Конспект по теме изучения гармоники

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат txt
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
 Музыкальная энциклопедия дает следующее описание гармони. "Гармоника (от греческого - созвучный, стройный, гармоничный) - клавишно-пневматический инструмент. Источник звука - свободно проскакивающие металлические язычки, закрепленные над прорезями металлических рамок. В колебательное движение их приводит струя воздуха, возникающая при сжатии и растяжении меха". Первым прототипом гармоники стал инструмент, изобретенный немцем Ф.Бушманом в Германии в 1822 году. Русские мастера усовершенствовали этот наиболее известный вид ручной гармони (коей она является, в отличие от ножной фисгармонии, губной гармоники) и запустили в массовое производство в Туле в 1830 г. Русскими мастерами создан также ряд разновидностей гармони. Каждая отличается своей индивидуальностью, т.к. отражает особенности местного репертуара, технические и тембровые возможности. "Ирон кандзал фæндыр (осетинская гармонь) представляет собой разновидность "вятской тальянки", известной под названием "азиатская гармонь" - уточняет Б.Галаев в своей книге "Осетинские народные песни". Далее он пишет: "Ирон кандзал фæндыр имеет в правой руке клавиши (от 14 до 21), которые при сжиме и растяжении издают звуки одной и той же высоты; в левой руке - 8-9 кнопок, при нажиме которых звучат не аккорды (как на "вятской тальянке"), а басы, при сжиме и растяжении звучащие различно. Звукоряд правой руки диатонический, но не у всех ирон кандзал фæндыров одинаковый…" Осетинская гармонь всенародно любимый инструмент. Об этом говорит и тот факт, что и поныне считается престижным (в лучших традициях воспитания в осетинских семьях) умение мастерски и виртуозно играть на гармони. Редкое семейное празднество обходится без игры на гармони. Очевидно также и то, что развитие культуры и искусства в Осетии оказало свое благотворное влияние на умы и сердца горцев. Получив возможность обучаться игре на многих других инструментах, таких, как фортепиано, скрипка, гитара, виолончель и др., осетинская гармонь гордо держала пальму первенства среди желающих приобщиться к музыкальной культуре не только своего народа, но и русской и западноевропейской. Величие и красота гармони, безусловно, потрясающие музыкальные возможности, подлинно национальный дух инструмента сделали его незаменимым в творческой лаборатории осетинских композиторов. Мы приведем лишь несколько примеров. Так, например, композитор, тонкий знаток народной музыки Ф.Ш.Алборов ввел гармонь в ряд своих инструментальных произведений. В музыке к кинофильму "Во всем виновата Залина" очень красиво, звучно и богато в исполнении осетинской гармони звучат "Ирон цагъд" и "Хонгæ". "Настоящим апофеозом радостных, светлых настроений, танцевальности, звучит финальная часть сюиты "Праздник", где в букет известных народных мелодий ("Хонгæ кафты цагъд", "Къах-къухтыл кафты цагъд") вплетена блестяще стилизованная гармоничная тема", - пишет музыковед Т.Батагова. Кстати, технически совершенно и ярко исполнил ее на юбилейном концерте, посвященном 75-летию Ф.Ш.Алборова, гармонист-виртуоз Аслан Шавтвалов вместе с симфоническим оркестром под управлением В.Хлебникова
© 2010-2022