- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Программа Украшая мир вязанием по освоению технологии декоративно-прикладного искусства ярнбомбинг
Программа Украшая мир вязанием по освоению технологии декоративно-прикладного искусства ярнбомбинг
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Крупчак К.Н. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Программа «Украшая мир вязанием» по освоению технологии декоративно-прикладного искусства ярнбомбинг
Автор программы:
педагог дополнительного образования Крупчак К.Н.
Пояснительная записка
Вязание - один из старинных и интересных видов декоративно-прикладного творчества. Несмотря на быстрый рост трикотажного производства и разнообразный ассортимент трикотажных изделий, интерес к вязанию не угасает.
Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, и с каждым годом приобретает новые формы исполнения, одной из которых является ярнбомбинг. Ярнбомбинг - это направления возникло от уличного искусства, состоящее из украшения пространства с помощью разноцветных вязаных или трикотажных тканей или предметов.
Ярнбомбинг способствует не только привитию определенных трудовых навыков и умений, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, а также научит создавать неповторимый облик окружающего пространства.
Актуальность предлагаемой программы «Украшая мир вязанием» заключается в том, что она позволяет реализовать творческий потенциал каждого ребенка, воспитывает у детей художественный вкус, фантазию, аккуратность, терпение. В процессе изучения программы учащимся предлагается не только освоение основ вязания, но и поэтапное освоение технологии декоративно-прикладного искусства ярнбомбинг.
Цель образовательной программы.
Основной целью программы «Украшая мир вязанием» является развитие и реализация творческих способностей каждого ребенка в технологии декоративно-прикладного искусства ярнбомбинг.
Задачи образовательной программы:
1. Образовательные. Формирование знаний и умений, с целью использования их при преобразовании материалов и информации конечный продукт с учетом имеющихся ресурсов и условий труда.
2. Развивающие. Развитие познавательной сферы, развитие мелкой моторики рук, формирование творческого самовыражения ребенка, через конструирование, моделирование и др. Развитие усидчивости, аккуратности, любви к труду, познавательные интересы, расширение кругозора.
3. Воспитательные. Приобщение учащихся к истокам искусства вязания и технологии ярнбомбинг. Воспитание у детей трудолюбия и уважения к людям труда.
Возраст учащихся: 11-16 лет. Дети особенно в подростковом возрасте испытывают большую потребность в активной творческой деятельности. Этому возрасту свойственна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, несдержанность, нервозность. Поэтому огромное значение имеет в развитии ребёнка занятие декоративно-прикладным искусством, в том числе и технологией ярнбомбинг. Данная технология способствует гармоничному развитию личности, воспитанию трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных качеств. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству.
Обучение основывается на следующих принципах:
- личностно ориентированного подхода: обращение к опыту собственной жизнедеятельности обучающихся;
- признание самобытности и уникальности каждого ребенка;
- свобода выбора решений и самостоятельности в их реализации;
- сотрудничества и ответственности;
- сознательного усвоения детьми материала занятий;
- систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Обучение по данной программе построено по принципу «от простого - к сложному». Дети научатся правильно держать инструмент и подбирать его в зависимости от используемой пряжи. Аккуратно образовывать петли, отрабатывая различные приемы вязания. Дети будут уметь пользоваться схемами при вязании различных узоров. По каждой теме обучающиеся выполнят готовое изделие, разработка и изготовление которого основывается на полученных ранее теоретических и практических знаниях и навыках.
Занятия дают возможность расширить кругозор обучающихся, сформировать их творческие способности, ознакомится с основами овладения технологией декоративно-прикладного искусства ярнбомбинг.
Реализация программы
Данная программа рассчитана на два месяца обучения - 4 раза в неделю по 2 часа; всего 64 часа.
Учебно-тематический план
№ п/п
Темы занятий
Общее кол-во часов
Кол-во часов
Теория
Практика
1.
«Знакомство с искусством вязания»
8
2
6
2.
«Теплота сердец»
8
8
3.
«Радужные деревья»
32
32
4
«Разноцветная одёжка»
14
14
5.
«Удивительная технология ярнбомбинг»
2
2
Всего
64
4
60
Содержание программы
1. Тема: «Знакомство с искусством вязания». Презентация технологии ярнбомбинг и обучение основам овладения данной технологии. Основные правила работы. Правильное положение рук и тела во время работы. Подготовка пряжи к работе. Терминология, условные обозначения. Схемы рисунков, их графическое изображение. Получение узоров вязания в зависимости от комбинации различных столбиков и воздушных петель. Выполнение упражнений по освоению основных приемов вязания.
2. Тема: «Теплота сердец» - вязание объёмных сердец в выставочный зал. Просмотр и освоения схемы вязания. Вязание двух половин сердца (каждую по отдельности). Соединение их в единую композицию. Наполнение изделия синтепоном (Приложение 1).
3. Тема: «Радужные деревья» - обвязывание деревьев на территории учреждения. Замер выбранных деревьев. Обсуждение и зарисовка эскизов полотен. Выбор узоров для вязания. Освоение узоров. Вязание чехлов для деревьев. Украшение деревьев полученными изделиями (Приложение 2).
4. Тема: «Разноцветная одёжка» - выставка изделий. Выбор предмета для жаккардового обвязывания. Замер предмета. Составление эскиза вязаного полотна для предмета. Выбор и печать узора. Вязание полотна. Украшение предмета полученным полотном (Приложение 3).
5. Тема: «Удивительная технология ярнбомбинг» - круглый стол. Обсуждение результатов освоения новой технологии. Анкетирование среди посетителей занятий (Приложение 4). Выявление положительных и отрицательных сторон по организации занятий.
Материально-техническое оснащение
1. Оборудование: столы, стулья, интерактивная доска, принтер.
2. Инструменты: крючки, ножницы, листы А4, карандаши.
3. Материалы: нитки разного цвета, синтепон (Приложение 5).
Прогнозируемые результаты
К концу занятий по технологии ярнбомбинг обучающиеся будут уметь:
- выполнять основные приемы вязания;
- научатся вязать различными видами столбиков, применять их при изготовлении определённой формы и различать в получившемся изделии;
- работать согласно технологической последовательности;
- зарисовывать эскизы и читать схемы узоров вязания;
- контролировать качество работы;
- подбирать цветовую гамму ниток;
- овладеют пошаговым процессом освоения технологии ярнбомбинг.
В результате работы по программе освоения технологии декоративно-прикладного искусства у детей формируются навыки работы в коллективе. Развивается усидчивости, аккуратность, творческие способности, любовь к труду, познавательные интересы, расширяется кругозор.
Приложение 1
Схема вязаного сердечка крючком
Понадобится:
- нитки любой толщины (чем толще - тем большего размера будет сердечко);
- подходящий крючок;
- наполнитель.
Объемное сердце состоит из двух плоских половинок, провязанных по краю обычными СБН (столбик без накида). Внутри наполнитель, украшения по желанию.
-
Делаем скользящий узел и набираем цепочку из 8 ВП (воздушных петель).
-
Провязываем 7 СБН, начиная со второй петли от крючка.
-
Далее 1 ВП для подъема, разворачиваем вязание и 7 СБН в обратную сторону.
-
Повторяем 3 пункт еще 5 раз, в результате у нас должен получиться квадрат 7 СБН и 7 провязанных рядов.
-
Последний раз поворачиваем вязание (нить первого ряда, которая осталась от набора цепочки из 8 ВП, должна оказаться справа снизу),
и вяжем 7 СС2Н (столбик с 2-мя накидами) в центр квадрата (это 4 петля от крючка).
В конце провязываем соединительный столбик в уголок квадрата. Должен получится полукруг с одной стороны нашего квадрата.
-
То же самое проделываем со следующей стороной: 7 СС2Н в центр стороны и 1 СС (соединительный столбик) в угол квадрата. Теперь наша заготовка уже должна напоминать по форме сердечко.
-
Осталось обвязать заготовку по кругу ССН (столбик с накидом). Для этого вяжем 3 ВП
и затем 6 ССН по одной стороне квадрата.
-
В угол квадрата вяжем: 1 ССН, 1 СС2Н, 1 ССН.
-
Во вторую сторону квадрата провязываем 7 ССН.
-
И осталось обвязать 2 полукруга. Для этого в 6 первых петель полукруга провязываем по 2 ССН, а в 7 петлю провязываем 1 ПССН (полустолбик с накидом) и 1 СБН.
-
Обвязываем второй полукруг. Начинаем с 1 СБН и 1 ПССН в первую петлю, а затем провязывая по 2 ССН в оставшиеся 6 петель полукруга.
-
Обрезаем и вытягиваем нить.
-
Соединяем с началом ряда невидимым соединением, завязываем узелок и прячем нить - первая половинка готова.
Точно таке вяжем вторую половинку.
Складываем обе половинки вместе, изнаночными сторонами во внутрь и провязываем СБН по краю, соединяя половинки вместе. Лучше начать от центра, ровно совместить все петельки и, зацепляя петельки обеих половинок, обвязать сердце по кругу.
В угол провязать 3 СБН.
Наполнитель лучше добавлять в самом конце, так он не будет вываливаться и мешать процессу.
Приложение 2
Пример обвязанных деревьев (Центр детского творчества, г. Сургут)
Приложение 3
Пример предмета, обвязанного в технологии ярнбомбинг (выставочный зал, Центр детского творчества, г. Сургут)
Приложение 4
Анкета
«Удивительная технология ярнбомбинг»
Цель: определить успешность реализации программы и основные предпочтения в организации занятий по освоению технологии ярнбомбинг.
Целевая аудитория: посетители занятий по освоению технологии ярнбомбинг.
1. Вы впервые осваивали технологию ярнбомбинг?
а) да;
б) нет.
2. Оцените по десятибалльной шкале организацию занятий по освоению технологии ярнбомбинг, проводимых на базе учреждения:
(плохо) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (отлично)
3. Возникли ли у Вас трудности при освоении технологии ярнбомбинг?
А) да;
б) нет;
в) немного.
4. Если трудности возникли, то удалось ли Вам преодолеть их в ходе проведения занятий?
А) да;
б) нет.
5. Хотелась бы Вам продолжать заниматься технологией ярнбомбинг?
А) да;
б) нет;
в) возможно.
6. Недовольства, рекомендации и пожелания в организации и проведении занятий по освоению технологии ярнбомбинг
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за участие!
Приложение 5
Смета расходов для подготовки к занятиям по декоративно-прикладному искусству в технологии ярнбомбинг
№
Наименование
Количество
Сумма (руб.)
1
Пряжу для ручного вязания
40 клубков
115
2
Крючок для вязания
10 шт.
60
3
Синтепон
1 м.
150 р.
ИТОГО
5350 руб.