Творческое развитие ребенка через инсценированные, жестовые песенки–этюды на занятиях хореографии и ритмики

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное учреждение Творческое развитие ребенка через инсценированные, жестовые песенки–этюды на занятиях хореографии и ритмики.

«Управление образованием Междуреченского городского округа»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Центр детского творчества»





Творческое развитие ребенка через инсценированные, жестовые песенки-этюды на занятиях хореографии и ритмики.

(методическая разработка)





Подготовила концертмейстер объединения «Эстрадный танец»

Федотова В.С.





Г. Междуреченск

2016 год

Не секрет, что в наше время научного прогресса и всеобщей компьютеризации интересы и занятия детей стали все более однообразны: промышленность предлагает уже готовые наборы для игр, где не нужно уже применять фантазию, изобретательность и ловкость пальцев. Компьютерные игры привязывают ребенка к месту, и тоже не богаты вариантами. Дети ведут малоподвижный образ жизни. И кажется, ничто не заставит их начать двигаться больше…Они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше. И чтобы их тела и души не очерствели - приходит на помощь игра: инсценировка, которая связывает ребят между собой, а так же со взрослыми в единое целое. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через движения, образы, краски, звуки, эмоции, учатся держать себя в обществе.

А творческое развитие ребенка совершенно невозможно без музыки и поэзии. Все культуры мира включают в воспитание подрастающего поколения песни, стишки, прибаутки, потешки и музыкально-ритмические движения.

Поскольку восприятие музыки -это активный процесс, то одним из средств, успешно помогающих развитию музыкальных способностей, являются движения (пальчиковые гимнастики, танцевальные, ритмические и т. д.)

В развитии творческих умений детей в исполнении, импровизации, речевой и музыкально- ритмической деятельности большую помощь оказывают инсценированные песни.

С умственным же развитием связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью текста обогащается словарь ребенка, совершенствуется культура его речи, формируется интонация голоса. У него улучшается диалогическая речь, грамматика. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи - непременное условие всестороннего развития ребёнка.

Инсценированные песенки-игры побуждают ребенка двигаться, развивать пластику тела, тем самым улучшая кровообращение и гибкость суставов, исправляя осанку; сочувствовать персонажам, сопереживать им, ставить себя на их место, развивать воображение. Театрализованная деятельность также формирует нравственные качества, так как любое произведение имеет нравственную мораль. Трепетное и нежное отношение к маме, любовь к Родине, крепкая и бескорыстная дружба, уважение к труду и его ценность ….

Инсценированные песни дают возможность думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Они так же помогают преодолеть застенчивость, робость, стеснительность. То есть развивают ребенка всесторонне.

Опыт работы показал, что участие детей в инсценировании песен несет им уверенность в себе, улучшает физическое состояние, настроение, снимает стресс и напряженность мышц, вынужденное глубокое дыхание обогащает легкие кислородом, успокаивает; дети чувствуют себя свободнее, раскованнее, начинают больше доверять друг другу и педагогу. Под влиянием звучания веселой музыки в сочетании с выразительным текстом у детей возникают яркие положительные эмоции, впечатления. Это побуждает их выражать свои чувства в песне и танце, такая песенка или стишок надолго сохраняется в памяти детей.

Применение музыкально-ритмической игровой деятельности в процессе обучения:

  • помогает развитию эмоциональной отзывчивости;

  • развитию свободы движения, координации;

  • снятию мышечной заторможенности, стресса;

  • дает ощущение чувства пространства и партнера.

Любая творческая и активная деятельность будет способствовать развитию ребенка, если обучение приносит детям радость, если в процесс активно включается преподаватель, и если есть возможность применить полученный детьми опыт в самостоятельной импровизации, таким образом продемонстрировав свой успех перед сверстниками и дружелюбными преподавателями.

Занятия с применением инсценированных песен включают такие виды деятельности, как:

  • слушание,

  • пение,

  • обсуждение,

  • упражнения по развитию мелкой моторики рук, сенсорного восприятия;

  • музыкально-ритмические движения;

  • дыхательные упражнения.

Подбор репертуара -очень важен и должен соответствовать таким требованиям, как :

  • учет возрастных особенностей детей;

  • интересное, доступное содержание;

  • простая мелодия, состоящая из коротких, повторяющихся фраз;

  • диапазон, соответствующий возрастным и индивидуальным особенностям детей;

  • простая аранжировка (обработка) произведения.

Таким образом, инсценированные песни эффективно помогают в развитии музыкальных и коммуникативных способностей, художественно-речевой и музыкально- ритмической деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста, и отвечают следующим задачам:

  • развивать мелкую моторику пальцев, рук;

  • развивать двигательную активность, координацию движений;

  • стимулировать кровообращение, гибкость суставов;

  • побуждать детей к подпеванию и пению;

  • развивать слуховое внимание, воображение, память, речь;

  • побуждать детей к импровизации с использованием доступных им средств выразительности (голос, мимика, жесты, движения);

  • побуждать к размышлению, анализу;

  • учить держать себя в обществе (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру, соблюдать личное пространство друг друга);

  • вызывать желание участвовать в праздниках и выступлениях;

  • учить чувствовать себя свободно, раскованно и доброжелательно в обществе;

  • укреплять физическое и психическое здоровье детей.

На основе всего вышеизложенного были выбраны и инсценированы следующие песенки:

Листья (сл. Н. Нищевой)

( с элементами пальчиковой гимнастики)

Раз, два, три, четыре, пять (дети загибают по очереди пальцы на руках в кулачки)

Будем листья собирать (руки изображают грабельки с плавными движениями к себе)

Листья березы, (выставляют вперед ладошки с плотно сжатыми пальцами)

Листья рябины, (ладошки с растопыренными пальчиками)

Листья тополя, (дети хлопают в ладошки в ритм сильных долей)

Листья осины, (трясут ладошками с плотно сжатыми пальцами)

Листики дуба (ударяют кулачками друг о друга)

Мы соберем, (делают ладоши лодочкой собирающими движениями)

Маме осенний букет отнесем (наклоны корпусом вперед с вытянутыми вперед руками)

Почему у дуба листья облетели (сл. В. Бояринова)

шуточный танец (Размер 2/4 А-dur)

А E A D

Говорили на опушке

А E A A

Две залетные кукушки: (руки на поясе, движения «пружинка» вправо и влево в ритм)

А E A D

"Дуб зеленый, почему

А E A A

Не летишь за нами? (рука и нога поочередно выставляется вперед в ритм)

D D A A

Будет грустно одному

E E A A

Зимними ночами" (ладошки прижимаются к щекам с покачиваниями головы влево -вправо)

a a E E

Дуб зеленый услыхал, (руки по очереди приставляются к ушам лодочкой)

a a E E

Долго думал думу, (дети берут руками голову и покачиваются из стороны в сторону.)

F F E E

Долго ветками махал, (сильные махи руками.)

F F E E

Много было шуму (вместе с махами руками -притопывания ногами.)

D D d d (замедление)

За ночь листья пожелтели - (дети сильно обнимают себя руками.)

(в первоначальном темпе)

E E A A

И наутро облетели. (взмахнув руками- опускаются на корточки)

Два медведя.

(шуточный танец)

Сидели два медведя на тоненьком суку (изображают медведей, переступания с ноги на ногу)

Один читал газету (раскрывают руки, как будто читаем газету)

Другой мешал муку (круговые движения кулачками)

Раз ку-ку, два ку-ку, (три хлопка вправо, три-влево)

Оба шлепнулись в муку (опускаются на корточки, руки вниз)

Нос в муке, хвост в муке, (показывают нос; показывают место, где должен быть хвост)

Ухо в кислом молоке (показывают ухо)

Огород (сл. Г. Лагздынь) (танец- зарядка)

Не ленись, моя лопатка, (изображают движения копания с притопыванием ногой)

Будет вскопанная грядка.

Грядку граблями пригладим, ( руки изображают грабельки с плавными движениями к себе)

Все комочки разобьем, (кулачки ударяют друг о друга)

А потом цветы посадим, (приседания с наклонами и выставлением рук вперед поочередно)

А потом водой польем (плавные движения руками вверх-вниз)

Огородик посажу и кругом огорожу, (руки на поясе, повороты вокруг себя)

Протопчу туда дорожку - друга в гости позову (притопывания ногами, зазывание руками)

Котенок и щенок

(новогодняя песенка- танец)

слова В. Викторова, музыка Т. Попатенко


В одной квартире жили

Котенок и щенок, (приседания «пружинки» с поворотами вправо-влево)

Приятелями были

Котенок и щенок ( пожимают руки соседу справа и слева по очереди)

Один усатенький, (руками показывают усы)

Другой мохнатенький, ( руками изображают ушки на макушке)

Приятелями были (пожимают руки соседу справа и слева по очереди)

Котенок и щенок.

Но странную игрушку (поднимают и опускают плечи в такт)

Внесли ребята в дом,

Хвосты поджали дружно (сильно обнимают себя руками, съежившись)

Котенок со щенком.

Игрушка колкая, (резко разжимают и сжимают пальцы в ритм, выставляя руки вперед поочередно)

Зовется елкою,

Иголки растопырив, ( с растопыренными пальцами повороты вокруг оси)

Стоит в углу своем.

И вот на эту елку

С зеленым хохолком (поднимают руки вверх с раскрытыми пальцами)

Напали втихомолку ( прыжки с загребающими движениями рук)

Котенок со щенком.

Зубами, лапами

Ее царапали (руки в виде грабелек «царапают» поочередно)

И елку повалили (низкий наклон вперед)

Котенок со щенком.

Пришли ребята вскоре, (поднимают и опускают плечи в такт)

А елка -на боку.

Немало было горя (грозят пальчиком поочередно правой и левой руки)

Котенку и щенку.

Их так нахлопали, ( хлопают себя по бедрам поочередно)

Их так нашлепали...

И было очень стыдно (прижимают ладони к щекам с покачиваниями головой)

Котенку и щенку.

А елку нарядили, ( взмах вверх и разведение рук в стороны)

Гостей позвали в дом (зазывающие движения руками вправо и влево)

И даже пригласили

Котенка со щенком.

Один усатенький, ( руками показывают усы)

Другой мохнатенький, (руками изображают ушки на макушке)

Под елкой веселились (подскоки с поворотами вокруг оси)

Котенок со щенком.


\

Список литературы


1. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.

-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

2. Ланкина Е.Е. Развитие творческого потенциала в эстетической деятельности младших школьников//

Томский государственный педагогический университет. -2007.

3. Моисеева Е. Воспитание художественно-образного воображения у детей//

Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2005.


Использованные материалы.

  1. Стихотворение Н. Нищевой «Листья»

  2. Стихотворение В. Бояринова «Почему у дуба листья облетели»

  3. Стихотворение Г. Лагздынь «Огород»

  4. Песня «Котенок и щенок» (слова В. Викторова, музыка Т. Попатенко)


8


© 2010-2022