Роль репертуара в формировании духовно-нравственной культуры школьников

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя

План - конспект

открытого урока по хору

Учитель: Скорова Татьяна Юрьевна

Концертмейстер: Кулешова Светлана Сергеевна

Дата проведения: 21 Января 2015 года

Класс: 6-8

Предмет: Хоровой класс

Тема урока: «Роль репертуара в формировании духовно-нравственной культуры школьников».

Форма проведения: творческая лаборатория.

Тип урока: урок - повторение, закрепление умений и навыков.

Цель урока: накопление музыкально-теоретических знаний.

Задачи:

Образовательные: формирование у обучающихся основных певческих навыков.

К ним мы можем отнести:

  • певческую установку;

  • певческое дыхание и опору звука;

  • высокую вокальную позицию;

  • точное интонирование;

  • ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

  • использование различных видов звуковедения;

  • дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Развивающие:

  • продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

  • продолжение развития гармонического слуха;

  • развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

Воспитательные:

  • воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере;

  • воспитание организованности;

  • внимания, естественности в момент коллективного музицирования.


Методы обучения:

  • наглядный (слуховой и зрительный);

  • словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);

  • индуктивный;

  • дедуктивный;

  • проблемно - поисковый;

  • объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Методические приёмы:

  • творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

  • применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;

  • побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

  • вариативность заданий при повторении упражнений;

  • представление « в уме» первого звука уже на дыхании;

  • юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:


  • · психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;

  • · личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

  • · учёт индивидуальных особенностей;

  • · дифференцированный подход.

Оборудование: фортепиано, стулья, хоровые партии, компьютер, мультимедиа проектор.

музыкальный материал:

- фонограмма Л.Долиной «Солдатка»,

- видеоролик мужское танго «Белое, черное».


План занятия

I.. Организационный этап.

а) приветствие, психологический настрой учащихся;

б) сообщение темы урока и его задач;

в) вступительная часть.

II. Основная часть.

1. Распевание на примере русской народной пенсии «Как пойду я на быструю речку»

2. Работа над произведениями «Солдатка», «Парижское танго».

III. Заключительная часть

Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока). Домашнее задание.



Ход урока


Старший хор - это коллектив с определенным опытом, дисциплиной, дети знакомы с музыкальной грамотой, осваивают многоголосие. Моя цель - создание не «хорового кружка», а скорее храма искусства, что дети будут здесь не развлекаться, обогащаться, духовно расти.

Выбор репертуара - это не одномоментный акт, это длительный процесс. Нужно гибко реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни, знать закономерности музыкально-певческого развития детей и уметь предугадать динамику этого развития под влиянием отобранного репертуара. К сожалению, нотные издания для детского хора не столь объемны и разнообразны, как, например, фортепианная литература. И хотя в последние годы появились новые интересные хоровые сборники, постоянно ощущается так называемый «репертуарный голод», недостаток сочинений, в который бы сочетались неоспоримые музыкально-поэтические достоинства и педагогическая целесообразность.

Работа над произведениями - основная, центральная часть занятий. Много произведений не успеть разучить на занятии, но очень желательно, чтобы о каждом сочинении у ребят сложился цельный образ, чтобы оно понравилось детям. Ведь, как известно, первое впечатление бывает самым ярким и особенно глубоко врезается в память.

Как правило, песня учится три-четыре урока. Иногда, выучив произведение, полезно дать ему «отлежаться», а затем снова вернуться к нему. Чтобы выученное произведение звучало, его надо «впевать», работая над певческой и исполнительской свободой, а также над одухотворенным исполнением. Впетое произведение дети поют свободно, не думая о технических трудностях, исполнение впетого произведения дает возможность для исполнительской импровизации, т е живого исполнения.

В процессе работы на одном занятии, хорошо совмещать разные произведения и разные этапы работы над ними. Работы самые разные: в одной песне - первое знакомство и разучивание, в другой - работа над фразой, в третьей - разучивание нового куплета, в четвертой - работа над исполнением и т.д.

Все вокально-хоровые навыки и умения воспитываются, прежде всего, через художественный репертуар, который разучивается в повседневных репетициях

Главное в работе над произведением - создание его художественного образа. Это - самая трудная и прекрасная , самая непредсказуемая, самая тонкая и никогда до конца не понятая, требующая мастерства, и никогда не достигшая совершенства, самая главная часть работы по воспитанию детского хора как художественного коллектива. Содержание, звук и форма являются ее главными составляющимися.

Работу над произведением можно сравнить с работой художника, скульптора: на холсте или глыбе камня появляются с трудом различимые контуры пейзажа или портрета, но уже определен размер и масштаб, расположение предметов, деталей, намечено главное и второстепенное, передний план и фон. Так и в музыке. Мы посвящаем хористов в задуманную исполнительскую концепцию в период разбора сочинения. Тогда более понятным и естественным для них становятся требования руководителя к деталям, менее надоедливыми - многочисленные повторения технически, трудных мест, не кажутся надуманными приемы выразительности, штрихи, динамика.

Каждую весну люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника - праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую бы не затронула война. С судьбами людей тесно переплелись судьбы песен. Есть песни о войне, написанные авторами уже в мирное время. Большинство вокальных произведений на эту тему - это песни воспоминания, песни - раздумья, песни - память. В них рассказывается о далеких походах, о возвращении солдат на Родину, о боевых друзьях - однополчанах, о фронтовой дружбе.

2015 год - будет юбилейным годом в истории России, годом 70-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Есть события, над которыми не властно время, которые навсегда остаются в памяти народной, таким событием стала Великая Отечественная война, небывалая по своим масштабам, массовому героизму на полях сражений, лишениям, самоотверженному труду в тылу, и невыразимому трагизму.

Эта война для всего советского народа стала Великой Отечественной, потому что весь народ бывшего Советского Союза встал на защиту Родины. До сих пор многие спорят о причинах воли к Победе наших людей. Что двигало ими: Любовь к Родине или Вера в Бога?! Но главное, что не вызывает споров, - наше настоящее существует благодаря их бессмертному подвигу, движимому Любовью и Верой.

Виктор Резник «Солдатка». Аудио запись Л.Долиной

«Парижское танго»

Считается, что танго появилось примерно в 1880-м году в Аргентине. По легенде, когда на улице Буэнос-Айреса разыгралась очередная настоящая драка за возлюбленную, при появлении полиции юноши ловко замаскировали свой поединок под танцевальное действо, так и появилось танго - танец двух мужчин, борющихся за избранницу или просто за женское внимание. Лишь потом, когда этот танец стал переходить с улиц в бары, женщины также стали танцевать его.

Париж обожает танцевать, а один любимых парижских танцев - это танго (кстати, Париж был первым европейским городом, который принял этот танец). В городе множество мест где собираются любители танго. Большая часть их находятся в залах, и тогда за вход нужно платить, но есть и бесплатные, располагающиеся прямо под открытым небом. Одна из них имеет свое постоянное место на набережной Сены недалеко от Ботанического сада. Другие кочуют - люди просто договариваются, где и когда встретятся в очередные выходные, приносят с собой музыкальный центр и начинают танцевать.
Видеоролик «Танго Белое, черное», видео Марие Матье «Парижское танго»

Таким образом, задача хора своим звучанием выражать, нести содержание исполняемого произведения, а это невозможно сделать без выразительного преподнесения слова. А задача дирижера - научит детей петь слова, складывать их во фразы и предложения. И эта работа является неотъемлемой и органической частью работы по созданию художественного облика сочинения.

Вся вокально-техническая и художественно-эмоциональная работа над произведением направляется на достижение исполнительских навыков и мастерства, на передачу всех авторских замыслов композитора и поэта, что в итоге ведёт к раскрытию художественного образа вокального произведения и к его яркости при исполнении.

Исполнение Тугаринов «Зимняя сказка», И.Хрисаниди «Ассоль»

Что нового вы сегодня узнали?

Какие хоровые произведения больше вам нравятся?

Подведение итогов

Не существует вопроса: какая музыка лучше? Вся музыка хорошая, если это Музыка. Критерием служит одно: звучит эта музыка внутри тебя или не звучит, поешь ты ее «про себя» или нет. Истинная музыка всегда оставит след в душе и памяти.



4,7 / 5 (15)
загрузить
© 2010-2018