Открытое занятие Лепка декоративной лошадки по мотивам народной игрушки

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : Лепка декоративной лошадки по мотивам народной игрушки.

Цели :

Образовательные :

  1. Углубить знания учащихся о народной культуре и творчестве.

  2. Закрепить способы изготовления изделия из целого куска .

  3. Закрепить способы декорирования по сырому фону

  4. Продолжить обучение отмечать общее и различное в керамических игрушечных промыслах народов России.

Развивающие:

  1. Развивать творческое мышление, изобразительные способности, воображение и индивидуальность детей.

  2. Развивать технологические способности навыков способов лепки и декорирования.

  3. Развивать глазомер и мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

  1. Воспитывать патриотизм и гордость за нашу страну.

  2. Воспитывать аккуратность и эстетический вкус

  3. Способствовать воспитанию творческой индивидуальности и самобытности.

Предварительная работа:

  1. Подготовка глиняного теста и выполнение заготовок.

  2. Изучение керамических центров России, причин их возникновения и развития.

  3. Посещение областного Центра народного творчества и выставок

Интеграция:

С различными видами народного искусства: музыкой, танцами, росписями, вышивкой, резьбой по дереву, кости, камню.

Методы работы: наблюдение, рассуждение, анализ, сравнение и подведение итогов.

Ожидаемые результаты :

  1. Закрепление различных приемов лепки.

  2. Совершенствование умения декорировать изделия по сырому фону .

  3. Совершенствование навыков лощения и заглаживания изделий из целого куска.

  4. Изготовление украшения интерьера.

  5. Развитие внутренней культуры и интеллекта.

Оборудование: игрушка из различных регионов России, репродукции, лучшие работы учащихся.

Стеки и штампы, хорошо промятая глина плотной консистенции , шликер , куски холста, емкости с водой, куски поролона.

Ход занятия

I.Организационный момент:

- приветствие, проверка посещаемости, ТБ

2. Актуализация знаний:

Слово педагога: Я сегодня хочу начать наше занятие с загадок. Вы их постарайтесь отгадать и подумать, как они связаны с нашей сегодняшней работой.

  1. Мне побегать бы по полю:

Я люблю простор и волю.

Не нужна мне колбаса!

Дайте сена и овса.



  1. Подкованы ноги, бежит по дороге:

Грива дугою, а хвост метлою.



  1. Посмотри, какая грива,

Шелковиста и красива.

Скачет в поле у распадка,

Как зовут её? … (лошадка)

У многих народов с древнейших времён лошадь считалась самым близким другом человека. Это выразилось в народных сказках, былинах и других формах эпоса. Поэтому мастера- игрушечники в разных местах России очень любили делать для своих детей игрушечных коней. Их делали из глины, дерева, соломы. Особенно много сохранилось старинных игрушек из глины, которая после обжига превращалась в терракоту и могла храниться долгие-долгие сотни лет, в отличие от соломенных и деревянных игрушек. Терракота не боится воды, сырой земли, пожара. А запасы глины в изобилии есть везде: и в горах, и в пустынях, и в тундре, и в тайге, и на равнинах. И кони у разных мастеров получались разные: и расписанные самыми яркими узорами, и простенькие, и с роскошными гривами и хвостами. Каждый мастер показывал свою фантазию. Полюбуйтесь на этих лошадок и вспомните, откуда они. (Демонстрация дымковских, каргопольских, скопинских, ковровских игрушек.) А вот этих коней сделали ребята из нашего объединения. Они стали уже взрослыми, а свои работы оставили здесь на память. В нашей местности много запасов пластиной, красной глины, и еще не так давно, об это помнят старожилы, мастера по деревням делали всякую посуду и игрушку. Последнего мастера- игрушечника еще помнили в маленькой деревне Короедово в самом конце ХХ века. Иногда фигурки из глины не раскрашивали, а особым образом обваривали в молоке, и она получалась очень выразительной. Многие простые крестьяне-мастера украшали своих лошадок по сырому фону простеньким рисунком из белой глины, или же просто налепными кружочками, бляшками, завитками, выдавливали тисненый узор палочками, круглыми или плоскими.

Вам я предлагаю тщательно загладить пальцами, а потом мягкой губкой заготовки своих лошадок, которые были сделаны на прошлом занятии. Потом украсьте их по влажному гладкому фону налепами разной формы, тиснением штампами по своему выбору, воспользуйтесь природным ангобом, если это необходимо. Так как глина наших мест после обжига приобретает яркий красно-коричневый цвет, постараемся использовать этот декоративный эффект.

У вас получатся разные, непохожие один на другого кони, как не похожи друг на друга люди. В конечном итоге получится много уникальных, самобытных фигурок самого неожиданного декоративного решения.

  1. Практическая работа

На прошлом занятии мы выполнили грубую заготовку лошадки. Сейчас эти фигурки слегка отвердели. Наша задача - хорошенько прогладить заготовки пальцами, а в последнюю очередь губкой.

Вы обратили внимание, чего не хватает на фигурках? (грив и хвостов)

Пофантазируйте и вылепите своим лошадками декоративные гривы и хвосты.

Какие способы декорирования по сырому фону вы знаете? (налепы, жгуты, тиснение, косички, щёточки и т.д.)

Итак, берём свою работу и начинаем заглаживать пальцами, слегка увлажнёнными. Вы выполняете заглаживание - поверхность глины становится очень ровной.

Можно посмотреть на работы, выполненные в прошлом году. Это тоже декорирование по сырому фону. Очень красивы красно-коричневые терракотовые лошадки с контрастным белым узором в технике примакивания.

Сравните этих лошадок со своими и постарайтесь сделать лучше и красивее.

Учащиеся продолжают творческую деятельность, педагог оказывает им индивидуальную помощь

  1. Рефлексия

Подведение итогов:

  1. Почему вы выбрали такое декоративное решение?

  2. Какая лошадка вам кажется наиболее интересной?

  3. Удалось ли вам выразить пластичность простой местной глины?

Выполняя изделия из глины мы с вами вносим вклад в сохранение одного из древнейших занятий в нашей местности - лепке игрушек из местных красных глин.

Они будут украшать ваши комнаты, вы можете подарить их своим друзьям и родным.



Литература

  1. И.Я. Богуславский «Русская глиняная игрушка». Ленинград «Искусство», 1975г.

  2. Дж. Буббико «Керамика». Москва, изд. «Ниола-Пресс», 2006г.

  3. М. Бурдейнай «Искусство керамики. Ремесло и рукоделие». Профиздат, 2005г.

  4. О. Воробьёва Декоративно-прикладное творчество. Изд. «Учитель», 2009г., Волгоград

  5. С. Газарян «Прекрасное - своими руками». Народные художественные ремёсла. Москва «Детская литература», 1987г.

  6. Л. Иванова «Русская игрушка». Москва «Советская Россия», 1985г.

  7. М.А. Изотова «Гончарные работы для дома и заработка». Изд. Феникс Ростов-на-Дону, 2008г.

  8. Л. Кузьмин «Чудесное яблоко». Рассказ о художнике Е. Честнякове. Москва «Детская литература», 1981г.

  9. И.И. Купцов «Родина Жар-птицы». Народные художественные промыслы России. Изд. «Советская Россия», 1983г.

  10. А. Лельчук «Глина с характером». Изд. «ТЦ Сфера» Санкт-Петербург, 2011г.

  11. Е.М. Можаева «Русские игрушечные кони». Москва «Советская Россия», 2976г.

  12. Л.К. Розова «Дымковская игрушка». Москва, изд.. «Планета», 1971г.

  13. Г. Федотов «Послушная глина». Основы художественного ремесла. Москва, изд. «АСТ-Пресс», 1997г.

  14. А. Шпикалова «Русская игрушка». Москва, изд. «Прогресс», 1974г.





© 2010-2022