Конспект занятия по изобразительному искусству в студии «Ренессанс» по теме: «Стилизация деревьев»

Раздел Дополнительное образование
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования «Ступени» города Сочи




КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

по изобразительному искусству

в студии «Ренессанс»

Тема занятия: «Стилизация деревьев»



Разработал:

Педагог дополнительного образования

Касымова Юлия Анатольевна




2014-2015 учебный год


Тема: «Стилизация деревьев»

Дата проведения: 22.01.2015

  1. Цели и задачи

Цель: Выполнить стилизованную композицию на тему «Зимний лес»

Задачи:

Образовательные

1.Познакомить воспитанников с особенностями стилизации деревьев, раскрыть понятие «стилизации растительных мотивов»;

2.Изучить последовательность стилизации природных форм и элементов.

3.Научить анализировать конструктивные особенности природного объекта.

Развивающие

1.Способствовать развитию творческого воображения через преобразование продукта действительности в продукт творчества на примере дерева и развитию наблюдательности;

2.Расширение кругозора и знаний обучающихся в области декоративной композиции.

3.Развивать мелкую моторику руки в процессе рисования.

Воспитательная

1.Способствовать воспитанию эстетической отзывчивости на прекрасное в природе и окружающей действительности.

2.Воспитывать аккуратность при работе с инструментами и умение работать самостоятельно.


  1. Форма проведения: групповая, (работа в команде по 4-5 человек), индивидуальная.

  2. Методы: словесный, наглядный, практический

  3. Характеристика группы обучающихся:

возраст обучающихся - 10 лет

количество обучающихся - 8-10 человек (учащиеся в сборной группе специально не подготовленные)

Продолжительность занятия: 1 академический час (45 мин).

  1. Технические и иные средства обучения:

- Мультимедийный проектор

- Наглядные пособия:

- Образец практической работы «Зимний лес»

- Слайд-шоу на тему: «Стилизация»

- Раздаточный материал:

- Набор карточек «Примеры стилизации растений», карточки «Деревья», «Силуэты деревьев»

  1. Методическая литература: Сокольникова Н.М., Изобразительное искусство. Основы рисунка: Учебник для уч. 5 кл. - Обнинск: Титул, 2008; Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX веков. Искусство, М., 1991.

  2. Интернет-ресурсы: подборка фотографий и рисунков для слайд-шоу посредством Яндекса





Ход занятия

№ п/п

Этап занятия

Действия педагога

Действия учащихся

1

Вступительная часть, приветствие. 1мин

Здравствуйте, ребята!

Для сегодняшней работы нам с вами понадобится гуашь, цветная бумага, черный фломастер, клей и бумага. Также вам понадобятся инструменты (кисти, палитры, ножницы, которые лежат на партах), а так же внимание, активность и, конечно, ваша фантазия!

Учащиеся проверяют наличие материалов и инструментов на столах

2

Сообщение темы, обсуждение цели занятия. 1 мин

Тема нашего занятия: «Стилизация деревьев». Наверное, сейчас это словосочетание вам непонятно. Скажу так, на занятии мы научимся приемам декоративного рисования, испробуем необычную - нетрадиционную технику рисования и в итоге создадим замечательный пейзаж зимнего леса.

Цель нашего занятия мы определили, теперь несколько слов о ходе занятия. Сначала мы с вами поговорим о том, что же это такое стилизация и где ее можно встретить, затем немного поиграем, ну а в итоге мы с вами выполним практическое творческое задание.

Вопросы к учащимся: Вы согласны с таким планом занятия?





Ребята говорят о своем отношении к плану занятия

3

Введение новых понятий. 5 мин

В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве стилизация - это изображение предмета особым, оригинальным способом, в результате чего изображаемый предмет становится декоративным и воспринимается как узор.

Стилизовать можно любой объект -предмет, растение, животное и даже человека! Давайте обратимся к примерам (далее предлагаю на экране зрительный ряд на тему «Стилизация»). Слайды 2,3,4

Ребята, вы обратили внимание, что одни и те же объекты художник может изобразить совершенно по-разному? Слайд 5

Мы видим, как видоизменяется обычный предмет (внимание детей обращаю к экрану).

Художник его или упрощает или усложняет, или оживляет. И вот такое видоизменение называется стилизацией. Слайды 6,7.

Словарное слово появляется на экране. Слайд 8

Посмотрите, художник заостряет внимание на самых важных деталях объекта, а несущественные опускает (вновь предлагаю на экране зрительный ряд на тему «Стилизация предметов», где сопоставлены изображения предметов в двух вариантах: реалистичное изображение; стилизованное) Слайды 9,10

Ребята, а встречается ли вам стилизация в окружающей вас жизни?

Да, роль стилизации в нашей жизни очень значительна. Слайды 11,12.

Окружающая нас природа тоже является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же цветок можно отображать каждый раз по-новому - ведь можно постоянно фантазировать и выдумывать! Слайд 13.

Ну а мы сегодня обратимся к миру деревьев. Вы знаете ребята, что на планете Земля существует такое огромное количество видов деревьев, что невозможно точно назвать количество их видов и семейств! Люди уже давно заметили среди них самые уникальные и необыкновенные. Ребята, а что вам известно о каких-нибудь необычных деревьях?

Вот несколько удивительных фактов из жизни деревьев: наибольшей высоты достигают деревья вида секвойя, на сегодня высота самого высокого из них достигает 115,55 м. Это около 40-этажей! Их максимальный возраст- 3, 5 тысячи лет! (фото на экране).Слайд 14

Самое толстое дерево в мире - баобаб, 15.9 м в диаметре (фото на экране). Слайд 14

Утверждают, что самое старое дерево в мире - ель, растущая в горах на западе Швеции, вероятно, с ледникового периода. Её возраст составляет около 9550 лет (фото на экране). Слайд 15

Интересные факты? О деревьях многое можно рассказать. И мы продолжаем наш разговор.

Давайте посмотрим, что помогает художнику передать сходство с деревом, которое он стилизует.

Далее показываю слайды 16 и 1 7"Береза" и "Дуб" . Вместе с детьми даем им характеристику. Обращаюсь к учащимся с вопросами:

Вы узнали это дерево? Какие особенности этого дерева можно использовать в стилизации?

Да, у березы основные ветки тонкие, дополнительные ветки еще тоньше, они переплетаются с основными, трепещут на ветру.

Ребята, а с помощью каких линий художник передает все эти качества?

Пластика, нежность березы подсказывают художнику, что и линии должны быть также тонкими, плавно изгибающиеся. И проработка мелких деталей будет деликатная, с использованием тонких линий, штрихов и точек.

В ходе обсуждения задаю наводящие вопросы, например, "Все ли ветви у дерева одинаковые по толщине?" и т.п.

Далее слайд "Дуб". А это что за дерево?

А что вы можете сказать про его строение?

Мощные толстые ветки расходятся от ствола как пальцы на ладони - их немного. Крона густая, круглая, как шапочка.

Мощный ствол дуба, раскидистые толстые ветки и узнаваемая форма листьев и плодов (желудей) помогают художнику выбрать особый путь для передачи всех этих качеств.

Ребята, а с помощью каких линий художник передает эти качества?

Да линия жесткая, более выразительная, подчеркивающая мощь ствола и форму кроны.

А еще художник применяет такое средство как пятно - заштриховывает многие элементы рисунка, создавая пятно.







Внимание детей сосредоточено на экране





Ответы детей: в декоре интерьера, украшении посуды, тканей и пр.





Сообщения детей о необычных деревьях









Ответы детей: дерево - береза; ствол - тонкий, высокий, белого цвета с черными крапинками

Ответы детей: с помощью тонких, плавных линий



Ответы детей: ветки разные по толщине

Ответы детей: дуб

У дуба ствол широкий и мощный.





Ответы детей: с помощью толстых, грубых линий

4

Проверка усвоенных знаний. 5 мин

Игра «Найди дерево», анализ правильности выбранных командами карточек.

А теперь давайте поиграем. Сейчас у нас образовалось две команды, и каждой команде нужен капитан - тот, кто будет координировать действия участников и отвечать за них. Это очень почетное звание - капитан команды! Капитаны, подойдите, пожалуйста. Каждый капитан получил для своей команды картинку с деревом, а также набор карточек со стилизованными изображениями различных растений. Теперь цель игры - обсуждая и совещаясь в команде выбрать карточки со стилизованным изображением заданного дерева.

Отобранные карточки закрепить на доске и объяснить причину такого выбора - это сделает капитан команды!

В ходе объяснения капитанами причины выбора того или иного варианта, обращаю внимание на особенности силуэта деревьев и на то какими средствами графики пользовался художник - линий, штрих, пятно.

Ребята назначают капитанов команд. Капитаны команд вытягивают карточку с изображением дерева





Капитаны закрепляют на доске отобранные карточки и объясняют причину выбора тех или иных карточек.

5

Практическое применение полученных знаний. 25-27 мин

Замечательно поиграли, ребята - вы молодцы! Отдельное спасибо капитанам команд за содержательные ответы!

А теперь повторим этапы работы:

  1. Изучаем общую форму дерева, выявляем силуэт дерева.

  2. Замечаем, какой у дерева ствол - извилистый, тонкий, толстый и т.п. В рисунке эту особенность можно еще более выразить, «преувеличить». Это подсказка для художника!

  3. Замечаем форму листьев, рисунок коры, прожилок. И очень важно! Рисуя и украшая дерево, стараемся делать это разнообразно. Используем линию разной толщины, точки и пятно, но продумываем и то, в какой мере каждый из этих средств применять, чтобы дерево получилось выразительным.

Вернемся к главной цели нашего занятия - практическому заданию.

Сегодня мы создадим пейзаж леса. А так как у нас сейчас календарная зима, предлагаю создать зимний пейзаж. Включаю слайд-шоу на тему: «Краски зимнего леса».

Посмотрите, как невероятно красива и величественна своими красками зимняя природа! Какие цвета в ней преобладают?

У вас на столах есть все необходимое - бумага, клей, черные фломастеры. С помощью этих материалов и инструментов мы пофантазируем и создадим сегодня уникальные творческие работы. Но перед этим немного отдохнем. Потому что то, что мы будем делать сейчас - подарит нам расслабление и только приятные эмоции, то есть все как во время отдыха.

Я предлагаю вам испытать необычную технику рисования. Но для начала, скажите - а какие атмосферные осадки бывает зимой? И какое же окружение можно создать нашим деревьям? Чтобы нарисовать эту самую лужайку, а у кого-то уголок городского парка нам понадобятся краски гуашь и бумага.

В палитрах приготовим оттенки зимнего неба (демонстрирую подготовку оттенков (синий, фиолетовый) в ячейках палитры, обращая внимание на достаточное количество краски).

Краски для работы мы подготовили. А теперь разомнем ладошки. Давайте превратим эти листы бумаги в комочки - стараемся сделать их округлой - не плоской формы. Это и будет наш инструмент! А теперь приступим к работе. Показываю на листе технику печати скомканной бумагой, с поэтапным введением новых оттенков.

Чем ближе мы опускаемся к нижнему краю листа, тем светлее становятся оттенки - то есть мы перестаем добавлять краски на нашу «печатку» и она оставляет слабые - едва заметные, следы. Края листа мы также не пропечатываем - таким образом получается эффект инея, заснеженности.

Очень приятная техника - радует глаз, ведь моментально рождается то пространство, где вскоре вырастут деревья.

Итак, пока наши работы подсыхают, продолжим наше творчество - вооружимся белой и голубой цветной бумагой, карандашом и изобразим несколько силуэтов

(показываю на доску, и обращаю внимание ребят на вспомогательные карточки на их столах). Показываю образец на слайде...

Ребята, постарайтесь, чтобы силуэты были не только разной формы, но и отличались по размеру. Ствол дерева не выделяем. Его мы будем изображать внутри силуэта. Затем вырезаем. Приступаем к декорированию - стилизации деревьев. Черный маркеры и фломастеры - наш следующий материал.

Показываю на примере указкой на конкретный прием: пятном, линией, точкой, работаем так, чтобы избирательно подбирать их соотношение в каждом дереве. Чтобы не получилось, что вы выбрали только одно из них - например, выполнили дерево одними точками! Иначе получится либо скучно, серо, либо крикливо и вычурно! А нам нужна «золотая середина». Затем выполняю учебный рисунок (образец выполнения).

В ходе дальнейшей практической работы работаю с группой на индивидуальном уровне. Однако, выявляя общие затруднения, обращаю внимание учащихся на то, как решить задачу, затем, вновь перехожу на фронтальный метод работы.











Ответы детей: синие, голубые, ультрамарин, белые, фиолетовые и т.д





Ответы детей: снег. Заснеженная лужайка, может быть парк

Заготавливают по-несколько бумажных комков



Ребята выполняют печать фона на формате А4 скомканной бумагой





Учащиеся изображают силуэты деревьев карандашом на цветной и белой бумаге и вырезают их.







Ребята приступают к стилизации деревьев

6

Подведение итогов

5 мин

Вы все хорошо поработали. А сейчас я предлагаю организовать мини-выставку. Для этого каждый подходит к доске и вывешивает свою работу (при необходимости помогаю ребятам, стараемся прикреплять работы плотно одна к другой).

Ребята, посмотрите, какой великолепный зимний лес у нас получился! Настоящая панорама! А сколько же здесь удивительных деревьев! Давайте посмотрим, какие разные и оригинальные работы у вас получились. Расскажите немного о ваших работах.

Педагог и дети могут задавать вопросы тому, кто только что рассказал про свою работу. Если ребенок не смог составить рассказ или не захотел рассказывать, достаточно спросить: "А какие деревья стилизовал ты?". Предлагаю прикрепить свою снежинку с именем к работе.

В конце Вопросы к учащимся:

Объясните своими словами понятие «стилизация»?

Как вы думаете, достигнута ли цель нашего занятия? Что нового вы узнали на занятии? Что понравилось на занятии?

Молодцы. У вас получились замечательные работы.

Учащиеся прикрепляют свои работы к доске плотно друг к другу.

Затем каждый желающий может рассказать какие деревья изобразил и прикрепить свою снежинку с именем к работе.





Ответы детей: Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью упрощения или усложнения формы







© 2010-2022