Программа дополнительного образования детей «Искусство плетения»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

В век технического прогресса, компьютерных и инновационных технологий проявляется недооценка художественно-эстетического воспитания детей. В последнее время эта негативная тенденция стала ярко отслеживаться в развитии детей, т.е. отсутствия у них художественного воображения, образного мышления, художественных умений и навыков и недостаточное знание наших народных декоративных промыслов. Общепризнано, что необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного творчества в педагогической работе с детьми. Народное искусство обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Декоративно-прикладное творчество, как часть народного искусства веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры. Различные виды декоративно-прикладного творчества способствуют развитию художественного мышления, творческого воображения, наблюдательности. Труд тесно связан с творчеством, что очень важно для эстетического и трудового воспитания подрастающего поколения. Через освоение различных граней прекрасного мира декоративно-прикладного искусства, через познание законов красоты и гармонии у детей и подростков прививается интерес и любовь к труду.

В настоящее время при выборе профиля обучения увеличивается интерес школьников к дизайнерской и художественной деятельности.

Вышеозначенная проблема и благотворное влияние декоративно-прикладного искусства в развитии детей и подростков выявило потребность в разработке образовательной программы, которая объединяла бы различные виды декоративно-прикладного искусства.

Программа «Искусство плетения» вводит ребенка в удивительный мир творчества. С помощью таких видов художественного творчества, как бисероплетение, ниткография, макраме и вязание дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, и с окружающим миром.

Предлагаемая программа имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь доступным для детей, декоративно-прикладное творчество, обладая необходимой привлекательностью, не потеряло своей актуальности в наше время.

Новизна программы в том, что она, являясь разнообразной (или многоступенчатой) по структуре, позволяет осваивать несколько смежных направлений декоративно-прикладного искусства, что предоставляет больше

возможностей для творческой самореализации обучающихся. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние и может быть, будет способствовать осознанному выбору будущей профессии.

Актуальность образовательной программы состоит в том, что она расширяет возможности в развитии креативных возможностей детей, стимулируют их познавательную деятельность не только в области декоративно-прикладного искусства, но и в художественно-оформительской.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью позитивного воздействия на ребенка за счет его творческой самореализации в процессе обучения данными видами рукоделия. Занимаясь по программе, дети не только осваивают ремесла, но и реализуют свой творческий потенциал.

Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи программы:

Обучающие:

- познакомить с видами декоративно-прикладного искусства - бисероплетение, ниткография, макраме и вязание;

- обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;

- познакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, материаловедения и цветоведения;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы с нужными инструментами, приспособлениями и материалами;

- познакомить с основами проектной деятельности и показать школьникам место и значение художественного проектирования при создании современных изделий.

Развивающие:

- способствовать развитию художественно-творческих способностей детей, фантазии и зрительно-образного мышления;

- развивать самостоятельность в решении творческих задач;

-развивать художественный вкус.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, предприимчивость, культуру поведения и бесконфликтное общение;

- способствовать воспитанию творческой активности;

- сформировать чувство самоконтроля.

Для реализации заявленной цели и задач в рамках программы планируется использование следующих принципов:

- доступность и последовательность,

- от простого к сложному,

- учет индивидуальных особенностей,

- креативность,

- практическая направленность,

- результативность,

- наглядность,

-межпредметность,

- связь теории с практикой.

Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественной направленности «Искусство плетения». Развитие творческих способностей детей на занятиях «Искусство плетения» невозможно представить без интеграции различных школьных предметов Педагог не только опирается на имеющиеся у воспитанников знания, полученные в школе или детском саду, но и сам сообщает информацию по различным школьным предметам при изучении с воспитанниками нового материала по рукоделию, так как в объединение приходят дети, начиная с шести лет. Что, конечно же, требует от преподавателя постоянного совершенствования собственных знаний по различным школьным дисциплинам и расширения своего кругозора.

На первом же занятии дети знакомятся с историей декоративно-прикладного творчества, которая неразрывно связана с историей развития человечества: от первобытнообщинного строя до наших дней, что благотворно влияет на формирование целостной картины мира в сознании обучающихся. Далее воспитанники пополняют свои знания в цветоведении: изучают хроматические и ахроматические цвета, осуществляют подбор цветовых сочетаний бисера и нитей в зависимости от фактуры и толщины. Подобные сведения пригодятся и в школе на уроках изобразительного искусства. А сведения по правилам техники безопасности при работе с проволокой, леской, нитью, инструментами: ножницами, кусачками, круглогубцами, иглой напрямую пересекаются с ОБЖ.

На занятиях детям необходимы элементарные знания чисел и цифр для счёта набранных бусин в изделии и чтения схем, знания различных геометрических фигур и понятий, а умение различать прямую и волнистую линии пригодится при составлении эскизов.

Декоративно-прикладное творчество неразрывно связано с такими школьными предметами, как биология и география. Как правило, из бисера плетутся цветы, деревья и животные (насекомые). При изготовлении деревьев воспитанники изучают составляющие части дерева: корни, ствол, ветви, листья, хвоя, крона. Изучают формы крон и силуэты деревьев различных природных зон. Перед началом плетения даже самого простого цветка из бисера или ниток педагог знакомит детей с общим строением цветов: пестик, тычинки, лепестки, чашелистики, листья, стебель. Без знаний о строении животного или насекомого, о количестве конечностей, форме туловища, его расцветке так же невозможно выполнить реалистичную фигурку. При изучении видов украшений и способов плетений, дети знакомятся с различными странами и народностями, населяющими их.

Межпредметная связь на занятиях «Искусство плетения» повышает качество знаний учащихся; повышает и развивает интерес учащихся к школьным предметам; расширяет кругозор учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала; приобщает ребят к научно - исследовательской деятельности, способствует развитию творческих возможностей учащихся.

Особенность программы заключается в том, что она является комплексной.

В программе сделан акцент на комплексный подход к содержанию:

- объединение известных и малоизвестных техник, способов при изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства;

- формирование у обучающихся специальных знаний в области рукоделия, необходимых для осуществления инновационных процессов в декоративно-прикладном творчестве;

- организацию образовательного процесса на основе компетентностно-деятельного подхода: осуществляется индивидуальная проектная и творческая работа, формируются специальные компетенции воспитанников.

Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному ремеслу).

Данная программа рассчитана для детей от 6 до 12 лет. В зависимости от целей и задач, стоящих перед педагогом, контингент учеников может быть переменным (от 3 до 12 человек) и определяется с учетом склонностей и запросов детей. Основным методом обучения является групповые и индивидуальные занятия. Групповые занятия проходят с детьми в полном составе 10-15 человек. Индивидуальные занятия с детьми предусматриваются в группе с переменным составом (от 3 до 5 человек).

Программа рассчитана на 1 год обучения, которая предусматривает постепенный переход от одной техники плетения к другой, более сложной, от одной схемы (упрощенной) к другой (усложненной). Предусмотрена реализация программы на базовом уровне, т.к. направлена на освоение определенного видов деятельности, развитие интересов и навыков детей по данным видам декоративно-прикладного творчества.

Во время обучения обучающиеся осваивают и закрепляют базовые знания, понятия, приемы и навыки по технологии изготовления изделий, составления сюжетно-творческих композиций по образцу, знакомство с проектной деятельностью.

Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Итогом освоения каждого раздела программы является выставка работ учащихся.

Формы и режим занятий.

Программой предусмотрены следующие формы организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах. В процессе занятий руководителем в рамках программы все формы и методы взаимообусловлены и применяются в комплексе. Вместе с такими методами, как рассказ, объяснение, беседа, задание, используются наглядно-иллюстративные: показ изделий, демонстрация наглядных пособий, образцов, фотографий, схем.

Общее количество часов в год - 216 ч. (3 раза в неделю по 2 часа).

Продолжительность занятий для детей 6 лет - 35 мин.,

с 7 до 12 лет - 45 мин.

При организации учебно-воспитательного процесса важно уделять внимание здоровье-сберегающим приемам:

- использование физкультминуток и перемен с подвижными играми;

- проведение зарядки для глаз и пальчиковой гимнастики;

- проветривание, влажная уборка помещения;

- чередование занятий с высокой и низкой активностью;

- взаимодействие с семьей.

Ожидаемые результаты.

К концу освоения программы обучающиеся должны

Знать:

- основные технологические приемы работы с бисером и нитками;

- информационную культуру (правильно читать схемы, записи узоров);

- правила основы композиции и цветоведения;

- технологическую последовательность изготовления изделий;

- плавила закрепления и наращивания нити в вязании и макраме;

- правила организации рабочего места;

- инструкцию по технике безопасности при работе с иглами, ножницами, проволокой, кусачками.

Уметь:

- пользоваться различными технологическими картами (схемы, орнаменты узоры) и составлять рабочие рисунки самостоятельно;

- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

- составлять композиции согласно правилам;

- переносить свои знания, умения и навыки в практическую ситуацию, выполнять индивидуальные творческие работы;

- проявлять свою познавательную и творческую активность, креативность, образное мышление;

- работать в группе и самостоятельно;

- анализировать, контролировать, организовывать свою работу;

- бережно, аккуратно работать с материалами и инструментами;

- правильно и безопасно пользоваться инструментами;

- применять свой художественный и эстетический вкус;

- изготавливать изделия по своему замыслу, создавая авторские работы, начиная от эскиза до конечного результата;

- применять полученные навыки коммуникативной культуры по отношению к окружающим.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- контрольные занятия;

- защита творческих проектов;

- защита портфолио;

- конкурсы, выставки работ.















Учебно-тематический план



п/п

Название раздела.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение.

2

2

0

2.

Бисероплетение.

102

18

84

3.

Ниткография.

26

6

20

4.

Изонить.

20

4

16

5.

Макраме.

12

2

10

6.

Вязание.

52

8

44

7.

Итоговое занятие. Защита проектов.

2

2

0


Итого:

216

42

174



Содержание программы.


  1. Введение.

Основные теоретические сведения.

Краткие сведения из истории старинного рукоделия и видах декоративно-прикладного творчества.


  1. Бисероплетение.

Основные теоретические сведения.

Оборудование рабочего места. Безопасные приемы труда и санитарно-гигиенические правила. Инструктаж по охране труда.

Значение бисерных изделий в жизни человека. История развития бисерного рукоделия. Возможности бисерного рукоделия. Рабочее место бисерщицы. Материалы (бисер, бусы, стеклярус, проволока, леска), инструменты и приспособления для работы бисером. Основные приемы низания бисера. Цветовая гамма.

Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления объемных фигурок животных и сказочных героев: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Анализ моделей. Зарисовка схем. Знакомство с беспроволочной техникой плетения бисером: (полотно, ажурное плетение, ткачество на станке, «мозаичное низание»), составление орнамента, узора. Построение орнамента на схемах. Понятие «бонсай». Анализ образцов. Техника выполнения элементов бонсай. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Бисерная скульптура: плоские и объемные изделия из бисера.

Практическая работа.

Основные приемы низания бисера. Плетение на проволоке (техники - параллельная, игольчатая, петельная). Плетение узора по составленным и готовым схемам. Составление и зарисовка схем. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов интерьера. Выполнение комплектов изделий (колье, браслет, серьги), используя беспроволочную технику плетения бисером.


  1. Ниткография. Изонить.

Основные теоретические сведения.

Что такое ниткография. Основные приемы ниточного дизайна. Инструктаж по ТБ. Разнообразие нитей по структуре и цвету. Основные приемы работы. Основы цветоведения и материаловедения, законы композиции, правила оформления работ.

Практическая работа.

Составление коллекции нитей. Знакомство с приёмами «жгутики», «шарики», «пучки», «ломтики». Выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов. Подбор простых композиций. Перевод эскизов на основу. Работа по алгоритму. Оформление предметов в технике «ниткография». Пейзаж. Выполнение работ: пейзаж, птица.


  1. Изонить.

Основные теоретические сведения.

Название, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов, техника безопасной работы с ними.

История развития данного вида творчества. Законы заполнения простейших геометрических фигур. Понятие: цветовой круг, простейшие понятия цветосочетания. Основы технологии изготовления изделий в технике «Изонить». Основы цветоведения и материаловедения, законы композиции, правила оформления работ.

Практическая работа.

Заполнение угла, окружности «на 3», дуги, спирали. Подобор композиции. Подбор ниток по цвету и подготовка их к работе. Изготовление картин в технике изонить.


  1. Макраме.

Основные теоретические сведения.

История макраме. Инструменты и приспособления для работы. Виды узлов.

Практическая работа.

Расчет нитей на изделие. Выполнение простых узлов. Изготовление рыбки, черепахи, кашпо для цветов в технике макраме.

  1. Вязание.

Основные теоретические сведения.

Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком в современной моде. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Инструменты и материалы для вязания крючком. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Чтение схем.

Практическая работа.

Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Набор петель крючком. Выполнение различных петель: начальный ряд, воздушные петли, столбик с накидом, столбик без накида, полустолбик. Выполнение мотивов. Изготовление образцов вязания крючком. Вязание изделий: чехол для телефона, прихватка, игрушки.

7. Защита проектов. Итоговое занятие.

Подготовка работ к выставке, защита проектов.

























Методическое обеспечение программы.






Раздел программы



Формы занятий

Приемы и методы, используемые при организации учебно-воспитательного процесса



Дидактический материал



Техническое оснащение занятий



Формы подведения итогов

1.

Введение.

Виды декоративно-прикладного творчества.

Групповая, рассказ, беседа.

Словесный, наглядный

Инструкции по ТБ. Презентация, образцы работ декоративно-прикладного творчества, специальная литература

Ноутбук, проектор

Опрос

2.

Бисероплетение.

Индивидуальная рассказ, беседа, показ

Словесный, наглядный практический, работа со схемой.

Образцы работ, опорные схемы, специальная литература

Ноутбук, проектор, бисер, проволока, круглогубцы. ножницы, иглы для бисера, станки для ткачества из бисера

Опрос, выставка

3.

Ниткография

Индивидуальная рассказ, беседа, показ

Словесный, наглядный практический.

Инструкции по ТБ. Презентация. Образцы работ, специальная литература

Картон, нити,

ножницы, клей.

Опрос, выставка

4.

Изонить.

Индивидуальная рассказ, беседа, показ

Словесный, наглядный практический.

Образцы работ, специальная литература.

Картон, нити,

ножницы, иглы.

Опрос, выставка

5.

Макраме.

Индивидуальная рассказ, беседа, показ

Словесный, наглядный практический.

Образцы работ, специальная литература.

Ножницы, нити.

Опрос, выставка

6.

Вязание.

Индивидуальная рассказ, беседа, показ.

Словесный, наглядный практический, работа со схемой.

Образцы работ, специальная литература, схемы.

Крючок, нити, ножницы, схемы.


7.

Итоговое занятие. Защита проектов.

Групповая

Диагностический, словесный


Ноутбук, проектор

Выставка



Основой организации образовательного процесса является личностно-ориентированная, проектная и информационно-коммуникационная педагогические технологии.

Применение личностно-ориентированной технологии позволяет ставить учащегося перед выбором: материалов, инструментов, вариантов композиции, цветового решения, сложности задания и т.д.

Поисковая деятельность и работа над проектом - от эскиза до готового изделия позволяют научить учащихся приемам самостоятельной работы.

Информационно-коммуникационные технологии будут способствовать увеличению зрительного ряда, сопровождающего знакомство с разными видами рукоделия, разнообразием творческих работ.

На занятиях будут использоваться дидактические материалы, работы педагога и детей.

Для занятий по «Искусству плетения» необходимо наличие определённой материально-технической базы: столов, стульев, доски, достаточного освещения в соответствии с нормами СанПин 2.4 для учреждений дополнительного образования детей.

В ходе реализации программы используются следующие материалы, приспособления и инструменты:

- ножницы, круглогубцы, иглы для бисера и нитей, крючок для вязания;

- нити и проволока для плетения и вязания;

- картон, клей ПВА, бисер, стеклярус, бусины, натуральные камни, фурнитура;

- станки для ткачества из бисера;

- поролон и синтепон для набивки вязанных игрушек;

- корзиночки и коробки с бортиками для работы с бисером.

Занятие содержит организационную, теоретическую и практическую части. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера о красоте и многообразие элементов разных видов рукоделия, возможностях языка этого вида искусства. Теоретическую и практическую части занятий можно менять и комбинировать в зависимости от изучаемой темы. В целях поддержания устойчивого впечатления и активации учащихся, необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий и технических средств обучения.

Практическая работа лежит в основе всех видов деятельности, где учащиеся приобретают трудовые навыки и умения, самостоятельно выполняют работы, проявляя свои творческие способности на основе полученных теоретических знаний. Наряду с этим у детей развиваются навыки самоконтроля. При проведении практических занятий педагог должен следить за правильным исполнением оборудования, показывать приемы работы с инструментами, помогать разобраться в схемах и рисунках.

В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль выполняемой практической работы. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной работы.

Учащиеся участвуют в оформлении кабинета, выставках, конкурсах.

Программой запланированы воспитательные мероприятия, формы проведения разнообразны, учитываются возрастные особенности детей.

План воспитательной работы


Мероприятие

Цель

Форма проведения

Сроки проведения

1.

Выставка-реклама

Вовлечение детей в творческие объединения

Выставка

Август-сентябрь

2.

Организационное родительское собрание

Знакомство и привлечение родителей к работе творческого объединения

Беседа

Сентябрь

3.

Экологическая неделя, посвященная международному Дню защиты животных.

Формирование навыков бережного отношения к окружающей среде.

Беседа

Сентябрь

4.

Проведение и участие в мастер-классах

Реализовывать индивидуальные способности обучающихся

Мастер-класс

По плану каникул

5.

Конкурс «Черное море», посвященный Международному Дню Черного моря.

Воспитание познавательной активности, развитие творческих способностей

Викторина,

изготовление сувениров

Октябрь

6.

«Ко Дню матери»

Воспитание любви и уважения к родному человеку, развитие творческих способностей

Изготовление подарков

Ноябрь

7.

«Новогоднее древо»

Формирование традиций, развитие творческих способностей

Беседа, практическая работа

Декабрь

8.

«Дизайнерские ёлки»

Формирование традиций, развитие творческих способностей

Викторина, практическая работа

Декабрь

9.

Посещение выставок

Расширение кругозора, приобщение к миру прекрасного

Экскурсия

По плану каникул

10.

Выставка отчет (промежуточная аттестация)

Контроль освоения обучающимися программного материала

Выставка

Декабрь

11.

Участие в тематических ярмарках.

Реализовывать индивидуальные способности обучающихся

Выставка

В течение периода

12.

«Пасха в кубанской семье»

Развитие сохранности традиций, реализация творческих способностей детей

Практическая работа

Февраль

13.

«Птичий марафон»

Приобщение к миру прекрасного, развитие творческих способностей.

Презентация, практическая работа

Март

14.

«Зеркало природы»

Воспитание познавательной активности

Викторина,

выставка

Апрель



План работы на каникулы

(ноябрь)


Мероприятие

Цель

Форма проведения

Сроки проведения

1

Посещение городской выставки цветов.

Приобщение к миру прекрасного

Экскурсия

2 ноября

2

Виды рукоделия

Реализовывать индивидуальные способности обучающихся

Презентация, беседа

6 ноября


План работы на каникулы

(март)


Мероприятие

Цель

Форма проведения

Сроки проведения

1

Посещение музея

Приобщение к миру прекрасного

Экскурсия

март

2

Мастер- класс

«Фенечка для подружки»

Реализовывать индивидуальные способности обучающихся

Мастер-класс

март

3

«Птичий марафон»

Приобщение к миру прекрасного, развитие творческих способностей.

Презентация, практическая работа

Март

Список использованной литературы.


Для педагога:

М. Кузьмина Азбука плетения, Москва, 1993г.

А. Немати Красивые деревья из бисера, Москва, 2013г.

Т. Коссова Цветы из бисера, Москва, 2013г.

Журнал «Сделай сам» №4, Москва, 1991г.

Журнал «Сделай сам» №2, Москва, 1992г.

Энциклопедия рукоделия, Москва, 2005г.

Ю. Фомина 100 новых идей, Москва, 2000г.

Н. Суханова Картины из цветов, Москва, 2004г.

Е. Вирко Деревья из бисера, Москва, 2012г.

Юрова Е. С. Старинные русские работы из бисера. - М.: Истоки, 1995.

Ю. Лындина Фигурки из бисера. - М.: Культура и традиции, 2005

Ануфриева М. Я. Искусство бисерного плетения.- М.: Культура и традиции, 2002.

Федотова М. В., Валюх Г. М. Цветы из бисера. - М.: Культура и традиции, 2005.

Аполозова Л. Украшения из бисера. - М.: Культура и традиции, 1999.

Ж. Шквыря «Волшебные нитки» Ростов-на-Дону «Феникс» 2012г.

Лилия Бурундукова «Волшебная изонить» Москва «АСТ-ПРЕСС» 2011г.

Е.К. Шилкова «Вышивка по бумаги». Москва : РИПОЛ классик, 2012. …

Ю.С. Лещинская «Волшебная изонить» Издательство: Харвест 2011

Н. С. Шевченко "Волшебный крючок" Ростов-на-Дону "Феникс" 2003.

Н. В. Фарафошина "Художественное вязание" "Алфавит" 1993.

В.С. Кришталёва "Вязание узоров крючком" Москва Легпромбытиздат 1989. Т. Карпенко Вязание крючком, 160 узоров, Москва, 2013г.

М. Кузьмина Макраме, Москва, 1995г.

Журнал «Сделай сам» №4, Москва, 1991г.

Журнал «Сделай сам» №2, Москва, 1992г.

Вяжем сами, Москва, 1993г.

Вязание крючком и спицами, Москва, 2002г.

Энциклопедия рукоделия, Москва, 2005г.

Для учащихся:

Р. П. Гашицкая Волшебный бисер. Вышивка бисером, Ростов, 2001г.

Л. А. Маркман, Бисерная фантазия, Москва, 1999г.

М. В. Федотова, Цветы из бисера. Культура и традиции, Москва, 2004г.

Е. Вирко Деревья из бисера, Москва, 2012г.

Т. Коссова Цветы из бисера, Москва, 2013г. Т. Карпенко Вязание крючком, 160 узоров, Москва, 2013г.

М. Кузьмина Макраме, Москва, 1995г.

Журнал «Сделай сам» №4, Москва, 1991г.

Журнал «Сделай сам» №2, Москва, 1992г.

Вяжем сами, Москва, 1993г.

Вязание крючком и спицами, Москва, 2002г.

Энциклопедия рукоделия, Москва, 2005г.

© 2010-2022