Конспект методической разработки Изготовление сувенира - брелка «Рыбка »

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ г. ТИХОРЕЦКА



Методическая разработка

на занятие по изготовление

сувенира - брелка

« Рыбка ».

Разработала : педагог дополнительного образования ГБОУ школа -интернат г. Тихорецка Погосян Ирина Владимировна



Конспект методической разработки Изготовление сувенира - брелка « Рыбка ».

2015г.

Содержание



  1. Инфомационная карта

  1. Пояснительная записка

  1. Методика подготовки занятия

  1. План занятия

  1. Сценарий занятия

  1. Литература

































1.Аннотация на образовательную программу, в рамках которой проводится данное учебное занятие

Данное открытое занятие входит в учебно - тематический план 1 года обучения реализуемой образовательной программы «Затейники»

( Бисероплетение).

Дополнительно - образовательная программа направлена на реализацию творческого потенциала учащихся. Процесс обучения по изготовлению изделий из бисера строится по принципу обучения от простого к сложному, что дает возможность детям легче и быстрее усвоить материал и найти свой стиль в изготовлении поделок.

2.Психолого - педагогическая характеристика группы детей, с которыми педагог планирует проводить данное учебное занятие

Данная группа сформирована в 2014- 2015г. В творческом объединении « Затейники». В группе обучается 6 детей 8- 9 лет. Это дети с разным творческим потенциалом, различными трудовыми умениями и навыками, разные по возрасту и характеру.В течение учебного года учащиеся развивают свои способности, используя приобретенные умения и навыки, и к концу учебного года создают более сложные по технике выполнения изделия.

3.Характеристика оборудования учебного занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.

На занятии будет использовано следующее оборудование:

1. Для учителя

- выставка детских работ из бисера;

- иллюстративный материал;

- технологическая карта сборки изделия подвески;

- ИКТ.

2. Для детей

-ножницы , проволока №3, бисер.

4.Тема учебного занятия в учебной программе

Изготовление сувенира брелка « Рыбка ».

5.Место проектируемого учебного занятия в учебном курсе

Изготовление сувенира брелка « Рыбка » - третье занятие по теме «Бисероплетение» дополнительной образовательной программы «Затейники» 1-го года обучения.

6.Сложность занятия вообще и конкретно для данной группы

Для педагога: наиболее важным в ходе занятия является создание ситуации успеха для каждого учащегося, умение педагога приходить на помощь обучающимся в момент осмысления поставленных задач, рассмотрения проблемы с различных позиций, выработки своего восприятия и понимания;

Для детей: не все дети усваивают материал быстро: одни сразу проявляют творческую фантазию и мышление, другие остаются лишь исполнителями и, только накопив определенные умения и навыки, наблюдая за работой друзей и педагога, начинают применять свои силы.

- Сложность данного занятия так же связана со спецификой рабочего материала бисера (мелкий).

7.Тип учебного занятия

Развивающий , учебно практический.

8.Цель

Задачи:





Для педагога:

закрепление полученных знаний, умений и навыков;

Для детей:

научиться изготавливать из бисера фигурку рыбки;

подготовить подарок для мамы к 8 марта.

Обучающая: познакомить детей с последовательностью выполнения сувенира брелка «Рыбка ».

Развивающая: способствовать развитию интереса к искусству изготовления изделий из бисера, развитию творческих способностей детей, фантазии.

Воспитательная: воспитывать доброе отношение друг к другу, способность и готовность помогать друг другу, способность радоваться успеху товарища, воспитывать чувство прекрасного, формировать нравственную культуру ребенка.

Коррекционно-развивающая: развить познавательные процессы; память, внимание, воображение, творческое и логическое мышление; способствовать обогащению словаря; побуждение учащихся к речевым высказываниям.

Здоровьесберегающая: профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности.

9.Методы обучения

Объяснительно - иллюстративный: рассказ, беседа - диалог, наглядная демонстрация приемов работы.

Наглядный : образцы готовых изделий, выставка детских работ из бисера.

Практический : самостоятельная работа над изготовлением сувенира брелка «Рыбка » по представлению на основе фантазии с использованием приобретенного опыта.

Игровой: игра - приветствие (разминка) в начале занятия предназначена для снятия у детей напряжения, поднятия настроения, возбуждение фантазии.

Развивающий: загадки на знание фауны родного края, развивающие кругозор учащихся, умения сравнивать, выделяя контрастные признаки, различия и некоторые сходства.

10.Форма организации учебного занятия

Индивидуальная деятельность по правилам, аналогичная, сходная с показанным образцом.

11.Хронометраж учебного занятия

1 Организационный этап 5 минут

2 Вводный этап 10 минут

3Основной этап 20 минут

4 Заключительный этап 5 минут

12.Содержание учебного занятия:

-Поэтапные цели учебного занятия:

-Организационное начало учебного занятия.

Цели:

-психологический настрой учащихся на предстоящее занятие;

-обеспечение нормальной обстановки на занятии

Возможные действия педагогов и учащихся:

-взаимное приветствие педагога и учащихся;

-проверка отсутствующих;

-проверка внешнего состояния помещения;

-проверка рабочих мест;

-организация внимания

13.Вводная беседа

Повторение материала, изученного ранее

Цели:

-воспроизведение в памяти учащихся усвоенных знаний, умений и навыков;

-обеспечение понимания всеми учащимися материала данного занятия;

-Бисер - материал для прикладного творчества;

-повторение этапов технологии изготовления сувенира брелка «Рыбка »;

-определение возможных затруднений учащихся;

(обратить внимание обучающихся на хрупкость и маленькие размеры рабочего материала);

-корректирование материала с учетом реальных знаний, умений и навыков учащихся.

14.Изучение нового материала

Цели:

-усвоение фактов и основных идей;

-усвоение метода исследования изучаемого материала;

-овладение методикой воспроизведения изучаемого материала

Объяснение методов сборки сувенира брелка «Рыбка»:

- плетение головы и туловища рыбки;

-плетение плавников;

-плетение хвоста;

- декоративная обработка готового изделия.

(демонстрация приемов работы)

15.Закрепление пройденного материала в практической деятельности

Цель:

прочное усвоение знаний и их реализация в практических действиях

-повторение знаний, полученных на занятии;

-практическое занятие по сборке сувенира брелка «Рыбка»

16.Контроль и «оценка» знаний-выработка критериев «оценки» знаний со стороны педагога;

-выработка позитивной мотивации к получению знаний;

-воспитание объективной самооценки

-итоговая проверка после изучения новой темы по сборке сувенира брелка «Рыбка »:

-теоретическая часть

-практическая работа

17..Обобщение и систематизация знаний

Цель:

-выработка системы знаний, умений, способностей

- итоговые повторения всех этапов технологии изготовления сувенира «Рыбка », включая новый материал;

-реализация полученных знаний, умений и навыков на практике.

- коллективное обсуждение творческих работ учащихся( учащимся предлагаются вопросы на обсуждение и творческое осмысление).



Пояснительная записка

Века и тысячелетия решается задача: осмыслить, сохранить и передать следующим поколениям все, что представляет неповторимое лицо нашего народа. В этой связи очень важно уделять внимание изучению, пропаганде и возрождению угасающих видов народного декоративно -прикладного творчества. Программа «Затейники» ГБОУ школы-интерната г. Тихорецка

нацелена на формирование у воспитанников интереса к декоративно-прикладному творчеству, уважения к народным традициям.

Основа художественного ручного труда дает богатый развивающий потенциал для детей. Это не только обучение, но и самореализация в творчестве, развитие творческих способностей, расширение кругозора.

Предметом изучения в программе является технология работы с бисером, кожей, солёным тестом, мешковиной, макраме которые дают возможность узнать историю возникновения ремесел на Руси.

Кроме того, ручной труд развивает мелкую моторику рук, что связано непосредственно с развитием речи. Чередование занятий четырех видов рукоделия дает ребенку возможность найти себя в одной из разновидностей творчества и наиболее полно реализовать свои креативные способности.

Данное занятие входит в дополнительную образовательную программу «Затейники», блок «Бисероплетение», группа первого года обучения. Возраст обучающихся: 8-9лет.

Занятие разработано на основе досуговых предпочтений данной возрастной категории, включающих в себя добровольное участие обучающихся.

Продолжительность занятия 40 минут. На занятии создана доверительная обстановка, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя, и не боялся ошибок.

Занятие включает в себя мотивацию, подведение итогов, рефлексию, предполагает обратную связь. В течение образовательного процесса у ребёнка формируется уровень ответственности за результат своей деятельности.

Данное занятие способствует закреплению полученных знаний, умений и навыков. Повторение и расширение знаний по технологии изготовления сувенира из бисера идет через устный опрос и практическую работу. Для повышения активности детей, эмоционального настроя использованы элементы игры (загадки).

Ожидаемый результат:

- закрепление полученных знаний, умений и навыков;

- изготовление сувенира брелка «Рыбка».

Кроме практической стороны данное занятие учит создавать красивые вещи, и что самое главное - радостные вещи, потому что творческий труд всегда созидателен и эстетичен.

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования.

Методика подготовки занятия

  1. Выбор темы и программного содержания занятия с учетом образовательной программы.

  2. Подбор и изучение методической литературы.

  3. Изучение интернет - ресурсов.

  4. Подбор методов обучения и воспитания.

  1. Подбор игр, наглядного материала, физкультминуток.

  2. Подготовка инструкционной карты.

  3. Подготовить кабинет, расставить стулья, столы.

(Занятие проходит в комнате, где расположены стулья по кругу. У педагога и детей есть возможность видеть друг друга и общаться на одном уровне.)

4.Продумать музыкальное сопровождение занятия (начало занятия, для эмоционального настроя, для физкультминутки).

План занятия

1. Организационный этап: приветствие,

игра -разминка, сообщение темы и задачи 5 минут

2. Вводная беседа: подготовка к празднику

8 марта, выставка детских поделок из бисера,

рассказ о народном поверье… 10 минут

3. Практическая часть урока 20 минут

4. Подведение итогов занятия, просмотр

работ, обсуждение, рефлексия 5 минут



СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Организационный момент:

Приветствие, игра « На ощупь», « Разгоняем паровоз».

Вводная беседа:

-Ребята, для нашего занятия, как всегда, нам нужны послушные руки. У вас они послушные? Сейчас проверим ( игра - упражнение для рук)

Да, ручки у вас молодцы, слушаются вас. А еще для занятия нужны умные головы. У вас они умные? Сейчас проверим. Слушайте загадки (загадки)

Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Рыбка
Хвостом виляет, зубаста, а не лает.
Щука

С хвостом, а не зверь,
с перьями, а не птица.
Рыба

Молодцы, вот вы какие у меня умные! Это, конечно же, рыбка. Я не случайно загадала вам загадки про рыб, ведь сегодня у нас с вами последнее, очень ответственное, завершающее занятие по изготовлению сувенира «Рыбка ».

- Ребята, вспомните, какая праздничная дата ждет нас в ближайшее время? Правильно, 8 марта. Как вы знаете, на праздники принято дарить родным и близким подарки. А самый лучший подарок тот, что сделан своими руками.

Скажите, а о чем мечтают ваши мамы? ( ответы детей)

Вспомните, ребята, кто и в какой сказке великого русского поэта А.С.Пушкина исполнял желания героев этой сказки? Правильно, золотая рыбка. А в русской народной сказке? (щука)… Вот мы сегодня с вами и будем мастерить волшебных рыбок в подарок мамам. И эти рыбки обязательно исполнят все их желания.

-Вспомните, из какого материала мы будем изготавливать наших рыбок?

Правильно, из бисера. Ребята, вспомните, пожалуйста из чего он производится? (ответ детей) Бисер - эффектный материал и заслуживает высоких похвал. Декоративные сувениры из бисера отличаются тем, чего нет у других материалов ,своей яркостью, мягким золотистым блеском. И в сувенире «Рыбка» главным украшением тоже будет удивительный цвет, блеск ,яркость материала - бисера.

Повторение пройденного материала:

Ребята, давайте вспомним основные этапы изготовления этого изделия

- композиционный замысел и его обоснование в эскизе: работа над

созданием эскиза - очень важный этап в изготовлении поделки из

бисера. Он включает в себя работу с книжным и иллюстративным

материалом, применение фантазии, творческий поиск;

-подготовка материала к работе: отбор для работы бисера, проволоки нужного размера.

Изучение нового материала:

Правильно, молодцы, все хорошо запомнили. А сегодня у нас , самый ответственный этап. Мы будем заниматься плетением и сборкой нашей «Рыбки».

Для изготовления сувенира « Рыбка» мы будем использовать параллельный способ плетения и способ низания для изготовления плавников и хвоста . Сегодня для работы нам нужны: ножницы, бисер, проволока,технологическая карта.

Итак, плетение рыбки начинаем с головы ,все детали плетём по схеме. Когда голова рыбки готова, продолжаем плести туловище рыбки. Чтобы рыбка была объёмной, необходимо сплести 2 одинаковых туловища ,а потом округлить их и сшить между собой. Следующий этап - изготовление и крепление плавников. Плавники состоят из восьми деталей: пяти верхних - они побольше, и трёх нижних - маленьких. Их мы получаем способом низания бисера на проволоку. Сначала прикрепляем верхние плавники, начиная от головы рыбки, затем - нижние в произвольной форме.

Теперь остается ещё один ответственный этап - изготовление хвоста. Он состоит из 9-11 проволочек разной длины с нанизанным на них бисером , собранных в пучок .Готовый хвост крепим к туловищу рыбки с помощью кусочка проволоки.

К верхнему плавничку готового изделия нужно прикрепить петельку для крепления.

Повторение изученной темы:

А теперь давайте повторим правила изготовления нашей рыбки ( ответы детей).

Молодцы, все хорошо запомнили. Ребята, прежде чем приступить к практической работе, давайте еще раз вспомним правила работы с ножницами и клеем.

Техника безопасности при работе с ножницами

1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2. При работе внимательно следите за направлением резания.

3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держите ножницы лезвием вверх.

5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6. Не режьте ножницами на ходу.

7. Не подходите к товарищу во время работы.

8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Практическая часть:

А сейчас приступим к работе. При изготовлении сувенира «Рыбки» постарайтесь быть внимательными и аккуратными, не забывайте о правилах техники безопасности, помните основные этапы сборки. В этом вам поможет технологическая карта. Я надеюсь, что вы проявите всю свою творческую фантазию. А для того, чтобы ваша рыбка стала волшебной, надо вложить в свою работу добрые мысли, тепло, чувство и душу. (Звучит легкая музыка). Индивидуальная работа.

Для снятия накопившегося напряжения на опорно-двигательный аппарат во время практической работы проводим небольшую физкультминутку:

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут - тоже покажем:
Крылья сложили назад.

Зарядка для глаз:

- пробежаться глазами за движением руки педагога;

- закрыв глаза немножко "подремать".

Итоговый этап занятия:

В заключение идет коллективное обсуждение творческих работ детей.

Педагог: Славные у нас получились рыбки, словно живые. Но сначала, ребята, давайте с вами выберем самую аккуратную работу.

Рефлексия. Ребята, как вы думаете, достигнута ли цель нашего занятия? Появилось ли у вас желание самостоятельно заниматься изготовлением поделок из бисера? (ответы детей )

Педагог: Ребята, вы хорошо поработали сегодня, приготовили для своих мам подарки. Но только не забывайте, что ваши мамы мечтают о том, чтобы вы хорошо учились и выросли добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. Это и будет для них самым дорогим подарком. Ну а остальные желания обязательно исполнит золотая рыбка.

Литература:


  1. Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей/ Учебно - методическое пособие…- Ростов н/Д: Изд - во «Учитель», 2007.

  2. Федотов Г.Я. Плетение изделий из бисера. /Академия мастерства.- Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2002.

  3. Харитонова Л.А. Как лучше провести физкультминутку?/.

Интернет-ресурсы:

  1. hnh.ru/handycraft/2010-11-05-2

  2. podelkidoma.ru/node/2363



© 2010-2022