Упражнения для постановки голоса

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детской культуры (искусств) «Радуга» г.Выкса















Как научиться петь



Упражнения для постановки голоса



















Составила:

педагог дополнительного образования

Ямщикова Т.Н.











Городской округ город Выкса, 2015г

Правила выполнения упражнений.

1. Думайте только о вдохе носом. Тренируйте только вдох. Вдох - шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши).

2. Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно (желательно через рот). Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Вдох - предельно активный (носом), выдох - абсолютно пассивный (через рот, не видно и не слышно). Шумного выдоха не должно быть!

3. Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской дыхательной гимнастике нет вдоха без движения, а движения - без вдоха.

4. Все вдохи-движения стрельниковской гимнастики делаются в темпе ритма строевого шага.

5. Счёт в стрельниковской дыхательной гимнастике - только на 8, считать мысленно, не вслух.

6. Упражнения можно делать стоя, сидя и лёжа.

Упражнения для постановки голоса.

Подготовительные упражнения. «Насос». Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка). Сделайте лёгкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться(но не выпрямляться), и снова поклон и короткий , шумный вдох «с пола». Возьмите в руки свёрнутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны вперёд делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая (а не прямая), голова опущена.

Помните! «Накачивайте шину» в темпоритме строевого шага.

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений.

Ограничения:

при травмах головы и позвоночника; при многолетних радикулитах и остеохондрозах; при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении; при камнях в печени, почках и мочевом пузыре не кланяйтесь низко. Поклон делается едва заметно, но обязательно с шумным и коротким вдохом через нос. Выдох делается после каждого вдоха самостоятельно (пассивно) через рот, но не открывайте его широко.

Упражнение «насос» очень результативное, часто останавливает приступы бронхиальной астмы, сердечный и приступ печени.

«Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки).

Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае их не менять (при этом всё равно, какая рука сверху - правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).Упражнения для постановки голоса

Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Обними плечи» можно делать также сидя и лёжа.

Ограничения:
сердечникам с ишемической болезнью сердца (ИБС), врождёнными пороками, перенесённым инфарктом в первую неделю тренировок не делать это упражнение. В тяжёлом состоянии делать подряд не по 8 вдохов движений, а по 4 вдоха-движения или даже по 2, затем отдых 3-5 секунд и снова 2 или 4 вдоха-движения. Женщинам, начиная с шестого месяца беременности в упражнении «Обними плечи» голову назад не откидывать, выполнять упражнение только руками, стоя ровно и смотря прямо перед собой.

Эти упражнения приводят в рабочее состояние все органы, участвующие в дыхании и в звукообразовании (лёгкие, мышцы гортани, голосовые связки, диафрагму т.д.).

Теперь нужно встать прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, положить ладони обеих рук на брюшной пресс и, слегка кланяясь на каждом звуке, мгновенно напрягать живот во время поклона, надавливая на него ладонями сверху вниз. При этом создаётся «опора», без которой невозможна постановка голоса.

Выполняя это упражнение, следует произносить на лёгком поклоне вперёд, напрягая брюшной пресс в то мгновение, когда вы кланяетесь:

РИ РУ РЭ РО

ЛИ ЛУ ЛЭ ЛО

МИ МУ МЭ МО

НИ НУ НЭ НО

ВИ ВУ ВЭ ВО

ФИ ФУ ФЭ ФО

ЗИ ЗУ ЗЭ ЗО

СИ СУ СЭ СО

ЦИ ЦУ ЦЭ ЦО

ЖИ ЖУ ЖЭ ЖО

ШИ ШУ ШЭ ШО

БИ БУ БЭ БО

ПИ ПУ ПЭ ПО

ПРИ ПРУ ПРЭ ПРО

ДИ ДУ ДЭ ДО

ТИ ТУ ТЭ ТО

ТРИ ТРУ ТРЭ ТРО

ГИ ГУ ГЭ ГО

КИ КУ КЭ КО

КРИ КРУ КРЭ КРО

ХИ ХУ ХЭ ХО.

Упражнение «Восьмёрки» (упражнение на задержку дыхания).

Сделать вдох на поклоне (лучше ртом, а не носом), не выпрямляясь, крепко задержать его «в спине» и считать вслух до восьми. На одном крепко задержанном вдохе нужно постараться насчитать не менее 10-15 «восьмёрок».

Упражнение "Стон"
Вообразите, что у вас болит горло, или голова, или просто ощущается усталость. Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи, плеч, рук свободные. Вы на звуке [м] тихо стонете. Почувствуйте вибрацию на губах, носоглоточной области, в твердом небе, в головном резонаторе. Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свой "центр" голоса (тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос). Затем произносим звукосочетания:
• [ма -- мо -- му -- мэ -- ми -- мы]
• [ мам -- мом -- мум -- мэм -мим -- мым]...
Долго и протяжно тяните звук [м], после чего слитно как одно слово, произнесите на "стоне" фразу: "мам, меду нам". При произнесении фразы сливайте слова в одну непрерывную линию звучания: маммедунам.
А теперь произнесите во время "стона" слоги с другими сонорными:
[ллламм-ллломм-ллумм-ллэмм-ллимм-ллымм]
[ннамм-нномм-ннумм-ннэмм-ннимм-ннымм]
[ррамм-рромм-ррумм-ррэмм-рримм-ррымм]
Произносите гласные мягко. Рот открывается свободно на гласных звуках и сейчас же закрывается для "стона" на сонорных согласных

Упражнение "Гудок"
• Слитно, как гудок, тяните гласный: ууууу... "Гудок" не громкий, без напряжения, губы в положении "хоботка".
• А теперь к гласному [у] прибавьте гласный [о]: ууоууоууоуоууо...
• А теперь с гласным [а]: ууаууаууаууа...
• Затем с гласным [э]: ууэууэууэууэууэ...
• Потом с [и]: ууиууиууиууиууи...
• И, наконец, с [ы]: ууыууыууыууыууы...
Цель этого упражнения состоит в том, чтобы добиться единого качества звучания всех гласных [о, а, э, и, ы]. Для этого надо стараться оставлять губы все время (и при произнесении других гласных) в положении гласного [у] (ощутимы лишь легкие движения губ и языка).
• А теперь гудите, сливая в одну непрерывную линию звучания все шесть гласных: ууоууаууэууиууы.
Все гласные звучат собранно и близко к губам, звук держится "на губах".
В результате такой тренировки и выполнения описанных упражнений спокойнее и глубже становится не только голос, но и ваши мысли. Чем глубже и ниже голос, тем глубже он оседает в сознании, тем большее впечатление производят произносимые слова, и благодаря этому вы начинаете говорить не просто по-другому, а намного лучше. За счет этого все, что вас тревожит и беспокоит, отступает, а затем и вовсе исчезает.

Упражнения для развития подвижности губ.
При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звука у(ю) требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для о(ё) - округлить губы, для с(з) - растянуть губы в улыбке и т.д.

Для развития губ полезно использовать следующие упражнения.

  1. Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.

  2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.

  3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).

  4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.

  5. Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.

  6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

  7. Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом).
    ииииии (губы растянуты в улыбке);
    оооооо (губы овалом);
    уууууу (губы трубочкой).

  8. Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом):
    сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке);
    шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).

  9. Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:
    ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки);
    ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки);
    оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка);
    ааааииииууууыыыы и т.д.
    ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед);
    ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть губы, при произнесении ж вытянуть вперед).

  10. При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков п, б (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка).

  11. Закрепите четкость и ясность произношения звуков в словах:
    ива, игра, утюг, урок, утиль, окунь, ослик, юла, юрист, юг, ёжик, ёлка, Ирина, институт, инкубатор, изумруд, укрытие, улитка, удилище, ощущение, окулист, оборудование, сок, замок, колесо, шапка, школа, жук, живот, сушки, солнышко, железо, папка, барабан, веник, велосипед, фартук, фуфайка, кофта.

    При произнесении слов следите за положением губ перед зеркалом.

Работа над скороговорками.

Для достижения подлинной выразительности речи необходимо умение одинаково четко и ясно говорить с разной быстротой. Основным этапом в голосовом тренинге является работа над скороговорками. М.Г. Ферман выделяет семь этапов работы над скороговорками:

1. Следует переписать скороговорку (например, «бык-тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»), расставить в ней ударения и сделать ее орфоэпическую запись: бык - тупагýп, тупагýб'ьн'къй быч'óк, у быкá б'елá губá былá тупá.

2. Медленно, отчетливо произнести каждое слово.

3. Затем сгруппировать слова (бык-тупогуб; тупогубенький бычок; у быка бела губа; была тупа) и произносить каждую группу слов очень медленно, ясно и отчетливо.

4. После того как группы слов произносятся легко, постараться говорить всю фразу на одном дыхании.

5. Теперь можно повторять скороговорку, варьируя ее части.

6. После того как добились полной свободы, четкости, легкости произношения, нужно ускорить темп до максимально быстрого. При этом внимательно следить за произнесением всех звуков, не допуская их «смазанности» и нечеткости.

7. Произносить скороговорки следует не механически, а ставя перед собой определенную задачу.

Таким образом, весь комплекс тренировочных голосовых упражнений, в который входят развитие фонационного дыхания, артикуляционная гимнастика, правильное произнесение звуков и работа над скороговорками, способствует совершенствованию мелодики голоса человека.



Скороговорки для голосового тренинга:

  • Бык-тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.  От топота копыт пыль по полю летит.

  • Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

  • Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

  • Ткач ткет ткани на платки Тане.

  • На дворе трава, на траве дрова; раз дрова, два дрова, - не коли дрова на траве двора.

  • Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

  • Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски; надо колпак перекопаковать-перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать-перевыколоколовать.

  • Возле горки на пригорки стоят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорки, три Егорки… и так далее.

  • Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках: санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку, в лоб, все в сугроб.

  • Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

  • В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа четыре черненьких курчавеньких чертеночка чертили черными чернилами чертеж.

  • Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

  • Пришел Прокоп - кипел укроп, ушел Прокоп - кипит укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

  • Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.

  • Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

  • Протокол про протокол протоколом запротоколирован.

  • Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

  • Маланья - болтунья молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала.





Схема, демонстрирующая механизм работы голоса:

а) серии импульсов зарождаются в двигательной части коры головного мозга и через нервные окончания участвуют в формировании речи;
б) движение импульсов регулируется таким образом, чтобы по прибытии их в соответствующие участки тела обеспечить их координированную деятельность;
в) часть глотки открывается, дыхательные мышцы вдоха сокращаются, давление в области грудной клетки понижается, воздух относительно свободно проникает в легкие;
г) когда в легких наберется воздух в достаточном количестве, мышцы живота и грудной клетки выталкивают воздух обратно через участок звукового канала горла, рта и носа;
д) голосовые складки частично закрывают глотку, препятствуя потоку воздуха, его выходу;
е) пластичные голосовые складки начинают вибрировать, когда между ними проходит воздух;
ж) эти вибрации расслаивают выходящий поток воздуха, который порывами проходит через звуковой канал;
з) эти порывы приводят в движение воздух в резонаторных полостях рта и носа, формируя звук в звуковом канале;
и) форма, объем, степень открытости резонатора определяет обертонное качество звука, в то время, как высота звука зависит от темпа, в котором вибрируют голосовые складки;
к) есть два типа резонирования: первый придает форму и окраску голосу, не преобразованному в речь, во втором случае звук претерпевает изменения, приспосабливаясь к речи. Первый тип звучания присущ человеку от природы. Второй - тесно связан с речью. Усилия, необходимые для перехода от первого типа ко второму, а также движения, которые эти усилия вызывают, мы называем артикуляцией.




© 2010-2022