Опорные сигналы на занятиях по педиатрии в медколледже

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему:
«Использование опорных конспектов и опорных сигналов в процессе преподавания в медицинских колледжах»

План

1.Введение

2.Понятие опорного конспекта, опорного сигнала Основные требования к опорному сигналу, опорному конспекту

3.Основа методики опорных конспектов и опорных сигналов

4.Преимущества методики опорных конспектов и опорных сигналов. Этапы работы по созданию опорного сигнала

5.Использование опорного конспекта

6.Достоинства и минусы опорного конспекта и опорного сигнала

«Занятие - «клеточка» педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в занятии»

Современный период развития общества, обновление всех сфер его социальной и духовной жизни требует качественного нового уровня образования, который отвечал бы международным стандартам. В современном мире повышаются требования общества к качеству профессионального образования, кардинально обновляются технологии обучения, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных и научных услуг.В связи с указанными обстоятельствами особое значение приобретает проблема качества образования, целенаправленное управление которым обеспечивает достижение необходимых показателей. Учебные программы профессиональных модулей при всей своей кажущейся сложности вполне доступны студентам. Закон Российской Федерации «Об образовании» предполагает, что все студенты могут успешно усвоить учебный материал. Перед каждым преподавателем стоит проблема подбора таких форм и методов работы, которые приводили бы к достижению положительного результата. Одним из таких методов работы является организация учебного процесса на основе использования опорных конспектов. Первобытный человек, выбивая на скале незамысловатые фигуры, кодировал доступную ему информацию. Человек современный, захлестываемый информационным валом, вынужден пойти по тому же пути. В научно-педагогической литературе вопросы применения опорных конспектов в работе педагога занимались такие ученые, как В.Ф. Шаталов (методическая система Шаталова); Панина Т.С., Вавилова Л.Н. (современные способы активизации студентов); А.А. Гин (приемы педагогической техники); С.В. Селеменев (требования к отображению содержания в опорном конспекте); Левитес Д.Г. (этапы составления конспектов); О.В. Нестерова, Г.М. Коджаспирова (основные проблемы педагогической психологии в схемах и таблицах), и другие. Однако на данный момент недостаточно рассмотренным является вопрос применения опорных конспектов в медицинских колледжах по дисциплинам профессионального цикла. Учебный процесс при использовании опорных конспектов строится следующим образом: материал темы делится на крупные блоки, имеющие смысловую и логическую завершенность, по каждому блоку составляется опорный сигнал.

Опорный конспект - система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов.

Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы

  • Лаконичность

  • Структурность

  • Наличие смысловых акцентов

  • Автономность

  • Ассоциативность и образность

  • Доступность воспроизведения от руки

  • Цветовая наглядность

1. Лаконичность

Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти.

Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета.

Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов - использование удобно-читаемых аббревиатур.

2. Структурность

В сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр.

Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделать обще и главное, выделять причинно следственные связи.

Всё эти навыки развиваются у обучаемого незаметно для него - просто в ходе изучения материала.

3. Наличие смысловых акцентов

Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.

4. Автономность

Каждый из четырех-пяти блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.

5. Ассоциативность и образность

Должны возникать и запоминаться четкие ассоциации на опорный сигнал и его элементы.

Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространённые образы.

6. Доступность воспроизведения от руки

Обучаемые должны будут по памяти на оценку воспроизводить разобранные на занятии опорные сигналы.

Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой воспроизводимой от руки на бумаге, не высокохудожественной манере.

7. Цветовая наглядность

  • Запоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти.

  • Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета.

  • Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов - использование удобно-читаемых аббревиатур.

Основа методики

  • Первый этап - развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем материала (создание блока вопросов).

  • Второй этап - сжатое изложение учебного материала по опорному плакату озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними.

  • Третий этап - изучение опорных сигналов, которые получает каждый ученик и вклеивает их в свои альбомы.

  • Четвертый этап - работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях.

  • Пятый этап - письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке.

  • Шестой этап - ответы по опорным сигналам

  • Седьмой этап - постоянное повторение и углубление ранее изученного материала (организация взаимопомощи - «педагогический десант» - не только между одноклассниками, но и между старшими и младшими ребятами).

Преимущества методики

  • Глубокое понимание теории

  • Экономия времени (материал собран в блоки)

  • У студентов появляется желание использовать свои силы и знания на практике

  • Позволяет увеличить количество решаемых задач

  • Позволяет разобрать подробно и всесторонне типы и возможные пути решения



Этапы работы по созданию опорного сигнала

  • Внимательно читайте главу или раздел учебника (книги), вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.

  • Кратко изложите главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте.

  • Сделайте черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги.

  • Преобразуйте эти записи в графические, буквенные, символические сигналы

  • Объедините сигналы в блоки.

  • Обособьте блоки контурами и графически отобразите связи между ними.

  • Выделите значимые элементы цветом.

Таким образом, использование опорного конспекта на лекциях практических занятиях в процессе обучения студентов позволяет:

  1. Экономить учебное время на лекции. Студенты сами не конспектируют информацию, которую преподносит преподаватель, и принимают активное участие в создании опорного конспекта.

  2. Эффективно усвоить лекционный материал. Знания, заложенные в опорном конспекте, структурированы, в нём выделены важные детали.

  3. Компактно фиксировать большой объём информации. Весь лекционный материал занимает мало места.

  4. Быстро и качественно подготовиться к экзамену:

достаточно просмотреть опорные конспекты, и вся информация разворачивается.

  1. Повысить активность студентов на лекциях и практических занятиях.

  2. Развивать профессиональную речь студентов: они обучаются развёртыванию информации, сжатой в опорном конспекте.

К сожалению, в рамках аудиторного времени, отведенного на изучение конкретного курса, студентам не всегда удается постичь все нюансы учебного материала. Поэтому немалую роль играет самостоятельная работа студентов, их активность, умение и стремление к самоорганизации.

Значение самостоятельной работы студента при этом трудно переоценить, зачастую ее наличие становится необходимым условием достижения позитивного результата учения. Применительно к учебному процессу самостоятельная работа студентов имеет неоспоримые достоинства. Рассмотрим некоторые из них.

Прежде всего, при наличии интенсивной самостоятельной работы студентов в процессе обучения преподаватель, будучи освобожденным от необходимости детальной проработки всех вопросов изучаемого предмета, получает возможность более гибко строить план занятий, исходя из меняющихся реалий. Это выражается, например, в возможности обсуждения на семинарских занятиях событий из жизни общества, не представляющих собой «дела давно минувших дней», а происходящих в текущем времени. Как показывает практика, участие студентов в определении тематики таких занятий существенно повышает уровень их самостоятельной подготовки.

Кроме того, находясь в роли координатора учебного процесса, а не основной «тягловой силы» по усвоению студентами новых знаний, преподаватель получает возможность не только дать студентам ясное представление о своем предмете, но и привить им навыки надсистемного мышления, позволяющего воспринимать этот предмет не только как учебную дисциплину, органично сочетающуюся в учебном плане с другими дисциплинами, но и как комплекс знаний, неразрывно связанных с требованиями современной жизни. Учитывая небольшой объем отведенного на это учебного времени, роль навыков самоорганизации студентов значительно возрастает.

Минусом является дополнительная работа преподавателя по подготовке опорного конспекта, но она окупается качеством усвоения учебного материала обучаемыми. Эффективность опорных конспектов подтверждена трехлетним опытом их использования в ходе занятий.

Литература:

  1. Лаврентьев, Г.В., Лаврентьева, Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов: Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2002.

  2. Шаталов В.Ф. Путь поиска. - С-Пб : Лань, 1996.

  3. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика, 1990.

© 2010-2022