- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Рабочая программа кружка «Театральная студия»
Рабочая программа кружка «Театральная студия»
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Смышляева Ю.М. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОДИНЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 им. М.И. НЕДЕЛИНА
«УРВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ №9
______________/Г.В. Яркеева/
Приказ №_______
от «___»___________2015г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР Пасечник М.А.
______________/
«___»_________ 2015г.
Рассмотрено на ШМО филологии и общественных наук
Протокол № _____
От «____»__________ 2015г.
Руководитель ШМО
______________/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Театральная студия»
на 2015-2016 учебный год
РАЗРАБОТЧИК: Смышляева Юлия Михайловна, учитель русского языка и литературы.
Одинцово, 2015 год.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа кружка «Театральная студия» разработана для занятий с учениками 6-8 классов. Программа рассчитана на 68 часов учебного времени.
В современном обществе существует важная проблема, волнующая педагогов и психологов. У учащихся возникают страхи, срывы, скованность, зажатость. У других, наоборот, развязность, суетливость. Недостаточно развить память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это даёт театральная деятельность.
Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание.
Цель театрального кружка - воспитывать в ребёнке готовность к творчеству, доброжелательность и контактность в отношении сверстников, умение оценивать действия других детей и сравнивать их со своими собственными.
Задача развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношение ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Из этого основного положения формируются основные задачи:
-
развитие эстетических способностей;
-
развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
-
активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
-
овладение навыками общения и коллективного творчества.
-
развитие ритмических способностей и координации движения;
-
развитие способностей представлять себя другим существом или предметом;
-
развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев.
Основной целью воспитания является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Программные задачи по различным видам деятельности
Виды деятельности
Программные задачи
Культура и техника речи
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
Развивать дикцию.
Учить строить диалог, пользоваться интонациями.
Театральная игра
Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность.
Учить снимать скованность, согласовывать свои действия с другими.
Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
Ритмопластика
Развивать умение пользоваться жестами, равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом.
Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность.
Основы театральной культуры
Развивать интерес к сценическому искусству,
знакомить с видами театрального искусства,
знакомить с главными театральными профессиями.
Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать
-
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
-
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
-
чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
-
наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь
-
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
-
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
-
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
-
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
-
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
-
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
-
строить диалог с партнером на заданную тему;
-
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
-
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
-
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
-
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
-
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
-
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
-
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
-
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
-
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
-
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
-
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
-
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
-
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
-
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
-
обращаться за помощью;
-
формулировать свои затруднения;
-
предлагать помощь и сотрудничество;
-
слушать собеседника;
-
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
осуществлять взаимный контроль;
-
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
-
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
-
выразительному чтению;
-
различать произведения по жанру;
-
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
-
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
-
сочинять этюды по сказкам;
-
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Учебно-тематический план
№п\п
Тема
Общее кол-во
Теория
Практика
часов
1.
Вводное занятие
2
2
-
2.
Основы театральной культуры
12
12
-
3.
Специальные театральные игры
8
2
6
4.
Ритмопластика
4
2
2
5.
Культура и техника речи
6
2
4
6.
Работа над спектаклем
36
-
36
Итого
68
20
48
1. Вводное занятие
Вводно-ознакомительное занятие. Знакомство с порядком прохождения занятий кружка.
2. Основы театральной культуры
Теоретические понятия:
-
Особенности театрального искусства (синтетический характер, коллективное творчество)
-
Виды театрального искусства (драматический, театральный, кукольный)
-
Рождение спектакля(творцы сценического чуда, спектакль и актёр, спектакль и зритель)
-
Культура поведения в театре.
3. Специальные театральные игры
Теоретические понятия
-
Знакомство со спецификой и видами театрального искусства.
-
Общеразвивающие и ритмопластические игры.
-
Упражнения и занятия по культуре и технике речи
Практические занятия
Игры на превращения, игры на действия с воображаемыми предметами.
4. Ритмопластика
Теоретические понятия
Знакомство с жестами как важным средством выразительности Характер и настроение музыкальных произведений в пластических свободных образах
Практические занятия.
-
Игры «Согласие», «Просьба», «Отказ».
-
Игры на развитие двигательных способностей. «Муравьи», «Кактус и Ива»
-
Музыкально-пластические импровизации: «Первая потеря», «Бабочки».
5. Культура и техника речи
Теоретические понятия: знакомство с новыми театральными терминами, приёмами подбора рифмы к заданным словам нахождение ключевых слов в отдельных фразах и предложениях, выделение их голосом.
Практические занятия:
-
игры и упражнения на речевое дыхание («Мыльные пузыри», «Игра со свечой» и др).
-
артикуляционная гимнастика
-
игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой («Колокольчики», «Больной зуб» и др).
6.Работа над спектаклем
-
Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми.
-
Деление пьесы на эпизоды и пересказ её детьми.
-
Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
-
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов.
-
Создание эскизов декораций и костюмов.
-
Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами.
-
Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.
-
Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита.
-
Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций.
-
Премьера спектакля, обсуждение с детьми.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Дата
1
Вводное занятие
2
Урок «открытия» нового знания
2
Особенности театрального искусства(синтетический характер, коллективное творчество)/ Виды театрального искусства (драматический, театральный, кукольный)
2
Урок «открытия» нового знания
3
Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми.
2
Уроки отработки умений
4
Работа над эпизодами в форме этюдов
2
Уроки отработки умений
5
Создание эскизов декораций и костюмов
2
Уроки отработки умений
6
Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита.
2
Уроки отработки умений
7
Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита.
2
Уроки отработки умений
8
Рождение спектакля(творцы сценического чуда, спектакль и актёр, спектакль и зритель)
2
Урок «открытия» нового знания
9
Театр снаружи и внутри (театральное здание, зрительный зал, мир кулис)
2
Урок «открытия» нового знания
10
Культура поведения в театре.
2
Урок «открытия» нового знания
11
Выбор новогодней пьесы и обсуждение ее с детьми.
2
Уроки отработки умений
12
Переход к тексту пьесы. Работа над эпизодами.
2
Уроки отработки умений
13
Создание эскизов декораций и костюмов
2
Уроки отработки умений
14
Работа над выразительностью речи (репетиция)
2
Уроки отработки умений
15
Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита.
2
Уроки отработки умений
16
Знакомство со спецификой и видами театрального искусства.
2
Урок «открытия» нового знания
17
Общеразвивающие и ритмопластиче- ские игры. «Эстафета», «Что ты слышишь?»
2
Урок-игра
18
Упражнения и занятия по культуре и технике речи. Игры на превращения, игры на действия с воображаемыми предметами.
2
Урок-игра
19
Знакомство с жестами как важным средством выразительности.
2
Урок «открытия» нового знания
20
Характер и настроение музыкальных произведений в пластических свободных образах.
2
Урок «открытия» нового знания
21
Практические занятия. Игры «Согласие», «Просьба», «Отказ». Игры на развитие двигательных способностей. «Муравьи», «Кактус и Ива»
2
Урок-игра
22
Музыкально-пластические импровизации: «Первая потеря», «Бабочки».
2
Урок-игра
23
Знакомство с новыми музыкальными терминами, приёмами подбора рифмы к заданным словам.
2
Урок «открытия» нового знания
24
Нахождение ключевых слов в отдельных фразах и предложениях и выделение их голосом.
2
Уроки отработки умений
25
Игры и упражнения на речевое дыхание: «Мыльные пузыри», «Игра со свечой» Артикуляционная гимнастика.
2
Урок-игра
26
Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой: «Колокольчики», «Больной зуб»
2
Урок-игра
27
Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми. Создание эскизов декораций и костюмов
2
Уроки отработки умений
28
Деление текста на эпизоды и их пересказ.
2
Уроки отработки умений
29
Работа над эпизодами в форме этюдов
2
Уроки отработки умений
30
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов
2
Уроки отработки умений
31
Переход к тексту пьесы. Работа над эпизодами.
2
Уроки отработки умений
32
Работа над выразительностью речи (репетиция)
2
Уроки отработки умений
33
Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита.
2
Уроки отработки умений
34
Премьера спектакля. Обсуждение с детьми
2
Урок рефлексии