План по внеурочной деятельности Тувинский язык для 2 класса с русским языком обучения

Раздел Дополнительное образование
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План дополнительных занятий по тувинскому языку 2 класса

№ урока

Тема урока

Основные цели:

Слова и понятия для активного усвоения, типовые предложения

Дата

1



Знакомство

  1. Научить детей правильно представиться незнакомому человеку и спросить его имя.



  1. Правильное произношение согласных Б-Д в начале слова.

Мен … мен.− Сен кым сен?

Бо, башкы, болур, балык, байырлыг, бичии; даг, дагаа, дыл, дөрт, диис, дилги.

2



Возраст

  1. Правильная постановка вопроса Сколько тебе лет?



  1. Знакомство с гласными звуками тувинского языка [ө] и [ү].

-Сен каш харлыг сен, Оля?

-Мен сес харлыг мен. А сен, Дима?

Бөрү, үгү, өг, болур, болбас

Кирип болур бе? Унуп болур бе?

3

Школа.

  1. Знакомство с вопросами Кто это? Что это?



  1. Правильное произношение при чтении долгих гласных.



  1. Воспитание культуры общения

Бо чуу-дур? - Бо эник-тир.

Бо кым-дыр? - Бо башкы-дыр.

Чүү келгенил? Күс келген.

Кым келгенил? Башкы келген.

Ча-чаа, чи-бичии, бер-бээр, ол-оол, өөренир,өөреникчи, өөредилге.

4

Урок.

  1. Научить правильному произношению звука [ң].



  1. Воспитание культурному общению.

Кичээл эгелээн. Коңга, кон-кон кылдыр эткен. Кымнар школага келгенил? - Уруглар школага келген.

Аң, оң, эң, оң,ачаң, аваң, адың, коңга.

5

Моя школа о мой класс.

  1. Умение правильно назвать свою школу, своего класса, культурное общение при знакомстве.

  2. Правильное употребление в речи слов в1,2,3-ем лице, единственном и множественном числе

Сен каш дугаар школада ооренип турар сен, Вова?-Сес дугаар школада.

Четтирдим, класста, школада, Каш дугаар? -Бир дугаар.

6

На уроке

Уметь правильно спросить о полученной отметке и как ответить.

Кандыг демдек алдын? - Беш алдым.

Тыва дыл кичээли.

Демдек, демдек салып турар, дөрт алды.

7

Учебные принадлежности

Научить правильно давать команду товарищам и выполнять их.

Дыннанар, сананар, номчунар, бижинер.

Ажыт-хаг.

_Ном кайдал? - Ол стол кырында чыдыр.Пеналда.

8.

В лесу.

Употребление в речи названий растений и животных во множественном числе.

Ыяштар унуп турар. Куштар эдип турар.

9.

Собираем грибы и ягоды.

Научить правильно ответить на вопрос Где? (в чем?)

Чораан, дыннаан, эткен, чыып турган, хек.

Каттар кайдал?-Каттар тавакта.

10

Летом

Научить детей правильно сообщить о летних каникулах, о летних занятиях и работах людей.

Чайын сен каяа турган сен? - Лагерьге турган мен. …балыктап турган. … каттап турган. …эштип турган.

Правильное произношение звука Д в начале и в середине слова.

Диис, диин, диш.- шыдыраа, балды, адыг, оолдар.

Азырал амытан.

11

Осенний урожай.

Знакомство с осенними работами людей, правильно назвать названий овощей. Воспитание трудолюбию и культурному общению.

Мен нога ажаап турган мен.Бо чуу деп нога-дыр?

Ногаа, чер, ажаап турган, дужут

12

Дикие животные

Произношение звука Г в конце слова глубоко, звонко и протяжно.

Употребление в речи слов с противоположным значением, обозначающих признак предмета.

Куштуг-куштуг эвес, кажар, кортук-дидим.

Бо ан улуг бе? - Бичии

Бо ан ак бе? - Кара.

13.

Осень.

Научить правильно определить признаки осени, выявить изменения в природе.

Кус келген. Сериин апарган.

Апарган, сериин, дужуп тур, бүрү, оът.

14

Погода

Умение следить за изменениями природы. Отметки о погоде по наблюдениям.

Агаар, бөгүн, дээр, бүргег, аяс.

Хат хадып тур. Чаъс чаап тур. Аяс хүн. Даштын соок (чылыг.)

15

Мой дом.

Знакомство со словами, имеющими Ъ. Научить правильному произношению слов с Ъ («скачущих» звуков)

Аът, оът, чаъс, каът.

Сен каш каът бажында чурттап турар сен? - Беш каът бажында.

16

Домашние животные.


  1. Произношение сочетаний букв ЧЫ - ЖЫ

  2. Знакомство с трудом животновода, воспитание к трудолюбию и любви к животным.

Мал, малчын, шилги, өстүрүп турар, ала, саанчы, аалчы, ажыл, бажын.

Инек, аът, хой, теве, өшку, сарлык.

17

Зимой

Употребление в речи слов, обозначающих признаки зимы, детских зимних игр.

Развитие внимания, умение наблюдать над природными изменениями и дружелюбное отношение друг другу .

Кыш, кышкы,кыжын. Час, часкы, чазын…

Соок апарган.чаапкан, кыска, дүн, хар.

Чунгу, чунгулаар, хаактаар.

Кыжын мен чунгулап турар мен.

18

Откуда ты пришёл?

Умение правильно говорить от первого или второго лица.

Сен кайыын келдин? - Мен школадан келдим.

Солун, парктан садыгдан, шөлден, келдим, келдин, алдым, алдын.

19

Дни недели

Знакомство с временными понятиями.

Бөгүн, даарта, болур, дүүн, улуг-хүн

Бөгүн кандыг хүнүл?-Бөгүн вторник.

Бөгүн каштың хүнүл? - Бөгүн декабрь бир.

20

Время

Научить правильно спросить время и ответить.

- Каш шак ирги, Вова? - чеди шак.

Чартык, үш шак чартык, четпес, дөрт шакка беш минут четпес.

21

Друзья

Умение рассказать о своем друге.

Мээн эжим, сээн эжин, найырал, чоок эжим.

Сээн эжин кымыл? - ийе, бар. Ону Толя дээр.

22

Вежливая просьба.

Научить детей вежливому отношению друг другу. Умение попросить какую-нибудь вещь.

Орлан, менээ номун берем. Ма, ап ал.

Номчууйн, ойнаайн, чурууйн.

23

Утром

Как спросить «Во сколько ты встаешь утром?» и ответить на вопрос.

-Сен эртен каш шакта турар сен?

-Чеди шакта турар мен.

24

Новый год

Умение поздравить с Новым годом.

Удавас Чаа чыл болур. Чаа чыл-биле!

25

Ёлку

Игра «Давайте украсим ёлочку!»

Умение употреблять в речи слов, отвечающих на вопросы Кто? Что? в един-ом и во множ-ом числе.

-Сен чуну азып кагдын, Катя?

-Мен койгунак азып кагдым.

26

Каникулы

Научить детей сказать, что они делали в зимние каникулы

-Сен канчаар дыштандын? - Эки.

Дыштанылга, хаактап, конькилеп, чунгулап турган мен.

27

Телефон

Как поговорить по телефону.

-Сен чуну кылып тур сен?

-Мен ойнап (кичээлдеп) тур мен.

28

Отдых

Как спросить, что ты будешь делать в воскресенье и ответить на вопрос.

-Улуг-хунде чуну кылыр сен?

-Хаактаар мен.

29

Приглашение

Как спросить «Когда ты придёшь?», «Когда пойдёшь домой?»

Кажан келир сен? Кажан чанар сен?

30

Игра

Игра «Теремок». Разыграть знакомую сказку.

Мен бичии куске чурттап турар мен.

Мен ногаан пага мен. Кирип болур бе?

31

Как спросить «Что ты ищешь?» « Я потерял ручку»

-Чуну дилеп тур сен?

- Демир-ужуум чидириптим

32

На улице

Как спросить «Как доеду до почты?»

- Кандыг автобус-биле почтага чеддер мен?

- Бир дугаар автобус-биле почтага чеддер сен.

33

В автобусе

Научить уступить старшим свое место и вежливо обращаться к ним.

-Олуруп корунер, кырган-авай (угбай,акый)

-Дамчыдып корунерем, угбай.

34

Автобусная остановка

Умение спросить «Выходите ли на следующей остановке?» и ответить «Да, выхожу»или «Нет, не выхожу»

-Дараазында дужер силер бе?

-Ийе, дужер мен.

-Чок, душпес мен.

35

Песня

Разучивание песенки «Бодаган» 1 куплет

Бопун, бопун, бопун-тендин челгилептер,

Бода, бода, бодаганым, могеннигбей.

36

Игра «Доктор Айболит»

Как спросить «Что у тебя болит?» и ответить.

- Чун аарып тур, адыг?

-Дижим аарып тур

37

Шагаа

Рассказать о празднике Шагаа.

Шагаа- тыва Чаа чыл байырлалы. Удавас Шагаа болур. Шагаа соонда чылыыр.

38

Развитие речи

Составление рассказа по картинке «В библиотеке»

Аржаана солун номну ап тур. Номну библиотекарь берип тур.

39

Добрые традиции

Умение соблюдать добрые традиции, обычаи предков.

Улуг кижинин мурну-биле эртпес.

Келген кижиге аяк шайны сунар.

40

Вопросы Где?

В чём? На чем?

Умение правильно указать, что (кто) где находится.

-Уруглар кайда ооренип турарыл?

-Уруглар школада (класста) ооренип турар.

41



Наша Тыва

Рассказы о Туве. Уметь рассказать о своем крае.

Хемнер, даглар, холдер, ыяштар. Бойдус, байлак, тывалар, торээн.

Бис Тыва Республикада чурттап турар бис.

42-43



Профессии людей.

Разучивание стишка о труде. Работа по картинкам.

Умение правильно рассказать о труде специалистов.

Эмчи эмнээр.Башкы ооредир.

Эмчи эмнелгеге ажылдаар. Башкы школага ажылдаар.

2ч.

44




Весна

Составление мини-рассказов по картинке на тему «Весной»

Чылыг час келген. Дээр аяс. Куштар чанып келген. Дамырактар ага берген.


45






Погода дня


Научить правильно определить погоду сегодняшнего дня.

Богун мартын он бир. Чылыг, аяс хун. Хат чок.

Хар эрээн.

-Богун агаар кандыгыл?

-Богун агаар аяс, чылыг (соок, бургег)

46





47

Что такое хорошо,что такое плохо.

Рассказы о себе.

Как вежливо попросить друга не делать плохие поступки.

Умение составить мини-рассказ о себе.

Озалдава , уреве, барба, бербе, алба, чорба, келбе, тутпа, кетпе, чытпа.

Озалдавас, уревес, барбас, бербес, албас…

Мен …мен. Сес харлыг мен. Кызыл хоорайда ооренип турар мен. Ол Тыва Республиканын тову. Чурук чуруурунга ынак мен.

48

Игра «Матпаадыр»

Разучивание слов пальчиковой игры «Матпаадыр»

Матпаадыр балыктаар,

Бажы-Курлуг от салыр

49

Тувинские загадки

Умение загадать и отгадать загадки друг другу.

Ала аъдым хыл кажаалыг.

Аргада ак баштыг ашак олур.

50

Летом

Рассказы о летних занятиях, играх детей.

Чайын эштир (маннаар, хемелээр, чадаг-терге мунар) мен.

51

Игры

Умение сказать, кто во что будет играть.

-Сен хоккей ойнаар сен бе?

-Чок, мен шыдыраа ойнаар мен.

52

Помогаем маме.

Как сказать «Кто как помогает своей маме?»

-Сен аванга дузалажып турар сен бе?

-Ийе дузалажып турар мен. Мен аяк-сава чуп турар мен.

53

Скоро каникулы!

Как спросить «Где ты будешь отдыхать летом?» и ответить на этот вопрос.

-Сен чайын каяа дыштаныр сен?

-Лагерьге дыштаныр мен. А сен, Гена?










Программа

дополнительных занятий тувинского языка

во 2-ом классе









Руководитель: Бегзи А В

По учебнику Бегзи Р Р «Мы учим тувинский язык»



© 2010-2022