Программа факультативного курса Взгляд, брошенный вперед

Раздел Дополнительное образование
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственная казенная общеобразовательная школа-интернат Калужской области «Лицей-интернат «Областной центр образования»



Рассмотрено и принято

на заседании МО

учителей математики

и естествознания

Протокол №

от «____» ___________2014г

Руководитель МО

____________ /Н.А.Степкина/

Принято

на заседании МС

Протокол №

от «____» ___________2014г

Председатель МС

____________ /И.А.Воронцова/

Утверждено

И.о.директора Областного центра

образования

___________ / И.Н.Гераськина/

«____» _____________ 2014г.

Печать УО





Рабочая программа

факультативного курса «Взгляд, брошенный вперед»

(для учащихся 6-х классов)


1 год обучения


34 часа в год (1 час в неделю)



Автор: учитель математики

Стоян Ирина Борисовна










г.Калуга

2014-2015 учебный год

1. Пояснительная записка.

Курс разработан в соответствии с основными положениями:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.

- Программой развития Государственного казенного общеобразовательного учреждения Калужской области «Областной центр образования» на 2012-2017 гг.

Представленная авторская программа имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер.

Основная цель курса - познакомить учащихся с основами проектной деятельности для дальнейшего применения полученных знаний и умений при решении конкретных практических задач с использованием проектного метода.

Сопутствующая цель курса - развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).

Основные задачи:

Образовательные:

  • познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов;

  • знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта;

  • знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;

  • знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты;

  • составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы;

  • иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.

Развивающие:

  • формирование универсальных учебных действий;

  • расширение кругозора;

  • обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников;

  • развитие творческих способностей;

  • развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде);

  • самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;

  • развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы;

  • на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.

Воспитательные:

  • способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;

  • развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;

  • вдохновлять детей на развитие коммуникабельности;

  • дать возможность учащимся проявить себя.

2. Общая характеристика учебного курса

Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска и исследовательской деятельности. Создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся, а также гармоничного сочетания, с одной стороны, индивидуализации освоения знаний и, с другой стороны, коллективных форм их применения дает проектная деятельность.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие обучающихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения эксперимента и исследований.

Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника. Он ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности, формирует активную самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении и способствует социализации обучающихся, что, в конечном счете, и является одной из целей учебно-воспитательного процесса. Учащиеся получат не только первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.

Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых занятиях цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных.

При проведении занятий используются технологии деятельностного типа: технология развития критического мышления, технология ТРИЗ, игровые технологии, проблемное обучение, технология создания образных характеристик объектов (метафор).

Использоваться активные виды занятий, на которых применяются методы развития критического мышления («корзина» идей, понятий, имен; мозговой штурм; составление кластеров; «перепутанные логические цепочки»; синквейн и т.д.), метод фокальных объектов.

В процессе работы предполагается осуществление промежуточного контроля (индивидуальная работа с учащимися и группами учащихся, оказание помощи) и итогового (презентация проекта). Результат проектной деятельности - личностно или общественно значимый продукт: макет, рассказ, доклад, , спектакль, газета, брошюра, модель, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник, комплексная работа и т.д.

3. Место курса в базисном учебном плане

Курс ««Взгляд, брошенный вперед»» изучается в 6 классе и является курсом во внеурочной деятельности. Соотношение теоретической и практической части (1:3). Предназначен для обеспечения школьного компонента учебного плана.

Курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю).

4. Личностные и метапредметные результаты освоения курса.

Итогами обучения проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие учащихся, рост их компетентности в выбранной сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности проектной работы. Особое значение для развития УУД имеет индивидуальный итоговый проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года

Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных УУД:

  • определение целей деятельности,

  • составление плана действий по достижению результата;

  • работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом;

  • понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

Проектная деятельность позволяет осваивать познавательные УУД:

  • отбор и обработка необходимой информации;

  • работа с источниками информации (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

  • выбор порядка изложения информации; преобразование информации и т.д.

Совместная деятельность при работе над проектами и необходимый завершающий этап работы над любым проектом (защита проекта и презентация продукта) способствуют формированию коммуникативных УУД:

  • организовывать взаимодействие с руководителем, в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

  • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ;

  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя еѐ;

  • учиться подтверждать аргументы фактами.

Личностные УУД

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

  • В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

5. Содержание курса

ВВЕДЕНИЕ. Проект, виды проектов (1 ч.).

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

1.1. Способы мыслительной деятельности (6 ч.)

Знакомство с понятиями: научный факт, проблема, гипотеза. Упражнения в выявлении проблемы и выдвижении гипотезы: решение исследовательских задач с помощью технологии ТРИЗ. Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира. Опыты. Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями.

1.2. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (8 ч.)

Правила выбора темы исследования. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Методы исследования: наблюдение, эксперимент, анкетирование. Сбор материала для исследования. Способы фиксации получаемых сведений. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности : анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы. Обобщение полученных данных.

II. ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК.

Самостоятельные (групповые и индивидуальные ) проекты (15 ч.)

2.1. Выявление проблемы (1 ч.)

Объединение в группы, выбор ведущего в группе. Правила и способы совместной деятельности. Командные роли. Конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Выбор темы проекта, обсуждение проектной идеи. Выявление проблемы - исследовательской, информационной, практической, выдвижение гипотез - путей решения проблемы.

2.2. Планирование работы (2 ч.)

Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.

2.3. Определение информационного запроса. Поиск и локализация информации

(5 ч.)

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Работа в библиотеке с каталогами. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Поиск информации в сети Интернет. Критическая оценка полученной информации. Сравнение информации, полученной из различных источников.

2.4. Презентация (2 ч.)

Обобщение полученных данных Оформление презентации. Работа на компьютере - структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры.

2.5. Готовим проект ( 4 ч.)

Практическая работа по доработке проекта.

III. МОНИТОРИНГ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ (4 ч.)

3.1. Подготовка к защите.

Подготовка к защите. Требования к докладу. Критерии оценки проекта. Способы оценки. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Сильные и слабые стороны работы над проектом. Способы преодоления трудностей. Подготовка текста выступления. Искусство полемики.

3.2. Защита проектов

Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.

3.3. Школьная учебно-исследовательская конференция «Открытие»

Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ проектно-исследовательской деятельности.

Тематическое планирование

п/п

Наименование тем

Кол-во
часов

Введение (1 ч.)

1.

Проект. Виды проектов.

1

I. Теоретический блок (14 ч.)


Способы мыслительной деятельности (6 ч.)


2.

Знакомство с понятиями: научный факт, проблема, гипотеза, идеальный конечный результат (ТРИЗ). Решение исследовательских заданий на выявление противоречия и выдвижение гипотез. Правила совместной работы в группах.

1

3.

Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира. Опыты.

1

4.

Информация. Источники информации.

1

5.

Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями.

1

6.

Правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

1

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 8 ч.)

7.

Выбор темы исследования

1

8.

Цели и задачи исследования

1

9-10.

Методы исследования: наблюдение, эксперимент, анкетирование. Беседа. Правила общения.

2

11-12.

Сбор материала для исследования.

2

13-14.

Мыслительные операции: анализ, синтез, суждения, умозаключения, выводы.

2

15.

Обобщение полученных данных.

1

II. Практический блок. Самостоятельные (групповые) проекты ( 15 ч.)

16.

Объединение в группы, выбор ведущего в группе. Выбор темы проекта, обсуждение проектной идеи. Выявление проблемы.

1

17-18

Планирование работы

2

19-20

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

2

21-22

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

2

23-24

Поиск информации в сети Интернет.

2

25-26

Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление презентации.

2

27-30

Готовим проект. Практическая работа по доработке проекта.

4

III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся ( 4 ч.)

31-32

Подготовка к защите.

2

33-34

Защита проектов.

2


7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Рабочее место учителя с выходом в Интернет.

2. Принтер струйный Canon MP 495

3. Мультимедийный проектор BENQ DLP Texas Instruments

4. Интерактивная доска IPBOARD V 6.0

5. Возможность проведения занятий в компьютерном классе и электронной библиотеке с выходом в Интернет.

6. УМК «Живая математика».

7. Методическая и периодическая литература;

Интернет- ресурсы

1. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] mirknig.com/

2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html

3. А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._

4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] kodges.ru/dosug/page/147/

5. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] standart.edu.ru/

8. Планируемые результаты изучения курса.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

- понятие проекта;

- понятие проектный продукт;

- типы проектов и их проектные продукты;

- понятие презентация проекта, ее назначение;

- этапы выполнения проекта;

- структуру проекта;

- критерии оформления письменной части проекта;

- критерии оценки проекта.

В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:

- о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;

- о ресурсах и их использовании;

- о способах презентации проекта;

- о написании отчета о ходе проекта;

- о рисках, их возникновении и предотвращении;

- об экспертизе деятельности.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

- определять проблему и вытекающие из неё задачи;

- ставить цель;

- составлять и реализовывать план проекта;

- отбирать материал из информационных источников;

- анализировать полученные данные;

- делать выводы;

- оценивать работу по критериям оценивания;

- выбирать соответствующую форму проектного продукта;

- создавать основные слайды для презентации проекта;

- оформлять результаты проектной деятельности;

- проводить рефлексию своей деятельности;

- работать в парах и в группах.

Библиографический список

  1. Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. - Великий Новгород, 2002 г.

  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

  3. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995

  4. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 .

  5. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. - 2003. - №6. - с. 24-29.

  6. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.

  7. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство «Учебная литература», 2007.

  8. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. - Москва, издательство «Аркти», 2006.

  9. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.

  10. psylab.info Интернет-ресурсы.

  11. researcher.ru/. Интернет-ресурсы.

  12. irsh.redu.ru/ Интернет-ресурсы.

  13. portfolio.1september.ru/ Интернет-ресурсы.


© 2010-2022