План – конспект семинара для педагогов «Использование музейно – педагогических технологий в работе с обучающимися»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества Устиновского района




План - конспект семинара

«Использование музейно - педагогических технологий

в работе с обучающимися»

(из опыта работы музея «История Устиновского района»)

Составитель:

Серебренникова Н.Л., методист





ИЖЕВСК 2015


План-конспект

семинара для руководителей музеев образовательных организаций

Тема: «Использование музейно - педагогических технологий в работе с обучающимися» (из опыта работы музея «История Устиновского района»)

Дата проведения: 14 октября 2015 года.

Место проведения: музей «История Устиновского района» по адресу: ул. Союзная, д. 149, МБОУ СОШ №81

Категория слушателей: руководители музеев ОО, ответственные за организацию внеурочной деятельности обучающихся, педагоги

Цель: презентация опыта работы музея «История Устиновского района» по использованию музейно - педагогических технологий, обсуждение перспектив их использования в свете реализации системно - деятельностного подхода.

Задачи:

- презентация опыта реализации музейно - педагогических технологий в работе музея «История Устиновского района» (музея ИУР) в практической и теоретической части семинара;

- рассмотрение роли и места музейно - педагогических технологий в реализации системно - деятельностного подхода к обучению;

- активизация профессиональной и творческой деятельности педагогов;

- обмен опытом между педагогами;

- привлечение педагогов - участников семинара к дальнейшему сотрудничеству

Оборудование и материалы: Мультимедиа- проектор, экран, маркеры, ватманы (А1 и А2), писчая бумага, простые карандаши, магниты, двусторонний скотч, песочные часы на 1 мин. и 10 минут.

Подготовительный период:

1. Обобщение опыта работы в сотрудничестве с руководителем музея Ивониной В.И.;

2. Составление программы семинара, отбор форм и методов работы;

3. Информирование педагогов о ходе семинара: объявления на городском семинаре руководителей музеев ОО (ДД(Ю)Т), едином методическом дне (ГУ ДОД РЦДОД);

4. Информационные электронные письма в образовательные организации Устиновского района.

Программа семинара

Время

Наименование мероприятия

Ответственные

14.30 - 15.00

Встреча гостей, знакомство с печатными изданиями музея

Серебренникова Н.Л., Ивонина В.И.

15.00 - 15.20

Мастер - класс «Музейный квест как эффективное средство работы с информационными источниками»

Серебренникова Н.Л.

15.20 - 15.30

Приветственное слово руководителя музея Ивониной В.И.

Ивонина В.И., Иванова Е.В.

15.30 - 16.00

Презентация фрагмента интерактивного занятия в музее с применением технологии коллективного способа обучения (КСО) «Чемодан памяти»

Серебренникова Н.Л.

16.00 - 16.15

Сообщение «Опыт применения музейных педагогических технологий в реализации общеразвивающей образовательной программы дополнительного образования детей «Юный турист - исследователь»»

Серебренникова Н.Л.

16.15 - 15.30

Круглый стол «Использование музейно - педагогических технологий в работе музея: традиции и инновации»

Серебренникова Н.Л., Ивонина В.И.



Методические рекомендации по вопросам семинара

1. Мастер - класс «Музейный квест как эффективное средство работы с информационными источниками» предполагает прохождение участниками семинара квеста в целях знакомства с разделами экспозиции музея

Методические рекомендации по использованию квест - игр в работе музея.

Одно из главных направлений развития современного образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования - такого образования, в котором в центре внимания педагога должна быть личность ученика.

В игровой технологии главную идею и основу эффективности результатов составляют средства, активизирующие деятельность учащихся. В ней дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, это позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как и у них появляется возможность от слов перейти к делу проверить свои способности. Игра изменяет отношение ее участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью. Она одновременно ставит ученика в несколько позиций. Личность находится одновременно в двух планах - реальном и условном (игровом).

Проведение игрового занятия в музее - педагогическая инновация последних десятилетий. На сегодняшний день это распространённая практика: каждый музей создаёт свои экскурсионные программы познавательного и игрового характера для детей, квесты выходят порой за пределы зданий и охватывают городское пространство, включая элементы ориентирования. Современный учитель должен не только включать в учебный процесс посещение музеев, но и уметь самому создавать квесты, чтобы привести учащихся к результатам, соответствующим данному этапу изучения предмета.

Однако методической литературы по созданию музейных квестов в качестве образовательных технологий немного. В основном, современные методические разработки посвящены описанию web-квестов.

Web -квест (webquest) как технология обучения - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Впервые web-квест был использован в 1995 году Берни Доджем. Web-квест является проектом, в котором все материалы, предъявляемые учащимся, исходят из Интернета. Дизайн веб-квеста предполагает рациональное планирование времени учащихся, сконцентрированного не на поиске информации, а на ее использовании.

В таком случае мы можем определить музейный квест как проект, в котором ресурсным пространством является музей. Почему выделяется именно web-квесты, как педагогическая технология? Для проведения квеста необходима образовательная среда, насыщенная информацией. Такой средой в web-квестах является интернет. Музейный квест также обладает этим важным качеством - наличием насыщенного информационного поля.

Идея и общая логика квеста заключается в преодолении участниками квестового маршрута и одновременном получении новых знаний. Путь маршрута изначально неизвестен и участникам необходимо постепенно открывать его. Для этого надо отгадать загадки и, находить в пространстве музея необходимые объекты. Найденный объект содержит новую загадку для решения и т.д. Отгадка последовательно продвигает участников по пути к конечной точке маршрута, а неправильные решения не позволяют участникам двигаться дальше до появления правильного ответа. Все задания квеста являются тематическими.

Квест не базируется на каком-либо определённом школьном курсе, а является межпредметным, привлекая знания из различных предметных областей.

Осваивая игровое пространство и пребывая в свободном поиске, подростки находят источники информации, осмысливают и перерабатывают её, накапливая знания, учатся применять их в нестандартных ситуациях.

Экскурсия в форме квеста - это уникальное сочетание игры и познавательного процесса, в ходе которого происходит знакомство с особенностями, традициями и другими культурными основами территории. Большинство информации по выбранной теме участники получают не от экскурсовода в виде лекции, а добывают самостоятельно. Таким образом, повышается мотивация участников, за счет соревновательной формы деловой игры добавляется азарт, что позволяет наравне с изумительными видами города получить незабываемые и яркие эмоциональные переживания от участия в настоящей детективной истории.

В музее ИУР разработка квеста является возможностью разнообразить формы культурно - просветительской деятельности. Квест является ознакомительным, его цель - знакомство с разделами экспозиции музея: «И помнит мир спасенный», «Воздушные ворота г. Ижевска», «город-сад - Ярушки».

Квест как способ работы с информационными источниками бы апробирован в ходе районного семейного пешеходного марафона. Это позволило отредактировать часть заданий.

Использование квеста как игровой формы дает возможность нестандартно подойти к просветительской работе на базе музея и преобразовывать учебный процесс - из скучного однообразного в радостный, охотно выполняемый.

Литература.

Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. - М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. - 269 с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

Ресурсный центр. Структура веб-квеста: [электронный ресурс] itlt.edu.nstu.ru/webquest.php

wearelinguists.narod.ru - Алгоритм разработки веб-квеста.







2/ Фрагмент интерактивного обучающего занятия с применением технологии коллективных способов обучения «Чемодан памяти»

Web-адрес работы: infourok.ru/texnologicheskaja-karta-interaktivnogo-zanjatija-v-muzee-chemodan-pamyati-823017.html

Аннотация к занятию: использование приемов КСО (коллективных способов обучения)

В основе предлагаемой методики разработки КСО лежит деятельностный подход к обучению.

Деятельностный подход, опирающийся на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и развитый в трудах Б. Ц. Бадмаева, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, 3. А. Решетовой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина и др., является законченной теорией учения, признанной в мире.

Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь - это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей».

Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П. Я. Гальперин в своих исследовании поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого - узнать, как это надо делать. Т.е. цель обучения - дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.

Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность. Систему операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют способом действий. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий. Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением соответствующим умственным действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определенных знаний. Поэтому первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в ее состав, а не знания.

КСО - коллективный способ обучения В.К. Дьяченко

Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых.

Опыт показывает, что коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Посредством сочетания различных организационных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку.

Можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.

На коллективных учебных занятиях в разноуровневых группах у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

При коллективных способах (КСО) у каждого ребенка появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития:

- обучающиеся реализуют разные цели, разными способами и средствами, за разное время;

- одновременно сочетаются все четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая и коллективная.

КСО идеально подходит для работы в классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ученика. Развитие интереса и познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой подачи материала. Соответствие объема и темпа подачи материала индивидуальным особенностям учеников создает чувство успешной деятельности у каждого ученика.

Преимущества КСО:

- в результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

- в процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

- каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;

повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

- обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение;

- работа в парах способствует успешному формированию коммуникативных навыков.

Общие правила организации парной работы:

- необходимо разобрать с детьми как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя, а на партнёра, как положить учебник, чтобы по нему было удобно работать, как соглашаться, как возражать, когда споры необходимы, когда не допустимы, как помогать, как просить о помощи.

Проработка этих шагов - в дальнейшем организация более сложных форм совместной работы;

- разбор ошибок учащихся при совместной работе обязателен. При разборе анализируется ход взаимодействия;

- детей соединять в пары с учётом их личных склонностей, самому "слабому" ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Развитые дети долго не могут сидеть со «слабыми», им нужен равный партнёр или даже более сильный.

- при оценке работы пары подчёркивать человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать всегда лишь общую работу в паре (удалось поработать в паре или не получилось сотрудничества);

- перед началом работы повторять правило из памятки «Как работать в парах», которая всегда лежит на партах.

Золотые правила при организации парной работы:

Не принуждать, не высказывать, если кто-то не хочет работать в паре. Лучше после выяснить причину отказа от работы.

10-15 минут совместной работы - это максимальное время. Если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается.

Не требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием.

Не наказывать лишением работы в паре.

Организационная структура учебного процесса и стадии её развития


Вид общения

Организационная форма обучения

Способ обучения

1. Общение в паре (два человека)

Индивидуально-парная (один учит другого)

Индивидуальный (парно-индивидуальный) способ обучения (ИСО) - до ХVI-ХVII вв.

План – конспект семинара для педагогов «Использование музейно – педагогических технологий в работе с обучающимися»

2. Общение в парах сменного состава (диалогические сочетания)

Коллективная (каждый учит каждого)

Коллективный способ обучения (КСО); включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную

План – конспект семинара для педагогов «Использование музейно – педагогических технологий в работе с обучающимися»

3. Опыт работы педагога по применению музейных педагогических технологий отражен в статье из опыта работы «Опыт применения музейных педагогических технологий в реализации общеразвивающей образовательной программы дополнительного образования детей «Юный турист - исследователь»»

Web-адрес работы: infourok.ru/statya-opit-primeneniya-muzeynih-pedagogicheskih-tehnologiy-v-realizacii-obscherazvivayuschey-obrazovatelnoy-programmi-dopolnite-826267.html

4. Практическая часть семинара в форме «круглого стола»

4.1. Участникам семинара предлагается оценить представленные на семинаре формы и методы работы по 10-бальной школе по позициям «понятно», «интересно», «применимо»


Уважаемые коллеги!

Оцените, пожалуйста, представленный сегодня на семинаре опыт работы по десятибалльной шкале по позициям «понятно», «интересно», «применимо» (обведите нужную цифру)

«понятно» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

«интересно» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

«применимо» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4.2. Способ организации дискуссии: участникам предлагается сформулировать один вопрос (проблему) использования музейно - педагогических технологий в работе педагога. Вопрос необходимо записать на отдельном листе.

Все листки с вопросами складываются в одну «шляпу мышления» и перемешиваются.

Задача каждого участника - вытянуть лист и попытаться в течение минуты ответить на вопрос коллеги или предложить способ решения проблемы.

В ходе дискуссии методист составляет интеллект - карту вопросов и проблем по теме семинара.

Интеллект-карты как способ работы с информацией

В начале 70-х годов прошлого века англичанин Тони Бьюзен, тщательно изучив опыт мышления лучших умов человечества, таких как Леонадро да Винчи, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Джеймс Джойс и др., пришел к выводу, что эти гении максимально использовали все ментальные способности своего мозга. Соединив опыт, накопленный лучшими умами человечества с достижениями современной психологии в области памяти и мышления, Бьюзен разработал технологию мышления и запоминания информации, которую он назвал "интеллект-карты" ("mind maps"). Метод "интеллект-карт" является графическим отображением естественных процессов мышления, в котором задействованы все перечисленные ранее ментальные способности.

Вкратце суть этой методики состоит в ВИЗУАЛИЗАЦИИ - сопровождении мыслительного процесса рисованием блок-схем, которые фиксируют все новые мысли, заключения и переходы между ними. При этом начинает активнее работать обычно заторможенное правое полушарие мозга, и становится сильнее интуиция - функция мышления, локализованная именно в этом полушарии.

Картоиды помогают представлять идеи и концепции в ясной, привлекательной и убедительной форме, давать целостное видение, способствовать пониманию и генерации идей.

Интеллект-карты:

Дают быстрый и полный обзор большой темы (сферы, проблемы, предмета);

Позволяют планировать стратегии и делать выбор;

Дают информацию о том, где Вы были и куда движетесь;

Собирают и представляют большое количество разнообразных данных на одном листе, демонстрируя связи и расстояния;

Стимулируют воображение и решение проблем посредством разработки новых путей;

Позволяют максимально повысить результативность и эффективность;

Являются превосходным инструментом для раздумывания и запоминания;

Экономят время;

Раскрепощают мышление;

Повышают продуктивность (и, как следствие, уровень доходов).

Интеллект-карты - это инструмент, позволяющий:

эффективно структурировать и обрабатывать информацию;

мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Тезаурус:

Web -квест (webquest) как технология обучения - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. В данном случае квест - игра понимается нами как самостоятельная работа обучающихся с насыщенным информационным полем музея.

Деятельностный подход, опирающийся на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и развитый в трудах Б. Ц. Бадмаева, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, 3. А. Решетовой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина и др., является законченной теорией учения, признанной в мире.

Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь - это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей».

Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П. Я. Гальперин в своих исследовании поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого - узнать, как это надо делать. Т.е. цель обучения - дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.

КСО - коллективный способ обучения В.К. Дьяченко. Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых.

Опыт показывает, что коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

«Музейная педагогика - есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики. Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования» (по Е. Б. Медведевой, М.Ю. Юхневичу).

Музейные педагогические технологии - формы деятельности педагога, осуществляющего деятельность в рамках музейной педагогики, как организатора и помощника в осуществлении сложных процессов и проектов, проводника в мир культуры, задачами которого являются:

- научить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры;

- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым;

- формировать устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками культуры, музеем;

- развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;

- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.

Метод "интеллект-карт" является графическим отображением естественных процессов мышления, в котором задействованы все перечисленные ранее ментальные способности.

Суть этой методики состоит в ВИЗУАЛИЗАЦИИ - сопровождении мыслительного процесса рисованием блок-схем, которые фиксируют все новые мысли, заключения и переходы между ними.

© 2010-2022