- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Творческое развитие ребенка через инсценированные, жестовые песенки–этюды на занятиях хореографии и ритмики
Творческое развитие ребенка через инсценированные, жестовые песенки–этюды на занятиях хореографии и ритмики
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Федотова В.С. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образованием Междуреченского городского округа»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Центр детского творчества»
Творческое развитие ребенка через инсценированные, жестовые песенки-этюды на занятиях хореографии и ритмики.
(методическая разработка)
Подготовила концертмейстер объединения «Эстрадный танец»
Федотова В.С.
Г. Междуреченск
2016 год
Не секрет, что в наше время научного прогресса и всеобщей компьютеризации интересы и занятия детей стали все более однообразны: промышленность предлагает уже готовые наборы для игр, где не нужно уже применять фантазию, изобретательность и ловкость пальцев. Компьютерные игры привязывают ребенка к месту, и тоже не богаты вариантами. Дети ведут малоподвижный образ жизни. И кажется, ничто не заставит их начать двигаться больше…Они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше. И чтобы их тела и души не очерствели - приходит на помощь игра: инсценировка, которая связывает ребят между собой, а так же со взрослыми в единое целое. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через движения, образы, краски, звуки, эмоции, учатся держать себя в обществе.
А творческое развитие ребенка совершенно невозможно без музыки и поэзии. Все культуры мира включают в воспитание подрастающего поколения песни, стишки, прибаутки, потешки и музыкально-ритмические движения.
Поскольку восприятие музыки -это активный процесс, то одним из средств, успешно помогающих развитию музыкальных способностей, являются движения (пальчиковые гимнастики, танцевальные, ритмические и т. д.)
В развитии творческих умений детей в исполнении, импровизации, речевой и музыкально- ритмической деятельности большую помощь оказывают инсценированные песни.
С умственным же развитием связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью текста обогащается словарь ребенка, совершенствуется культура его речи, формируется интонация голоса. У него улучшается диалогическая речь, грамматика. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи - непременное условие всестороннего развития ребёнка.
Инсценированные песенки-игры побуждают ребенка двигаться, развивать пластику тела, тем самым улучшая кровообращение и гибкость суставов, исправляя осанку; сочувствовать персонажам, сопереживать им, ставить себя на их место, развивать воображение. Театрализованная деятельность также формирует нравственные качества, так как любое произведение имеет нравственную мораль. Трепетное и нежное отношение к маме, любовь к Родине, крепкая и бескорыстная дружба, уважение к труду и его ценность ….
Инсценированные песни дают возможность думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Они так же помогают преодолеть застенчивость, робость, стеснительность. То есть развивают ребенка всесторонне.
Опыт работы показал, что участие детей в инсценировании песен несет им уверенность в себе, улучшает физическое состояние, настроение, снимает стресс и напряженность мышц, вынужденное глубокое дыхание обогащает легкие кислородом, успокаивает; дети чувствуют себя свободнее, раскованнее, начинают больше доверять друг другу и педагогу. Под влиянием звучания веселой музыки в сочетании с выразительным текстом у детей возникают яркие положительные эмоции, впечатления. Это побуждает их выражать свои чувства в песне и танце, такая песенка или стишок надолго сохраняется в памяти детей.
Применение музыкально-ритмической игровой деятельности в процессе обучения:
-
помогает развитию эмоциональной отзывчивости;
-
развитию свободы движения, координации;
-
снятию мышечной заторможенности, стресса;
-
дает ощущение чувства пространства и партнера.
Любая творческая и активная деятельность будет способствовать развитию ребенка, если обучение приносит детям радость, если в процесс активно включается преподаватель, и если есть возможность применить полученный детьми опыт в самостоятельной импровизации, таким образом продемонстрировав свой успех перед сверстниками и дружелюбными преподавателями.
Занятия с применением инсценированных песен включают такие виды деятельности, как:
-
слушание,
-
пение,
-
обсуждение,
-
упражнения по развитию мелкой моторики рук, сенсорного восприятия;
-
музыкально-ритмические движения;
-
дыхательные упражнения.
Подбор репертуара -очень важен и должен соответствовать таким требованиям, как :
-
учет возрастных особенностей детей;
-
интересное, доступное содержание;
-
простая мелодия, состоящая из коротких, повторяющихся фраз;
-
диапазон, соответствующий возрастным и индивидуальным особенностям детей;
-
простая аранжировка (обработка) произведения.
Таким образом, инсценированные песни эффективно помогают в развитии музыкальных и коммуникативных способностей, художественно-речевой и музыкально- ритмической деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста, и отвечают следующим задачам:
-
развивать мелкую моторику пальцев, рук;
-
развивать двигательную активность, координацию движений;
-
стимулировать кровообращение, гибкость суставов;
-
побуждать детей к подпеванию и пению;
-
развивать слуховое внимание, воображение, память, речь;
-
побуждать детей к импровизации с использованием доступных им средств выразительности (голос, мимика, жесты, движения);
-
побуждать к размышлению, анализу;
-
учить держать себя в обществе (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру, соблюдать личное пространство друг друга);
-
вызывать желание участвовать в праздниках и выступлениях;
-
учить чувствовать себя свободно, раскованно и доброжелательно в обществе;
-
укреплять физическое и психическое здоровье детей.
На основе всего вышеизложенного были выбраны и инсценированы следующие песенки:
Листья (сл. Н. Нищевой)
( с элементами пальчиковой гимнастики)
Раз, два, три, четыре, пять (дети загибают по очереди пальцы на руках в кулачки)
Будем листья собирать (руки изображают грабельки с плавными движениями к себе)
Листья березы, (выставляют вперед ладошки с плотно сжатыми пальцами)
Листья рябины, (ладошки с растопыренными пальчиками)
Листья тополя, (дети хлопают в ладошки в ритм сильных долей)
Листья осины, (трясут ладошками с плотно сжатыми пальцами)
Листики дуба (ударяют кулачками друг о друга)
Мы соберем, (делают ладоши лодочкой собирающими движениями)
Маме осенний букет отнесем (наклоны корпусом вперед с вытянутыми вперед руками)
Почему у дуба листья облетели (сл. В. Бояринова)
шуточный танец (Размер 2/4 А-dur)
А E A D
Говорили на опушке
А E A A
Две залетные кукушки: (руки на поясе, движения «пружинка» вправо и влево в ритм)
А E A D
"Дуб зеленый, почему
А E A A
Не летишь за нами? (рука и нога поочередно выставляется вперед в ритм)
D D A A
Будет грустно одному
E E A A
Зимними ночами" (ладошки прижимаются к щекам с покачиваниями головы влево -вправо)
a a E E
Дуб зеленый услыхал, (руки по очереди приставляются к ушам лодочкой)
a a E E
Долго думал думу, (дети берут руками голову и покачиваются из стороны в сторону.)
F F E E
Долго ветками махал, (сильные махи руками.)
F F E E
Много было шуму (вместе с махами руками -притопывания ногами.)
D D d d (замедление)
За ночь листья пожелтели - (дети сильно обнимают себя руками.)
(в первоначальном темпе)
E E A A
И наутро облетели. (взмахнув руками- опускаются на корточки)
Два медведя.
(шуточный танец)
Сидели два медведя на тоненьком суку (изображают медведей, переступания с ноги на ногу)
Один читал газету (раскрывают руки, как будто читаем газету)
Другой мешал муку (круговые движения кулачками)
Раз ку-ку, два ку-ку, (три хлопка вправо, три-влево)
Оба шлепнулись в муку (опускаются на корточки, руки вниз)
Нос в муке, хвост в муке, (показывают нос; показывают место, где должен быть хвост)
Ухо в кислом молоке (показывают ухо)
Огород (сл. Г. Лагздынь) (танец- зарядка)
Не ленись, моя лопатка, (изображают движения копания с притопыванием ногой)
Будет вскопанная грядка.
Грядку граблями пригладим, ( руки изображают грабельки с плавными движениями к себе)
Все комочки разобьем, (кулачки ударяют друг о друга)
А потом цветы посадим, (приседания с наклонами и выставлением рук вперед поочередно)
А потом водой польем (плавные движения руками вверх-вниз)
Огородик посажу и кругом огорожу, (руки на поясе, повороты вокруг себя)
Протопчу туда дорожку - друга в гости позову (притопывания ногами, зазывание руками)
Котенок и щенок
(новогодняя песенка- танец)
слова В. Викторова, музыка Т. Попатенко
В одной квартире жили
Котенок и щенок, (приседания «пружинки» с поворотами вправо-влево)
Приятелями были
Котенок и щенок ( пожимают руки соседу справа и слева по очереди)
Один усатенький, (руками показывают усы)
Другой мохнатенький, ( руками изображают ушки на макушке)
Приятелями были (пожимают руки соседу справа и слева по очереди)
Котенок и щенок.
Но странную игрушку (поднимают и опускают плечи в такт)
Внесли ребята в дом,
Хвосты поджали дружно (сильно обнимают себя руками, съежившись)
Котенок со щенком.
Игрушка колкая, (резко разжимают и сжимают пальцы в ритм, выставляя руки вперед поочередно)
Зовется елкою,
Иголки растопырив, ( с растопыренными пальцами повороты вокруг оси)
Стоит в углу своем.
И вот на эту елку
С зеленым хохолком (поднимают руки вверх с раскрытыми пальцами)
Напали втихомолку ( прыжки с загребающими движениями рук)
Котенок со щенком.
Зубами, лапами
Ее царапали (руки в виде грабелек «царапают» поочередно)
И елку повалили (низкий наклон вперед)
Котенок со щенком.
Пришли ребята вскоре, (поднимают и опускают плечи в такт)
А елка -на боку.
Немало было горя (грозят пальчиком поочередно правой и левой руки)
Котенку и щенку.
Их так нахлопали, ( хлопают себя по бедрам поочередно)
Их так нашлепали...
И было очень стыдно (прижимают ладони к щекам с покачиваниями головой)
Котенку и щенку.
А елку нарядили, ( взмах вверх и разведение рук в стороны)
Гостей позвали в дом (зазывающие движения руками вправо и влево)
И даже пригласили
Котенка со щенком.
Один усатенький, ( руками показывают усы)
Другой мохнатенький, (руками изображают ушки на макушке)
Под елкой веселились (подскоки с поворотами вокруг оси)
Котенок со щенком.
\
Список литературы
1. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.
-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
2. Ланкина Е.Е. Развитие творческого потенциала в эстетической деятельности младших школьников//
Томский государственный педагогический университет. -2007.
3. Моисеева Е. Воспитание художественно-образного воображения у детей//
Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2005.
Использованные материалы.
-
Стихотворение Н. Нищевой «Листья»
-
Стихотворение В. Бояринова «Почему у дуба листья облетели»
-
Стихотворение Г. Лагздынь «Огород»
-
Песня «Котенок и щенок» (слова В. Викторова, музыка Т. Попатенко)
8