Программа факультативного курса Шахматы-школе

Раздел Дополнительное образование
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Факультатив в 7 классе

«Шахматы - школе»





Руководитель- Матерухина Н.Н.,

учитель математики






2012


Пояснительная записка

Ведение факультатива "Шахматы- школе" позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление и т. д.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен.. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр.

Программа предусматривает

34 учебных занятия, по одному занятию в неделю.

Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.



Примерная тематика курса

  1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ. Рождение шахмат. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

  2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Дидактические игры и задания

"Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: "Вертикаль "е"), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: "На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?" И т. п.

"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: "Вторая горизонталь").

"Назови диагональ". А здесь определяется диагональ (например: "Диагональ е1 - а5").

"Какого цвета поле?" Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

"Кто быстрее". К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

"Вижу цель". Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.

  1. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Дидактические игры и задания

"Кто сильнее". Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая фигура сильнее? На сколько очков?"

"Обе армии равны". Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

"Выигрыш материала". Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

"Защита". В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

  1. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические, игры и задания -

"Шах или мат". Шах или мат черному королю?

"Мат или пат". Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

"Мат в один ход". Требуется объявить мат в один ход черному королю.

"На крайнюю линию". Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

"В угол". Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.

"Ограниченный король". Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

  1. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Дидактические игры и задания

"Объяви мат в два хода". В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

"Защитись от мата". Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.

  1. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Дидактические игры и задания

"Объяви мат в два хода". Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

"Сделай ничью". Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. "Выигрыш материала". Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

К концу учебного года дети должны знать:

обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

К концу учебного года дети должны уметь:

записывать шахматную партию;

матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

проводить элементарные комбинации.

Примерное распределение программного материала


  1. Вводное занятие. Происхождение шахмат.

  2. Краткая история шахмат. Легенды о шахматах. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

  3. Шахматные фигуры и шахматная доска. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.


  1. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические задания "Назови вертикаль", "Назови горизонталь", "Назови диагональ"

  2. Начальное положение. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур

  3. Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. . Игровая практика.

  4. Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания "Кто сильнее", "Обе армии равны". Дидактическое задание "Выигрыш материала" (выигрыш ферзя). Игровая практика.

  5. Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание "Выигрыш материала" (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.

  6. Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".

  7. Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля. Дидактические задания "Шах или мат", "Мат или пат", "Мат в один ход". Игровая практика.

  8. Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля. Дидактические задания "На крайнюю линию", "В угол", "Ограниченный король", "Мат в два хода". Игровая практика.

  9. Достижение мата. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Защита от мата. Дидактическое задание "Защитись от мата". Игровая практика.

  10. Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Защита от мата. Дидактическое задание "Защитись от мата". Игровая практика.

  11. Шахматная комбинация. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Игровая практика.

  12. Матовые комбинации. Тема завлечения. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Игровая практика.

  13. Бблокировка. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Игровая практика.

  14. Разрушение королевского прикрытия. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Игровая практика.

  15. Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема "рентгена". Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Игровая практика.

  16. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Игровая практика.

  17. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Дидактическое задание "Выигрыш материала". Игровая практика.

  18. Ууничтожение защиты. Тема связки. Дидактическое задание "Выигрыш материала". Игровая практика.

  19. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. Дидактическое задание "Проведи пешку в ферзи". Игровая практика.

  20. Сочетание тактических приемов. Дидактическое задание "Выигрыш материала". Игровая практика.

  21. Патовые комбинации. Дидактическое задание "Сделай ничью". Игровая практика.

  22. Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. Дидактическое задание "Сделай ничью". Игровая практика.

  23. Типичные комбинации в дебюте. Дидактическое задание "Проведи комбинацию".

  24. Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактическое задание "Проведи комбинацию". Игровая практика.

  25. Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода"

  26. Шахматная партия. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

  27. Шахматная партия. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

  28. Повторение программного материала

  29. Повторение программного материала

  30. Шахматное мероприятие «Что?Где?Когда?»

  31. Обобщающее занятие.



Литература


  • Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы.

  • Избранные материалы из книги "Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя"

  • Интернет-сайт suhin.narod.ru/chessfak1.htm

  • Программы общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть вторая. М.: Просвещение, 2002, 3-е издание с. 370 - 392. В последние годы эти программы переиздавались издательством "Духовное возрождение" (Обнинск): И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы - школе.


© 2010-2022