Рабочая программа кружка «Театральная студия»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОДИНЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 им. М.И. НЕДЕЛИНА





«УРВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ №9

______________/Г.В. Яркеева/

Приказ №_______

от «___»___________2015г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР Пасечник М.А.

______________/

«___»_________ 2015г.

Рассмотрено на ШМО филологии и общественных наук

Протокол № _____

От «____»__________ 2015г.

Руководитель ШМО

______________/







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Театральная студия»

на 2015-2016 учебный год




РАЗРАБОТЧИК: Смышляева Юлия Михайловна, учитель русского языка и литературы.


Одинцово, 2015 год.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа кружка «Театральная студия» разработана для занятий с учениками 6-8 классов. Программа рассчитана на 68 часов учебного времени.

В современном обществе существует важная проблема, волнующая педагогов и психологов. У учащихся возникают страхи, срывы, скованность, зажатость. У других, наоборот, развязность, суетливость. Недостаточно развить память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это даёт театральная деятельность.

Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание.

Цель театрального кружка - воспитывать в ребёнке готовность к творчеству, доброжелательность и контактность в отношении сверстников, умение оценивать действия других детей и сравнивать их со своими собственными.

Задача развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношение ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.

Из этого основного положения формируются основные задачи:

  • развитие эстетических способностей;

  • развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

  • активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

  • овладение навыками общения и коллективного творчества.

  • развитие ритмических способностей и координации движения;

  • развитие способностей представлять себя другим существом или предметом;

  • развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев.

Основной целью воспитания является формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Программные задачи по различным видам деятельности

Виды деятельности

Программные задачи

Культура и техника речи

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Развивать дикцию.

Учить строить диалог, пользоваться интонациями.

Театральная игра

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность.

Учить снимать скованность, согласовывать свои действия с другими.

Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.

Ритмопластика

Развивать умение пользоваться жестами, равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом.

Развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность.

Основы театральной культуры

Развивать интерес к сценическому искусству,

знакомить с видами театрального искусства,

знакомить с главными театральными профессиями.

Планируемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

  • чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

  • наизусть стихотворения русских авторов.

Учащиеся должны уметь

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

  • строить диалог с партнером на заданную тему;

  • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • выразительному чтению;

  • различать произведения по жанру;

  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

  • сочинять этюды по сказкам;

  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Учебно-тематический план

№п\п

Тема

Общее кол-во

Теория

Практика

часов

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Основы театральной культуры

12

12

-

3.

Специальные театральные игры

8

2

6

4.

Ритмопластика

4

2

2

5.

Культура и техника речи

6

2

4

6.

Работа над спектаклем

36

-

36

Итого

68

20

48

1. Вводное занятие

Вводно-ознакомительное занятие. Знакомство с порядком прохождения занятий кружка.

2. Основы театральной культуры

Теоретические понятия:

  • Особенности театрального искусства (синтетический характер, коллективное творчество)

  • Виды театрального искусства (драматический, театральный, кукольный)

  • Рождение спектакля(творцы сценического чуда, спектакль и актёр, спектакль и зритель)

  • Культура поведения в театре.

3. Специальные театральные игры

Теоретические понятия

  • Знакомство со спецификой и видами театрального искусства.

  • Общеразвивающие и ритмопластические игры.

  • Упражнения и занятия по культуре и технике речи

Практические занятия

Игры на превращения, игры на действия с воображаемыми предметами.

4. Ритмопластика

Теоретические понятия

Знакомство с жестами как важным средством выразительности Характер и настроение музыкальных произведений в пластических свободных образах

Практические занятия.

  • Игры «Согласие», «Просьба», «Отказ».

  • Игры на развитие двигательных способностей. «Муравьи», «Кактус и Ива»

  • Музыкально-пластические импровизации: «Первая потеря», «Бабочки».

5. Культура и техника речи

Теоретические понятия: знакомство с новыми театральными терминами, приёмами подбора рифмы к заданным словам нахождение ключевых слов в отдельных фразах и предложениях, выделение их голосом.

Практические занятия:

  • игры и упражнения на речевое дыхание («Мыльные пузыри», «Игра со свечой» и др).

  • артикуляционная гимнастика

  • игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой («Колокольчики», «Больной зуб» и др).

6.Работа над спектаклем

  • Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми.

  • Деление пьесы на эпизоды и пересказ её детьми.

  • Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

  • Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов.

  • Создание эскизов декораций и костюмов.

  • Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами.

  • Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.

  • Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита.

  • Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций.

  • Премьера спектакля, обсуждение с детьми.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Дата


1

Вводное занятие

2

Урок «открытия» нового знания

2

Особенности театрального искусства(синтетический характер, коллективное творчество)/ Виды театрального искусства (драматический, театральный, кукольный)

2

Урок «открытия» нового знания

3

Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми.

2

Уроки отработки умений

4

Работа над эпизодами в форме этюдов

2

Уроки отработки умений

5

Создание эскизов декораций и костюмов

2

Уроки отработки умений

6

Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита.

2

Уроки отработки умений

7

Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита.

2

Уроки отработки умений

8

Рождение спектакля(творцы сценического чуда, спектакль и актёр, спектакль и зритель)

2

Урок «открытия» нового знания

9

Театр снаружи и внутри (театральное здание, зрительный зал, мир кулис)

2

Урок «открытия» нового знания

10

Культура поведения в театре.

2

Урок «открытия» нового знания

11

Выбор новогодней пьесы и обсуждение ее с детьми.

2

Уроки отработки умений

12

Переход к тексту пьесы. Работа над эпизодами.

2

Уроки отработки умений

13

Создание эскизов декораций и костюмов

2

Уроки отработки умений

14

Работа над выразительностью речи (репетиция)

2

Уроки отработки умений

15

Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита.

2

Уроки отработки умений

16

Знакомство со спецификой и видами театрального искусства.

2

Урок «открытия» нового знания

17

Общеразвивающие и ритмопластиче- ские игры. «Эстафета», «Что ты слышишь?»

2

Урок-игра

18

Упражнения и занятия по культуре и технике речи. Игры на превращения, игры на действия с воображаемыми предметами.

2

Урок-игра

19

Знакомство с жестами как важным средством выразительности.

2

Урок «открытия» нового знания

20

Характер и настроение музыкальных произведений в пластических свободных образах.

2

Урок «открытия» нового знания

21

Практические занятия. Игры «Согласие», «Просьба», «Отказ». Игры на развитие двигательных способностей. «Муравьи», «Кактус и Ива»

2

Урок-игра

22

Музыкально-пластические импровизации: «Первая потеря», «Бабочки».

2

Урок-игра

23

Знакомство с новыми музыкальными терминами, приёмами подбора рифмы к заданным словам.

2

Урок «открытия» нового знания

24

Нахождение ключевых слов в отдельных фразах и предложениях и выделение их голосом.

2

Уроки отработки умений

25

Игры и упражнения на речевое дыхание: «Мыльные пузыри», «Игра со свечой» Артикуляционная гимнастика.

2

Урок-игра

26

Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой: «Колокольчики», «Больной зуб»

2

Урок-игра

27

Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми. Создание эскизов декораций и костюмов

2

Уроки отработки умений

28

Деление текста на эпизоды и их пересказ.

2

Уроки отработки умений

29

Работа над эпизодами в форме этюдов

2

Уроки отработки умений

30

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов

2

Уроки отработки умений

31

Переход к тексту пьесы. Работа над эпизодами.

2

Уроки отработки умений

32

Работа над выразительностью речи (репетиция)

2

Уроки отработки умений

33

Репетиция отдельных картин с деталями декораций и реквизита.

2

Уроки отработки умений

34

Премьера спектакля. Обсуждение с детьми

2

Урок рефлексии



© 2010-2022