Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию Персонаж

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Принята Утверждаю

Педагогическим советом заведующий МАДОУ д/с «Калинка»

МАДОУ д/с «Калинка» ______________ Ивашкевич Т.П.

Протокол № ___ от «__» ___20__г. Приказ № ___ от «___» ____20___ г.















ПРОГРАММА

дополнительного образования

художественной направленности

«Театральная студия»









Автор программы:

педагог дополнительного

образования Брусенцева А.А.





Черногорск, 2015 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«Театр - волшебная страна,

в которой ребёнок радуется,

играя, а в игре он познаёт мир»

С. И. Мерзлякова

В современной дошкольной педагогике и психологии сегодня наиболее остро стоит проблема взаимосвязи личности и творчества. Педагогическая наука рассматривает личность ребёнка дошкольного возраста с точки зрения её потребности в собственном преобразовании средствами игровой деятельности. Развивающее и воспитательное значение игры реализуется при условии организации её как свободной самостоятельной деятельности. Только тогда она оказывает своё формирующее воздействие на личность ребёнка.

В настоящее время педагоги обеспокоены тем, что игра исчезает из жизни детей, ей не находится места в режиме детского сада. Сегодня в дошкольных учреждениях уже не усматривается важнейшая роль игры для полноценного развития ребёнка, так как самостоятельная деятельность детей составляет основу процесса воспитания.

Театрализованная деятельность близка и понятна как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе ее лежит игра. Синтетический характер театрального искусства позволяет в полной мере решать задачу развития личности ребенка, ведь именно театр, объединяющий в себе различные виды искусства, становится для детей тем волшебным краем, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Преимущества развития детей средствами театрального искусства заключены, прежде всего, в коллективной природе театра. В то же время театральное искусство глубоко индивидуально и в полной мере позволяет реализовать индивидуально-дифференцированный подход в воспитании дошкольников. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, создать условия для формирования навыков театрального искусства, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через разыгрывание мини-спектаклей, этюдов-драматизаций, постановки театра с использованием музыкального сопровождения, пения народных и современных песен.

В МАДОУ д/с «Калинка» создана театральная студия, в которой занимаются дети в возрасте от 3 до 7 лет. Особенность программы театральной студии в том, что она разработана для детей дошкольного возраста, которые сами стремятся научиться выражать эмоции и чувства, совершенствовать артистизм и пластику движений, красиво и грамотно владеть своим голосом. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.

В данных условиях программа Театральная студия - это механизм, который определяет содержание обучения актерскому искусству дошкольников, методы работы музыкального руководителя по формированию и развитию навыков театрального мастерства, приемы воспитания юных артистов.

Актуальность программы

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Калинка» посещают дети, наделенные актерскими способностями, которые любят сказки и спектакли и желают воплотить их в жизнь.

Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развиваются символическое мышление, двигательный, эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. На развитие творческого воображения, на создание оригинального образа того или иного героя огромное воздействие оказывает музыка. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить с помощью жеста, мимики, пластики. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих актерских способностей, мог овладеть умениями и навыками театрального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом, жестом, пластикой передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей Театральная студия, направленная на духовное развитие дошкольников.

Педагогическая целесообразность программы

Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др., раскрепощают. Таким образом, театральная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Создание условий для развития творческих способностей детей средствами театрального искусства, овладения навыками общения и коллективного взаимодействия

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • Способствовать развитию творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам

  • Способствовать к приобщению детей к театральной культуре, обогащению их театрального опыта: знаний о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах некоторых городов.

  • Способствовать к формированию у детей устойчивого интереса к театральному искусству

  • Способствовать сохранению и укреплению психического здоровья детей.

  • Способствовать приобщению детей к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).

  • Создать комфортный психологический климат, благоприятной ситуации успеха.

Принципы педагогического процесса:

  • принцип гармонического воспитания личности;

  • принцип постепенности и последовательности в овладении актерским мастерством, от простого к сложному;

  • принцип успешности;

  • принцип творческого развития;

  • принцип доступности;

  • принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

  • принцип индивидуального подхода;

  • принцип практической направленности.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 раза в неделю продолжительностью от 20 до 30 минут. Всего в году - 32 занятия. Образовательную деятельность предполагается проводить в двух возрастных группах (младший и старший дошкольный возраст). Количество детей, посещающих одну группу, не превышает 15.

В этом возрасте проявляются творческие способности каждого ребёнка. Наиболее подходящей формой для реализации, данной программы: театральная студия.

Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям.

Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом или одно занятие в группе.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников театральной студии в дошкольных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении материала.

Содержание программы

Содержание программы включает следующие разделы:

  • «Театральная игра» - направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относится к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных ситуациях.

  • «Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

  • «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпицией. В этот раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Все упражнения делятся на 3 вида: 1. Дыхательные и артикуляционные упражнения.2.Дикционные и интонационные упражнения. 3. Творческие игры со словом.

  • «Основы театральной культуры» - обеспечивает условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.

  • «Работа над спектаклем» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы: знакомство с пьесой, от этюдов к спектаклю.

Формы и режим занятий

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают основы актерского мастерства, разучивают роли, инсценируют сказки русских и зарубежных писателей.

Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

В образовательной деятельности используются следующие методы обучения:

  • наглядно-слуховой;

  • наглядно-зрительный;

  • репродуктивный;

Одним из ведущих приёмов обучения детей актерскому мастерству является показ педагога.

В структуру образовательной деятельности, проводимой в театральной студии входят следующие дисциплины:

  • «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

  • «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

  • «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

  • «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности.

  • «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

  • «Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого- либо героя, его характер, настроение.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Драматические этюды с хореографическими движениями, или музыкальным сопровождением должны быть значительно легче в актерском отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме игры, занято танцевальными движениями или исполнением песни.

Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками - всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Методы работы:

  • Метод создания ситуации успеха на занятиях по программе является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «легкости» процесса обучения.

  • Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием концентрации внимания и эмоционального побуждения.

  • Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов, музыкального сопровождения.

  • Метод использования различных игровых форм в организации деятельности детей.

  • Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень представляет собой введение в хорошо известную и привычную для детей игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий.

  • Беседы

  • Театрализованные и общеразвивающие игры;

  • Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата;

  • Ритмопластика;

  • Прослушивание аудиоматериала;

  • Сюжетно-ролевые игры;

  • Творческая деятельность;

  • Драматизация сказок;

  • Показ спектаклей;

  • Разыгрывание потешек, стихотворений, прибауток.

Ожидаемые результаты:

К концу 1 года дети должны:

  • Следить за развитием театрального действия, и эмоционально на него отзываться

  • Разыгрывать сказки

  • Имитировать движения, мимику, интонацию изображаемых героев

  • Действовать куклами, двигать ими в соответствии с ролью

  • Сопровождать движение кукол словами героев

  • Играть дружно

К концу 2 года дети должны:

  • Следить за развитием театрального действия, и эмоционально на него отзываться

  • Импровизировать, самим сочинять и разыгрывать мини-спектакли

  • Имитировать движения, мимику, интонацию и характер изображаемых героев

  • Действовать куклами в соответствии с ролью и содержанием сказки

  • Подготавливать атрибуты и место действия спектакля

  • Играть дружно, согласовывая свои действия с действиями других участников театрализации

Необходимые условие реализации программы.

Материально-техническое обеспечение:

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетиционного музыкального зала.

3. Фортепиано, синтезатор.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Нотный и литературный материал.

6. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

7. Ширма для кукольного театра

8. Картонажные шапочки, маски, шляпки и т.д.

9. Детские костюмы и декорации к спектаклям

Календарно-тематический план работы театральной студии

Сроки

Наименование темы-предмета

Форма работы, материал

Сентябрь

1-4 неделя

«Что такое театр»

Показ иллюстраций, фотографий и афиш театров. Беседы с детьми поискового характера (Зачем нужны декорации?) Используя методику проблемно-речевых ситуаций, формировать умение придумывать тексты любого типа (повествование, рассуждение, описание).Игры «Сочини предложение», «Фраза по кругу», «Давай поговорим» - стр. 43 (Э.Г. Чурилова)

Октябрь

1 неделя

Игровой стречинг

Игры и упражнения: «Мыльные пузыри, Веселый пятачок, Удивленный бегемот» - стр.63 (Э.Г.Чурилова)

2 неделя

Показ видео фильма

Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер, актер. Разъяснение выражений «зрительская культура», «театр начинается с вешалки».Ходонович Л.С - игра «Стань артистом»

3 неделя

Ритмопластика

Показ движений, обсуждение, поощрения, помощь. М.Глинка. «Вальс фантазия» «Приходи, сказка»,«Нам не страшен серый волк» - танц.-ритмическая гимнастика (Са-фи-дансе)

4 неделя

Психогимнастика

«Разные лица» «Жадный медведь»

Ноябрь

1 неделя

Игровой стречинг

Игра «Передай позу», «Что мы делали, не скажем» Объяснение игр, обсуждение движений, оценка и анализ

2-3 неделя

Ритмопластика

Игра «Снежинки»Муз. композиция - К.Сен-Санс «Карнавал животных».Ходонович Л.С. «Кто приехал в зоопарк»«Поход в зоопарк», «Приходи, сказка»- игры-путешествия (Са-фи-дансе)«Слоненок» - ритмический танец (Са-фи-дансе)

4 неделя

«Путешествие в театральное зазеркалье» - беседа - диалог

Знакомство с терминами: драматург, пьеса режиссер, постановка, художник, костюмер, пантомимаРабота над альбомом «Все о театре»

Декабрь

1-2 неделя

Актерское мастерство



Изучение объектов и их анализ ("Внимательные глазки (ушки, пальчики)")Игра "Угадай, что делает коза?"Игра на развитие памяти "В магазине зеркал"Этюды на выразительность жестов:"Иди ко мне" М.Чистякова"Уходи" М.ЧистяковаЭтюд на сопоставление разных характеров "Три характера" (муз. Д. Кабалевского)Мимическая игра "Передавалки" И.Петрова (передача мимики)Игра «Отгадай, чей голосок» - (Са-фи-дансе)Упражнение "Расскажи стихи А. Барто с помощью жестов и мимики"

Театрализованная игра "Веселые превращения" И.Петрова

3-4 неделя

Сценическая речь

Упражнения над голосом в движении "1, 2, 3, 4, 5 - Будем дружно мы играть" Чистоговорки: "Козлик" М. Картушина Упражнение на координацию движения и речи "Васька-козел" Я.Аким Речевое упражнение "Кто за кем идет" М. Картушина Пересказ сказок и сочинение историй в лицах по картинкам ("Речетворчество") Упражнение на развитие интонационной выразительности "Я очень люблю свою маму" Упражнение "Придумай другой конец сказки "Что такое хорошо и что такое плохо" (игра-драматизация)

Январь


1 неделя

Ритмопластика

Муз. композиция К.Сен-Санс «Карнавал животных» Ходонович Л.С. «Кто приехал в зоопарк»

2 неделя

Массовая работа

Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках "Колобок", "Теремок"

3 неделя

Составляем сценарий

Чтение сказки. Обсуждение и дополнение: беседа, показ, оценка и анализ выбранных ролей

4 неделя

Прикладное искусство

Рассматривание литографий известных художников. Выставка эскизов декораций к сказке "Волк и семеро козлят"

Февраль

1-4 неделя

Постановка музыкальной сказки "Волк и семеро козлят"

Слушание детской оперы "Волк и семеро козлят" муз. Красева. Словесное рисование детьми после прослушивания характеров героев, обстановки, "интерьера" сказки. Ритмопластика Музыкальные импровизации (песенные, инструментальные, танцевальные) «Озвучивание» сказки с помощью музыкальных, шумовых (орфовских) инструментов, звуков природы, голоса. Ходонович Л.С. МСИК «Каза-манюка» Игра в сравнения. Придумывание и составление костюма сказочного героя из имеющейся коллекции тканей, танца для каждого персонажа, подбор музыки.

Март

1 неделя

Посещение спектакля кукольного театра

Рассматривание фотографий с изображением театраТеатральный словарь: билет, программка, репертуар, афиша, ложа.

2-3 неделя

Техника речи

Отрабатывать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию.Игровые упражнения со свечой, испорченный телефон. Развитие певческого дыхания ("Дышите правильно") и артикуляционного аппарата ("От звука к слову")

4 неделя

Мастерская актера

Изготовление атрибутов к сказке, работа с тканью, картоном. Показ, объяснение, поощрение, помощь.

Апрель


1 неделя

Актерское мастерство

Этюд на выражение основных эмоций "У пчелки хвори"Этюд на развитие эмоций "Дождик,дождик, лей, лей!"Психогимнастика:"Цветок" М.Чистякова. Имитационное упражнение "Пойми меня"Г.Никашина, игра «Колокольчики» Игра-путешествие «Цветик-семицветик» - (Са-фи-дансе)

2-3 неделя

Сценическая речь

Дыхательные упражнения: "Аромат цветов" Чистоговорка "Ах, трава-мурава"Заучивание стихов способом зарисовки: "Подснежник" В.Берестов. Пересказ сказки методом моделирования :"Цветик-семицветик" В.КатаеваГ.Никашина, игра «Цветы»

4 неделя

Сценическое движение

Имитационное упражнение "Дискотека кузнечиков"Танцы-фантазии:"Вальс цветов" муз. П.Чайковского

Май

1-4 неделя

Постановка сказки на выбор руководителя студии



Список литературы, использованный при составлении программы.

1. «Театрализованные занятия в детском саду» Москва, М. Д. Маханёва

2. «Театральная деятельность в детском саду» А. В. Щёткин

3. «Психогимнастика» М. Чистякова

4. «Театр возможного» А. Буренина

5. «Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста» Бодраченко И.В.

6. Теория развития детского творчества (Л.С.Выготский)





© 2010-2022