- Преподавателю
- Дополнительное образование
- КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО НМТ РУССКАЯ ИЗБА
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО НМТ РУССКАЯ ИЗБА
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мальцева Т.В. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока по предмету НМТ
Тема : «Русская изба»
Цель:
- познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
Обучающие:
-
-познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
-
познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;
Развивающие:
-
развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;
-
обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
Воспитательные:
-
воспитывать бережное отношение учащихся к народным традициям;
-
воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска.
Ход урока:
(урок сопровождается показом слайдов)
Слайд 1
Хозяйка избы встречает детей у входа.
- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог - хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. (слайд 2)Сядем рядком, да поговорим ладком.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. (слайд 3)
-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
-Как мы себя чувствуем дома?
- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»
Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. Давным давно на Руси предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Строили их из бревен и называли избами.
- А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
Хоть колюча, а не Ёлка,
Подлинней её иголка,
А кора тонка, красна,
Та красавица ... (сосна). (Слайд 4.)
«Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки» (лиственница) (слайд 5)
- Почему же из лиственницы и сосны строили дома?
Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.
В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга. А заготавливать материал для дома начинали еще в морозы, в январе месяце.
- А чем же строили избу? (слайд 6)
Главным орудием плотника был топор и его разновидности.
Скобель - ручной инструмент с его помощью снимается кора с бревен. Этот инструмент представлял собой скребок, серпообразную металлическую пластину с режущей кромкой и двумя рукоятками.
Тесло - плотничный инструмент, применяемый для выдалбливания желобов, пазов и вытесывания всевозможных выемок в бревнах. (слайд 7)
- Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают - глотает» (печь) (слайд 8)
Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка - деревенская кормилица. (слайд 9)
-Чем же могла печь накормить своих хозяев?
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток - это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской.
- Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»? (слайд 10)
Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.
(слайд 11)Мужской угол -коник, где обычно ставился большой сундук. В нем хранили самое ценное имущество, на нем же спал хозяин дома. В конике выполняли мелкие мужские работы.
(слайд 12) В другой стороне горницы - правой - висит икона, стоит стол обеденный и лавки. Эту часть горницы называли красный угол. Красный - значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали.
(слайд 13) Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога - не до порога». Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.
(слайд 14) А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.
(слайд 15) А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати - это такие полки. На них и спали.
(слайд 16) «В избушке, распевая, деваПрядет, и, зимних друг ночей,Трещит лучинка перед ней» (А.С.Пушкин)
Для освещения горницы пользовались лучиной. (слайд 17)
Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы - кто родом из леса, кто- с поля, кто - из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать - пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар). (слайд 18)
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
«Новая посудина, а вся в дырках» (сито) (слайд 18)А
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.
Дети пробуют просеять муку через сито.
«Что за барыня такая ?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка) (слайд 18)Б
Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка) (слайд 18)В
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Дети под народную музыку играют на ложках.
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок) (слайд 18)Г
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит - отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват) (слайд 18)Д
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.
Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?
«Был я копан, был я топтан,
Был на пожаре, был на базаре,
Сколько было сил, всю семью кормил.
Сам терпел - ничего не ел.
Сделался стар - пеленаться стал» (горшок) (слайд 18)Е
Главной кухонной посудой был горшок - прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.
Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок- не знал пеленок, стар стал- пеленаться стал».
(слайд 19) Кто любит труд, того люди чтут. Есть терпенье, будет и уменье.
(слайд 20) Гостя встречали с лаской, с поклоном до земли, угощали с радостью, провожали с благоговением. Первой выходила хозяйка в праздничном наряде. Угощение начиналось с хлеба с солью, затем угощали самым лучшим, что было в доме.
После трапезы было чаепитие. На прощанье гостю всегда говорили: «Скатертью дорога».(слайд 21)
Пословицы и поговорки (слайд 22)
Добро пожаловать, дорогие гости, милости просим!
Гость в дом - хозяину радость.
Красному гостю - красное место.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
Что на месте лежит, то само в руки бежит.
Дом красится хозяином.
Загадки
Ходит, ходит, а в избу не заходит (дверь)
Сквозь стену торчок (сучек)
Маленький мальчик всем под ноги смотрит (порог)
Черная курица сидит на красных яйцах (котелок)
Маленький пузатенький, а весь дом бережет (замок)
На улице рогато, а в избе гладко (углы избы)
Не на полу, не на полке, и в дом глядит, и на улицу (окно)
Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада!
Гость на порог - хозяину радость!
Самоанализ педагога
Цель:
- познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
-
познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
-
познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;
-
обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
-
воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
-
развивать художественно - творческие способности детей.
На предшествующих занятиях в группе была проведена предварительная работа, в которую вошли: чтение русских народных сказок, использование в совместной деятельности потешек, поговорок, закличек, слушание русской народной музыки.
Занятие получилось насыщенным по содержанию, методический материал подобран в соответствии с возрастом. На данном занятии поставленные цели и задачи были выполнены.
Для привлечения внимания были использованы разнообразные приемы работы с детьми : это и введение образа Хозяюшки, и возможность подействовать с предметами русского быта (с чугунком, ухватом, прялкой, ситом, самоваром, ступкой), и сюрпризный момент с сундуком, и возможность примерить народный костюм . Наилучшим образом подействовали на поддержание интереса детей: создание игровых ситуаций (принятие определенных социальных ролей), создание поделок из глины (горшочков), использование интонационной выразительности в речи воспитателя. Оформление комнаты в стиле «русской избы», музыкальное сопровождение занятия, русская народная одежда - все это также дало возможность детям окунуться в атмосферу русского быта.
В ходе занятия старалась активизировать и вовлечь каждого ребенка в деятельность для решения поставленных задач, добиваться индивидуальных ответов, в работе по обогащению словаря использовать больше прилагательных в речи детей, вызвала интерес при загадывании загадок и нахождение отгадок в русской избе. Дети активно отвечали на вопросы «хозяюшки», рассказ о жителях русской избы слушали с интересом, хорошо справлялись с поручениями . У детей закрепилось представление о том, как жили наши предки, о предназначении предметов народного быта, о правилах культуры поведения в гостях.
При знакомстве с русской избой удалось раскрыть в детях творческие способности через импровизацию с элементами народного танца и в продуктивной деятельности при лепке глиняных горшочков.
Для достижения наилучших результатов я планирую в дальнейшем включать в занятие как можно больше фольклорного материала: попевок, закличек, присказок, пословиц и поговорок; организовать экскурсии в краеведческий музей, музей бересты, музей солнца, которые помогут детям расширить кругозор, узнать и увидеть много интересного из истории русской народной культуры.
Для ознакомления с работой кружка «Русские узоры» с родителями будет проведена викторина с целью выявления знания основ русской культуры, а также будут выпускаться папки-раскладушки в соответствии с тематикой занятий.