Музыкальный слух и его значение

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слух и его значение.

Под музыкальным слухом, в отличие от слуха вообще, принято разуметь способность отличать высоту музыкальных звуков или их отношения. В зависимости от этого определения находится деление музыкального слуха на две категории: абсолютный и относительный. Лица, одаренные от природы абсолютным слухом различают не только отношение тонов, но и абсолютную высоту их, тогда как обладание одним относительным слухом означает лишь способность отличать интервалы, аккорды - словом, отношение высоты тонов, и неспособность отличать абсолютную высоту отдельного изолированного звука. Таковы общепринятые понятия, в которых вполне отражается тот взгляд, что деятельность музыкального слуха исключительно сводится на разрешение тех или других вопросов интонации. Подобное ограничение сферы музыкального слуха страдает большой неполнотой и односторонностью: несомненно что не только высота и отношение тонов составляют компетенцию музыкального слуха, но так же и чувство звуковой краски, чувство ритмической жизни в музыке, нюансировка, всевозможные звуковые контрасты, фразировка и форма музыкальных произведений - словом, все, из чего слагается материально-звуковая сторона музыки. Действительно, чем, как не музыкальным слухом, отличаем мы звук флейты от звука скрипки, красоту и мягкость тона у одного скрипача и грубость, резкость у другого? Что кроме слуха дает нам возможность слышать тот или иной оттенок? Разве не слух дает нам понятие о мельчайших дроблениях времени и об относительной тяжести звуков, иначе говоря о ритме? Разве не он же передает нам связь тонов между собой или их раздельность в различнейших комбинациях, иначе говоря, понятие о фразировке? А чувство формы разве мыслимо без музыкального слуха?

Музыкальное произведение, выйдя из фантазии композитора, достигает сердца и фантазии слушателя только при посредстве всех сторон и элементов, входящих в состав художественно-музыкального впечатления и воспринимаемых музыкальным слухом. Чем богаче и разностороннее развит музыкальный слух, тем полнее передается сознанию материально-звуковая сторона музыки. Таким образом под музыкальным слухом нужно понимать способность восприятия всех элементов материально звуковых, из которых слагается художественно-музыкальное впечатление, тоесть способность восприятия интонации, звуковой краски, нюансировки, ритма, фразировки и формы, а не одну только способность отличать отношение тонов или абсолютную их высоту.

Значение музыкального слуха.

Музыкальный слух делят на внешний и внутренний. Под внешним слухом разумеют способность восприятия действительных звуковых впечатлений извне; под внутренним же - способность представлять себе музыкальные звуки при помощи музыкального воображения, независимо от действительных звуковых впечатлений. Таким именно внутренним слухом, в высокой степени развитым, обладал, например, Бетховен.

Мы прекрасно знаем о большом значении слуха для музыкального искусства, однако место, отводимое ему и его развитию часто не соответствует всему его значению. Нередко слышим, как говорят о том, что данное лицо обладает большой музыкальностью, красивым туше, красивой фразировкой и т.д.; нередко говорят так же о расположении духа при исполнении, часто говорят о том, как посторонний звук мешает углубляться в исполнение, - и много других подобных фраз, по существу своему вполне верных, часто повторяется в устах музыкантов и публики; на то же, какую роль во всем этом играют законы музыкального слуха, чрезвычайно разнообразные мало кто обращает достаточное внимание. Действительно, как бы ни был гениален и развит художник-исполнитель, никогда он не может стоять вне этих законов; вот почему и играет он иногда лучше, иногда хуже, иногда бывает в ударе, как говорят, иногда не расположен; с другой стороны, и слушатель иногда совсем уходит в звуки, иногда же слушает рассеяно и, если мало развит, то даже начинает разговаривать. Если мы проанализируем, в каком состоянии находится музыкальный слух у артиста, когда он в ударе, то сможем смело охарактеризовать его как наибольшую чуткость слуха, наибольшую его свежесть и богатство, доходящего до творческого состояния: красота нюансировки, ритмическая жизнь, богатство красок - все это как бы волшебством рождается вдруг и часто безотчетно. Нам скажут, что это « вдохновение», и большей частью в таких именно общих выражениях теряются то значение и та роль, какие в данном случае играет состояние музыкального слуха. Не отрицая возможности и значения вдохновения как непостижимой для нас тайны подъема духа и власти его над материей, которую он в таком случае себе вполне подчиняет, мы не должны, однако, забывать, что музыкальный слух при этом играет также очень важную роль. Музыкальный слух при изучении даже отрывочных фраз дает неожиданные результаты, выражающиеся в том, что когда в нем складывается известное художественное намерение, когда намерение это созревает до полной ясности, - пальцы, техника, вообще материальная сторона искусства подчиняются ему. Состояние слуха и чуткость его в том отношении играют важную роль, что без них немыслимо не только вдохновение, но даже просто художественное исполнение. При этом нужно заметить, что состояние слуха зависит, с одной стороны, от настроения, расположения духа исполнителя, с другой - от причин внешних: кому не известно явление, что даже углубленный в свое исполнение артист, если в зале происходит шум, разговор, если слушатели его невнимательны, рассеивается и сам. Это выражается, например в фальшивом звуке, иногда просто в бледности передачи текста произведения. Если мы начнем доискиваться до непосредственной причины такого взаимодействия, то должны будем признать, что такое явление находится в прямой зависимости от минутного рассеивания слуха под влиянием постороннего шума: вследствие несомненной связи между состоянием слуха и художественностью исполнения мы вправе подобные временные колебания у исполнителя именно приписать пониженному состоянию его слуха в такие моменты. Этим-то неровным состоянием слуха у исполнителя и объясняются все те различные колебания, которые претерпевает его исполнение в течение даже одного итого же концерта. Этим же объясняется и то частое явление, что артист чем далее играет, тем больше входит в художественное настроение: слух его, вначале менее чуткий и менее сосредоточенный, с течением концерта все более и более изощряется, что и отражается неминуемо на самом исполнении. В заключении всего выше сказанного хочется еще раз подчеркнуть, что слух есть именно та творческая сила, которая властвует над руками исполнителя. С.М. Майкапар говорил что « Музыкальный слух есть абсолютно необходимое условие всякого музыкального художественного усвоения ( восприятия), исполнения и творчества. Вне музыкального слуха нет и не может быть ничего художественного в музыке.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств городского округа - город Камышин












Методический доклад на тему:

«Музыкальный слух и его значение.»








Преподаватель фортепиано Белан И.В.












2015г.

© 2010-2022