- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Роль репертуара в формировании духовно-нравственной культуры школьников
Роль репертуара в формировании духовно-нравственной культуры школьников
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Скорова Т.Ю. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План - конспект
открытого урока по хору
Учитель: Скорова Татьяна Юрьевна
Концертмейстер: Кулешова Светлана Сергеевна
Дата проведения: 21 Января 2015 года
Класс: 6-8
Предмет: Хоровой класс
Тема урока: «Роль репертуара в формировании духовно-нравственной культуры школьников».
Форма проведения: творческая лаборатория.
Тип урока: урок - повторение, закрепление умений и навыков.
Цель урока: накопление музыкально-теоретических знаний.
Задачи:
Образовательные: формирование у обучающихся основных певческих навыков.
К ним мы можем отнести:
-
певческую установку;
-
певческое дыхание и опору звука;
-
высокую вокальную позицию;
-
точное интонирование;
-
ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;
-
использование различных видов звуковедения;
-
дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.
Развивающие:
-
продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;
-
продолжение развития гармонического слуха;
-
развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
Воспитательные:
-
воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;
-
воспитание организованности;
-
внимания, естественности в момент коллективного музицирования.
Методы обучения:
-
наглядный (слуховой и зрительный);
-
словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);
-
индуктивный;
-
дедуктивный;
-
проблемно - поисковый;
-
объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
-
творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
-
применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;
-
побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
-
вариативность заданий при повторении упражнений;
-
представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
-
юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Психологические условия на уроке:
-
· психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;
-
· личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;
-
· учёт индивидуальных особенностей;
-
· дифференцированный подход.
Оборудование: фортепиано, стулья, хоровые партии, компьютер, мультимедиа проектор.
музыкальный материал:
- фонограмма Л.Долиной «Солдатка»,
- видеоролик мужское танго «Белое, черное».
План занятия
I.. Организационный этап.
а) приветствие, психологический настрой учащихся;
б) сообщение темы урока и его задач;
в) вступительная часть.
II. Основная часть.
1. Распевание на примере русской народной пенсии «Как пойду я на быструю речку»
2. Работа над произведениями «Солдатка», «Парижское танго».
III. Заключительная часть
Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока). Домашнее задание.
Ход урока
Старший хор - это коллектив с определенным опытом, дисциплиной, дети знакомы с музыкальной грамотой, осваивают многоголосие. Моя цель - создание не «хорового кружка», а скорее храма искусства, что дети будут здесь не развлекаться, обогащаться, духовно расти.
Выбор репертуара - это не одномоментный акт, это длительный процесс. Нужно гибко реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни, знать закономерности музыкально-певческого развития детей и уметь предугадать динамику этого развития под влиянием отобранного репертуара. К сожалению, нотные издания для детского хора не столь объемны и разнообразны, как, например, фортепианная литература. И хотя в последние годы появились новые интересные хоровые сборники, постоянно ощущается так называемый «репертуарный голод», недостаток сочинений, в который бы сочетались неоспоримые музыкально-поэтические достоинства и педагогическая целесообразность.
Работа над произведениями - основная, центральная часть занятий. Много произведений не успеть разучить на занятии, но очень желательно, чтобы о каждом сочинении у ребят сложился цельный образ, чтобы оно понравилось детям. Ведь, как известно, первое впечатление бывает самым ярким и особенно глубоко врезается в память.
Как правило, песня учится три-четыре урока. Иногда, выучив произведение, полезно дать ему «отлежаться», а затем снова вернуться к нему. Чтобы выученное произведение звучало, его надо «впевать», работая над певческой и исполнительской свободой, а также над одухотворенным исполнением. Впетое произведение дети поют свободно, не думая о технических трудностях, исполнение впетого произведения дает возможность для исполнительской импровизации, т е живого исполнения.
В процессе работы на одном занятии, хорошо совмещать разные произведения и разные этапы работы над ними. Работы самые разные: в одной песне - первое знакомство и разучивание, в другой - работа над фразой, в третьей - разучивание нового куплета, в четвертой - работа над исполнением и т.д.
Все вокально-хоровые навыки и умения воспитываются, прежде всего, через художественный репертуар, который разучивается в повседневных репетициях
Главное в работе над произведением - создание его художественного образа. Это - самая трудная и прекрасная , самая непредсказуемая, самая тонкая и никогда до конца не понятая, требующая мастерства, и никогда не достигшая совершенства, самая главная часть работы по воспитанию детского хора как художественного коллектива. Содержание, звук и форма являются ее главными составляющимися.
Работу над произведением можно сравнить с работой художника, скульптора: на холсте или глыбе камня появляются с трудом различимые контуры пейзажа или портрета, но уже определен размер и масштаб, расположение предметов, деталей, намечено главное и второстепенное, передний план и фон. Так и в музыке. Мы посвящаем хористов в задуманную исполнительскую концепцию в период разбора сочинения. Тогда более понятным и естественным для них становятся требования руководителя к деталям, менее надоедливыми - многочисленные повторения технически, трудных мест, не кажутся надуманными приемы выразительности, штрихи, динамика.
Каждую весну люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника - праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую бы не затронула война. С судьбами людей тесно переплелись судьбы песен. Есть песни о войне, написанные авторами уже в мирное время. Большинство вокальных произведений на эту тему - это песни воспоминания, песни - раздумья, песни - память. В них рассказывается о далеких походах, о возвращении солдат на Родину, о боевых друзьях - однополчанах, о фронтовой дружбе.
2015 год - будет юбилейным годом в истории России, годом 70-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Есть события, над которыми не властно время, которые навсегда остаются в памяти народной, таким событием стала Великая Отечественная война, небывалая по своим масштабам, массовому героизму на полях сражений, лишениям, самоотверженному труду в тылу, и невыразимому трагизму.
Эта война для всего советского народа стала Великой Отечественной, потому что весь народ бывшего Советского Союза встал на защиту Родины. До сих пор многие спорят о причинах воли к Победе наших людей. Что двигало ими: Любовь к Родине или Вера в Бога?! Но главное, что не вызывает споров, - наше настоящее существует благодаря их бессмертному подвигу, движимому Любовью и Верой.
Виктор Резник «Солдатка». Аудио запись Л.Долиной
«Парижское танго»
Считается, что танго появилось примерно в 1880-м году в Аргентине. По легенде, когда на улице Буэнос-Айреса разыгралась очередная настоящая драка за возлюбленную, при появлении полиции юноши ловко замаскировали свой поединок под танцевальное действо, так и появилось танго - танец двух мужчин, борющихся за избранницу или просто за женское внимание. Лишь потом, когда этот танец стал переходить с улиц в бары, женщины также стали танцевать его.
Париж обожает танцевать, а один любимых парижских танцев - это танго (кстати, Париж был первым европейским городом, который принял этот танец). В городе множество мест где собираются любители танго. Большая часть их находятся в залах, и тогда за вход нужно платить, но есть и бесплатные, располагающиеся прямо под открытым небом. Одна из них имеет свое постоянное место на набережной Сены недалеко от Ботанического сада. Другие кочуют - люди просто договариваются, где и когда встретятся в очередные выходные, приносят с собой музыкальный центр и начинают танцевать.
Видеоролик «Танго Белое, черное», видео Марие Матье «Парижское танго»
Таким образом, задача хора своим звучанием выражать, нести содержание исполняемого произведения, а это невозможно сделать без выразительного преподнесения слова. А задача дирижера - научит детей петь слова, складывать их во фразы и предложения. И эта работа является неотъемлемой и органической частью работы по созданию художественного облика сочинения.
Вся вокально-техническая и художественно-эмоциональная работа над произведением направляется на достижение исполнительских навыков и мастерства, на передачу всех авторских замыслов композитора и поэта, что в итоге ведёт к раскрытию художественного образа вокального произведения и к его яркости при исполнении.
Исполнение Тугаринов «Зимняя сказка», И.Хрисаниди «Ассоль»
Что нового вы сегодня узнали?
Какие хоровые произведения больше вам нравятся?
Подведение итогов
Не существует вопроса: какая музыка лучше? Вся музыка хорошая, если это Музыка. Критерием служит одно: звучит эта музыка внутри тебя или не звучит, поешь ты ее «про себя» или нет. Истинная музыка всегда оставит след в душе и памяти.