- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Прикладной курс Декоративное садоводство 6 класс
Прикладной курс Декоративное садоводство 6 класс
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ромодин С.В. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Естественно-математическое направление
Биолого-экологический профиль
Прикладной курс «Декоративное садоводство».
Учебная программа рассчитана на 17 часов (0,5), 1 час в неделю. 6 класс.
Программа
Требования к программе:
интерактивный метод в обучении;
не оценивается (получение сертификата);
не дублирует предмет, расширяет и углубляет предмет.
Цель. Познакомить учащихся с декоративным садоводством - элементом зелёного строительства,
декоративными растениями, технологией ухода, методами размножения, видами использования.
Дать учащимся знания, умения, и навыки информационного обеспечения их учебной и
профессиональной деятельности.
Задачи курса - образовательные, воспитательные и развивающие:
Освоение рациональных приёмов и способов самостоятельного ведения поиска информации
в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
Развитие индивидуальных и творческих способностей учащихся.
Развитие познавательной активности и самостоятельности.
Формирование научной, этической и эстетической культуры учащихся.
Создание условий для осознанного профессионального самоопределения.
Воспитывать добросовестное отношение к выполнению заданий.
Вызвать интерес к данной области знаний.
Пояснительная записка.
В эпоху научно-технического прогресса природа неизбежно подвергается мощному воздействию антропогенного фактора - деятельности человека. Охрана природы, создание благоприятной среды для жизни и здоровья человека - является неотъемлемой составляющей сегодняшнего времени.
Одновременно с созданием материальных и культурных благ необходимо удовлетворять возрастающие эстетические запросы населения. Важный фактор решения этой задачи - зелёное строительство (озеленение сёл, городов, приусадебных участков, создание садов и парков). Зелёные насаждения - это один из основных элементов благоустройства населенных пунктов. Помимо эстетического, они имеют и огромное санитарно - гигиеническое значение, защищая населенные пункты от дыма, выхлопных газов, пыли, где жёсткие климатические условия крайне отрицательно влияют на организм человека. Многие растения обладают фитонцидными свойствами. Древесно-кустарниковые насаждения в значительной степени сглаживают амплитуду температурных колебаний, имеют мелиоративное и водоохранное значение. Снижают уличный шум и уменьшают солнечную радиацию. Садовые растения являются дополнительным источником плодов и ягод.
Озеленение населённых пунктов - есть яркий показатель роста культурного уровня страны.
Многие декоративные растения имеют утилитарное значение, т.е. используются как эфиромасличные, лекарственные и пищевые. Озеленительные работы должны выполняться по предварительно составленным проектам или рабочим схемам.
Успех создания сада зависит от применяемой агротехники, начиная от подготовки территории и кончая восстановлением отмирающих насаждений. Любое оформление сада считается удачным, если оно отвечает потребности человека
Только применяя правильную агротехнику в озеленительных работах, разработанную на научных основах, можно иметь сады, парки и другие зелёные объекты высоких декоративных достоинств и большой долговечности.
Садоводство тесно соприкасается с фундаментальными науками (экологией, химией, физиологией, психологией, экономикой, художественно-декоративным искусством, географией, и черчением ), где конкретизируются многие понятия, намечаются и укрепляются межпредметные связи,
используя их достижения, для своего развития. Очевидной становится связь биологической науки с практикой декоративного садоводства.
Занятия декоративным садоводством располагают большими воспитательными возможностями.
В подрастающем поколении, воспитывается любовь к живой природе. Дети учатся понимать и ценить прекрасное.
Развивается любовь к труду, приобретаются определённые трудовые навыки и умения.
Не следует забывать о пользе физического труда на свежем воздухе.
Учащиеся получают практическое представление о некоторых профессиях - садовод, селекционер, ландшафтный архитектор, ландшафтный дизайнер и др.
Полученные знания будут полезны для создания усадьбы, дачи, сада, цветника.
Рекомендована для учащихся 8-11 классов.
Теоретическая часть (11 часов).
Рабочий план.
1. Тема: Введение в прикладной курс «Декоративное садоводство». - 1 ч.
Задачи и объекты изучения.
Декоративные свойства растений. Ботаническое разнообразие.
Комплексное планирование садоводческих работ. Перспективное и текущее планирование.
2. Тема: Виды садов: история и современность. - 1 ч.
Классификация садов. Сады жилого сектора-приусадебных, дачных участков; городских кварталов и микрорайонов. Озеленение территории административных зданий, оформление пришкольных участков.
3. Тема: Развитие и размножение декоративных растений. - 1 ч.
Рост и покой растений. Вегетативное и семенное размножение. Семеноводство.
4. Тема: Среда и управление ею. Строение и жизненные процессы садовых цветочно-декоративных растений. -3 ч.
Органы растений. Уход за растениями.
Тепловой режим. Водный режим. Световой режим. Воздушный режим.
Корневое и воздушное питание растений. Образование органического вещества. Виды садовых земель. - 1 ч.
Обеспечение растений питательными веществами. Основные агротехнические мероприятия по уходу - посадка и пересадка растений, обрезка деревьев и кустарников, рыхление растений, полив, внесение удобрений - минеральных и органических, известкование почвы,
мульчирование почвы, защита и утепление приствольных площадок. - 2 ч.
5. Тема: Приёмы выращивания садовых растений. - 1 ч.
Обработка почвы. Закаливание растений и посадка в открытый грунт. Система орошения и удобрения. Зелёные операции и другие операции по уходу за растением.
6. Тема: Система и методы защиты растений.
Механический, химический и биологический методы борьбы с вредителями, болезнями и сорной растительностью. - 1 ч.
7. Тема: Ассортимент садовых растений. - 2 ч.
Летники, цветущие растения - краткая характеристика.
Декоративно-лиственные растения. Ковровые растения. Вьющиеся растения. Горшечные растения.
Двулетники - краткая характеристика. Многолетние травянистые растения, деревья и кустарники -
- краткая характеристика. Декоративные растения закрытого грунта. Водяные растения. Суккуленты.
Вечнозелёные растения. Газонные травы. Комнатные растения.
8. Тема: Использование декоративных растений и создание сада. - 1 ч.
Цветники. Газоны. Садовые дорожки и площадки. Озеленение и декорирование садов и интерьеров. Малые архитектурные формы - использование в саду.
Практическая часть. (2 часа).
Тема: 1. Красивоцветущие и душистые садовые растения открытого грунта. Рассмотреть и дать морфологическое описание распространённых садовых растений летне-осеннего периода.
Познакомится с декоративными особенностями растений. - 1ч.
Тема: 2. Древесные и кустарниковые породы. Рассмотреть местный ассортимент и дать описание породам. Выделить их особенности - слабоповреждаемые и быстровостанавливающие, почвоулучшающие, пыле- и газоустойчивые, солеустойчивые, породы с фитонцидными свойствами. - 1 ч.
Экскурсии. (2 часа).
-
Сады и парки нашего села. - 1 ч.
-
Садовые растения на усадьбе. Примеры использования. - 1 ч.
Темы для самостоятельных работ.
-
Роза - царица сада.
-
Далии - модные цветы
-
Озеленение пришкольных территорий.
-
Газоны - украшение сада.
-
Садовые малые архитектурные формы.
-
Сад по фен-шую.
-
Сады - традиции и современность.
-
Английский сад.
-
Ассортимент садовых растений для нашей местности.
-
Каменистые сады - создание и дизайн.
-
Зимний сад - украшение школы.
-
Декоративные кустарники.
-
Декоративные древесные породы.
-
Птицы в саду.
-
Элементы оформления сада.
-
Водоём в саду.
-
Растения местной флоры - в озеленении.
-
Оформление цветников и газонов в саду.
-
Тропические растения в саду.
-
Дизайн сада. Проект.
-
Селекция декоративных растений.
-
Садово-парковое искусство.
Виды работ: эссе, реферат, проект, презентация, синквейны, кластеры и т.п.
Отчёт-конференция (2 часа)
Итого: 11+2+2+2=17 часов.
Литература:
-
В.В. Вакуленко и др. Декоративное садоводство. М., Просвещение. 1982.
-
А.А. Чувикова и др. Учебная книга цветовода. М., Колос. 1974.
-
Л. Митт. Приусадебное декоративное садоводство. М., Колос. 1973.
-
Е.П. Бойченко Цветоводство и озеленение. Ростовское книжное издательство. 1963.
-
С.Ю. Турдиев. Декоративное комнатное садоводство. Алматы. Кайнар. 1982.
-
К.Н. Хохлова. Цветники и газоны. Алматы. Кайнар. 1983.
-
Г.К. Тавлинова. Справочник цветовода. М., Колос. 1971.
-
В.Н.Корчагин. Защита растений от вредителей и болезней на содово-огородном участке. М., Агропромиздат. 1987.
-
Г.А. Савельева Георгины. М., Кладезь-Букс.2004.
-
Под ред. Б.Н.Головкина. Комнатные растения. М., Лесная промышленность. 1990.
-
Журнал Цветоводство разных лет (60-90 гг.).
-
Журнал Цветы в доме. Бурда. Номера за 2003-2006гг.
-
Журнал Мой прекрасный сад. Бурда. Номера 2002-2006 гг.
-
И.О.Байтулин, М.В. Бессчетнова, Н.В.Ляшенко. Цветы родной земли. Алматы. Кайнар. 1981.
-
М.В. Бессчетнова Т.Н.Михнева. Розы. Алматы. Кайнар. 1979.
-
Н.К. Белинская. Лианы. Алматы. Кайнар. 1979.
-
В.Г. Рубаник, А.Ф. Мельник, З.И.Паршина. Сирень. Алматы. Кайнар. 1977.
-
К. Сушков, М Бессчетнова. Розы. Алматы. Кайнар. 1973.
Анкета для учащихся:
-
Чем вас заинтересовала тема данного курса?
-
Что вы желаете узнать о данной области знаний?
-
Что вы уже знаете о профиле избранного курса?
-
Какова практическая направленность данного курса.
Дидактическое обеспечение:
-
Таблицы: Органы растений. Строение цветка. Размножение растений.
-
Гербарий.
-
Слайды.
-
Лупы.
-
Компьютер, сканер, принтер.
-
Интерактивная доска.
-
Живые объекты.
-
Образцы почв.
-
Образцы садового инвентаря и оборудования.
-
Образцы удобрений и химических средств зашиты.
-
Коллекция семян.
-
Печатные материалы (СМИ, учебно-методическая литература).
Результативность содержания курса:
-
Выставка творческих работ.
-
Участие в конкурсах.
-
Творческие проекты.
-
Семинары.
-
Конференция.