- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Методический материал по Петриковской росписи
Методический материал по Петриковской росписи
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Москалева Е.В. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Петриковская роспись.
История возникновения росписи.
Знаменитая петриковская роспись - визитная карточка Украины, народное традиционное искусство.
Начало своего развития этот вид народного искусства берёт с настенного рисования, настенной росписи в сёлах Украины, как Восточной - Днепропетровская область, так и Западной - Подолье, Буковина. В каждом районе росписи имели свои особенности, нередко отличались росписи даже соседних сёл. Это говорит о том, что на землях Украины творили с давних времён. Самым известным центром, где бережно хранились традиции своеобразной росписи, стало село Петриковка Днепропетровской области, отсюда и название росписи, которое стало уже нарицательным.
Петриковку 230 лет назад основал Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.
Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья.
Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.
Техника рисования и элементы росписи.
Для первых тренировочных работ достаточно развести одну краску до густоты сметаны. В гуашь можно добавить клей ПВА. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, - так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки.
Перед тем, как рисовать цветок, намечаем карандашом его контур (круг) и центр. Потом кистью делаем мазки, не заходя за контур. Ведем мазки от контура к центру. Для листьев тоже намечаем контур и центр, мазки также ведем от контура к центру.
На беличью кисть №3 набираем краску. Начинаем вести мазок с тонкой линии, потом, нажимая на кисть, расширяем мазок и вновь ослабляем нажим, переходя в тонкую линию.
Цветок состоит из нескольких элементов, которые рисуются от круга, а в центре - выполняем большой элемент. Тонкой кистью делаем мазки темной краской, подчеркивая серединку цветка, и последнее- маленькие белые точки.
Для того, чтобы изобразить листок, нужно предварительно карандашом нарисовать овал ( в дальнейшем карандаш можно не использовать). Роспись листка начинаем от центра к краю. Выполняем мазки : кончик кисти- нажим- кончик кисти. Украшаем сердцевину листика.
Для того, чтобы цветок получился ярким и красочным , на кисть набираем краску двух цветов- желтую ( на одну сторону кисти) и красную ( на другую сторону кисти). В зеленый цвет для листочков можно добавить на кисть оранжевый цвет.
Можно показать несколько элементов для украшения работ. (травка)
Так как в росписи возможно рисовать различными подручными средствами, мы используем палочки, соски, спички с ваткой.
Младшим классом очень нравится использовать для росписи не только кисть. При помощи соски , пальцев и ватной палочки можно попробовать простые узоры.
Изучив элементы росписи, мы начали расписывать деревянные изделия. Вот некоторые из наших работ.