Проектная деятельность как способ развития познавательной активности обучающихся

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность как способ развития познавательной

активности обучающихся

Романова Татьяна Михайловна,

заведующая отделом декоративно-прикладного

и технического творчества

МБОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Абакана

Технология проектного обучения способствует формированию личности обучающегося, обладающего набором умений и навыков к осознанному познавательному поиску, самостоятельной работе, ориентированию в потоке информации. Главной задачей обучения учащихся проектно-исследовательской деятельности является вовлечение детей и подростков в активный познавательный поиск. При этом необходимым условием обучения является постановка проблемы, это обеспечивает интерес и развитие учащихся. На проблемном занятии обучающиеся в процессе исследовательской творческой деятельности сами открывают знания.

Проектно-исследовательский метод, используемый на занятиях, можно определить как самостоятельное решение обучающимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, формулирование выводов, закона или закономерности.

Выбор тематики проектов в различных ситуациях мо­жет быть разным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, профессиональных интересов, а также интересов и способ­ностей учащихся. В других - тематика проектов, особен­но предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только на познавательные, но и творческие, приклад­ные.

Сама по себе реализация проектов на уроках, особенно если это происходит «строем», не решает проблем развития творческого мышления, не создает мотивации к учению, не прививает навыков самообразования, саморазвития и самоанализа

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение опре­деленного времени. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы, а решение предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из разных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть соответствующими: если это теоретическая проблема --то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных способов и приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов близок к таким методам, как проблемный метод, свободная деятельность, открытое обучение, практическое занятие и др. Его не следует абсолютизировать, скорее всего, он может пригодиться для внесения разнообразия в традиционное обучение, как связь школы с жизнью. Трудно представить какой-нибудь другой метод, который бы учил самостоятельности так, как метод проектов.

Если же говорить о методе проектов как о педагогичес­кой технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных ме­тодов, творческих по самой своей сути, и ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

В основу проектной деятельности положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направ­ленность на результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой пробле­мы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, нахо­дить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Выбор тематики проектов в различных ситуациях мо­жет быть разным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, профессиональных интересов, а также интересов и способ­ностей учащихся. В других - тематика проектов, особен­но предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только на познавательные, но и творческие, приклад­ные.

Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-либо практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Результаты выполненных проектов должны быть ма­териальны, т.е. каким-либо образом представлены: видео­фильм, альбом, компьютерная газета, альманах, доклад и т. д. На ранней стадии работы над проектом ученики изучают потребности и составляют краткую формулировку задачи. Она включает описание того, что за изделие будет изготовлено, кто будет им поль­зоваться, и почему в нем возникла потребность.

По ходу выполнения проекта ученики могут выполнить ряд исследований. Они могут изучить подобные изделия, имеющиеся на рынке, посмотреть, как они сделаны, ка­кие материалы в них использованы "и почему. Они могут посмотреть на форму изделия, чтобы понять, какие про­ектные решения были приняты, попытаться постичь ход мысли проектировщика. Они должны найти связь между формой и функцией изделия.

Другой тип исследования - изучение покупательского спроса, попытка понять, что действительно нужно людям. Они могут исследовать наилучший способ использования материала. Подобные исследования в ходе выполнения проекта повторяются много раз. По мере того как ученик движется от простого понимания проблемы к конкретно­му решению, которое будет опробовано в реальной жизни, постоянно происходит процесс анализа, оценки и синтеза.

На определенной стадии выполнения проекта ученик должен продумать, каким критериям должно отвечать го­товое изделие, если он хочет, чтобы оно получилось удач­ным. Этот список требований учитывает интересы потре­бителя: цель, суть изделия, его размер, материал, цену, а также требования, касающиеся эргономики, способов производства, отделки и т. п. В основе любого творческого проекта лежит выработка большого количества возможных идей или решений. Они часто имеют вид набросков, мы называем их первоначальными идеями. Учеников нужно поощрять к тому, чтобы они делали это быстро, на этом этапе не тратя время на кра­сивые подробные рисунки. Они могут поэкспериментиро­вать с картоном или бумагой и посмотреть, что получится.

Ученики могут попробовать поработать с разными ма­териалами и инструментами, чтобы выяснить, что получа­ется, а что слишком долго или требует слишком сложного оборудования. Компонент, связанный с первоначальными идеями, развивает творческое мышление.

Когда у ученика появляется достаточное количество идей, их нужно оценить для выбора какой-либо комбина­ции. Хороший набор критериев поможет в этом. Конечно, прежде чем прийти к окончательному решению, ученик посоветуется с учителем. Это время развития аналитического мышления.

Далее следует приступить к детальной проработке идеи до самого момента изготовления. Здесь опять могут понадобиться некоторые исследования, чтобы понять, что реаль­но осуществимо. Иногда принятию решения могут помочь макеты. На этом этапе уже необходим подробный рабочий чертеж, электронная цепь, образец или рецепт.

Больше всего времени уходит на реальное планирова­ние и изготовление предмета. Обычно ученик сталкивается с проблемами, которые невозможно было предусмотреть, и здесь требуются дальнейшие эксперименты и решения, чтобы решить эти проблемы.

Последний этап - оценка изделия. Обычно ученик проводит две оценки. В первом случае сам ученик оценивает изделие и предлагает способы его усовершенствования. Это делается обычно при помощи аннотированных чертежей. Во втором происходит самооценка через проект, когда ученик анализирует процесс. Обычно на этой стадии происходит мощное накопление знаний: ученик понимает, что и как можно было сделать лучше.

Но метод проектов - это не алгоритм, состоящий из четких этапов. Некоторые учителя делают ошибку, рассматривая метод проектов как алгоритм, по которому ученик продвигается от одного этапа к следующему. Логика же проекта состоит в следовании систематической последовательности, которая начинается с изучения потребностей и заканчивается изготовлением, испытанием и оценкой продукта.

В процессе работы над проектом создается проектная папка - портфолио, папка, в которую складываются ре­зультаты исследований и анализа, записываются идеи и решения, проблемы и их разрешение.

Смысл всего процесса в том, что при помощи проектов мы заставляем учеников думать и делать мир лучше - ведь они проектируют и изготавливают предметы, которые по-настоящему нужны реальным людям.

Учитель в проектной деятельности играет много раз­ных ролей. Но в центре все-таки остается ученик, который учится, а не учитель, который учит.

Роли учителя:

- энтузиаст - для повышения мотивации учеников;

- специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких областях;

- консультант;

- организатор доступа к ресурсам (и доступа к специалистам);

- руководитель (особенно в вопросах распределения времени и степени глубины работы ученика);

- человек, который задает вопросы;

- человек, который оказывает моральную поддержку;

- партнер по процессу обучения.

Цель проектной деятельности - развить инициатив­ность, творчество, изобретательность, вдумчивое отноше­ние к практической работе (анализ собственного мыслительного процесса).

При таком инновационном решении проблемы включения учащихся в творческую деятельность в корне меняют­ся отношения учитель-ученик:

• ученик определяет цель деятельности - учитель по­могает ему в этом;

• ученик открывает новые знания - учитель рекомен­дует источники знаний;

• ученик экспериментирует - учитель раскрывает воз­можные формы и методы эксперимента, помогает органи­зовывать познавательно-трудовую деятельность;

• ученик выбирает - учитель содействует прогнозиро­ванию результатов выбора;

• ученик активен - учитель создает условия для про­явления активности;

• ученик - субъект обучения, учитель - партнер;

• ученик несет ответственность за результаты своей деятельности - учитель помогает оценить полученные ре­зультаты и выявить способы совершенствования деятель­ности.

Помощь учителя в работе школьника над проектом мо­жет быть оказана:

- при определении цели и задач;

- при планировании результата;

- при подготовке презентации в сложных проектах;

- при организации экспертизы;

- при анализе проекта и оформлении результата в портфолио.

Педагог помогает выполнить проект, консультирует, но осуществляет общее руководство не как контролер, а как руководитель-творец.



Порядок выполнения учебного проекта

1этап. Начальный: определение темы, уточнение цели, выбор рабочей группы. Деятельность обучающихся: уточняют тему, обсуждают задание. Деятельность педагога: мотивирует обучающихся, объясняет цели проекта.

2 этап. Планирование: анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, распределение ролей в команде. Деятельность обучающихся: формулируют задачи, уточняют источники информации. Деятельность педагога: помогает, наблюдает.

3 этап. Исследование: сбор и уточнение информации, "мозговой штурм", уточнение планов деятельности. Деятельность обучающихся: работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследования. Деятельность педагога: помогает, наблюдает.

4 этап. Выполнение: выполнение проекта. Деятельность обучающихся: выполняют исследования и работают над проектом, оформляют проект. Деятельность педагога: наблюдает, советует.

5 этап. Оценка результатов: анализ выполнения проекта и достигнутых результатов, выделение удач и неудач, анализ достижения поставленной цели. Деятельность обучающихся: участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценки. Деятельность педагога: наблюдает, направляет процесс анализа.

6 этап. Защита проекта: подготовка доклада, обоснование процесса проектирование, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка. Деятельность обучающихся: защищают проект, участвуют в коллективной оценке проекта. Деятельность педагога: участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Быстро осваивая программу, рассчитанную на среднего ученика, одаренный ребенок испытывает на занятиях скуку и неудовлетворенность. Поэтому целесообразно для развития интеллекта и самостоятельного творчества у таких детей, усложнять задание, внося элементы исследования при изучении любой темы. Постепенно учащиеся овладевают способами и приемами, необходимыми для осуществления самостоятельной поисковой деятельности:

  • умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы;

  • умение наблюдать, работать с литературой;

  • умение проводить эксперименты;

  • умение давать определения и понятия;

  • умение делать выводы;

  • умение публично выступать;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • в случае разработки групповых проектов развивается умение сотрудничать.

При создании проекта в рабочей группе «обучающиеся - педагог» обязательно должен присутствовать «генератор идей». Остальные ученики могут быть исполнителями, но, естественно не лишёнными самостоятельности мышления и творческого подхода к делу. То есть, в творческую группу можно привлекать не только каких-то особенных (одарённых) детей, но и обычных учеников, проявляющих повышенный интерес и уже обладающих определённой суммой знаний и навыков, соответственно рассматриваемой теме.

Таким образом, на проблемном уроке ученики в процессе исследовательской, творческой деятельности сами "открывают знания". Правда, творчество за партой всегда отличается от настоящего научного. Ученый ставит перед собой еще не изученную проблему и в результате открывает объективно новое знание. Ребенок ставит учебную проблему и открывает знание, новое лишь для него самого, а не для всего человечества. Но от этого радость от "новых открытий для себя" не становиться меньше.

Дети сами, без указания педагога чувствуют недостаток знаний, и это заставляет их обратиться к справочной и энциклопедической литературе. Это так же способствует общему развитию ребенка, побуждает его к самореализации в процессе творческой деятельности.

Литература


  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 3: Проблемные уроки: Научно-практич. Пособие для учителей, методистов, руководителей уч. завед. Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2006.

  2. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4: Альтернативные уроки: Научно-практич. Пособие для учителей, методистов, руководителей уч. завед. Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2007.

  3. Лось Ю.А., Матяш Н.В. и др. Методика обучения младших школьников выполнению творческих проектов / Под ред. В.Д. Симоненко. - Брянск: Изд-во БГПУ. НМЦ «Технология», 1998.

  4. Ромашкова Е.И. Картотека форм познавательной деятельности учащихся. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

  5. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие. / Сост. О.В. Евусяк. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2002.

  6. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост.: Татарченкова С.С., Телешов С.В.; Под ред. С.С. Татарченковой. - СПб.: КАРО, 2008. - 160с.

© 2010-2022