Методическая разработка занятия «Введение в образовательную программу «Азбука юного эколога»

Раздел Дополнительное образование
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

экологический центр «ЭкоСфера» г. Липецка











Методическая разработка занятия

«Введение в образовательную программу

«Азбука юного эколога»







Подготовила

педагог дополнительного образования

Борисова Валерия Васильевна











г. Липецк

2013

Цель: создание условий для формирования познавательного интереса у младших школьников к изучению экологии в рамках образовательной программы «Азбука юного эколога».

Задачи:

Образовательные:

- формировать начальные представления о содержании программы «Азбука юного эколога»;

- дать первоначальные знания о природе, об объектах живой и неживой природы;

- проследить закономерности развития жизни на Земле;

Развивающие:

- способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру;

- развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся;

Воспитательные:

- прививать навыки экологической культуры;

- формировать установку на здоровый образ жизни.

Оборудование:

  • мультимедийный комплекс

  • презентация урока

  • таблички с именами детей

  • фломастеры

  • листы бумаги формата А3, А 4

  • титульные листы «Азбука юного эколога» (формат А3, А 4)

  • раздаточный материал:

- конверты с заданиями (зеленый - задание №1«Викторина в загадках», голубой - задание №2 «Как все начиналось…», красный - задание №3 «Памятники природы Липецка», желтый - задание №4 «Собери пословицу»)

  • клеящие карандаши

  • магниты

  • папки-скоросшиватели

  • приложение№1(фотографии объектов живой и неживой природы)

  • приложение №2(рисунки динозавров)

  • приложение №3(фотографии памятников природы Липецка)

  • приложение№4 (пословицы о здоровье)

Форма занятия: игра с элементами беседы


Ход занятия.

  1. Организационный момент.

(Представление. Знакомство с детьми.)

- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня вас ждет очень интересное и познавательное занятие. Для этого вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. И прежде, чем его начать, давайте познакомимся. Меня зовут Валерия Васильевна. А свои имена вы сейчас напишите печатными буквами на табличках, которые стоят перед вами на партах. (Дети пишут имена на табличках.)

- Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья- то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

- Вот мы с вами и познакомились и теперь с хорошим настроением продолжаем занятие!


  1. Актуализация знаний.

(на экране слайд с изображением «Азбуки»

- Ребята, что такое азбука? (Ответ: Книга, по которой учатся читать.)

- Книга получила название от двух первых букв алфавита А и Б. В старину эти буквы назывались Аз и Буки (на экране слайд «АЗБУКА: АЗ + БУКИ»). Отсюда и пословица: Аз да Буки, а там и науки, т.е. где буквы, там и наука, много нового, интересного. Изучая азбуку, мы изучаем азы, самое основное.

- Мы сегодня с вами поработаем в типографии и начнем создавать свою азбуку. Но только эта книга позволит нам изучать не буквы, а азы науки, которая называется экология. Наша азбука - необычная, называться она будет «Азбука юного эколога» (на доске прикрепляется титульный лист «Азбука юного эколога»). И типография наша - не простая, а весёлая. Ведь впереди вас ждёт много интересных игр.

- Посмотрите, на ваших столах лежит все необходимое оборудование, с которым мы будем с вами работать. У каждого из вас на столе лежит папка, в которую мы будем помещать одну за другой разноцветные странички экологической азбуки, соответствующие разным темам.

3. Изучение нового материала.

  • Игра «Викторина в загадках»

- Первая страница азбуки будет называться «Неживая природа». Создать ее вы сможете, когда правильно разгадаете загадки. У вас на столах лежат листы разного цвета по каждой теме нашей азбуки и конверты с заданиями. Возьмите зеленый лист. Что на нём написано? ( Ответ: « Неживая природа»).

- Как вы видите, здесь напечатаны загадки об объектах неживой природы.

Загадки «Неживая природа».

После дождя бывает,
полнеба закрывает.
Дуга красивая, цветная.
Появится, затем растает. (радуга)

Бежит, журчит, волнуется.
Все на нее любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится. (река)

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег)

- А так же вам пригодится зелёный конверт, в котором среди многих рисунков есть отгадки. Выбираете правильный рисунок - отгадку и наклеиваете рядом с соответствующей ему загадкой. Сейчас откроем с вами вместе конверт и начнем выполнять задание (дети открывают конверты и работают вместе с педагогом).

- Давайте проверим нашу работу? Какие объекты относятся к неживой природе? ( Ответы детей. Педагог контролирует правильность выполнения задания и демонстрирует на доске оформленную страничку азбуки «Неживая природа»).

- Молодцы! С первым заданием справились верно и одну страничку «Азбуки юного эколога» мы с вами создали.

- Следующая страничка, которая вам пригодится - называется « Живая природа». Возьмите второй зеленый лист, конверт и проделайте тоже самое. А я буду оформлять лист на доске (дети открывают конверты и работают вместе с педагогом).

Загадки «Живая природа».

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут … (лиса)

У жёлтенького солнышка
Лучи не горячи,
У жёлтенького солнышка
Белые лучи. (ромашка)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел

Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

- Что у вас получилось? ( Ответы детей. Педагог контролирует правильность выполнения задания и демонстрирует оформленную страничку «Живая природа» на доске).

- Вот мы и создали первые странички азбуки. Даже, глядя на них, мы убеждаемся, как прекрасна природа на нашей планете. Весь мир раскрашен разными цветами. Но так ли было всегда? Возможно кто- то из вас знает, как происходило развитие жизни на Земле? Какие древние животные и растения населяли нашу планету? (Ответы детей.)

- Земля прошла длительный путь в своём развитии. После того как отгремели взрывы первобытных вулканов, прошумели первые ливневые дожди, начала зарождаться жизнь. Выбравшись из океанов, живые существа уверенно осваивают сушу. И вот настала эра гигантских рептилий - эра динозавров (на экране слайд «Жизнь на Земле. Эра динозавров»).

  • Игра «Путешествие в доисторический лес»

- А теперь посмотрите на следующую свою страничку. Она будет называться «Жизнь на Земле. Эра динозавров». Это первобытный лес. Но что- то здесь не так - он пустует. Давайте оживим его. Поработаем немного художниками. Для этого возьмите голубой конверт. В нём находятся картинки с изображением динозавров. Было время, когда они населяли все среды обитания: воздушную, водную, наземную. Помогите каждой рептилии занять своё место, приклеив картинку.

(Под музыку ребята выполняют задание.)

- А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось. (Проверка правильности выполнения задания.)

- Молодцы! Вы опять помогли оформить мне страничку (на доске крепится страница «Жизнь на Земле. Эра динозавров»).

- Шло время, облик планеты менялся. Нет уже тех тропических лесов, гигантских рептилий. Как же выглядит окружающий нас мир сегодня? (Ответы детей).

- На мой взгляд, красоту родной природы, как нельзя лучше, отражают следующие строки русского поэта Николая Рыленкова (демонстрация презентации «Природа Липецкой области»):

Все в тающей дымке -
Холмы, перелески...
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

- Посмотрите на экран - это природа родного для нас края Липецкой области (слайды с презентацией «Природа Липецкой области»).

- Ребята, а вы знаете, что на территории нашего с вами города есть красивые уголки природы, где растения и животные находятся под охраной человека. ( Ответы детей).

- Эти места называются особо охраняемые природные территории. Например, «Быханов сад», «Верхний парк», «Нижний парк».

  • Игра - виртуальная экскурсия « Памятники природы Липецка»

- Я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию по природным уголкам нашего города - паркам. Чтобы нам не заблудиться, сейчас вместе с вами правильно определим и разместим фотографии парков Липецка.

- Возьмите красный лист вашей будущей книги. Он озаглавлен «Памятники природы Липецка». Также вам пригодится материал, который находится в красном конверте. Посмотрите, что в нём? (Ответ: Фотографии)

- Прочтите надписи, сделанные, под рамочками на ваших страничках. (Ребята читают: «Нижний парк», «Верхний парк», «Быханов сад»)

- Эту работу мы проделаем с вами вместе. Я буду показывать вам фотографии, а вы - называйте, что это за место и размещайте фотографии в рамочки соответственно их названиям у себя на листах, а я - на доске.

(Выполняется работа).

- Молодцы, готова еще одна страничка нашей азбуки!

- Ребята, как вы начали сегодня свой день? (Ответы детей)

- А зарядку вы делали? (Ответы детей) Давайте все вместе прямо сейчас сделаем зарядку.

  • Физкультминутка под музыку «Солнышко лучистое».

  • Игра «Собери пословицу».

- Почему надо делать зарядку? (Ответ: Чтобы сохранить своё здоровье)

- О важности здоровья свидетельствует большое количество пословиц и поговорок на эту тему. А это, как известно, народная мудрость. Вот мы с вами и добрались до следующей страницы «Азбуки юного эколога». Называется она «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу».

- Ребята, посмотрите внимательно на эти странички, что-то в них не так! (Ответы детей.)

- Да, действительно, здесь есть начало пословиц о здоровье, а окончание их отсутствует. Откройте жёлтые конверты, в них находятся последние фразы каждой пословицы. Вклейте их рядом с начальной фразой. Соберите пословицу полностью.

(Под музыку ребята выполняют задание)

- Справились? Что у вас получилось? Помогите и мне собрать пословицы. (Дети вместе с педагогом оформляют страничку с пословицами, вывешенную на доске)

4. Закрепление.

- Вот мы и создали несколько страниц азбуки. Осталось только скрепить листочки между собой. (Ребята вставляют листы в папку).

- На первом листе напишите свою фамилию и имя. (Дети пишут)

- Посмотрите, что у вас получилось. Вам нравится ваша «Азбука юного эколога»? Что интересного вы сегодня открыли для себя? (Ответы детей)

5. Подведение итогов.

- Я хочу, чтобы вы продолжали всю жизнь создавать такие странички и умели их правильно понимать и читать! А в этом вам помогут знания, полученные на занятиях кружка по образовательной программе «Азбука юного эколога».

- Самая главная азбука на свете - азбука любви и добра,

Нам азбуку такую всю жизнь учить придётся,

Хотя наука эта понятна и проста.

Когда творишь ты злое - всё зло к тебе вернётся,

А доброе посеешь - вернётся добро !








Приложение №1.

Фотографии объектов живой и неживой природы.

Методическая разработка занятия «Введение в образовательную программу «Азбука юного эколога»Методическая разработка занятия «Введение в образовательную программу «Азбука юного эколога»



Методическая разработка занятия «Введение в образовательную программу «Азбука юного эколога»

Методическая разработка занятия «Введение в образовательную программу «Азбука юного эколога»



Методическая разработка занятия «Введение в образовательную программу «Азбука юного эколога»

Методическая разработка занятия «Введение в образовательную программу «Азбука юного эколога»




Приложение №2.

«Как все начиналось…»

Методическая разработка занятия «Введение в образовательную программу «Азбука юного эколога»



Методическая разработка занятия «Введение в образовательную программу «Азбука юного эколога»



Методическая разработка занятия «Введение в образовательную программу «Азбука юного эколога»




Приложение №3.

Фотографии памятников природы Липецка.

Методическая разработка занятия «Введение в образовательную программу «Азбука юного эколога»Нижний парк.

Методическая разработка занятия «Введение в образовательную программу «Азбука юного эколога»Верхний парк.

Методическая разработка занятия «Введение в образовательную программу «Азбука юного эколога»Быханов сад.

Приложение №4.

Пословицы о здоровье.

« Здоров будешь, всего добудешь»

«Чистота - залог здоровья»

« В здоровом теле - здоровый дух».

© 2010-2022