Методические рекомендации по теме: Информационные технологии

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аттестационное задание № 1

«Информационные технологии»

Выполнила:

Ханова Альфина Байтуровна,

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

ЛГ МАОУ ДО «Детская школа искусств»

Пояснительная записка

В последние годы отмечается повсеместное распространение информационных технологий во все сферы деятельности человека, в том числе и во все области образования. Научные исследования свидетельствуют о том, что цифровые технологии и основательная педагогическая база могут помочь учащимся в освоении, как традиционных навыков, так и специальных компетенций, необходимых в 21 веке. В связи с этим, педагоги должны обладать навыками и необходимыми компетенциями в области информационных технологий, уметь работать в различных компьютерных программах. При выборе образовательных интернет ресурсов, они должны критически анализировать и быть уверенными в их полезности и эффективности, выбирать не то, что доступно, а то, что необходимо для достижения учебных целей. В образовательных учреждениях дополнительного музыкального образования также имеют место процессы информатизации. Такие явления во многом преобразуют саму систему образования, её составляющие и, тем самым, повышают качество, эффективность и доступность образования.

Информационные технологии не только обогащают обычные традиционные формы обучения, делая процесс образования более интересным, увлекательным, но и раскрывают перед учащимися новые области знаний, умений и навыков, необходимые им в жизни. Следовательно, у обучающихся значительно повышается мотивация к изучаемому предмету, к освоению новых информационных технологий, активизируются такие психологические процессы, необходимые для успешного обучения, как - восприятие, память, внимание, творческое и образное мышление и другие. Всё это является залогом успешного образования и воспитания учащихся музыкальной школы и в то же время ставит перед нами, педагогами, новые задачи в области методики преподавания, применения новых информационных технологий, современного медиа инструментария, в соответствии с поставленными задачами.

В пункте 3 статьи 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ определено, что педагогический работник имеет право на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; в пункте 1 статьи 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников», что педагогический работник обязан применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

Одной из профессиональных компетентностей педагога, которая может решать конкретные образовательные задачи, повышать познавательную активность и мотивацию обучающихся, является информационно-коммуникационная грамотность, включая компетенции:

  • владение приёмами информационных и коммуникационных технологий и созданию электронных дидактических ресурсов;

  • умение планировать и моделировать занятия с использованием ИКТ.

В данных методических рекомендациях вы можете ознакомиться с примерами цифровых образовательных технологий, которые может использовать педагог музыкальной школы или школы искусств, в своей деятельности; средствами, которые можно применить при подготовке и проведении занятий, с условиями эффективности применения ИКТ.

Основная часть

Методические рекомендации для молодого педагога по использованию информационных технологий при реализации образовательных программ

Внедрение информационных технологий в профессиональную деятельность педагогов стало неизбежным явлением. Компьютер позволяет значительно улучшить организацию учебного процесса, экономит время преподавателя как при подготовке к урокам, так и при проведении занятий. В базе компьютерных информационных ресурсов педагога, могут храниться лекции и планы на каждый урок, которые из года в год могут редактироваться, дополняться. Педагог может применять, моделировать в них различные педагогические методы и приёмы. В учебно - методическом комплексе дисциплины могут храниться и пополняться такие дидактические материалы, как:

  • разработки уроков, презентации, видео и аудио материалы;

  • различные виды и формы контроля знаний: тесты, аудио викторины, вопросы для анализа и другие.

Цель УМК: повышение качества освоения содержания учебного материала в соответствии с требованиями ФГТ и, предоставление учащимся полного комплекта учебно-методических материалов, как для самостоятельного изучения отдельных тем, так и освоения дисциплины под руководством педагога. Предлагаю ознакомиться с Учебно-методическим комплексом, разработанным мной по предметам «Сольфеджио» и «Теория музыки». Он состоит из следующих разделов:

  1. Рабочие программы дисциплин: «Теория музыки» и «Сольфеджио»

  2. Календарно-тематические планы

  3. Контрольно-измерительные материалы

  4. Методические рекомендации для самостоятельной работы

  5. Учебное пособие «Теория музыки в таблицах»

  6. Краткий теоретический материал

  7. Электронный учебник по компьютерной музыке

  8. Интерактивные тесты в программе My test

Данный учебно-методический комплекс как результат многолетнего опыта преподавания дисциплин музыкально-теоретического цикла, постоянно дополняется новыми дидактическими материалами, например, его можно дополнить учебными видео материалами.

Видео материалы могут транслироваться через компьютер на большой экран телевизора, подключенного к компьютеру или мультимедиа проектора, что значительно усиливает интерес учащихся к оперным и балетным постановкам и, тем самым, решает задачи применения метода визуализации учебного процесса. Так, например, на занятиях по предмету «Музыкальная литература», я использую облачные ресурсы для безопасного удалённого доступа учениками к аудио и видео материалам. Они могут посмотреть фильм о композиторе, прослушать аудио викторину, посмотреть оперу или балет. Доступ осуществляю через свой педагогический сайт [nsportal.ru/hanova-alfina-bayturovna] .

Страница сайта Музыкальная литература, посвящена ГОДУ РОССИЙСКОГО КИНО и содержит видеоматериалы по творчеству композиторов, оперные, балетные спектакли, которые были систематизированы мной по разделам:

  • Зарубежные композиторы

  • Русские и Отечественные композиторы

  • Оперы

  • Балеты

  • Музыкальная викторина

Раздел Аудиотека содержит репертуар к викторине, все записи можно скачать из облака на свой компьютер и слушать дома при подготовке к итоговой викторине.

С внедрением компьютера значительно облегчается процесс домашней подготовки ученика, возможность освоения им материала, пропущенного по каким-либо причинам. В нашем регионе это могут быть актированные дни, когда педагогу необходимо осуществить дистанционное взаимодействие с учащимися. Музыкальные произведения и теоретические сведения легко переносятся на современные цифровые носители для домашнего воспроизведения и изучения. Таким образом, ученик может наверстать упущенное, дополнительно позаниматься или самостоятельно подготовиться к опросу, контрольной викторине, тесту, олимпиаде. Для того, чтобы взаимодействовать с учащимися через Интернет, педагог может использовать облачные ресурсы. Облачные технологии открывают новые возможности взаимодействия преподавателя с учащимися, и получить возможность удалённого доступа к дидактическим материалам. Что такое облако и всё про облачные технологии вы можете узнать на сайте: ooblako.ru/.

Так, на занятиях по предметам «Сольфеджио» и «Слушание музыки», я использую облачные ресурсы. С целью решения наиболее актуальной и значимой проблемы по организации выполнения учащимися домашних заданий по сольфеджио, размещаю задания в облаке на Яндекс диске электронной почты и, через свой педагогический сайт осуществляю безопасный доступ к ним моим ученикам и родителям.

В современном обществе сложилось мнение о предмете «Сольфеджио», как о самом «скучном и нелюбимом» детьми. Хочу опровергнуть этот стереотип, и, предлагаю вам использовать на занятиях сольфеджио игровые учебные Мультфильмы, которые очень нравятся моим ученикам.

Информационные технологии в образовании рассматриваются как комплекс электронных средств и способов их применения в процессе обучения. На данном этапе значительная часть образовательных и информационно-справочных программ относится к категории мультимедиа.

Мультимедийными ресурсами принято считать: электронные библиотеки, энциклопедии; нотные архивы; музыкальные антологии, виртуальные музеи, каталоги обучающих музыкальных программ, электронные пособия, тренажеры и тому подобное.

Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудио-эффектов под управлением программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств. Они объединяют в себе текст, звук, графику, фото и видео в одном цифровом представлении. Это один из самых распространенных способов применения информационных технологий в образовании. В музыкальной школе, данный способ используется на занятиях дисциплин музыкально-теоретического цикла. Это фильмы о творчестве композиторов, видео исполнения того или иного симфонического произведения, оперы. На занятиях по сольфеджио могут использоваться дидактические видео материалы - это аудио и видео-диктанты, слуховой анализ в аудиофайлах, обучающие видео-презентации и т.д.

Наиболее интересным и эффективным применением мультимедиа является интерактивное обучение. Интерактивность - взаимодействие, подразумевающее обратную связь. Интерактивность обучения показывает как быстро и удобно человек может взаимодействовать с помощью интернет ресурсов с другим человеком. Сегодня активно развиваются различные виды интерактивного обучения: online обучение, различные дистанционные занятия, курсы, конкурсы, олимпиады, конференции и многие другие виды и формы образовательной деятельности.

Информационные технологии обучения предполагают использование различных программных средств. Их довольно много и, в зависимости от их назначения могут быть использованы:

  • компьютерные учебники

  • уроки

  • программные тренажеры (репетиторы)

  • контролирующие (тестовые)

  • информационно - справочные: демонстрационные, учебно-игровые и многие другие средства, соответствующие учебным задачам и целям.

Все эти программные средства направлены на оптимизацию учебного процесса, привнесение разнообразия в подачу материала и повышение эффективности обучения в целом. В связи с этим, возникает проблема овладения педагогами всеми перечисленными выше технологиями и программными средствами.

Методическими возможностями информационных технологий принято считать:

  • визуализацию знаний; индивидуализацию и дифференциацию обучения;

  • возможность включиться в разработку и реализацию сетевых проектов, расширения образовательной среды, разработку и применение информационных баз данных, с помощью Интернет технологий;

  • возможность проследить процесс развития объекта, мониторинг развития;

  • возможность осуществлять взаимодействие с коллегами и обучающимися;

  • доступ к большому объёму информации, представленному в занимательной и интересной для обучающихся форме, благодаря средствам мультимедиа;

  • возможность освоения опыта разработки проектных работ обучающихся;

  • возможность самоподготовки и тренировки;

  • возможности самоанализа и самоконтроля;

  • повышение мотивации обучения.

Классификация компьютерных программ

Напомню виды компьютерных программ, с которыми нам, преподавателям музыкальных дисциплин часто приходится иметь дело в своей повседневной педагогической и творческой деятельности:

  1. Мультимедиа плееры (проигрыватели)

  2. Файловые менеджеры и архиваторы

  3. Звуковые редакторы

  4. Музыкальные конструкторы

  5. Музыкальные энциклопедии

  6. Обучающие программы

  7. Нотные редакторы

  8. Конверторы

  9. MIDI-секвенсоры

  10. Автоаранжировщики

  11. Музыкальные конструкторы

  12. Программы редактирования и цифровой обработки звука

  13. Виртуальные синтезаторы

  14. Программы работы с MIDI-устройствами

В процессе подготовки дидактического материала по предмету «Сольфеджио», я часто работаю в программе «Звукозапись».

Программа «Звукозапись» является системной программой Windows 7 и предназначена для самостоятельного создания файлов звукозаписи. В нашем случае, это могут быть диктанты, определения на слух ладов, интервалов, аккордов, последовательностей по сольфеджио и викторины - «угадайки» по музыкальной литературе. Источник звука - микрофон, дисковод или внешнее устройство.

Методические рекомендации по теме: Информационные технологии

С помощью программы «Звукозапись» можно записать звук и сохранить его в аудиофайл на компьютере. Звук можно записывать с различных звуковых устройств. Перед началом записи необходимо открыть программу. Запуск программы произвести через Пуск - Программы - Стандартные - Звукозапись. Для начала записи звука, щёлкните на кнопку - «Начать запись». Для окончания записи следует нажать - «Остановить запись». Для того, чтобы возобновить запись звука, необходимо нажать на кнопку «Отмена» и «Возобновить запись». Для завершения записи следует нажать - «Остановить запись». В поле «Имя файла» введите имя файла и нажмите кнопку «Сохранить», чтобы сохранить аудио файл в компьютере.

С примерами аудио диктантов, записанными мной по различным темам сольфеджио, предлагаю ознакомиться в разделе «Тренировочные аудио диктанты» страницы «Сольфеджио» моего педагогического сайта. Раздел «Сольфеджио» содержит Видеоуроки из общеобразовательной интерактивной программы «Музыкальный класс», которые можно показать учащимся на уроке или предложить их посмотреть дома. По количеству скачиваний этих дидактических материалов, можно сделать выводы о том, что они актуальны и востребованы.

С помощью информационных технологий можно не только обогатить учебный материал преподаваемого предмета, но и повысить интерес учащихся, расширить их кругозор, осуществлять личностно-ориентированное обучение, продолжая применять групповые формы работы на уроке. При необходимости, можно также организовать индивидуальное и дистанционное обучение, используя информационные и интернет - технологии. Так, на уроках музыкально-теоретических дисциплин активно используются следующие информационные технологии:

  • Презентации, таблицы, картины, фото, портреты композиторов

  • Электронные энциклопедии, справочники по теории и истории музыки

  • Аудио и видео материалы

  • Интернет - ресурсы, с их безграничным выбором информационных материалов.

Одной из важнейших задач современного образования в музыкальной школе и школе искусств является задача компьютеризации уроков Музыкальной литературы и Слушания музыки. Поможет в этом применение пакета компьютерных программ Microsoft. Программа Word - текстовой редактор поможет составить:

  • курс лекций;

  • комплект уроков, планов уроков;

  • практических занятий.

В текстовом файле можно использовать гиперссылки на страницы сайтов образовательных Интернет ресурсов, например Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, материалы которой вы можете использовать в своей педагогической деятельности.

С помощью программы Power Point можно разработать наглядный демонстрационный материал для учебных занятий, включающих в себя аудио и видео фрагменты, анимацию, а также контролирующие знания материалы (тесты, викторины, таблицы, вопросы для рефлексии и самоанализа). Подготовка презентации - это творческий и трудоёмкий процесс, каждый элемент, информационный и наглядный материал которого должен быть серьёзно осмыслен. С помощью программы Power Point можно разработать дидактический демонстрационный материал по любой теме музыкально - теоретического цикла предметов, обеспечить включение в него как аудио и видео материалов, портретов композиторов иллюстрацию нотного текста с аудио сопровождением, так и тесты и викторины по пройденной теме. Визуализация уроков музыкальной литературы и слушания музыки делает занятия яркими, убедительными, а использование разных компьютерных программ помогает сделать уроки насыщенными различными формами работы. Некоторые примеры визуализации предлагаю вам скачать на странице Музыкальная литература, это презентации: «Портреты русских и зарубежных композиторов» (внизу страницы), мультимедийная разработка урока «Творческий портрет И.С.Баха».

Создание собственного творческого исследования (проекта) может стать одной из форм отчётности ученика на различных этапах обучения. Приведу примеры творческих проектов моих учеников:

Проект по предмету «Музыкальная литература» по теме «Интерактивная викторина по произведениям цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса.

Проекты по предмету «Слушание музыки»:

  • «Ударные музыкальные инструменты»;

  • «Духовой оркестр «Югра-Бенд»;

  • «Классическая музыка в мультфильмах».

Среди дисциплин музыкально-теоретического цикла, предмет «Слушание музыки» является подготовительным этапом курса «Музыкальной литературы» и, направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе. Цель программы - воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, развитие музыкально-творческих способностей детей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства. Практика преподавания предмета «Слушание музыки» показала, что раздел дисциплины «Знакомство с музыкальными инструментами» недостаточно глубоко рассматривается в учебно-методической литературе, и это, на сегодняшний день, является наиболее актуальным. Практически отсутствуют обучающие видеоматериалы, которые, учитывая всеобщую информатизацию образования, уже необходимо использовать на занятиях. В связи с этим, мной было решено разработать учебно-методическое пособие по теме «Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра» и собрать в нём наиболее подходящие видеоматериалы, используя ресурсы сети Интернет. При этом, учитывая этику информационных технологий и авторские права творческих педагогов музыкантов, материалы которых, я считаю, наиболее эффективны для использования в данном разделе учебной программы.

Учебно-методическое пособие «Знакомство с инструментами симфонического оркестра», предлагаю вам скачать на свой компьютер. В пособии использованы учебные видео материалы: «Путешествие в мир симфонического оркестра». Автор текста Н. Манушкина, запись и музыкальное оформление В. Воронов. Концепция проекта и постановка Е. Качур. Роли исполняют: Т. Аведикова, Д. Столбцов. Фильм в доступной форме знакомит детей с симфоническим оркестром и мотивирует интерес к миру классической музыки.

  • Вступительная часть

  • Первая часть - знакомство со струнной группой симфонического оркестра

  • Вторая часть - знакомство с группой духовых инструментов

  • Третья часть - знакомство с группой ударных инструментов оркестра

  • Заключительная часть - знакомство с фортепиано

Пособие состоит из пяти тем, в каждой из которых после видео путешествия в мир симфонического оркестра предусмотрена практическая работа учащихся на уроке. В разделе Приложение предлагаются фильмы серии «Музыкальные инструменты» из интерактивной программы «Музыкальный класс», для домашнего просмотра. А так же проект из шести серий О. Титаренко «Лесной концерт», который знакомит детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами и, одновременно, активизирует их внимание и память. Эти фильмы я использую на занятиях по «Слушанию музыки» на Отделении раннего эстетического развития, с детьми 5-7 лет.

Все виды практических заданий пособия ориентированы на закрепление темы, развитие творческого потенциала обучающихся: мышления, тембрового слуха и музыкальной памяти. Учебно - методическое пособие адресовано в помощь преподавателям музыкально-теоретических дисциплин, родителям и учащимся детских музыкальных школ.

Исходя из опыта работы по использованию компьютерных технологий на занятиях дисциплин музыкально-теоретического цикла, следует отметить, что необходимо провести работу по систематизации учебно-методического материала:

  • необходимо создание цифровой (интерактивной) медиатеки, которая может помочь систематизировать имеющийся у вас объём дидактического материала. При использовании данных материалов, медиатека поможет быстро найти нужный материал по той или иной теме образовательной программы и значительно сэкономит время на подготовку к уроку;

  • важно использовать Интернет ресурсы исключительно официальных образовательных сайтов.

Заключение

Таким образом, мультимедиа технологии являются одним из самых распространённых и перспективных направлений в образовании, одним из самых современных и эффективных способов подачи информации. Мультимедийный проект урока может быть представлен как в виде презентации, так и в виде видеоролика. И это оказывает влияние на всю методическую работу педагога при подготовке к уроку при выборе методов, средств и способов подачи информации. Педагог становится режиссёром своих планируемых занятий. Важно при этом помнить основную цель деятельности педагога музыканта - развитие и воспитание творческой духовно-нравственной личности обучающихся, средствами лучших образцов мирового музыкального искусства.

Информационные коммуникационные технологии - это новое мощное средство в арсенале молодого педагога, которое может помочь осуществлять педагогическую деятельность. Задача педагога - эффективно и творчески применять ИКТ в зависимости от поставленных целей и задач. Это трудная, но очень интересная задача, которую предстоит решить молодому педагогу, используя известные педагогические методы. Умелое сочетание традиционных средств и современных информационных технологий зависит от квалификации и мастерства педагога, методики, которую он применяет, уровня владения компьютером. Компьютерные технологии должны органично встраиваться в систему работы педагога, не заменяя межличностного общения с учащимися, а лишь помогая решать поставленные педагогические и воспитательные задачи.

Список нормативно-правовых документов

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.

  2. Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа -Югры до 2020 года. [Приложение к распоряжению Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 №91-рп].

  3. Концепция развития дополнительного образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округе - Югра. [Приказ Департамента образования и молодёжной политики Югры от 06.03.2014 №229].

  4. Концепция развития дополнительного образования детей. [Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей].

Методические рекомендации по теме: Информационные технологии

10



© 2010-2022