)

Бумага и картон - самые доступные материалы. Из бумаги и картона можно сделать множество разнообразных вещей: модели и игрушки, другие полезные и интересные вещи. Работать с бумагой могут все. Сортов бумаги очень много. Они отличаются друг от друга прочностью и плотностью, толщиной, гладкой или шероховатой поверхностью, цветом и другими качествами.

  1. Тестопластика (5 ч)

Мягкость, пластичность, простота использования, доступность и дешевизна - вот свойства, которыми обладает соленое тесто. Из соленого теста можно делать и простые фигурки, и панно и, даже, целые картины. Для этого нужны лишь фантазия, художественный вкус и умелые руки.

  1. Нитевое плетение (7 ч)

Особенно полезны и увлекательны для детей занятия с нитями. Совершенствование движения рук развивает и многие психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память и речь детей, умение действовать по словесным инструкциям, контроль над собственными действиями.

  1. Поделки из бросового материала (5 ч)

Работа с бросовым материалом помогает детям приобрести навыки работы с различными материалами, развивает их творческий потенциал, но что самое главное - она учит беречь родную природу, воспитывает бережливость, развивает фантазию детей. При работе с бросовым материалом дети не боятся испортить дорогостоящий материал, они могут экспериментировать, пробовать различные техники и приемы обработки материала.

  1. Различные техники. Синтез (7ч)

Техника «мозайка» располагает большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, понимания цвета и его преобразования, воспитывают аккуратность и терпеливость. Используются в работе различные материалы: бумага, ткань, нитки и т.д.

Всего 34 часа.



Календарно-тематическое планирование

Тема

Материал

дата

Коррект.

1

Вводное занятие. Инструктаж по Т/Б. Виды бумаг, их свойства




2

Закладка для книги.

Цветная бумага, ножницы, клей.



3

Закладка для книги.

Цветная бумага, ножницы, клей.



4

Подарочная коробка

Открытки, цветная бумага, ножницы, клей.



5

Подарочная коробка

Открытки, цветная бумага, ножницы, клей.



6

Техника «Папье-маше». Тарелка.

Газета, клей, обклеиваемая форма.



7

Техника «Папье-маше». Тарелка.

Газета, клей, обклеиваемая форма.



8

Техника «Папье-маше». Тарелка.

Газета, клей, обклеиваемая форма.



9

Техника «Папье-маше». Тарелка.

Газета, клей, обклеиваемая форма.



10

Изготовление нитяных шаров.

Воздушные шары, нитки-ирис, клей ПВА.



11

Изготовление нитяных шаров.

Воздушные шары, нитки-ирис, клей ПВА.



12

Шар с цветочными вставками из бумаги.

Воздушные шары, нитки-ирис, клей ПВА. Цветная бумага, ножницы.



13

Изготовление нитяных шаров.

Воздушные шары, нитки-ирис, клей ПВА.



14

Украшаем ёлку. Новогодние шары.


Воздушные шары, нитки- ирис, клей ПВА



15

Украшаем ёлку. Новогодние шары.


Воздушные шары, нитки- ирис, клей ПВА



16

Украшаем ёлку. Новогодние шары.

Новогодняя мишура



17

Тестопластика. Инструктаж по т/б. Подбор рисунка-сюжета

Картинки, иллюстрации, книги, журналы



18

Приготовление теста.

Мука, соль, вода, клей ПВА.



19

Панно (по выбору)

тесто



20

Панно (по выбору)

тесто



21

Панно (по выбору)

Тесто, краски



22

Поделки из бросового материала. Виды материалов. Т/б.

Коробочки, диски, пластиковые бутылки, банки



23

Панно из компакт - дисков

Клей ПВА, гуашь, картон.



24

Морской мир. Лепка на диске.

Компакт-диск, пластилин, пайетки.



25

Животные из пластиковых бутылок

Пластиковые бутылки, гуашь, клей ПВА, ножницы.



26

Цветы из пластиковых бутылок

Пластиковые бутылки, гуашь, клей ПВА, ножницы.



27

Техника Мозика. Инструктаж по т/б. Подбор рисунка, материала

Книги, журналы, картинки, иллюстрации



28

Техника Мозика цветочная

Цветная бумага, картон, клей.



29

Техника Мозика цветочная

Цветная бумага, картон, клей.



30

Техника Мозаика. Черный лебедь.

Яичная скорлупа белого цвета, клей ПВА, чёрный картон



31

Техника Мозаика. Белый лебедь.

Яичная скорлупа белого цвета, клей ПВА, чёрный картон



32

Техника Мозаика. Бабочка

Ткань, клей ПВА, гуашь



33

Техника Мозаика. Бабочка

Ткань, клей ПВА, гуашь



34

Организация выставки работ

Работы детей











Методическое обеспечение программы.

При организации деятельности детей учитывается ряд психологических требований.

Каждая детская поделка может восприниматься как в качестве отдельного сувенира, так и входить в композицию, которую выполняет в процессе серии занятий один ребенок или целая группа.

Сложная композиционная работа требует тематического сопровождения.

В программе «Город мастеров» предполагается не только обучение изготовлению поделок, но и формирование у детей стремления доставлять окружающим людям радость. Они должны прийти к осознанию значения такой ценности, как способность дарить радость. Для этого необходимо создать условия нахождения детей в атмосфере радости, творческих открытий, игры.

В дидактическом смысле работа над композициями развивает умение выбрать общую цель работы, договориться о том, кто, что, каким образом и зачем будет делать.

Перечень необходимого материала и оборудования:

Клей ПВА и Момент, кисточки, иглы швейные, нитки швейные, компакт - диски, скорлупа яиц, цветная бумага, цветной картон, краски, мука, соль, вода, газеты, воздушные шары, ткань

Список литературы

  1. Афонькин, С.Ю./ Уроки оригами в школе и дома/ Афонькин, С.Ю, Афонькина, Е.Ю.//М.: «ООО фирма Аким», 1995;

2.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. - М.: «Аким», 1996.

3. Конышева Н. М. «Умелые руки»; «Чудесная мастерская»; «Наш рукотворный мир»; «Секреты мастеров».

4. Чаянова, Г./ Папье-маше/ Чаянова, Г.// Издательство: Дрофа-плюс, 2007;

5.Хананова, И./ Поделки из соленого теста/ Хананова, И.// Издательство: АСТ-Пресс, 2012;

6.Чаянова, Г./ Папье-маше/ Чаянова, Г.// Издательство: Дрофа-плюс, 2007;
























© 2010-2022