Реализация анималотерапевтических приемов для социализации детей-аутистов

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация анималотерапевтических приемов

для социализации детей-аутистов

Чудненко О.В.

В положениях современной Концепции ФГОС для обучающихся с ОВЗ (разработанного по Приказу МО и науки РФ от 19.12.2014 №1598) и Комментариях Минобрнауки РФ к ФГОС ООО ( письмо от 07 августа 2015 года № 08-1228) большое внимание уделяется вопросам инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных условиях профильных учреждений с применением адаптированных образовательных программ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

На сегодняшний день одним из наиболее эффективных методов коррекции детского аутизма является метод АВА - прикладного анализа поведения (Applied behavior analysis). В его основе лежат поведенческие технологии и методики обучения, позволяющие изучать влияние на поведение аутиста факторов окружающей среды и манипулировать этими факторами, изменяя его. Поведенческая терапия для аутистов построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет.

При данном подходе все сложные для аутистов навыки, включая речь, контактность, творческую игру, умение слушать, смотреть в глаза, и прочее, разбиваются на отдельные мелкие блоки - действия. Затем каждое действие разучивается отдельно с ребенком, впоследствии они соединяются в единую цепь, образуя одно сложное действие. Ребенок, успешно освоивший все этапы программы, не просто осваивает предлагаемые ему стимулы, но и начинает самостоятельно понимать новые.

В арсенале АВА терапии имеется несколько сотен различных программ, в т.ч. невербальную и вербальную имитацию, общую и мелкую моторику, понимание языка говорящего, называние предметов и действий, классификацию предметов, программы типа «покажи, как ты…» и т.д. Конечная цель АВА терапии - дать ребенку с аутизмом средства для освоения окружающего мира самостоятельно. •

Проводившиеся более 30 лет подряд исследования, подтвердили ценность прикладных методов поведенческой терапии. В частности, АВА терапия позволяет улучшить навыки коммуникации, адаптационного поведения, способности к обучению, и достичь социально обусловленного соответствующего поведения. К сожалению, при неоспоримом преимуществе данного метода, у него есть существенный недостаток - он очень длителен, финансово затратен и требует привлечения узких специалистов. Поэлементное разучивание и оттачивание многих десятков действий и предметов требует массы времени и усилий и должен занимать не менее сорока часов интенсивных тренировок в неделю в течение нескольких лет. Чтобы программа АВА принесла ожидаемые плоды, родителям требуется обращаться в специализированные центры лечения аутизма.

Функционирование в системе дополнительного образования позволило нам разработать и реализовать программу «Анималотерапия» в том объеме, который обеспечивает оптимальное практико-ориентированное погружение детей-аутистов в специально созданную социально-образовательную среду.

Применяемый в программе «Анималотерапия» метод общения детей-аутистов с животными в сочетании с технологией социокультурной адаптации и элементами АВА предполагает инклюзию ребенка в обычную реальность, при которой его недостаток в процессе компенсационной деятельности не мешает ни ему, ни окружающим.

Основными направлениями деятельности в программе «Анималотерапия» является совокупность анималотерапевтических приёмов, элементов АВА и методов оздоровительного и психотерапевтического характера с учётом индивидуальных особенностей обучающихся (физиологических, интеллектуальных, эмоциональных). Реализация программы для детей-аутистов базируется на следующих составляющих:

В составе комплекса социально-педагогической реабилитации решаются задачи формирования социальной адаптации обучающихся. Важным для нас является преодоление комплекса «чужого» человека, настроить ребенка на позитивный лад, для чего предусмотрены занятия по индивидуальным графикам и в составе малых групп.

Мотивация детей с диагнозом «аутизм» несколько отличается от таковой у обычных малышей. Нам необходимо как можно раньше установить, что ребенка может заинтересовать, для чего проводится тесная работа с родителями детей. Известно, что одобрение или порицание для детей-аутистов малоэффективно, на начальном этапе похвала может быть совмещена с реальной наградой. Для этого мы наиболее часто используем в качестве награды непосредственный контакт с животными.

Выбор вариантов занятий зависит от особенностей развития и эмоционально-волевой сферы детей с аутизмом. Обычно они не могут длительное время сосредотачивать внимание на чем-либо и часто отвлекаются. Поэтому занятия проводятся в тишине, с частой сменой видов деятельности с целью поддержания интереса к обучению. Нами используется следующая схема: 4-5 видов различной деятельности по 7-10 минут каждая с перерывами 3-5 минут. Как правило, на занятиях используются наглядно-словестные, практические, аудиовизуальные методы.

С целью социальной активизации детей с аутизмом на занятиях используются многообразные средства двигательной направленности. Это игры и игровые упражнения для снятия утомляемости, эмоциональные разрядки и минутки покоя, пальчиковая гимнастика, тренинги, различные приемы психотерапии и др.

У детей с аутизмом малоэффективен навык наблюдения, поэтому нами широко применяется имитация в составе телесно-орентированных методик, в основе которых лежит гимнастика с использованием элементов подражания поведению животных. Образы известных животных и птиц пробуждают воображение, тренируют память. Мы используем известные психотерапевтические техники: позы доброй и сердитой кошки, позы аиста, льва, обезьянки, волшебные превращения. Все упражнения проводятся с педагогом, просты и понятны детям.

Кроме того, на занятиях используются и специальные психотерапевтические приемы. Любое животное - благоприятная тема для имаготерапии - является реальным средством из арсенала ролевого тренинга. Имитация, подражание поведению животного (походке, звукам, повадкам) помогают снимать мышечное напряжение, почувствовать свое тело, разработать некоторые группы мышц. Часто обучению мешает самостимуляция (раскачивания, хлопанье в ладоши), применение имитации иногда решает и эту проблему, вытесняя лишние» движения.

Все это создает предпосылки для социально-коммуникативной реабилитации: решая задачи формирования коммуникативных навыков, мы развиваем у детей-аутистов способность к перевоплощению, ориентацию в пространстве, возникновению коммуникабельности в коллективах.

Подбирая дидактический материал, мы учитываем, что дети-аутисты не всегда различают существенный и несущественный стимул, их реакция иногда может быть чересчур выраженной или, наоборот, очень слабой. При необходимости мы проводим консультации в психологической службе ДТДиМ.

Чтобы получить информацию, дети с аутизмом чаще всего полагаются на зрение, а не на слух. Между тем, поведенческие тераписты считают, что любые навыки, способствующие улучшению социализации, являются приоритетными. Поэтому программа «Анималотерапия» предлагает широкий инструментарий воздействия, начиная от общения с животными и использования их символов (в составе направленной и естественных методов) до применения сопутствующих методов психокоррекции (комбинирование элементов арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии, телесно-ориентированных методик, технологий музыкального воздействия). Активно используются и элементы АВА: обозначение предметов (их названий, формы, цвета), сравнение, общая и мелкая моторика (серия графомоторных упражнений), стимуляция самостоятельных действий.

В составе метода естественной анималотерапии на занятиях отрабатываются приемы по формированию условного рефлекса положительного реагирования на различных животных. В качестве объектов метода наблюдения мы используем аквариумных рыб, птиц, террариумных животных (змей, ящериц, лягушек, улиток), млекопитающих (декоративных мышей, дегу, шиншилл, белок, песчанок, джунгарских хомячков). Применяется и разнообразный дидактический материал с символами животных (фото, рисунки, шаблоны, коллажи и др.), при этом абстрактные понятия мы объясняем максимально простыми фразами.

Направленный метод предполагает непосредственный тактильный контакт с животным. Известно, что на ладонях у человека находятся биологически активные зоны, стимуляция которых оказывает благоприятное воздействие на нервную систему. Немаловажен и тот факт, что, прикасаясь к живому существу, ребенок-аутист, как правило, испытывает сильные положительные эмоции, на фоне чего снижается общий уровень возбудимости ЦНС, наступает стойкая релаксация организма. Предварительно мы осуществляем подбор социализированных, здоровых животных под наблюдением ветврача. Обычно на занятиях с детьми-аутистами непосредственно «работают» кролики, морские свинки, хомячки, декоративные крысята, сухопутные черепахи.

Применение анималотерапии для детей с аутизмом обеспечивает положительную динамику в их социализации и коммуникации. Ребенок учится находить общие черты в строении и поведении животных и человека, понимает, что все живое требует ухода, питания, растет и развивается. Получая в доступной игровой форме знания о естественных процессах в животном мире, ребенок-аутист учится самостоятельно наблюдать, анализировать, обобщать.



© 2010-2022