Анализ урока интегрированного семи модулями Программы

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ниязова Сахинур Аскаровна

учитель русского языка и литературы

средняя школа имени Билала назима

Панфиловский район город Жаркент

Воспитатель должен себя так вести,

чтобы каждое движение его

воспитывало, и всегда должен знать,

чего он хочет в данный момент

и чего он не хочет.

А. С. Макаренко

Анализ урока интегрированного семи модулями Программы

Я хочу описать второй урок, именно этот урок, потому что мне удалось на уроке использовать все семь модулей.

При планировании урока "Чередование согласных звуков" я долго размышляла: как этот урок повлияет на обучение учеников? какие методы и приёмы я смогу охватить? удастся ли мне привлечь внимание детей? насколько комфортно они будут себя чувствовать на уроке? смогу ли развивать критическое мышление? правильно ли будут излагать свои мысли? Наконец, откорректировав этапы урока, чётко разграничив приёмы и методы я составила план, определила цель. Целью урока было: совершенствовать знания учащихся о способах чередования звуков.

Урок поставлен следующим образом:

Стадия вызова. Создание коллаборативной среды -психологический тренинг "Цепочка пожеланий". "Роль учителя в поддержке социальной вовлечённости в процесс обучения является решающей для развития обучения ученика" (Л.Выготский. Руководство с. 144).

Анализ урока интегрированного семи модулями Программы

Ученикам было комфортно взявшись за руки , глядя друг другу в глаза говорить добрые слова. Хочу отметить, что не все дети могли грамотно излагать свои мысли. Халмурат (наблюдаемый ученик) практически не говорит на русском языке, он чаще использует родной язык для выражения своей мысли. Вот по одному этому эпизоду мне стало понятно, что выпадает работа по совершенствованию устной разговорной речи. Я планирую: чтение по ролям применять чаще; давать на заучивание не только стихотворения, пословицы, поговорки, но и монологическую речь героев произведений.

Перед тем как сесть на свои места ребята выбрали стикеры с буквами определённого цвета и распределились по группам в соответствии с цветом.

Чтобы настроить учащихся на работу я предлагаю криптограмму -расшифровать девиз урока: "Не говори - не умею, а говори - научусь". Педагогическое правило: нужен лаконичный, яркий рассказ, намёк на интересное и важное, которое можно будет расшифровать.(Т. И.Гончарова, Искусство преподавания: концепции и инновационные методы обучения. А.К Мынбаева, З.М. Садвакасова Стр.114)

Дети с большим азартом разгадывали девиз. Бахтияр(наблюдаемый ученик) первым определил значение значков. Он рад, без сомнения, он отличник, он лидирует. Он управляет ситуацией на данный момент. Шифровка слова была составлена в соответствии с возрастными особенностями, чтобы они могли справиться с заданием. В их возрасте уже наблюдается любовь к сложностям, но данные значки и ряды букв направлены на развитие логического мышления. Ещё один нюанс этого задания заключается в том, что кроме логики им необходима и критика. Дети пытаются понять, они думают: как же в этой маленькой таблице может быть спрятан целый девиз. Какие же это слова? Таким образом я учу их критически мыслить. Каждая буква спрятана под определённым значком и находится в определённом ряду. Задание представлено на интерактивной доске, на программе Power Point . Чтобы ребята могли быстрее разгадать, я поощряю словами поддержки: Молодец! Умница! Ты верно говоришь!

Следующий шаг урока - проверка домашнего задания. Каждому ученику раздала вариативные тесты и разноуровневые задания. Каждый работал индивидуально. Затем ребята обменялись листами и проверили работы друг друга. Конечно же здесь мне не удалось моментально оценить работы учеников, чем вызвало затруднение в оценивании. На будущее, я в работе с тестами при проверке дам ключ и определённые листы с критериями, куда учащиеся должны вписать полученные баллы.

На стадии осмысления я решила продолжить работу в стиле загадки. На интерактивной доске высвечивается задание, где необходимо расставить буквы в словах.

Анализ урока интегрированного семи модулями Программы

Ученики выходят по одному к доске и записывают пропущенную букву, одновременно ведётся запись в тетрадях у других ребят. Ребята быстро справились с заданием. Им было интересно выходить к доске и писать на ней, используя специальную ручку, если буква оказалась неверной, то при помощи ручки брали ластик и стирали неверный ответ. На данном этапе было проведено формативное оценивание работ у первых трёх учащихся, им я раздала смайлики. Дилинур (наблюдаемый ученик) понравилось писать, она быстро определила какие буквы пропущены в словах. Ильшат, напротив не поняв задания поднял руку и вышел к доске, просто ему было интересно подержать ручку в руках.(после урока я оставила Ильшата и предложила ему пописать на доске, он остался доволен). Расставив правильно буквы в словах, учащимся были заданы вопросы наводящего характера. Отвечая на них ребята сами озвучили тему урока: "Чередование согласных букв". Для усвоения нового материала предлагаю работу по учебнику, самостоятельную. Задание было следующим: Прочитайте текст. Спишите расставляя буквы и недостающие знаки препинания. Данияру было трудно понять какие буквы пропущены в словах: хо...у, хо...еть(хочу, хотеть). Эту работу оценила формативно, раздала смайлики. Уже "наловчившись" и определяя чередование букв, я вижу: ребята готовы к работе в группе. Но прежде, чем они приступят к групповой работе, я предлагаю потанцевать(физминутка"Цыплята"). Физминутка была представлена на интерактивной доске(она была ориентирована на их возраст). Это позволило ребятам видеть и повторять движения цыплят. Халмурат(наблюдаемый ученик) на моё удивление прыгал вместе с ребятами, хотя на первых уроках я не могла его раскачать - вот, что значит коллаборативная среда.

При работе в группах предлагаю ребятам роль консультантов, и они с удовольствием оказывают помощь и поддержку «слабым» учащимся. Процесс групповой работы сплотил детей, каждый переживал за свою команду.- Давай быстрее! - Ну это же чередование!

-Можно всем выходить к доске?

Анализ урока интегрированного семи модулями Программы

Постеры детей были оформлены аккуратно и грамотно.

Момент защиты завлёк внимание детей целиком и полностью. Мне стало "завидно": а ведь меня так не слушали! Почему? - задаю себе вопрос. Ведь я предоставляла на уроке очень богатый иллюстрационный материал, с большим азартом рассказывала сказки по теме урока, задавала разные интересные задания, но моя ошибка заключалась в том, что я давала готовую информацию и ученики не прилагали усилий для её обработки. А теперь: ситуация изменилась кардинально, ученики добывают информацию самостоятельно и обрабатывают досконально. Они требуют оценки своей трудовой деятельности: внимание "публики".

Анализ урока интегрированного семи модулями Программы

Ответы учеников были уверенными, они отстаивали свои позиции доказывали какое фонетическое явление соответствует данному слову.

Оценивание работ проводилось путём показа большого пальца в определённом положении. И каждая группа заработала бонус - смайлик.

Анализ урока интегрированного семи модулями Программы

На следующем этапе ребятам была предложена работа по составлению синквейна. С этим заданием удачно справились более одарённые дети. Дилярам написала:

Звук

Гласный, ударный

Поётся, краснеет, помогает

Используется при составлении слова.

Билимжан написал:

Звук

Парный, твёрдый

Звучит, рычит, дрожит

В ушах у меня жжужит

Эта работа была оценина и формативно и суммативно, обоим учникам поставила пятёрки.

Стадия рефлексии проходила по этапам. Первый этап - это игра "Ты мне я тебе", группы задают друг другу вопросы и анализируют ответы. Каждая группа очень ревниво относилась к своим вопросам, и , если ответы оказывались не верными, то эмоции детей бурлили, как горные реки. Дилинур (наблюдаемый ученик) на вопрос: Какое фонетическое явление мы наблюдаем в словах книга - книжка; смогла отстоять свою позицию.

- В словах "книга - книжка" происходит чередование согласных букв. Буква"г" чередуется с буквой"ж".

- А почему? Может быть не чередуются, корень слова "кни". - сказал Асет.

Тогда Дилинур возмутилась:

- Нет! Корень слова "книг" и поэтому согласный "г" при изменении слова чередуется с буквой "ж".

Ребята спорили, анализировали ответы друг друга, но не враждовали, наоборот: они оценили ценность каждого ученика. У каждого из них были свои мысли, свои идеи.

Второй этап - оценивание. Ученики, подводя итоги формативного оценивания, подсчитывали смайлики , корректировали ответы друг друга и вывели суммативную оценку. Посредством оценивания имеющихся знаний и навыков учителя пытаются прогнозировать будущее поведение и развитие учеников.(Руководство.стр.162). С некоторыми оценками я была не согласна. Дети в этом возрасте не совсем объективно могут оценить. В будущем планирую разработать вместе с детьми критерии оценивания по определённым заданиям.

Третий этап - " Лестница успеха". учащиеся на стикерах пишут своё имя и приклеивают на "Лестнице успеха".

Анализ урока интегрированного семи модулями Программы

Каждый ребёнок почувствовал себя на уроке главным и важным, и никто из них не повесил стикер на "Спящую сову". Они смогли аргументировать свой выбор: каждый из них был прав в своём.

В заключительной части урока, учащиеся провели рефлексию того, что они знали, что узнали, что им было не понятно, оценивали свою работу.

Детям было предложено домашнее задание дифференцированного характера. Для более одарённых детей: написать эссе о буквах и звуках русского алфавита.

Анализируя урок, я пришла к выводу: многие дети не умеют рассуждать, они ждут готового решения от учителя. Дети привыкли работать по шаблону, получать знания от учителя, а не получать их самостоятельно, то есть они не были готовы к самообучению.

На вопрос, обращённый к детям: -"Понравилось ли им работать в группе?" Дети дали положительный ответ. Больше всего понравилось работать в группе детям с низким уровнем знаний, потому, что они получали знания в процессе общения со своими сверстниками. Те вопросы, которые составляли трудность у одних, было легко у других. То, что не знали одни, знали другие. На уроке прослеживается взаимообмен информацией, знаниями.

Закончился урок. Ребята разошлись. Я собираю листы ответов и замечаю, что при взаимопроверке Бахтияр исправил ошибки у Ильяса не ручкой, а карандашом. Я рада: ребята приучаются поддерживать друг друга. Он не зачеркнул ручкой, он не перечеркнул, а именно карандашом слабо надавив исправил ошибки. Да, ребята прислушались к мнению Халмурата, хотя раньше они его даже и не замечали. Как же было интересно расшифровывать криптограмму. Урок не прошёл даром. Я помогла им увидеть друг друга, научила слушать друг друга, привила чувство сопереживания. Мои детки уже умеют (благодаря этому уроку) правильно определять чередующиеся согласные. Научились творчески подходить к заданиям. На протяжении всего урока учащиеся думали, размышляли, спорили- критически мыслили. Мои ученики уходили после урока с конкретным багажом знаний, эмоционально довольными и более сплочёнными. Я на верном пути, в этом мне помог мой профессиональный рост на трёхмесячных курсах.

Но не всё так гладко, конечно же были и трудности:

1. языковой барьер;

2.деление на группы;

3.слабо прослеживается модуль "Обучение талантливых и одарённых";

4.каллиграфия.

Для того, чтобы эти трудности не встречались на следующих моих уроках, я запланировала ряд мероприятий:

1. чтение по ролям применять чаще; давать на заучивание не только стихотворения, пословицы, поговорки, но и монологическую речь героев произведений;

2.прививать эстетическое воспитание на примере литературных произведений;

3. В перспективе планирую разработать комплекс заданий и план работы для раскрытия талантов. Русский язык и литература как учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными детьми. Работу с одаренными детьми буду направлять на углубленное изучение предметов, на развитие способностей учащихся. Главная цель занятий - подготовка к олимпиадам различного уровня (городским и республиканским), к тематическим и творческим конкурсам, фестивалям; создание проектных работ, авторских презентаций с использованием новых коммуникационных технологий.

4. контрольное списывание, запись под диктовку самих учащихся.

В работе с детьми на уроках русского языка и литературы буду использовать разнообразные формы и методы работы, а также приемы ораторского мастерства; для практических занятий(урок закрепление) планирую подбирать материал повышенного уровня сложности и эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей ученика.

Педагогическая деятельность -это НАУКА и ИСКУССТВО. Искусство как высокая степень умения и мастерства в профессиональной деятельности, творчества в профессии. Поэтому только учитель с его неординарным мышлением, с креативным подходом, с высоким потенциалом, с чёткой позицией саморегуляции и с незыблемыми способностями лидерства может направлять детей на обретение самостоятельных знаний в современной системе образования. Новые методы и приёмы - это инструменты педагога, как скрипка у музыканта, скальпель у врача, компьютер у менеджера. (А.К.Мынбаева, З.М.Садвакасова "Искусство преподавания: концепции и инновационные методы обучения",стр.7)




© 2010-2022